Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 00:44, курсовая работа
Целью исследования изучение влияния научно-технического потенциала на развитие экономики.
В ходе работы поставлены следующие задачи:
1. Дать определение НТП и рассмотреть критерии оценки его эффективности.
2. Определить взаимосвязь НТП и инновационного процесса.
3. Исследование содержания и развития форм финансовых отношений и системы финансирования в сфере инновационной деятельности
Рассмотреть влияние инноваций на экономический рост в России
При реализации этой стратегии
осуществляется обеспечение опережающего
развития среды «генерации знаний»,
конкурентоспособность сектора
исследований и разработок на ограниченном
числе приоритетных направлений (нанотехнологии,
биотехнологии, технологии энергосбережения
и альтернативной энергетики, а также
информационные технологии), создание
эффективной инновационной
Основными направлениями политики
Российской Федерации в области
развития инновационной системы
определены цель, задачи, направления,
механизмы и основные меры реализации
государственной политики в области
развития инновационной системы, включающие
порядок создания благоприятной
экономической, правовой и инвестиционной
среды в отношении
Рис.12.3. Прогнозные параметры российской экономики на среднесрочную перспективу43
Комплексные международные исследования показали, что Россия существенно уступает по уровню инновационного развития ведущим зарубежным странам.
По экспертным оценкам,
Масштабы
и темпы создания современной
НИС в России пока явно недостаточны,
а низкая восприимчивость российских
компаний к инновациям приводит к
снижению конкурентоспособности
В настоящее время, инновационная политика государства учитывает следующие обстоятельства:
1.Россия
обладает одним из лучших в
мире потенциалов в ряде
2.Существует
проблема прерывания
3.Ресурсы
предпринимательского сектора
Важнейшую роль в стимулировании
инновационного процесса играют не только
сами субъекты, но и степень развитости
отношений между ними. Вместе с
тем, у нас недостаточно развиты
соответствующие
Ключевые проблемы развития НИС отражены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Где в качестве основных задач определено:
-разработать и приступить
к реализации долгосрочной (до 2010-2015
годов) стратегии развития
-обеспечить функционирование
системы институтов развития
и венчурных фондов, отработать
механизмы финансирования
-сосредоточить усилия
на стратегически важных
В этой связи предусмотрена
разработка проекта Федерального закона
об участии государства в развитии
инновационной системы, предложений
по определению размера и вида
компенсационных платежей за использование
прав на получение за счет средств
федерального бюджета результатов
научно-технической
Одним из результатов
реализации этой программы
стало продолжение
Эти проекты предусматривают усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счет решения ключевых задач конкурентоспособности, а именно ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения), применения технологий высокой степени переработки исходного сырья, эффективного использования сырьевой базы, обеспечения гибкости производства.
Они основаны на научных достижениях мирового уровня в передовых областях науки и техники и в первую очередь касаются критических технологий федерального уровня.
Следует отметить, что в рамках вышеуказанных проектов реализуется полный инновационный цикл: прикладные научные исследования – опытно-конструкторские и технологические разработки – освоение производства в период не более 3-4 лет.
Особенностью этих проектов
является то обстоятельство, что в
результате их выполнения должны быть
обеспечены промышленный выпуск и коммерческая
реализация конкурентоспособной продукции
в объемах, не менее чем в пять
раз превышающих бюджетные
Кроме того, в ходе реализации каждого важнейшего инновационного проекта государственного значения наряду со средствами федерального бюджета предусмотрено обязательное привлечение необходимых средств из внебюджетных источников в пропорции 1:2.
Становление отечественной
инновационной инфраструктуры сопряжено
с развитием институтов использования
и защиты прав интеллектуальной собственности.
С целью повышения
В частности подготовлен и проходит согласование проект Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство научно-технических результатов», который, в частности, предусматривает:
- государственное регулирование инновационной деятельности;
- определение правового статуса участников инновационного процесса;
- регулирование отношений, возникающих при использовании различных механизмов финансирования инновационной деятельности;
- регулирование отношений
в сфере распределения
- регулирование отношений,
связанных с учетом и
Одним из важнейших элементов развития инновационной системы России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, финансирование которого осуществляется пока только за счет средств федерального бюджета. Фонд реализует ряд программ, таких как «Старт», «Темп», которые направлены на финансовое содействие при создании и развитии малых инновационных предприятий.
В целях кадрового обеспечения
трансфера инновационных
В настоящее время в стране осуществляется создание государственной Российской венчурной компании с уставным капиталом в 15 млрд. рублей. Предполагается, что такой «фонд фондов» будет инвестировать целый ряд венчурных фондов с уставным капиталом от 1 до 3 млрд. рублей. При этом доля государства в создаваемых венчурных фондах будет варьироваться в пределах от 25% до 49%.
Существенное значение для
активизации инновационной
В настоящее время уже
создаются четыре технико-внедренческие
зоны в г. Санкт - Петербурге, Зеленограде
(Московской обл.), Томской области,
г. Дубна и две промышленно-
Мы полагаем, что создание Особых экономических зон (ОЭЗ) в ряде регионов России ускорит интеграцию нашей страны в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах России и иностранных участников этих зон.
В Федеральном бюджете 2006 года на развитие инфраструктуры ОЭЗ заложено 8 млрд. рубл. в форме капитальных вложений.
Следует особо подчеркнуть, что сегодня ряд предприятий и организаций, расположенных в особых экономических зонах, а именно в Казани, Зеленограде, Санкт - Петербурге, Новосибирске, Томске принимают участие в реализации семи важнейших проектов государственного значения.
В настоящее время осуществляется
разработка проекта Федерального
закона об участии государства в
развитии инновационной системы, предложений
по определению размера и вида
компенсационных платежей за использование
прав на получение за счет средств
федерального бюджета результатов
научно-технической
В стране совершенствуются нормативные документы по стимулированию инновационной деятельности. В частности подготовлен и направлен на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти проект Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство научно-технических результатов», который, в частности, предусматривает:
- государственное регулирование инновационной деятельности;
- определение правового статуса участников инновационного процесса;
- регулирование отношений,
возникающих при использовании
различных механизмов
- регулирование отношений
в сфере распределения
-регулирование отношений,
связанных с учетом и
Важным условием для становления эффективно действующих технико – внедренческих зон является высокая концентрация малых инновационных компаний, так как именно малый инновационный бизнес направляет научно-исследовательскую и производственную деятельность на развитие наиболее коммерчески перспективных проектов.
Информация о работе Инновационные технологии и их влияния на экономический рост