Инновационные технологии и их влияния на экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования изучение влияния научно-технического потенциала на развитие экономики.
В ходе работы поставлены следующие задачи:
1. Дать определение НТП и рассмотреть критерии оценки его эффективности.
2. Определить взаимосвязь НТП и инновационного процесса.
3. Исследование содержания и развития форм финансовых отношений и системы финансирования в сфере инновационной деятельности
Рассмотреть влияние инноваций на экономический рост в России

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.docx

— 3.50 Мб (Скачать файл)

При реализации этой стратегии  осуществляется обеспечение опережающего развития среды «генерации знаний»,  конкурентоспособность сектора  исследований  и разработок на ограниченном числе приоритетных направлений (нанотехнологии, биотехнологии, технологии энергосбережения и альтернативной энергетики, а также  информационные технологии), создание эффективной инновационной инфраструктуры, стимулирование технологической модернизации отраслей экономики с использованием эффективных механизмов реализации национальных приоритетов технологического развития в ограниченном числе секторов.

 Основными направлениями политики Российской Федерации в области  развития инновационной системы  определены цель, задачи, направления, механизмы и основные меры реализации государственной политики в области  развития инновационной системы, включающие  порядок создания благоприятной  экономической, правовой  и инвестиционной среды в отношении инновационной  деятельности и формирования инфраструктуры отечественной инновационной системы, а также меры государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.12.3. Прогнозные параметры российской экономики на среднесрочную перспективу43

 

Комплексные международные исследования показали, что Россия существенно уступает по уровню инновационного развития ведущим  зарубежным странам.

  По экспертным оценкам, интегральный  инновационный индекс России  в 2003 г. составил 47,3% по сравнению  с  США и 51,1% по сравнению  со странами ЕС. Сегодня этот  показатель улучшен пока не  значительно.

Масштабы  и темпы создания современной  НИС в России пока явно недостаточны, а низкая восприимчивость российских компаний к инновациям приводит к  снижению конкурентоспособности выпускаемой  продукции. Вследствие этого нарастает  технологическое отставание России от развитых стран.

В настоящее время, инновационная  политика государства учитывает  следующие обстоятельства:

1.Россия  обладает одним из лучших в  мире потенциалов в ряде областей  фундаментальной науки, однако  в стране отсутствуют все необходимые  условия для его расширенного  воспроизводства. 

2.Существует  проблема прерывания инновационная  цикла на этапе перехода от  фундаментальных исследований через  НИОКР к коммерческим технологиям.  Отмечается низкий уровень развития  сектора прикладных разработок  и неразвитость инновационной  инфраструктуры в части коммерциализации  передовых технологий.

3.Ресурсы  предпринимательского сектора ориентированы  в большей степени на закупку  импортного оборудования. Капитализация  высокого интеллектуального ресурса  происходит преимущественно вне  пределов России, а значительные  средства предпринимательского  сектора исключены из процессов  воспроизводства отечественного  сектора исследований и разработок.

Важнейшую роль в стимулировании инновационного процесса играют не только сами субъекты, но и степень развитости отношений между ними. Вместе с  тем, у нас недостаточно развиты  соответствующие государственные  и общественные институты, стимулирующие  связи между научными, учебными организациями  и инновационными компаниями, между  крупными компаниями и малыми и средними инновационными предприятиями.

Ключевые проблемы развития НИС отражены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года.  Где в качестве основных задач определено:

 

-разработать и приступить  к реализации долгосрочной (до 2010-2015 годов) стратегии развития инноваций;

-обеспечить функционирование  системы институтов развития  и венчурных фондов, отработать  механизмы финансирования инновационной  сферы на долгосрочной основе;

-сосредоточить усилия  на стратегически важных направлениях  фундаментальных и прикладных  исследований, что потребует концентрации  соответствующих финансовых ресурсов  государства, создания условий  для увеличения инвестиций на  финансирование научных исследований  и разработок, а также укрепления  связи образования с экономикой  путем создания интегрированных  научно-образовательных структур;

В этой связи  предусмотрена  разработка проекта Федерального закона об участии государства в развитии инновационной системы, предложений  по определению размера и вида компенсационных платежей за использование  прав на получение за счет средств  федерального бюджета результатов  научно-технической деятельности,  порядка учета и использования  таких поступлений; выработку мер  по  развитию центров трансфера  технологий; совершенствованию порядка  формирования и реализации важнейших  инновационных проектов государственного значения в рамках федеральных целевых  программ технологического профиля; разработке мер государственной поддержки  развития малого инновационного предпринимательства  в научно–технической сфере из средств  государственного бюджета; формированию и реализации пилотных проектов по инновационной деятельности субъектами Российской Федерации.

 Одним из результатов  реализации этой программы   стало продолжение практического  выполнения 13 важнейших инновационных  проектов государственного значения  за счет средств федерального  бюджета. В настоящее время  у нас находится на рассмотрении  еще около 40 предложений, претендующих  на включение в перечень важнейших  инновационных проектов, финансирование  которых может быть обеспечено, в том числе за счет внешних  инвестиций.

Эти проекты предусматривают  усиление конкурентных позиций отечественных  товаропроизводителей на внутреннем и  внешнем рынках за счет решения ключевых задач конкурентоспособности, а  именно ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения), применения технологий  высокой степени переработки  исходного сырья, эффективного использования  сырьевой базы, обеспечения гибкости производства.

 

Они основаны на научных  достижениях мирового уровня в передовых  областях  науки и техники  и в первую очередь касаются критических  технологий федерального уровня.

Следует отметить, что в  рамках вышеуказанных проектов реализуется  полный инновационный цикл: прикладные научные исследования – опытно-конструкторские  и технологические разработки –  освоение производства в период не более 3-4 лет.

Особенностью этих проектов является то обстоятельство, что в  результате их выполнения должны быть обеспечены промышленный выпуск и коммерческая реализация конкурентоспособной продукции  в объемах, не менее чем в пять раз превышающих бюджетные ассигнования, выделенные исполнителю соответствующего государственного контракта.

Кроме того, в ходе реализации  каждого важнейшего инновационного проекта государственного значения наряду со средствами федерального бюджета  предусмотрено обязательное привлечение  необходимых  средств из внебюджетных источников   в  пропорции 1:2.

Становление отечественной  инновационной инфраструктуры сопряжено  с развитием институтов использования  и защиты прав интеллектуальной собственности. С целью повышения эффективности  правового регулирования вопросов, связанных с оборотом интеллектуальной собственности  продолжается  работа по созданию нормативно-правовой базы в указанной сфере, а также  по стимулированию инновационной деятельности.

В частности подготовлен  и проходит согласование проект Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации с целью  стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство научно-технических  результатов», который, в частности, предусматривает:

- государственное регулирование  инновационной деятельности;

- определение правового статуса участников инновационного процесса;

- регулирование отношений,  возникающих при использовании    различных механизмов финансирования инновационной   деятельности;

 

- регулирование отношений  в сфере распределения полномочий  в    области осуществления государственной инновационной политики   между органами государственной власти субъектов Российской   Федерации;

- регулирование отношений,  связанных с учетом и контролем  за    исполнением результатов научно-технической деятельности,   создаваемых за счет или с привлечением средств федерального бюджета.

Одним из важнейших элементов  развития инновационной системы  России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, финансирование которого осуществляется  пока только за счет средств федерального бюджета. Фонд реализует ряд программ, таких  как «Старт», «Темп», которые направлены на финансовое содействие при создании и развитии малых инновационных  предприятий.

В целях кадрового обеспечения  трансфера инновационных технологий в настоящее время прорабатывается  вопрос реализации программы «Пуск».

В настоящее время в  стране осуществляется создание государственной  Российской венчурной компании с  уставным капиталом в 15 млрд. рублей. Предполагается, что такой «фонд  фондов» будет инвестировать  целый ряд венчурных фондов с  уставным капиталом от 1 до 3 млрд. рублей. При этом доля государства в создаваемых  венчурных фондах  будет  варьироваться  в пределах от 25% до 49%.

Существенное значение для  активизации инновационной деятельности в России имеет создание 10 зон  промышленно–производственного и  технико–внедренческого типов.

В настоящее время  уже  создаются четыре технико-внедренческие  зоны в  г. Санкт - Петербурге, Зеленограде (Московской обл.), Томской области, г. Дубна  и две промышленно-производственные  зоны в Республике Татарстан и  Липецкой области.

Мы полагаем, что создание Особых экономических зон (ОЭЗ) в  ряде регионов России ускорит интеграцию нашей страны в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов  в интересах России и иностранных  участников этих зон.

В Федеральном бюджете  2006 года  на развитие инфраструктуры ОЭЗ заложено 8 млрд. рубл. в форме  капитальных вложений.

Следует особо подчеркнуть, что сегодня ряд предприятий  и организаций, расположенных в  особых экономических зонах, а именно в Казани, Зеленограде, Санкт - Петербурге, Новосибирске, Томске  принимают  участие в реализации семи важнейших  проектов государственного значения.

В настоящее время осуществляется разработка  проекта Федерального закона об участии государства в  развитии инновационной системы, предложений  по определению размера и вида компенсационных платежей за использование  прав на получение за счет средств  федерального бюджета результатов  научно-технической деятельности,  порядка учета и использования  таких поступлений; выработку мер  по  развитию центров трансфера  технологий; совершенствованию порядка  формирования и реализации важнейших  инновационных проектов государственного значения в рамках федеральных целевых  программ технологического профиля; разработке мер государственной поддержки  развития малого инновационного предпринимательства  в научно–технической сфере из средств  государственного бюджета; формированию и реализации пилотных проектов по инновационной деятельности субъектами Российской Федерации.

В стране совершенствуются нормативные документы по стимулированию инновационной деятельности. В частности  подготовлен и направлен на согласование заинтересованным федеральным органам  исполнительной власти проект Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации с целью  стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство научно-технических  результатов», который, в частности, предусматривает:

- государственное регулирование  инновационной деятельности;

- определение правового статуса участников инновационного процесса;

- регулирование отношений,  возникающих при использовании  различных механизмов финансирования  инновационной деятельности;

- регулирование отношений  в сфере распределения полномочий  в области осуществления государственной  инновационной политики между  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации;

-регулирование отношений,  связанных с учетом и контролем  за исполнением результатов научно-технической  деятельности, создаваемых за счет  или с привлечением средств  федерального бюджета.

Важным условием для становления  эффективно действующих технико  – внедренческих зон является высокая концентрация малых инновационных  компаний, так как именно малый  инновационный бизнес направляет научно-исследовательскую  и производственную деятельность на развитие наиболее коммерчески перспективных  проектов.

Информация о работе Инновационные технологии и их влияния на экономический рост