Интеграция Республики Беларусь в Едином экономическом пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель работы раскрытие теоретических основ функционирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, определение и обоснование перспектив развития взаимной торговли в рамках ЕЭП.
Задачи данной дипломной работы являются раскрытие исторического содержания интеграционных процессов и рассмотрение существующих взглядов на процессы интеграции в зарубежной и отечественной науке; определение места Республики Беларусь в интеграционных процессах; рассмотрение предпосылки дальнейшего развития международного сотрудничества Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты международной экономической интеграции……..
1.1 Международная экономическая интеграция: сущность, этапы, последствия….…………………………...…………….……………………....
1.2 Зарубежный опыт формирования международных экономических интеграций.….… …...…………...…………...…………...…………...………
2 Республика Беларусь и Евразийская интеграция: предпосылки, история создания, преимущества.…………...…………… …...…………...…………….
2.1 Предпосылки и этапы становления Единого экономического пространства….…...…………...…………...…………...…………...………...
2.2 Преимущества формирования Единого экономического пространства.….……. …...…………...…………...…………...……...………
3 Социально-экономические последствия от создания Евразийского экономического сообщества.…………………………. ……………….………
3.1 Перспективы, открывающиеся перед ЕврАзЭС….….…………...…......
3.2 Перспективы, открывающиеся перед Республикой Беларусь.….…… ..
Заключение……………………………………………………………...………..
Список использованных источников…………………………………...………

Файлы: 1 файл

diplom1.docx

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 Опыт Евросоюза свидетельствует о том, что региональная интеграция в целом не препятствует развитию мировой торговли и ее дальнейшей либерализации, напротив - ЕС как региональная группировка занимается, в том числе, продвижением "своих" хозяйствующих субъектов на "чужие" рынки. В то же время в перспективе не исключено усиление избирательного протекционизма с его стороны в интересах защиты собственных производителей и сохранения рабочих мест в Европе.

 

 

 

 

 

 

    1. Республика Беларусь и Евразийская интеграция: предпосылки, история создания, преимущества

 

 

2.1 Предпосылки и этапы становления Единого экономического пространства

 

 

Последние два десятилетия характеризуются всплеском интереса к региональной интеграции. Более половины мировой торговли сегодня осуществляется в рамках существующих или находящихся в процессе становления торговых блоков, и почти каждая страна в мире является членом одного или нескольких соглашений о региональной интеграции. Региональная интеграция влияет на экономические и политические взаимоотношения между странами, ставя их перед выбором, какую из форм интеграции предпочесть на данном этапе.

Побудительным мотивом возникновения региональных торговых объединений на просторах СНГ было стремление к сохранению или восстановлению существовавших хозяйственных связей, а также желание удержаться на традиционных экспортных рынках, ограничивая внешнюю конкуренцию.

Процесс интеграции на евразийском пространстве имеет более чем 20-летнюю историю. Фактически попытки на новых принципах сохранить существовавшие десятилетиями хозяйственно-экономические связи начались сразу после распада СССР. 

Объективным стимулом тому служил высокий уровень взаимных кооперационных связей в самых разных отраслях национальных экономик новых независимых государств: в промышленности и сельском хозяйстве, транспорте и энергетике. К этому необходимо добавить во многом общее социальное и гуманитарное пространство. 

Для каждого нового государства стремление к обретению полноценного политического и экономического суверенитета стало важнейшим приоритетом. Но было и понимание того, что без сохранения связей успеха в деле развития экономики и повышения качества жизни граждан будет достичь сложнее.

Можно выделить следующие этапы формирования Единого экономического пространства и отразить их на рисунке 2.1

 

 

Рисунок 2.1 – Универсальные этапы региональной интеграции.

Примечание – Источник: [12, с 15]

 

Первый этап– формирование зоны свободной торговли (ЗСТ). Предполагает свободное движение товаров, произведенных на территориях государств-участников, в пределах ЗСТ.

В Соглашении о создании зоны свободной торговли, в которое в 1994 году вступили Беларусь, Казахстан, Россия и другие государства – участники СНГ, исходя из поэтапности создания Экономического союза, создание зоны свободной торговли было определено как переходный этап к формированию Таможенного союза.

Новый международный договор – Договор о зоне свободной торговли – государства – участники СНГ заключили в октябре 2011 года, определив одной из основных целей формирование условий для свободного движения товаров и констатировав необходимость интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Второй этап экономической интеграции – создание Таможенного союза. Образуется единая таможенная территория. В ее пределах во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера.

Соглашения о Таможенном союзе между Беларусью, Казахстаном и Россией были подписаны главами правительств государств в январе 2007 года, в октябре того же года главы государств подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

Формирование Таможенного союза шло в соответствии с утвержденным планом действий. К 1 января 2010 года были созданы необходимые правовые условия для начала его функционирования. Функции внешнеторгового регулирования были переданы Комиссии Таможенного союза.

В соответствии с международными договорами с этого момента полномочия  Комиссии стали распространяться на:

  • изменение ставок ввозных таможенных пошлин;
  • ведение Товарной номенклатуры внешне - экономической деятельности Таможенного союза;
  • установление тарифных льгот и тарифных квот;
  • определение системы тарифных преференций;
  • введение мер нетарифного регулирования.

С 1 июля 2010 года Комиссии были переданы полномочия по проведению расследований и иных процедурных действий, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза в отношении товаров, происходящих из иностранных государств.

6 июля 2010 года вступил  в силу Таможенный кодекс Таможенного  союза. Заработала единая система  таможенного регулирования на  таможенной территории трех стран.

Приняты нормативные документы по таможенному администрированию, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы. Применяются единые правила определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров.

Организовано ведение таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов.

Применяется порядок взимания косвенных налогов во взаимной торговле в Таможенном союзе, и формируется практика обмена между налоговыми органами трех государств информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов.

Действует Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа того государства-члена, в котором они подлежат уплате. Уплаченные пошлины распределяются в бюджеты трех стран согласно нормативам распределения: Беларусь – 4,7%, Казахстан – 7,33%, Россия –87,97%.

С 1 июля 2011 года полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Беларусью, Казахстаном и Россией. Все виды таможенного контроля и оформления перенесены на внешнюю границу Таможенного союза. Завершено формирование единой таможенной территории.

В пределах единой таможенной территории свободно перемещаются товары, транспортные средства Таможенного союза и третьих стран после их выпуска для внутреннего потребления на территории любого государства-члена.

К концу 2011 года сформирована договорно-правовая база Таможенного союза, которая насчитывает свыше 70 международных договоров и более 900 решений Комиссии Таможенного союза.

Важнейшим направлением работы стала деятельность по разработке и принятию технических регламентов Таможенного союза, которая явилась ключевым элементом формирования единого рынка без технических барьеров с едиными требованиями к безопасности товаров и унифицированной базой стандартов. Согласованная политика в этой области позволяет в равной степени обеспечить безопасность для граждан продукции, попадающей на единый рынок Таможенного союза, а также стимулировать технологическое развитие предприятий трех государств.

На сегодняшний день Евразийской экономической комиссии, начавшей функционировать 2 февраля 2012 года, переданы все необходимые полномочия в этой сфере.

К началу октября 2012 года принят 31 технический регламент Таможенного союза, определяющий требования к безопасности обращающейся на единой таможенной территории продукции – машинам и оборудованию, топливу, пиротехническим изделиям, парфюмерно-косметической продукции, продукции легкой и пищевой промышленности и т.д.

16 июля 2012 года Совет Евразийской  экономической комиссии утвердил  новую редакцию Товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности  и Единого таможенного тарифа  Таможенного союза с учетом  условий присоединения России  к Всемирной торговой организации. По предварительным расчетам  при переходе на новую редакцию  Единого таможенного тарифа средневзвешенная  ставка ввозной таможенной пошлины  будет снижена с 9,6 до 7,8%.Создание  Таможенного союза означает появление  единого рынка для 170 млн. потребителей, на котором применяются нормы  единого Таможенного кодекса, действуют  Единый таможенный тариф, единая  система внешнеторгового и таможенного  регулирования, осуществляется единое  техническое регулирование. Уже  сегодня мы можем наблюдать  конкретные результаты его функционирования.

Следующий этап интеграции– формирование Единого экономического пространства. Это означает обеспечение четырех свобод – движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы на территории Единого экономического пространства. Кроме того, функционирование Единого экономического пространства предполагает координацию экономической политики государств-членов в отношении ключевых отраслей – макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, промышленности и агропромышленного комплекса, торговли и др.

Согласно Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 ЕЭП - это пространство, состоящее из территорий стран-участниц, на котором:

- функционируют однотипные  механизмы регулирования экономики, основанные на:

рыночных принципах;

применении гармонизированных правовых норм;

- существует единая инфраструктура;

- проводится согласованная  политика (налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная  политика), обеспечивающая свободное  движение товаров, услуг, капитала  и рабочей силы.

Согласно Договора о ТС и ЕЭП целями ЕЭП являются:

- эффективное функционирование  общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

- создание условий стабильного  развития и структурной перестройки  экономики Сторон в интересах  повышения жизненного уровня  их населения;

- проведение согласованной  политики (налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной  и тарифной);

- развитие единых транспортных, энергетических и информационных  систем;

- создание общей системы  мер государственной поддержки  развития приоритетных отраслей  экономики, производственной и научно-технологической  кооперации.

19 декабря 2010 года решением  Высшего органа Таможенного союза принят План действий по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, в соответствии с которым был подписан пакет соответствующих международных договоров.

Ровно через год решением Высшего евразийского экономического совета были введены в действие с 1 января 2012 года 17 базовых международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство. [12]

Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств- участников и повышения уровня жизни населения (рисунок 2.2)

Государства-участники стремятся содействовать:

    • развитию торговли и инвестиций между государствами-участниками, обеспечивающих устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права;
    • созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;
    • интеграции и наращиванию экономического потенциала государств-участников в целях повышения конкурентоспособности экономик государств-участников на внешних рынках.

 

 

 

Рисунок 2.2 –Цели формирования ЕЭП

Примечание – Источник: [22, с. 153]

 

 

 

Таким образом, в отличие от Таможенного союза, в ЕЭП:

- будет образован общий  рынок товаров, услуг, капитала, труда;

- предполагается не только  торговая, но и производственная  интеграция, поскольку со временем  будет обеспечена свободная миграция  капитала, что позволит более  интенсивно осуществлять слияние  и поглощение компаний, создание  совместных производственных объединений, структурную перестройку производственных  систем стран-участниц и формирование  на их основе единой производственной  системы ЕЭП, в которой будут  постепенно реформированы неэффективные  предприятия, дублирующие друг друга  предприятия. Крупные совместные  компании трех стран могут  оказаться более устойчивыми  в конкурентной борьбе на мировых  рынках. Страны ЕЭП смогут осуществлять  совместный выход со своей  продукцией на рынки третьих  стран, не конкурируя на них;

- общий рынок предполагает  единую инфраструктуру - транспортную, телекоммуникационную и т.д., что  отчасти также предусмотрено  соглашениями ЕЭП;

- единое рыночное пространство  предполагает согласование макроэкономической  политики (валютной, налоговой), гармонизацию  законодательства, проведение единой  конкурентной политики (общий рынок  требует общих условий конкуренции  на нем);

Информация о работе Интеграция Республики Беларусь в Едином экономическом пространстве