Опыт Евросоюза свидетельствует о
том, что региональная интеграция в целом
не препятствует развитию мировой торговли
и ее дальнейшей либерализации, напротив
- ЕС как региональная группировка занимается,
в том числе, продвижением "своих"
хозяйствующих субъектов на "чужие"
рынки. В то же время в перспективе не исключено
усиление избирательного протекционизма
с его стороны в интересах защиты собственных
производителей и сохранения рабочих
мест в Европе.
- Республика Беларусь
и Евразийская интеграция: предпосылки, история создания,
преимущества
2.1 Предпосылки и
этапы становления Единого экономического
пространства
Последние два десятилетия
характеризуются всплеском интереса к
региональной интеграции. Более половины
мировой торговли сегодня осуществляется
в рамках существующих или находящихся
в процессе становления торговых блоков,
и почти каждая страна в мире является
членом одного или нескольких соглашений
о региональной интеграции. Региональная
интеграция влияет на экономические и
политические взаимоотношения между странами,
ставя их перед выбором, какую из форм
интеграции предпочесть на данном этапе.
Побудительным мотивом возникновения
региональных торговых объединений на
просторах СНГ было стремление к сохранению
или восстановлению существовавших хозяйственных
связей, а также желание удержаться на
традиционных экспортных рынках, ограничивая
внешнюю конкуренцию.
Процесс интеграции на евразийском
пространстве имеет более чем 20-летнюю
историю. Фактически попытки на новых
принципах сохранить существовавшие десятилетиями
хозяйственно-экономические связи начались
сразу после распада СССР.
Объективным стимулом тому
служил высокий уровень взаимных кооперационных
связей в самых разных отраслях национальных
экономик новых независимых государств:
в промышленности и сельском хозяйстве,
транспорте и энергетике. К этому необходимо
добавить во многом общее социальное и
гуманитарное пространство.
Для каждого нового государства
стремление к обретению полноценного
политического и экономического суверенитета
стало важнейшим приоритетом. Но было
и понимание того, что без сохранения связей
успеха в деле развития экономики и повышения
качества жизни граждан будет достичь
сложнее.
Можно выделить следующие этапы формирования
Единого экономического пространства
и отразить их на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 – Универсальные этапы региональной
интеграции.
Примечание – Источник: [12, с 15]
Первый этап– формирование
зоны свободной торговли (ЗСТ). Предполагает
свободное движение товаров, произведенных
на территориях государств-участников,
в пределах ЗСТ.
В Соглашении о создании зоны
свободной торговли, в которое в 1994 году
вступили Беларусь, Казахстан, Россия
и другие государства – участники СНГ,
исходя из поэтапности создания Экономического
союза, создание зоны свободной торговли
было определено как переходный этап к
формированию Таможенного союза.
Новый международный договор
– Договор о зоне свободной торговли –
государства – участники СНГ заключили
в октябре 2011 года, определив одной из
основных целей формирование условий
для свободного движения товаров и констатировав
необходимость интеграции в мировую экономику
и международную торговую систему.
Второй этап экономической
интеграции – создание Таможенного союза.
Образуется единая таможенная территория.
В ее пределах во взаимной торговле товарами
не применяются таможенные пошлины и ограничения
экономического характера.
Соглашения о Таможенном союзе
между Беларусью, Казахстаном и Россией
были подписаны главами правительств
государств в январе 2007 года, в октябре
того же года главы государств подписали
Договор о создании единой таможенной
территории и формировании Таможенного
союза.
Формирование Таможенного союза
шло в соответствии с утвержденным планом
действий. К 1 января 2010 года были созданы
необходимые правовые условия для начала
его функционирования. Функции внешнеторгового
регулирования были переданы Комиссии
Таможенного союза.
В соответствии с международными
договорами с этого момента полномочия
Комиссии стали распространяться на:
- изменение ставок ввозных таможенных
пошлин;
- ведение Товарной номенклатуры
внешне - экономической деятельности Таможенного союза;
- установление тарифных льгот
и тарифных квот;
- определение системы тарифных
преференций;
- введение мер нетарифного регулирования.
С 1 июля 2010 года Комиссии были
переданы полномочия по проведению расследований
и иных процедурных действий, предшествующих
введению специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мер на единой таможенной
территории Таможенного союза в отношении
товаров, происходящих из иностранных
государств.
6 июля 2010 года вступил
в силу Таможенный кодекс Таможенного
союза. Заработала единая система
таможенного регулирования на
таможенной территории трех стран.
Приняты нормативные документы
по таможенному администрированию, включая
единые правила декларирования товаров,
уплаты таможенных платежей и единые таможенные
режимы. Применяются единые правила определения
таможенной стоимости и страны происхождения
товаров.
Организовано ведение таможенной
статистики внешней торговли и статистики
взаимной торговли государств-членов.
Применяется порядок взимания
косвенных налогов во взаимной торговле
в Таможенном союзе, и формируется практика
обмена между налоговыми органами трех
государств информацией в электронном
виде об уплаченных суммах косвенных налогов.
Действует Соглашение об установлении
и применении в Таможенном союзе порядка
зачисления и распределения ввозных таможенных
пошлин (иных пошлин, налогов и сборов,
имеющих эквивалентное действие). Ввозные
таможенные пошлины зачисляются на единый
счет уполномоченного органа того государства-члена,
в котором они подлежат уплате. Уплаченные
пошлины распределяются в бюджеты трех
стран согласно нормативам распределения:
Беларусь – 4,7%, Казахстан – 7,33%, Россия
–87,97%.
С 1 июля 2011 года полностью снят
таможенный контроль на внутренних границах
между Беларусью, Казахстаном и Россией.
Все виды таможенного контроля и оформления
перенесены на внешнюю границу Таможенного
союза. Завершено формирование единой
таможенной территории.
В пределах единой таможенной
территории свободно перемещаются товары,
транспортные средства Таможенного союза
и третьих стран после их выпуска для внутреннего
потребления на территории любого государства-члена.
К концу 2011 года сформирована
договорно-правовая база Таможенного
союза, которая насчитывает свыше 70 международных
договоров и более 900 решений Комиссии
Таможенного союза.
Важнейшим направлением работы
стала деятельность по разработке и принятию
технических регламентов Таможенного
союза, которая явилась ключевым элементом
формирования единого рынка без технических
барьеров с едиными требованиями к безопасности
товаров и унифицированной базой стандартов.
Согласованная политика в этой области
позволяет в равной степени обеспечить
безопасность для граждан продукции, попадающей
на единый рынок Таможенного союза, а также
стимулировать технологическое развитие
предприятий трех государств.
На сегодняшний день Евразийской
экономической комиссии, начавшей функционировать
2 февраля 2012 года, переданы все необходимые
полномочия в этой сфере.
К началу октября 2012 года принят
31 технический регламент Таможенного
союза, определяющий требования к безопасности
обращающейся на единой таможенной территории
продукции – машинам и оборудованию, топливу,
пиротехническим изделиям, парфюмерно-косметической
продукции, продукции легкой и пищевой
промышленности и т.д.
16 июля 2012 года Совет Евразийской
экономической комиссии утвердил
новую редакцию Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности
и Единого таможенного тарифа
Таможенного союза с учетом
условий присоединения России
к Всемирной торговой организации.
По предварительным расчетам
при переходе на новую редакцию
Единого таможенного тарифа средневзвешенная
ставка ввозной таможенной пошлины
будет снижена с 9,6 до 7,8%.Создание
Таможенного союза означает появление
единого рынка для 170 млн. потребителей,
на котором применяются нормы
единого Таможенного кодекса, действуют
Единый таможенный тариф, единая
система внешнеторгового и таможенного
регулирования, осуществляется единое
техническое регулирование. Уже
сегодня мы можем наблюдать
конкретные результаты его функционирования.
Следующий этап интеграции–
формирование Единого экономического
пространства. Это означает обеспечение
четырех свобод – движения товаров, капиталов,
услуг и рабочей силы на территории Единого
экономического пространства. Кроме того,
функционирование Единого экономического
пространства предполагает координацию
экономической политики государств-членов
в отношении ключевых отраслей – макроэкономики
и финансового сектора, транспорта и энергетики,
промышленности и агропромышленного комплекса,
торговли и др.
Согласно Договора о Таможенном
союзе и Едином экономическом пространстве
от 26.02.1999 ЕЭП - это пространство, состоящее
из территорий стран-участниц, на котором:
- функционируют однотипные
механизмы регулирования экономики,
основанные на:
рыночных принципах;
применении гармонизированных
правовых норм;
- существует единая инфраструктура;
- проводится согласованная
политика (налоговая, денежно-кредитная,
валютно-финансовая, торговая и таможенная
политика), обеспечивающая свободное
движение товаров, услуг, капитала
и рабочей силы.
Согласно Договора о ТС и ЕЭП
целями ЕЭП являются:
- эффективное функционирование
общего (внутреннего) рынка товаров,
услуг, капитала и труда;
- создание условий стабильного
развития и структурной перестройки
экономики Сторон в интересах
повышения жизненного уровня
их населения;
- проведение согласованной
политики (налоговой, денежно-кредитной,
валютно-финансовой, торговой, таможенной
и тарифной);
- развитие единых транспортных,
энергетических и информационных
систем;
- создание общей системы
мер государственной поддержки
развития приоритетных отраслей
экономики, производственной и научно-технологической
кооперации.
19 декабря 2010 года решением
Высшего органа Таможенного союза
принят План действий по формированию
Единого экономического пространства
Беларуси, Казахстана и России, в соответствии
с которым был подписан пакет соответствующих
международных договоров.
Ровно через год решением Высшего
евразийского экономического совета были
введены в действие с 1 января 2012 года 17
базовых международных договоров, формирующих
Единое экономическое пространство. [12]
Целью формирования ЕЭП является
создание условий для стабильного и эффективного
развития экономик государств- участников
и повышения уровня жизни населения (рисунок
2.2)
Государства-участники стремятся
содействовать:
- развитию торговли и инвестиций
между государствами-участниками, обеспечивающих
устойчивое развитие экономик государств-участников
на основе общепризнанных норм и принципов
международного права;
- созданию возможностей для
развития предпринимательской деятельности
путем установления гармонизированных
систем регулирования и интегрирования
инфраструктурного комплекса;
- интеграции и наращиванию экономического
потенциала государств-участников в целях
повышения конкурентоспособности экономик
государств-участников на внешних рынках.
Рисунок 2.2 –Цели формирования
ЕЭП
Примечание – Источник: [22, с.
153]
Таким образом, в отличие от
Таможенного союза, в ЕЭП:
- будет образован общий
рынок товаров, услуг, капитала, труда;
- предполагается не только
торговая, но и производственная
интеграция, поскольку со временем
будет обеспечена свободная миграция
капитала, что позволит более
интенсивно осуществлять слияние
и поглощение компаний, создание
совместных производственных объединений,
структурную перестройку производственных
систем стран-участниц и формирование
на их основе единой производственной
системы ЕЭП, в которой будут
постепенно реформированы неэффективные
предприятия, дублирующие друг друга
предприятия. Крупные совместные
компании трех стран могут
оказаться более устойчивыми
в конкурентной борьбе на мировых
рынках. Страны ЕЭП смогут осуществлять
совместный выход со своей
продукцией на рынки третьих
стран, не конкурируя на них;
- общий рынок предполагает
единую инфраструктуру - транспортную,
телекоммуникационную и т.д., что
отчасти также предусмотрено
соглашениями ЕЭП;
- единое рыночное пространство
предполагает согласование макроэкономической
политики (валютной, налоговой), гармонизацию
законодательства, проведение единой
конкурентной политики (общий рынок
требует общих условий конкуренции
на нем);