Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 18:21, дипломная работа
Цель работы раскрытие теоретических основ функционирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, определение и обоснование перспектив развития взаимной торговли в рамках ЕЭП.
Задачи данной дипломной работы являются раскрытие исторического содержания интеграционных процессов и рассмотрение существующих взглядов на процессы интеграции в зарубежной и отечественной науке; определение места Республики Беларусь в интеграционных процессах; рассмотрение предпосылки дальнейшего развития международного сотрудничества Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты международной экономической интеграции……..
1.1 Международная экономическая интеграция: сущность, этапы, последствия….…………………………...…………….……………………....
1.2 Зарубежный опыт формирования международных экономических интеграций.….… …...…………...…………...…………...…………...………
2 Республика Беларусь и Евразийская интеграция: предпосылки, история создания, преимущества.…………...…………… …...…………...…………….
2.1 Предпосылки и этапы становления Единого экономического пространства….…...…………...…………...…………...…………...………...
2.2 Преимущества формирования Единого экономического пространства.….……. …...…………...…………...…………...……...………
3 Социально-экономические последствия от создания Евразийского экономического сообщества.…………………………. ……………….………
3.1 Перспективы, открывающиеся перед ЕврАзЭС….….…………...…......
3.2 Перспективы, открывающиеся перед Республикой Беларусь.….…… ..
Заключение……………………………………………………………...………..
Список использованных источников…………………………………...………
Одновременно следует учитывать в практической деятельности вопросы образования, подготовки кадров высокой квалификации, работу с детьми и молодежью, т. е. то, что формирует новое общество, которое будет способно воспринимать новые знания и технологии. Не случайно, например, российская
«Стратегия-2020» в качестве приоритетов предусматривает: деловой климат, международную интеграцию, глобальное технологическое обновление, государственное управление и др.
Наукоемкость и выгодные условия ведения бизнеса – факторы привлекательности любой экономики. Именно на них делает ставку Правительство Беларуси, реализуя свою экономическую политику.
Всемирный банк поместил Беларусь на 45 место из 146 стран по индексу знаний. Наша страна шестая в мире по количеству заявок на изобретения. Беларусь системно продвигает свои идеи открытых платформ и технологического трансфера в ЕЭП, сконцентрировав усилия на прорывных направлениях, где мы наиболее сильны: биотехнологии, информационные и космические технологии, энергетика, транспорт, лазеры, фармация и тонкая химия.
Для развития научно-технической интеграции стран СНГ, в том числе в рамках ЕЭП, имеется объективная основа, включающая наличие и развитие в странах-участницах подсистем научных исследований и производств на основе взаимодополняющей специализации и разделения труда; общую систему институтов, регулирующих межличностные взаимодействия, и отсутствие языковых барьеров; накопленные профессиональные и научные контакты, особенно среди ведущих ученых, возглавляющих научные школы; работающие сети и схемы международного сотрудничества.
Воссоздание общего научно-технологического пространства на основе единой стратегии научно-технологической интеграции в целях преодоления кризисных явлений в сфере науки и технологии было объявлено уже несколько лет назад правительствами СНГ. В качестве ключевого инструмента предлагалось использование межгосударственных пилотных программ и проектов инновационного сотрудничества.
Приоритеты научно-технической деятельности Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, в целом, совпадают с приоритетами стран ЕС, США и других высоко развитых стран.
Вместе с тем понятно, что и в развитие промышленности необходимо вкладывать больше средств, чтобы сохранить статус промышленной страны, устойчиво формирующей треть своего ВВП за счет индустрии. Поэтому в 2012 г. вложено 3 млрд. долл. США и оказана господдержка на 380 млн. долл. В 2013 г. будет также обеспечен рост капитальных вложений.
Определяя долгосрочные приоритеты, мы делаем ставку на отрасли и производства новой формации: умные лекарства, в том числе на основе биотехнологий; наноэлектроника и биофотоника – для формирования технологий, основанных на новых физических принципах и эффектах, новых приемниках и излучателях, новой элементной базе; комплексные автоматизированные системы проектирования; новые материалы, пластмассы и полимеры; высокоточная механика и новые энергетические технологии; новые агропромышленные технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Для достижения современного уровня технологического развития приоритетных отраслей экономики этим документом предусматривается формирование технологических платформ. Создание и развитие технологических платформ в рамках Евразийского экономического пространства должно обеспечить появление эффективной промышленной, научной и образовательной кооперации внутри ЕврАзЭС. Результатом такой кооперации станет не только появление инновационной продукции и передовых технологических разработок, но и внедрение разработанных инноваций в производство, и получение государствами ЕЭП практической отдачи при их реализации на внутреннем и внешнем рынках.
С началом функционирования ЕЭП и создания ЕЭК стал возможен быстрый переход к более глубокой интеграции трех стран и присоединение Беларуси и Казахстана к российским технологическим платформам. Это позволяет перейти к поисковым и прикладным исследованиям и их внедрению в промышленное производство, минуя длительный организационный период.
Принципиальный вопрос, который стоит на повестке дня в условиях формирования новых интеграционных объединений, работы в условиях ВТО, – это повышение конкурентоспособности наших товаров и услуг. Регулирование общих рынков факторов производства, недопущение монополизации этих рынков – вторая из имеющихся проблем, тесно связанная с первой.
Конечно, мы должны в разумных пределах снижать интенсивность внутренней конкуренции, особенно за ресурсы, и объединять усилия для борьбы с товарами третьих стран, что актуально в условиях присоединения наших государств к ВТО. Сегодня же, например, из-за некоторых несогласованностей в совместных действиях мы уступаем рынок грузовых автомобилей в ЕЭП нашим конкурентам. В то же время мы имеем и примеры успешных совместных действий, когда путем введения сначала временной, а в ближайшей перспективе и постоянной, защитной пошлины на импорт зерноуборочных комбайнов и их модулей удалось отстоять позиции наших производителей.
Товары стран ТС и ЕЭП пока имеют определенные конкурентные преимущества на мировом рынке, обусловленные относительно низкими затратами на энергоносители, многие виды сырья и (по сравнению с ЕС и США) заработную плату. Однако по законам глобального мирового рынка цены на факторы производства со временем неизбежно выравниваются. Масштабные программы модернизации производства дадут отдачу только в среднесрочной перспективе.
В этих условиях целесообразно, по опыту Евросоюза, рассмотреть вопрос о придании особого статуса товарам и услугам, произведенным на территории ЕЭП, ввести понятие «товар Единого экономического пространства» и критерии его определения для равного доступа к государственным закупкам и тендерам. Такие товары должны пользоваться всеми видами государственной поддержки, не запрещенными правилами ВТО.
Кроме того, для данной категории товаров должна осуществляться согласованная политика в области развития экспорта, в том числе в области создания совместных организационно-финансовых инструментов их продвижения в третьи страны. В этом вопросе, думаю, важную роль должны играть Евразийский банк развития и Банк развития Республики Беларусь.
Очевидно, статус «сделано в ЕЭП» следует установить сначала только для новых товаров, только выходящих на рынок, производство которых требует на первых порах большей степени защиты. Со временем – а эту задачу надо ставить и решать – он должен превратиться в своеобразный «знак качества».
Также принципиален вопрос и о конкуренции между товарами, производимыми «интегрирующимися» государствами. На ее развитие направлен проект Модельного закона о защите конкуренции Единого экономического пространства, который сегодня проходит обсуждение в наших странах. И это правильно – всем хорошо знакомы последствия монополизма как государственного, так и частного.
Конкуренция, как известно, – это «двигатель прогресса». Она ориентирует производителя на потребности покупателя и «убивает» неэффективные производства. Однако в отличие от Европы у стран ЕЭП нет столетий и даже десятилетий на формирование конкурентных отраслей и производств путем «естественного отбора».
В то же время опыт программноцелевого управления, накопленный Республикой Беларусь, говорит о возможности и необходимости формирования единой промышленной политики ЕЭП. К сожалению, как отмечено выше, пока этот процесс идет по нисходящей. Причина – в разновекторности интересов производителей, в различиях условий ведения бизнеса и структуры экономики наших стран.
Сегодня, при реализации подписанных соглашений по Единому экономическому пространству, одним из приоритетов становится ликвидация барьеров в инвестиционной деятельности, свободном движении капитала, создании новых совместных производств. Речь идет о сближении налогового законодательства, унификации технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, требований законодательства по другим направлениям, что традиционно относится к данной сфере. Но мы пока только начинаем двигаться по этому пути. Где-то мы идем быстрее, где-то медленнее, но либерализация торговли уже сегодня закономерно инициировала конкуренцию в области инвестиций.
Беларусь открыла свою экономику для иностранных инвесторов и приватизации. Радикально упрощены процедуры регистрации и ведения бизнеса. В рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка Беларусь со 115 места из 185 стран в 2008 г. вышла на 58 место в 2012 г. Стратегия Беларуси амбициозна – войти в тридцатку стран-лидеров по благоприятному инвестиционному климату уже в 2015 г. С 1 января 2012 г. у нас один из самых низких в Европе налог на прибыль корпораций – 18%. От налога освобождаются высокотехнологические предприятия и новый бизнес в малых и средних городах. Для инвесторов вводится стимулирующий налоговый пакет.
Один из важнейших трендов глобализации – ведущая роль ТНК в мировой торговле, иностранных инвестициях и научно-техническом прогрессе. Мелким игрокам трудно выживать на большом рынке. Привлечение мировых ТНК-лидеров, безусловно, остается важным фактором модернизации и повышения конкурентоспособности экономик наших стран. Очевидные преимущества ТНК – использование эффекта масштаба, внутрифирменных цен, а также обмен промышленными, маркетинговыми и управленческими технологиями, секретами производства, другими нематериальными активами. И главное – квалифицированными трудовыми ресурсами с их компетенциями. Вместе с тем вхождение в ТНК следует осуществлять продуманно, чтобы не быть обреченными на консервацию технологического отставания.
Так же у нас
имеется существенный потенциал по созданию
новых точек роста в таких областях, как
информатика, нано-, био- и аэрокосмические
технологии. Поэтому, не умаляя значимости
присоединения к действующим ТНК, приоритет
все же должен быть, отдан крупным российско-белорусско-
Совместные крупные высокотехнологические корпорации могли бы взять на себя роль «локомотива» в создании новых конкурентоспособных продуктов и развитии научно-инновационной сферы ЕЭП в целом. В западных странах роль такого «локомотива» выполняют частные корпорации (например, Майкрософт). Но все эти ТНК появились благодаря весьма значительным финансовым вливаниям государства в научно-инновационную сферу, созданию для нее законодательных, налоговых, организационных и прочих преференций. Ускорить появление крупных высокотехнологических корпораций может реализация следующих условий: во-первых, значительное повышение наукоемкости ВВП стран ЕЭП; во-вторых, объединение в процессе создания ТНК финансовых, научных, организационных и других ресурсов всех стран интеграционного блока. На начальном этапе создания таких ТНК, когда частные инвесторы занимают выжидательную позицию, эти компании могут иметь вид межгосударственных корпораций инновационного типа, акции которых по мере роста прибыльности будут выкупаться частниками из государств-учредителей.
Преференциальные условия для работы инновационных госкорпораций, соответствующие нормам «зеленой корзины» ВТО, частично уже содержатся в белорусском Законе о государственной инновационной политике и инновационной деятельности, частично – в аналогичных российских документах. В ЕЭП следует разработать общую систему стимулирования процессов создания и функционирования совместных инновационных ТНК.
Не все проблемы трансформации решены, но мы системно идем по пути развития и совершенствования рыночных институтов.
Внедрение принципов и правил ВТО при применении промышленных и сельскохозяйственных субсидий в условиях ЕЭП предполагает разработку и внедрение всеобъемлющей классификации субсидий по уровням специфичности в разрезе отраслей и товарных групп применительно к странам – членам ЕЭП. При этом надо учесть, что простой перенос институтов ВТО в условия ЕЭП мало приемлем. Разработанные, главным образом, в интересах развитых стран, эти правила не предполагают проведения какой-либо целенаправленной промышленной политики, столь необходимой для ускоренного развития стран, недостигших еще высокого уровня доходов на душу населения.
Евразийский интеграционный процесс является частью политики экономического развития, включающей активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью с широкой кооперацией и специализацией производства.
В ноябре 2011 г. президенты Беларуси, Казахстана и России, подписав Декларацию о евразийской экономической интеграции, поставили задачу к 1 января 2015 г. завершить кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз. В дополнение к общему рынку товаров, услуг, капитала и труда такой Союз предполагает формирование общей стратегии развития, которая должна включать проведение общей промышленной, сельскохозяйственной и научно-технической политики. Для этого необходимы совместные программы развития, что, в свою очередь, потребует формирования общего бюджета Союза. Именно за счет дополнения общего рынка единой политикой развития достигается основная часть синергического эффекта интеграции. Объединение рынков дает лишь треть от 15%-го прироста ВВП, ожидаемого в десятилетней перспективе в результате успешной евразийской интеграции. И хотя уже за два года полномасштабной работы ТС был получен почти двукратный прирост взаимной торговли, дальнейший экономический эффект интеграции будет определяться результатами формирования общей политики развития.
Для направления процесса евразийской интеграции на решение целей экономического развития необходима единая торгово-экономическая, научно-техническая, энергетическая и транспортная стратегии, единая промышленная и сельскохозяйственная политика. В дальнейшем требуется создание системы стратегического планирования развития ЕЭС, включающей долгосрочные прогнозы, среднесрочные концепции, а также основные направления социально-экономической, денежно-кредитной и налоговой политики.
Информация о работе Интеграция Республики Беларусь в Едином экономическом пространстве