Интеграция Республики Беларусь в Едином экономическом пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель работы раскрытие теоретических основ функционирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, определение и обоснование перспектив развития взаимной торговли в рамках ЕЭП.
Задачи данной дипломной работы являются раскрытие исторического содержания интеграционных процессов и рассмотрение существующих взглядов на процессы интеграции в зарубежной и отечественной науке; определение места Республики Беларусь в интеграционных процессах; рассмотрение предпосылки дальнейшего развития международного сотрудничества Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты международной экономической интеграции……..
1.1 Международная экономическая интеграция: сущность, этапы, последствия….…………………………...…………….……………………....
1.2 Зарубежный опыт формирования международных экономических интеграций.….… …...…………...…………...…………...…………...………
2 Республика Беларусь и Евразийская интеграция: предпосылки, история создания, преимущества.…………...…………… …...…………...…………….
2.1 Предпосылки и этапы становления Единого экономического пространства….…...…………...…………...…………...…………...………...
2.2 Преимущества формирования Единого экономического пространства.….……. …...…………...…………...…………...……...………
3 Социально-экономические последствия от создания Евразийского экономического сообщества.…………………………. ……………….………
3.1 Перспективы, открывающиеся перед ЕврАзЭС….….…………...…......
3.2 Перспективы, открывающиеся перед Республикой Беларусь.….…… ..
Заключение……………………………………………………………...………..
Список использованных источников…………………………………...………

Файлы: 1 файл

diplom1.docx

— 1.06 Мб (Скачать файл)

- поскольку сфера действия  ЕЭП намного шире, чем у Таможенного  союза (только внешнеторговая политика), то параллельно будет происходить  и усложнение регулирующих институтов.

Согласно классической схеме этапов экономической интеграции ЕЭП можно определить как общий рынок. Данный этап следует за такими этапами интеграции, как преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли и Таможенный союз. Таким образом, создание ЕЭП является эволюционным и последовательным. Страны планируют к 01.01.2015 создать Евразийский экономический союз, что представляет собой уже следующий за общим рынком этап интеграции.

Следующий этап евразийской интеграции – создание Евразийского экономического союза. Такую цель обозначили президенты Беларуси, Казахстана и России в Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года. Ее достижение предполагает формирование законодательной базы качественно иного уровня.

В настоящее время договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства составляют более 100 международных договоров, подписанных в период с 1995 по 2012 год. В целях ее систематизации главы трех государств поручили провести кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и подготовить договор о Евразийском экономическом союзе.

Кодификация придаст комплексный, системный характер всем существующим между странами соглашениям в области макроэкономики и финансов, торговли и инвестиций, транспорта и энергетики, промышленности и агропромышленного комплекса.

 

 

    1. Преимущества формирования Единого экономического пространства

 

 

Процесс интеграции обычно начинается с большей или меньшей либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов. И постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона [13, с. 377].

К основополагающим принципам Соглашения о формировании ЕЭП можно отнести следующие:

- политический союз не предусматривается;

- правовая база на основе норм и правил ВТО;

- использование интеграционного опыта Европейского союза;

- поэтапная интеграция;

- разноскоростной и разноуровневый подходы;

- возможность присоединения к соглашению для других стран.

Такое соглашение предусматривает гармонизацию макроэкономической политики в следующих областях: налогообложение и фискальная политика; обменные курсы; процентные ставки; единые правила валютного регулирования.

Формированию региональных интеграционных объединений способствуют объективные процессы экономического и политического характера, действующие в направлении сближения стран, особенно географических соседей. Вместе с тем, региональная экономическая интеграция несёт в себе как преимущества, так и недостатки. Их можно отразить на рисунке 1.1

 

Рисунок 1.1 – Преимущества и недостатки формирования ЕЭП

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Создание единого рынка предполагает полностью свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг, которое обеспечивается за счет создания благоприятных равных условий для инвестиций, проведения единой конкурентной политики, установления общих правил в области регулирования деятельности естественных монополий, унификации практики предоставления субсидий, отказа от антидемпинговых и иных защитных мер, гармонизации технических и регулирующих стандартов и регламентов и иных нетарифных барьеров, упрощения трудовой миграции.

Указанные особенности формирования ЕЭП предполагают уровень экономической и торговой интеграции более высокий, чем в других сравнительно успешных региональных торговых объединениях, таких как НАФТА.

Развитие интеграции в формате ТС-ЕЭП свидетельствует об очевидных и важных преимуществах, состоящих в том, что:

1 согласованная таможенно-тарифная политика и применение мер нетарифного регулирования в Таможенном союзе в соответствии с соглашениями ВТО делают процесс как внутрисоюзного, так и внешнеторгового регулирования более предсказуемым и сбалансированным;

2 при разработке нормативно-правовой базы ТС–ЕЭП основой являлись международные нормы, заложенные в соглашениях ВТО, а также лучшая практика стран – участниц данного международного соглашения, что делает более интегрированным союз «троих» в международное экономическое пространство;

3 при отсутствии таможенных тарифов в торговле между странами ТС, с одной стороны, улучшаются условия конкуренции для субъектов хозяйствования каждого из государств ТС в сравнении с третьими странами, с другой стороны, усиливается соревновательный дух, здоровая конкуренция в каждом государстве ЕЭП за создание более эффективного делового климата, привлекательных условий для инвестиций.

Новые возможности для экономик Украины, России, Казахстана и Беларуси открываются в связи с сужением в последние годы зоны экспортной экспансии стран Запада, которые все больше ориентированы друг на друга. Например, доля экспорта из одних развитых стран в другие в их общем объеме выросла с 38% в 1953 году до 76% в 1990 году и продолжает увеличиваться.

Наконец, интеграция в ЕЭП, при одновременном вхождении в ВТО, позволит производителям из стран группировки снизить стоимость импортных комплектующих, повысить конкурентоспособность национальной продукции и занять новые ниши на внешних рынках.

Изменения в характере взаимодействия стран ЕЭП в сфере взаимной торговли связаны в первую очередь с импортными пошлинами. В отличие от СНГ в целом, в торговле между странами ЕЭП от пошлин постепенно будут освобождаться практически все товары. В плане либерализации взаимного импорта на территории ЕЭП постепенно начинает реализовываться принцип свободной торговли, причем контроль над ценами и субсидиями соответствует нормами правилам ВТО. Не менее важно, что страны союзницы смогли договориться в отношении взимания косвенных налогов во взаимной торговле.

Развитие единого экономического пространства предполагает также интернационализацию хозяйственной жизни, то есть создание крупных производственных объединений между предприятиями одной или нескольких отраслей интегрирующихся стран.

Сегодня интеграция стран ТС–ЕЭП находится на качественно новом уровне. Об этом свидетельствуют следующие факты:

- в рамках углубления региональной интеграции уже введена маркировка «товары Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана»;

- применяется национальный режим в сфере государственных закупок, они осуществляются в электронном формате;

- введены единые правила предоставления промышленных субсидий, запрещающие субсидии, наиболее сильно искажающие торговлю (экспортные и импортозамещающие) – аналогичные запреты предусмотрены нормами ВТО;

- Евразийская экономическая  комиссия активизирует расследования для защиты общего рынка Таможенного союза от чрезмерно агрессивного импорта. [34, с. 71]

Интернационализация хозяйственной жизни – главная материальная база развития международной экономической интеграции. Опыт множества интеграционных объединений показывает, что они формируются в основном на двух базовых принципах: мощная инициативная роль государства (классический пример – создание и развитие ЕС); преобладающая роль крупного корпоративного предпринимательства, которое по существу заставляет государство встать на путь интеграционного сближения с той или иной группой стран (например, договор между США, Канадой и Мексикой – НАФТА).

Таким образом, выигрыши от формирования Единого экономического пространства очевидны для бизнес-сообщества. Прежде всего, это улучшение условий работы на рынках стран-участниц. Снижаются риски ведения бизнеса в силу появления международных правовых гарантий. Создаются правовые условия для процессов укрупнения деловых структур в ходе слияний и поглощений.

Важно подчеркнуть, что разработка правовой базы ЕЭП осуществляется на основе норм и правил ВТО и опыта интеграции Европейского союза, что в перспективе делает совместимым Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана и Украины с Общим европейским экономическим пространством (ОЕЭП).

Для стран ЕЭП появился шанс использования эффекта “проложенной лыжни” (в качестве стран первопроходцев можно использовать опыт США и ЕС). И даже при существовании ряда разногласий между интегрирующимися государствами уже на начальном этапе формирования ЕЭП четко прослеживается ускорение экономического взаимодействия в торговой, производственной и инвестиционной сферах.[9, с. 62]

  1. Социально-экономические последствия от создания Евразийского экономического сообщества

 

 

3.1 Перспективы, открывающиеся перед ЕврАзЭС

 

 

Сегодня можно констатировать, что та модель многоуровневой и разноскоростной интеграции, которая реализуется на пространстве СНГ, прошла испытание временем.

 В интеграционном ядре «Беларусь – Казахстан – Россия» темп роста объема взаимной торговли в 2012 г. составил почти 9%, это в три раза выше, чем в торговле с третьими странами. Это совершенно четкий показатель того, что интеграция – реальный двигатель развития. Она работает на экономический рост и, в конечном счете, на улучшение жизни населения наших стран.

Однако при замедлении темпов роста мировой экономики позитивных прогнозов остается мало. Об этом главы правительств говорили 31 мая 2013 г. в г. Минске на саммите СНГ. Взаимный товарооборот стран ЕЭП по итогам I кв. снизился на 10%. Поэтому важно действовать проактивно, не мириться со сложившимися обстоятельствами, а создавать источники и факторы роста. Для ЕЭП, их три: общий рынок, интеграция бизнеса, институты развития. В принципе, все они активно декларируются и обсуждаются, но пока реально не работают. А общий рынок – это полная либерализация торговли, которой тоже пока нет.

Эффективность участия в интеграционном проекте ЕЭП очевидна. В 2011 г. белорусский экспорт в страны Таможенного союза увеличился на 45%, в 2012 г. – еще на 12%. А ведь это происходит на фоне кризисных процессов в мировой экономике. Сегодня, накануне возможной второй волны мирового кризиса, наши договоренности в ЕЭП важны как никогда: они страхуют от негативных сценариев. Растет не только взаимная торговля – создаются новые совместные производства и компании, реализуются научно-технические программы и проекты. Сегодня в Беларуси работает 2120 компаний с капиталом из России и Казахстана.

Необходимо отметить основные факторы, отрицательно сказавшиеся на росте экономики, экспорта и повлекшие за собой увеличение складских остатков нереализованной продукции. Это – негативные тенденции в мировой экономике и падение спроса, производство отечественных товаров с невысокими конкурентными преимуществами, неоптимальная структура доходов и расходов физических и юридических лиц в условиях жесткой денежно-кредитной политики, издержки планирования, неумение продавать, рисковать, осваивать новые рынки. Необходимо кратко рассказать о сути этих факторов.

Положение дел в мировой экономике не вызывает оптимизма. И Евросоюз, и США, и Китай, и Россия не имеют ожидаемых темпов роста своих экономик.

Неконкурентоспособность отечественной промышленности состоит в том, что как «сборочный цех» она не дает долгосрочного эффекта по добавленной стоимости. При росте заработной платы, стоимости сырья, других издержек производства и обращения цены на готовую продукцию или не растут, или темпы их роста ниже темпов роста затрат. Многие предприятия запоздали с модернизацией и неконкурентны.

В производстве машин и оборудования две трети составляет промежуточное, в основном импортное, потребление.

Поэтому при проведении модернизации Правительство требует вкладывать средства в производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

О некоторых вопросах экономики предприятий и доходов физических лиц. Рост реальных располагаемых денежных доходов граждан на 21,6% за 4 месяца текущего года увеличил потребительский импорт на 400 млн. долл. США. Экспорт продукции также увеличился, но рост импорта создал дополнительные трудности для белорусских предприятий, производящих товары народного потребления.

Недостаток работы Правительства в том, что мы не связали дополнительные доходы граждан с расходами на услуги, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве и транспорте, которые в 2013 г. в объеме порядка 25 трлн. руб. (2,8 млрд. долл. США) финансируются промышленностью и бюджетом. Предприятиям тяжело нести такое дополнительное бремя, конкурировать с зарубежными компаниями, у которых этой нагрузки нет.

Следует признать, что система, в которой работает наша экономика, порождает определенные проблемы. В рыночных условиях эффективность работы предприятия обеспечивается ростом или снижением объемов производства. Нам же надо выполнить задания по валовому производству, не допустить при этом роста складских запасов на фоне проблем экспорта и иметь прибыль.

Когда существуют проблемы с экспортом, необходимы поставки с рассрочкой платежа. Но при этом растет внешняя дебиторская задолженность, что у нас в стране жестко контролируется, и есть соответствующий спрос.

Наши основные конкуренты – предприятия стран ВТО. Вступление в ВТО Казахстана может еще более снизить конкурентоспособность товаров Республики Беларусь и инвестиционную привлекательность страны. Процесс вступления в ВТО – длительный и непростой. Поэтому МИД и Минэкономики поручено с коллегами по ЕЭК, обеспечить подписание соглашений о создании зон свободной торговли между Таможенным союзом и другими странами, интеграционными объединениями, в первую очередь АСЕАН.

Формирование интеграционных структур направлено, безусловно, на решение актуальных социально-экономических проблем развития отдельных государств. При этом общим для всех стран мира становится сегодня развитие на основе науки и инновационной деятельности. Постиндустриальный мир движется к новой экономике – экономике, основанной на знаниях. Развитие же науки и инноваций обусловлено особенностями инновационного развития отдельных регионов мира, наличием материально-технической и ресурсной базы, финансовыми возможностями и кадровой политикой. Все эти компоненты инновационной экономики тесно взаимосвязаны.

Информация о работе Интеграция Республики Беларусь в Едином экономическом пространстве