Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 18:21, дипломная работа
Цель работы раскрытие теоретических основ функционирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, определение и обоснование перспектив развития взаимной торговли в рамках ЕЭП.
Задачи данной дипломной работы являются раскрытие исторического содержания интеграционных процессов и рассмотрение существующих взглядов на процессы интеграции в зарубежной и отечественной науке; определение места Республики Беларусь в интеграционных процессах; рассмотрение предпосылки дальнейшего развития международного сотрудничества Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты международной экономической интеграции……..
1.1 Международная экономическая интеграция: сущность, этапы, последствия….…………………………...…………….……………………....
1.2 Зарубежный опыт формирования международных экономических интеграций.….… …...…………...…………...…………...…………...………
2 Республика Беларусь и Евразийская интеграция: предпосылки, история создания, преимущества.…………...…………… …...…………...…………….
2.1 Предпосылки и этапы становления Единого экономического пространства….…...…………...…………...…………...…………...………...
2.2 Преимущества формирования Единого экономического пространства.….……. …...…………...…………...…………...……...………
3 Социально-экономические последствия от создания Евразийского экономического сообщества.…………………………. ……………….………
3.1 Перспективы, открывающиеся перед ЕврАзЭС….….…………...…......
3.2 Перспективы, открывающиеся перед Республикой Беларусь.….…… ..
Заключение……………………………………………………………...………..
Список использованных источников…………………………………...………
Беларусь видит как конечную цель – построение полноценного Евразийского экономического союза, включающего не только экономическую составляющую, но и вопросы сотрудничества в военно-технической, социальной и гуманитарной областях, а также в сферах образования, науки, культуры, юстиции и здравоохранения. Самое пристальное внимание должно быть уделено явным вопросам, несовместимым с достижением данной цели. Например, в рамках ЕЭП общий рынок товаров не подкреплен общим рынком услуг грузоперевозок.
По примеру Евросоюза, вопросы координации промышленной политики включают многие аспекты, среди которых пока отсутствующие в ЕЭП: выравнивание развития регионов государств-участников, поддержка предпринимательства, создание антикризисных фондов для финансового сектора, общая научно-технологическая политика.
В Европейском союзе политика сбалансированного развития на региональном уровне относится к числу приоритетных. В документах ЕЭП, функциях ЕЭК, в проектах документов о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС) вопросы регионального развития должны найти свое отражение. В то же время существует значительное неравенство в региональном развитии государств – участников ЕЭП и СНГ. Поэтому нужно рассматривать вопросы гармонизации регионального развития в качестве приоритетов ЕЭП и ЕЭС, включить эти вопросы в соглашения, формирующие ЕЭП и ЕЭС, определив ответственных за проведение политики сбалансированного регионального развития.
Пока не достигнута полная унификация и по отдельным вопросам социальных прав и гарантий: граждане Беларуси на территории России и граждане России на территории Беларуси по-прежнему имеют статус иностранных граждан. Деятельность совместно созданных учреждений в сфере здравоохранения и образования должна регулироваться необходимыми подзаконными нормативными правовыми актами.
В настоящее время на решение вопросов ускорения инновационных процессов в ЕЭП и СНГ направлены как отдельные межгосударственные инновационные проекты, так и Межгосударственная программа инновационного сотрудничества стран СНГ на период до 2020 г. Это – ключевые инструменты научно-технической интеграции.
Основной целью Межгосударственной программы инновационного сотрудничества стран СНГ является создание интегрированного инновационного пространства, объединяющего научно-технические, производственные и интеллектуальные потенциалы наших стран для создания конкурентоспособного на мировых рынках продукта, инфраструктурной модернизации и совместного решения актуальных задач социальной сферы в интересах всех стран-участниц.
Реализация совместных проектов стран СНГ – это устремление в будущее. Именно на это нацелены мероприятия в рамках председательства белорусского государства в СНГ. В формате Содружества каждое государство-участник может выбирать именно те области сотрудничества, которые для него представляют особый интерес. Именно в этом и заключается суть разноуровневой интеграционной модели.
Особого внимания заслуживают вопросы электронной коммерции, включая торговую инфраструктуру и технологии. Внедрение общей стратегии и единых стандартов электронного бизнеса, совместимых технологических платформ, позволит нам вырваться вперед в этом важном вопросе. Речь идет о единой логистической системе на базе RFID-технологий, электронных платежах для налоговых и таможенных служб ЕЭП, Интернет-торговле и банкинге. И эти разработки и технологии есть в наших странах.
Именно за счет дополнения общего рынка кооперацией субъектов бизнеса и единой политикой развития достигается максимальный эффект нашей интеграции. Ее плодами должны пользоваться все страны тройки. Половинчатые решения и желание получить одностороннюю выгоду вредны. Интеграция должна быть выгодна всем ее участникам, с минимальными, а лучше без таковых, изъятиями из общих правил.
Одним из действенных механизмов обеспечения конкурентных преимуществ производителей в условиях свободного перемещения товаров и услуг на рынке ЕЭП выступает интеллектуальная собственность.
Глобальной конкурентоспособности наши страны могут достичь только с опорой на интегрированный инновационный потенциал с мощной системой исследований и разработок, сфокусированной на небольшом количестве прорывных направлений.
Важными задачами являются: применение единых торговых режимов с третьими странами с выходом на полноценное участие Евразийского экономического союза во Всемирной торговой организации; оформление и обеспечение практического применения понятий «товар Евразийского экономического союза» и «субъект хозяйствования – резидент Евразийского экономического союза», а также единой маркировки и сертификата происхождения товара Евразийского экономического союза.
Работу по формированию полноценного общего рынка товаров и услуг на новых принципах необходимо проделать очень быстро, практически в течение одного года – до 1 января 2015 г. Важную роль в этой работе отводится наднациональному органу нашего интеграционного объединения – Евразийской экономической комиссии. В ближайшее время ей будет передана еще одна важная функция – контроль соблюдения единых правил конкуренции. Именно с этого момента в рамках ЕЭП фактически будет введена двухуровневая система противодействия антиконкурентным действиям хозяйствующих субъектов, органов власти сторон. Это поможет выиграть конкуренцию с бизнесом третьих стран.
Предприятиям Беларуси, Казахстана и России следует не конкурировать на внешних рынках, а использовать возможность создания на территории ЕЭП крупных транснациональных корпораций, продукция которых сможет успешно конкурировать на внешних рынках. Главная цель, которую мы преследуем, – рост внешней торговли, создание дополнительных условий для привлечения иностранных инвестиций и, в итоге, увеличение ВВП государств – участников нашего будущего Союза. Поэтому общий рынок – питательная среда для промышленной интеграции, крупных бизнес-проектов в машиностроении, микро- и наноэлектронике, IT- и биотехнологиях, других сферах, определяющих лицо глобальной экономики.
Учреждая Евразийский экономический союз, мы надеемся на создание условий для роста экономики наших стран на основе объединения рынков с понятными и открытыми правилами для бизнеса. По сути, речь идет о задаче превращения интеграционного процесса в понятный и привлекательный для бизнеса и населения стран-участниц, устойчивый и необратимый межгосударственный проект.
Евразийский экономический союз должен стать международной организацией, действующей на основе взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон, соблюдения общепризнанных норм международного права, принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции. [33, с. 4-17]
3.2 Перспективы, открывающиеся перед Республикой Беларусь
Для анализа всех выгод и издержек, которые получит Республика Беларусь с началом функционирования ЕврАзЭС и ЕЭП необходимо изучить существующую внешнеэкономическую политику страны.
Республика Беларусь и Республика Казахстан производят примерно 1/10 валового продукта Таможенного союза. Поэтому валовые показатели деятельности этого союза характеризуют преимущественно результаты хозяйственной деятельности в Российской Федерации, что делает недостаточно показательным анализ суммарных показателей работы Таможенного союза. В связи с этим целесообразно рассматривать влияние этого объединения на взаимоотношения отдельных стран Таможенного союза.
Однако относительно небольшой удельный вес Беларуси и Казахстана во внешней торговле Российской Федерации компенсируется их важной ролью в обеспечении геополитической устойчивости на евразийском континенте и создании условий для тесной экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Одной из целей любого регионального объединения является увеличение внутрирегиональной торговли. Однако, богатый опыт региональной интеграции — создание СНГ, Таможенного союза, ЕврАзЭС — сопровождался обратным процессом. Если в 2001 г. в структуре внешнего товарооборота Беларуси удельный вес ЕврАзЭС составлял 60%, то в 2010-м — уже 48%, в т.ч. доля нашего экспорта в страны объединения снизилась с 53,6% до 41,2%. Тем не менее с 2010 г. начался переход к высшей форме интеграции — созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). Одним из первых шагов стало введение Единого таможенного тарифа Таможенного союза, были ликвидированы нетарифные барьеры, взяты обязательства по согласованию макроэкономической политики и т.д.
Примечание – Источник: [15]
В январе 2014 г. сальдо внешней торговли товарами Республики Беларусь с государствами-членами ТС и ЕЭП сложилось отрицательное и составило 576,6 млн. долларов, уменьшившись по сравнению с январем 2013 г. на 136,2 млн. долларов. Отрицательное сальдо говорит о том, что импорт товаром превышает экспорт и сигнализирует о том, что стране необходимо повышать конкурентоспособность производимой продукции и оказываемых услуг, повышать качество и активизировать действия связанные с политикой импортозамещения.
Региональная интеграция позволяет получить экономические эффекты благодаря снижению транзакционных издержек двустороннего и многостороннего сотрудничества, улучшению условий торгового и инвестиционного обмена, преимуществам межстранового разделения труда, созданию новых рыночных возможностей. При этом относительная однородность технологического пространства и общность языка позволяют значительно облегчить взаимодействие между странами.
Ощутимым для белорусской экономики стал возврат к более активному нефтяному дотированию, прямая составляющая которого, по оценкам, составит 2–3 млрд. USD в год, а косвенная — более 4 млрд. USD. Бонус также представляет и некоторое снижение цен на газ. Ведь, несмотря на активную командно-директивную политику энергосбережения последних лет, энергоемкость ВВП Беларуси остается почти в 2 раза выше, чем в развитых странах. Положительным событием можно считать и введение Единого таможенного тарифа, усилившего общую тарифную защиту белорусского рынка.
Нефтегазовые дотации помогают накопить ресурсы для реструктуризации экономики, снижения ее энергоемкости и перехода на производство более технологичных товаров.
Данные об основных видах товаров, экспортируемых в страны-участницы ТС и ЕЭП, показаны в таблице 3.2
Основу экспорта в Российскую Федерацию составляют нефтепродукты (в январе 2014 г. их поставлено на сумму 88,6 млн. долларов), молоко и сливки сгущенные, несгущенные и сухие (76,5 млн. долларов), сыры и творог (56,7 млн. долларов), говядина (49,6 млн. долларов), тракторы и седельные тягачи (42,9 млн. долларов), мебель, включая медицинскую (29,5 млн. долларов), автомобили грузовые (22,7 млн. долларов), масло сливочное (22,1 млн. долларов), тара пластмассовая (20,6 млн. долларов), сахар (20,5 млн. долларов), прутки из железа или нелегированной стали горячекатаные (18,5 млн. долларов), колбасы и аналогичные продукты из мяса (18,4 млн. долларов), мясо домашней птицы (16,7 млн. долларов).
В товарном составе экспорта в Казахстан преобладают молоко и сливки сгущенные, несгущенные и сухие (стоимостной объем поставок в январе 2014 г. составил 4,5 млн. долларов), мебель, включая медицинскую (4,3 млн. долларов), тракторы и седельные тягачи (4,1 млн. долларов), шины (3,2 млн. долларов), говядина мороженая (2,4 млн. долларов), масло сливочное (2,3 млн. долларов), сельскохозяйственная техника (2,1 млн. долларов), лекарственные средства (1,5 млн. долларов).
В импорте из Российской Федерации преобладают нефть сырая, включая газовый конденсат (объем импорта составил 709,4 млн. долларов), природный газ (377,3 млн. долларов), электроэнергия (24,5 млн. долларов), сжиженный газ (17,7 млн. долларов), телевизоры, видеомониторы и видеопроекторы (16,6 млн. долларов), отходы и лом черных металлов (16,5 млн. долларов), прокат плоский из железа или нелегированной стали горячекатаный (11,4 млн. долларов), автомобили легковые (10,6 млн. долларов).
Из Казахстана импортируются, в основном, алюминий необработанный (1,4 млн. долларов), прокат плоский из железа или нелегированной стали плакированный (0,6 млн. долларов), волокно хлопковое и автомобили грузовые (по 0,5 млн. долларов), оксиды свинца (0,2 млн. долларов).
Внешняя торговля с Казахстаном. В январе 2014 г. наблюдается незначительное увеличение объемов экспорта по сравнению с январем 2013 г. – на 2,4%. При этом импортные поставки сократились – на 30%. Объем экспорта в январе 2014 г. составил 42,4 млн. долларов, импорта – 3,9 млн. долларов.
Сальдо внешней торговли товарами с Казахстаном сложилось положительным в размере 38,5 млн. долларов, в январе 2013 г. величина положительного сальдо составляла 35,9 млн. долларов. [15]
Таблица 3.2 – Данные об экспорте основных видов товаров в страны-участницы ТС и ЕЭП
Примечание – Источник: [15]
Единство экономических моделей является также одним из условий фискальной гармонизации ЕЭП. Однако если экономики России и Казахстана уже имеют статус рыночных, то белорусская — пока нет. Достаточно сильно отличаются и оценки налоговых систем трех стран. Одним из ключевых моментов является уровень налоговых ставок, создающий своеобразную налоговую конкуренцию за привлечение наиболее мобильных факторов производства — капитала и рабочей силы. Налоговая нагрузка в привязке к ВВП на душу населения в Беларуси значительно выше, чем в других странах, что снижает конкурентоспособность страны. Поэтому Беларуси придется в целом снижать налоговую нагрузку, отказаться от множественности ставок по одним и тем же налогам, упрощать НДС, совершенствовать амортизационную политику.
Вовлеченность Республики Беларусь в мировые хозяйственные связи в значительной степени влияет на экономику страны и определяет ее зависимость от конъюнктуры и тенденций, складывающихся на внешних рынках.
Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться ростом напряженности между мировыми центрами и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. Мировой финансовый кризис привел к усилению дифференциации между странами. В то время как европейский рынок растет относительно медленными темпами, заметно выросла активность развивающихся рынков. Динамичными центрами роста стали не только Китай, но и Индия, Бразилия. Значительными темпами растет спрос на иностранные товары в странах Латинской Америки, в то время как в США и странах Европейского союза он снижается.
Информация о работе Интеграция Республики Беларусь в Едином экономическом пространстве