В связи с этим
на экономику Беларуси в предстоящем пятилетии
значительно будут влиять глобальные
тенденции мирового экономического развития,
что потребует повышения конкурентоспособности
национальных товаропроизводителей, внедрения
новых технологий.
Учитывая высокую
экспортную ориентированность белорусской
экономики, темпы ее роста будут взаимосвязаны
с динамикой развития стран – основных
торговых партнеров: России, Германии,
Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых
приходится более половины экспорта белорусских
товаров.
В настоящее время на смену
замкнутой модели региональной интеграции,
которая была преобладающей в 1970-е годы
и основывалась на замещении импорта региональным
производством, пришла новая тенденция
открытого регионализма. Ее суть заключается
не только в снижении квот и тарифов, но
и в снятии ограничений на движение товаров,
услуг, капитала, технологий и рабочей
силы. В процессах интеграции активное
участие принимают компании, банки, органы
регионального и местного самоуправления.
[10]
Такая тенденция
создает предпосылки для развития торговых
связей Беларуси с региональными объединениями,
членом которых она не является, одновременно
с участием в сложившихся интеграционных
группировках на постсоветском пространстве.
Наиболее тесно социально-экономическое
развитие Беларуси связано с Россией и
Казахстаном в рамках Таможенного союза
и Единого экономического пространства.
Создание общего рынка позволяет устойчиво
развиваться экономикам названных стран.
За последние годы заметно возрос объем
взаимной торговли между участниками,
что показано на рисунке 3.1
Рисунок
3.1 – Объем взаимной торговли стран участниц
ТС и ЕЭП
Примечание
– Источник: [14]
На рисунке
3.1 видно, с созданием Таможенного союза
и Единого экономического пространства
объем взаимной торговли Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации
в 2011 и 2012 годах возрос по отношению к 2010
году на 33,9% и 45,5% соответственно. Это сигнализирует
о положительной тенденции развития экономик
стран и необходимостью дальнейшей интеграции.
Работа по участию Республики Беларусь в интеграционных
процессах, направленных на укрепление
торгово-экономического сотрудничества в
рамках Содружества Независимых Государств,
Союзного государства, ЕврАзЭС, Таможенного
союза, Единого экономического пространства позволит активизировать
продвижение отечественных товаров
и услуг на зарубежные рынки.Очевидны
политические и социально-экономические
выгоды формирования ЕЭП для Республики
Беларусь, однако существуют и недостатки
данной интеграции (рисунок 3.2)
Рисунок
3.2 – Преимущества и недостатки вхождения
Республики Беларусь в состав ЕЭП
Примечание – Источник: собственная
разработка
Среди отрицательных последствий
необходимо отметить:
- усиление конкуренции
вследствие устранения оставшихся
барьеров между странами (особенно
субсидирования, дискриминации при
государственных закупках, технических
барьеров, в ходе приватизации), а
значит, связанные с этим банкротства
или поглощения неконкурентоспособных
предприятий и вызванные этим
социальные издержки, в частности
безработица, снижение уровня доходов,
"утечка умов". Усиление конкуренции
также может быть связано с
увеличением притока иностранного
капитала из третьих стран. Предприятия
с иностранным капиталом могут
наладить производство (или сборку)
более конкурентоспособных товаров
или услуг на рынке стран
ЕЭП, которые будут составлять
прямую конкуренцию товарам и
услугам, происходящим с территории
стран ЕЭП;
- выравнивание цен: с формированием
единого рынка формируется единая
цена на данном рынке. В отдельных
случаях это может вызвать
в Республике Беларусь рост
цен, например, на продукты питания,
на жилье, коммунальные услуги, энергоносители
и их транспортировку и др.
С другой стороны, ажиотажный
спрос со стороны России на
продукты питания, выращенные в
Беларуси, может привести к снижению
закупочных цен на сельскохозяйственную
продукцию;
- дивергенция - увеличение
различий в уровне развития
интегрирующихся стран и их
территорий: в процессе интеграции
менее развитые в рыночном
отношении страны (а это Беларусь
в сравнении с Россией и
Казахстаном) и менее развитые
регионы стран (сельскохозяйственные,
рыболовецкие, непромышленные и
др.) оттягивают на себя издержки
интеграции, особенно социальные (безработица,
"утечка умов", снижение уровня
доходов, бедность и т.д.), почти
не получая взамен выгод от
нее. В ЕС для таких регионов
и стран предусмотрен механизм
компенсаций, в рамках которого
через специализированные структурные
фонды, финансируемые из единого
бюджета ЕС, реализуются проекты
развития регионов и повышения
их конкурентоспособности. В ЕЭП
такой механизм пока не предусмотрен;
- утрата части суверенитета:
в настоящее время этот эффект
проявляется лишь частично, поскольку
вся макроэкономическая политика,
включая валютную и исключая
только конкурентную, остается в
ведении национальных государств.
Вместе с тем страны ЕЭП
уже потеряли национальный суверенитет
в вопросах тарифной и нетарифной
политики, несколько позже они
перейдут и к согласованной
внешней политике в отношении
третьих стран в сфере торговли
услугами, инвестиций и трудовой
миграции, передав их в ведение
Евразийской экономической комиссии.
Кроме того, бесспорным остается
и тот факт, что в вопросах
проведения общей или согласованной
политики стран ЕЭП определяющей
является воля России как лидера
интеграционного процесса. Это в
первую очередь касается торговой
политики, поскольку Россия раньше
других членов ЕЭП стала страной
- участницей ВТО, торговли энергоносителями
и их транспортировки, поскольку
Россия является их основным
производителем в ЕЭП, инвестиций,
поскольку Россия является основным
инвестором не только в странах ЕЭП, но
и в СНГ в целом;
- негативная взаимозависимость:
данный эффект гипотетически
может возникнуть для Республики
Беларусь в случае, если в России
произойдет какая-нибудь кризисная
ситуация в экономике, как это
было, например, во время дефолта
1998 года. Разница лишь в том, что
во время формирования ЕЭП
степень взаимозависимости экономик
трех стран возрастет многократно,
поэтому и удар по белорусской
экономике будет более значительным;
- рост административных
расходов: формирование ЕЭП означает
расширение полномочий и сфер
интересов ЕЭК далеко за пределы
сферы внешней торговли товарами,
что повлечет за собой увеличение
отчислений в консолидированный
бюджет трех стран из бюджета
Республики Беларусь. Возрастут
и судебные расходы, поскольку
все спорные моменты по базовым
соглашениям в ЕЭП могут решаться
на уровне Суда ЕврАзЭС, а также
возникнут штрафные, ответные и
компенсационные меры в связи
с невыполнением странами взятых
на себя обязательств.
Переход от Таможенного союза
к общему рынку ЕЭП предусматривает расширение
сфер совместного регулирования экономики,
которое ранее ограничивалось в основном
проведением общего тарифного и нетарифного
регулирования торговли товарами. Данное
усложнение предусмотрено в трех основных
сферах:
- в макроэкономической
политике, поскольку на общем
рынке необходимо создать не
только равные, но и одинаково
стабильные условия;
- в конкурентной (антимонопольной)
политике, поскольку единый рынок
предусматривает и единые правила
конкуренции на нем;
- в валютной политике,
поскольку валютно-финансовые отношения
опосредуют остальные международные
отношения - торговлю товарами, услугами,
объектами интеллектуальной собственности,
миграцию капитала и трудовых
ресурсов. Кроме того, от стабильности
развития валютного рынка зависит
и развитие других рынков.
Следует также отметить, что
целями ЕЭП предусмотрено проведение
согласованной налоговой политики, что,
однако, не отражено в его базовых соглашениях.
Тем не менее, данный вопрос
является весьма важным. И тому есть несколько
причин. Теоретические разработки в области
общего рынка стран-участниц, основанные
на опыте ЕС, показывают, что эффективность
функционирования общего рынка напрямую
зависит от того, насколько равным в странах-участницах
является уровень налогов на факторные
доходы (на заработную плату, сбережения,
торговлю ценными бумагами, прибыль, доходы,
на землю и т.д.). Вследствие этого гармонизация
налоговых систем, устранение двойного
налогообложения, введение общих принципов
взимания налогов являются важнейшими
составляющими создания общего рынка.
Сохранившиеся различия в национальных
прямых и косвенных налогах могут существенно
деформировать торговые потоки между
странами и препятствовать их развитию
точно так же, как и внешнеторговые барьеры
(тарифные и нетарифные). Однако отсутствие
ввозных таможенных пошлин во взаимной
торговле стимулирует рост белорусского
экспорта в Россию и Казахстан.
Осуществление единого таможенно-тарифного
и нетарифного регулирования в торговле
с третьими странами обеспечивает защиту
интересов производителей Беларуси на
рынках России и Казахстана, что также
имеет первостепенное значение для роста
белорусского экспорта.
Договоренности в сфере технического
регулирования (использование единого
стандарта, одного испытания и единого
сертификата) освобождают предприятия
от необходимости "подстраивать"
производство под требования каждого
рынка. Проведение оценки соответствия
продукции осуществляется непосредственно
в Беларуси, что позволяет сократить соответствующие
затраты.
Беларусь, Казахстан и Россия
будут совместными усилиями отстаивать
свои интересы при голосовании по проектам
международных стандартов.
Упрощение перемещения товаров
и торговых операторов внутри Таможенного
союза в результате отмены государственного
контроля (санитарного, ветеринарного,
фитосанитарного) на белорусско-российской
границе и завершения переноса транспортного
контроля. Вместо таможенного контроля
всех товаров временно сохраняется лишь
проверка ограниченного перечня товаров,
происходящих из третьих стран.
Однако для осуществления полной
свободы движения товаров необходимо
снятие следующих ограничений:
■ физических барьеров— предоставление
национального режима для поставщиков
— резидентов других государств — членов
ТС и ЕЭП; обеспечение свободного передвижения
«чувствительных» групп товаров и
связанных с ними услуг, таких
как лекарственные средства, алкогольная
продукция и этиловый спирт, табачные
изделия и сырье, наркотические средства,
медтехника; устранение института спецэкспортеров,
а также исключительного права на экспорт;
урегулирование вопросов в области экспортного
контроля и интеллектуальной собственности;
решение вопросов перемещения товаров,
подпадающих под экспортные таможенные
пошлины;
■ фискальных барьеров— гармонизация
налоговой и акцизной политики, а также
правил и механизмов налогового администрирования.
Положительный аспект для Беларуси
так же использование "связки" с партнерами
по Таможенному союзу для ускорения вступления
в ВТО на скоординированных условиях ведения
торговых переговоров с ЕС, другими региональными
блоками и партнерами.
Трехсторонний
формат интеграции в условиях жесткой
российской геополитики снижает риск
асимметричности принятия решений в отношении
Беларуси.
С учетом главной
стратегической цели формирования ЕЭП -
ориентация на создание нового мирового
экономического и финансового центра
на постсоветском пространстве - реализация
такого масштабного объединительного
проекта трех стран отвечает долгосрочным
политическим и экономическим интересам
Беларуси.
Расширяются
экспортные возможности страны и упрощаются
условия деятельности субъектов хозяйствования,
увеличивается привлекательность белорусской
экономики для реализации зарубежных
инвестиционных проектов с учетом единого
рынка.
Причинами тому послужили, во-первых,
большое экономическое пространство,
на котором устраняются барьеры в торговле
товарами, услугами и миграции факторов
производства, является весьма привлекательным
для крупного капитала транснациональных
корпораций и он приходит в те страны-участницы,
где инвестиционный и деловой климат лучше,
а, во-вторых, договорно-правовая база
ЕЭП предполагает национальный режим
при учреждении и деятельности компании
с иностранным капиталом, гармонизацию
законодательства в банковской, страховой,
валютной сферах, на рынке ценных бумаг,
либерализацию взаимного доступа к конкурсам
проектов приватизации, что будет стимулировать
рост взаимных инвестиций. Здесь, однако,
следует отметить, что российский капитал,
как более мощный по сравнению с белорусским
и казахстанским, будет иметь конкурентное
преимущество в данных процессах.
С дальнейшей интеграцией страну
ожидает экономический рост и конвергенция
(сближение уровня экономического развития
стран), что вызвано формированием единой
более эффективной производственной системы,
притоком иностранных инвестиций, расширением
взаимной торговли, обменом технологиями
между странами-участницами, более уверенным
совместным выходом интегрирующихся стран
на внешние рынки сбыта и др.
Республике Беларусь необходимо
эффективно использовать свои преимущества
"сборочного цеха", связанные с выгодным
географическим положением, наличием
высококвалифицированных трудовых ресурсов
и развитой транспортной, энергетической
и другой инфраструктуры.
Белорусские производители
получают право беспошлинного ввоза своей
продукции независимо от происхождения,
количества и удельного веса сырья и материалов,
которые были использованы в ее производстве,
на рынки России и Казахстана.
В частности, неприменение таможенных
пошлин во взаимной торговле автомобилями,
произведенными субъектами хозяйствования
государств - членов Таможенного союза
в режиме промышленной сборки, создает
благоприятные условия для иностранных
инвестиций в сборочное производство
легковых автомобилей в Беларуси.
На недавно прошедших в Москве
переговорах был решен вопрос о продаже
легковых автомобилей Geely, произведенных
совместным белорусско-китайским предприятием,
на российском рынке в размере порядка двух процентов
от общего объема производства.
Имеется возможность участия
белорусских предприятий в комплектации
промышленной сборки автомобилей в любом
из государств - членов Таможенного союза
наравне с его собственными предприятиями,
то есть без применения ограничений на
использование импортных автокомпонентов.