Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 08:51, дипломная работа
Объект исследования – экономико-правовая безопасность функционирования и развития ООО «Пилот Экспресс».
Предмет исследования – экономико-правовые отношения, связанные с обеспечением экономической безопасности функционирования и развития ООО «Пилот Экспресс».
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области социально-экономического развития, управления, экономической безопасности, современные концепции и системы научных взглядов на безопасность и экономическую безопасность малого предпринимательства, разработанные научными школами в России.
Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Теоретические аспекты исследования экономической безопасности предприятия малого бизнеса………………………………………………….…..7
1.1 Экономическая безопасность малого предприятия: понятие, сущность…..7
1.2 Факторы и условия обеспечения экономической безопасности предприятия малого бизнеса…………………………………………………….………….........15
1.3 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности предприятия малого бизнеса…………………………………………….……....19
2 Оценка уровня и направления укрепления экономической безопасности ООО «Пилот Экспресс»………………………………………………………….….…...38
2.1 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Пилот Экспресс»……………………………………………………..………………….…38
2.2 Оценка современного уровня экономической безопасности ООО «Пилот Экспресс»……………………………………………………………..….…….…..54
2.3 Направления укрепления экономической безопасности функционирования и развития ООО «Пилот Экспресс»……………...……………………….…...…61
3 Правовой режим обеспечения экономической безопасности функционирования и развития ООО «Пилот Экспресс»……………...……..….77
3.1 Общая правовая характеристика обеспечения экономической безопасности коммерческой организации……………………………......………………………77
3.2 Проблемы правового обеспечения экономической безопасности организации в сфере малого предпринимательства………………........………82
3.3 Способы совершенствования правового регулирования экономической безопасности функционирования и развития ООО «Пилот Экспресс»…........87
Заключение……………………………………………………………………...…90
Список использованных источников……………………………………..….….93
Приложения………………………………………………………………………..97
Источниками отрицательных влияний на экономическую безопасность предприятия могут быть:
- сознательные или бессознательные действия отдельных должностных лиц и субъектов хозяйствования (органов государственной власти, международных организаций, конкурентов);
- стечение
объективных обстоятельств (состояние
финансовой конъюнктуры на
В зависимости от субъектной обусловленности отрицательные влияния на экономическую безопасность могут быть объективными и субъективными.
Объективными считаются такие отрицательные влияния, которые возникают не по вине самого предприятия или его отдельных работников.
Субъективные влияния имеют место вследствие неэффективной работы предприятия в целом или его отдельных работников (прежде всего руководителей и функциональных менеджеров).
Экономическая безопасность – это состояние защищенности важных интересов в финансово-экономической, производственно-хозяйственной, технологической сферах хозяйствующего субъекта, в основе функционирования которого лежит процесс реализации продукта (услуги) предприятия от внешних и внутренних угроз на всех стадиях производственного процесса, начиная от разработки и заканчивая коммерциализацией продукта.
Такое состояние обеспечивается, в первую очередь, благодаря принятой руководством и персоналом системы мер правового, организационного, социально-экономического и инженерно-технического характера, а также соответствующими структурами, в компетенцию которых входит обеспечение экономической безопасности малого предприятия. Система обеспечения экономической безопасности деятельности малого бизнеса – это организованная совокупность специальных органов, служб, средств, технологий, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту деятельности и развития предприятия от внутренних и внешних угроз [34, с. 81].
Основные направления обеспечения экономической безопасности деятельности малого бизнеса включают: институциональное, правовое, финансово-экономическое; организационное информационно-консалтинговое, научно-техническое стимулирование, направленное на нейтрализацию угроз его экономической безопасности.
Главной целью экономической безопасности малого предприятия, как хозяйствующего субъекта, является обеспечение его устойчивого и максимально эффективного функционирования, высокого уровня конкурентоспособности. Выполнение этой цели, достигается при решении следующих задач по повышению экономической безопасности:
- поддержание технологической независимости, формирование высокого технического и технологического потенциала;
- обеспечение достаточной финансовой устойчивости и независимости;
- оптимизация организационной структуры, постоянное совершенствование и выполнение менеджерских функций;
- обоснованная правовая защита всех видов деятельности предприятия;
- создание защиты информационной среды, его коммерческой тайны;
- формирование условий для безопасной работы сотрудников, соблюдение их коммерческих интересов;
- техническое оснащение безопасности предприятия [22, с. 14].
Управление предпринимательскими рисками включает стратегию рисков, их границы, методы оценки и действия по оптимизации как целенаправленному воздействию на развитие предпринимательства с целью минимизации всех видов потерь. Управление предпринимательскими рисками осуществляется на двух уровнях: внутрифирменном и государственном.
Таким образом, можно определить предпринимательский риск как деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которого имеется возможность оценить вероятность достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащихся в выбираемых альтернативах.
Устойчивость предпринимательской деятельности характеризует прочность и надежность ее элементов, связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние возмущающие воздействия.
С содержательной стороны безопасность предпринимательства как социальная ценность характеризуется состоянием защищенности его интересов от негативных последствий явлений социального, природного и техногенного характера, а также поддержанием такого уровня этой защищенности, который является достаточным для нормального функционирования его элементов.
В Законе РФ № 390-ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010 г. понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов, но вследствие сложности определения конкретных действий, необходимых для защиты жизненно важных ресурсов, многие руководители ограничиваются созданием на предприятии охранных структур, часто исключая средства и способы защиты информации [1]. В итоге, например, вопросы защиты коммерческой тайны, утечки информации нередко упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции, что приводит к утечке коммерчески значимой информации. Меры обеспечения сохранности информации на предприятии зависят от производственных и финансовых возможностей предприятия, от количества и качества охраняемых секретов. Придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», следует помнить, что чрезмерное закрытие информации, так же как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю определенной доли прибыли, либо привести к серьезным убыткам.
Проект обеспечения экономической безопасности объекта может включать: определение состава службы безопасности, способ правильного использования коммуникационных и вычислительных ресурсов, правила доступа на объект, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности.
Важный фактор, влияющий на действенность политики безопасности – доведение до каждого сотрудника малого предприятия его обязанностей по поддержанию режима безопасности.
Основные положения политики безопасности предприятия должны быть закреплены в соответствующих распорядительных документах, как правило, это положения о: коммерческой тайне, о защите информации, об администраторе безопасности сети; правила разграничивающие доступ к информации, содержащейся в автоматизированных системах; правила допуска персонала и посетителей в помещения, где производится обработка коммерческой информации [4, с. 62].
Оценив сложившуюся обстановку по эффективности защиты прав лиц, задействованных в отечественном бизнесе, Президент РФ летом 2012 года решил ввести новую государственную должность: федеральный омбудсмен, представляющий интересы предпринимателей.
Первым омбудсменом по делам предпринимателей был назначен Борис Титов, возглавлявший в то время общественную организацию «Деловая Россия», наладившую стратегические отношения между бизнесом и государством.
По словам Президента РФ, омбудсмен по делам предпринимателей должен будет представлять интересы любых бизнесменов, находящихся (осуществляющих свою деятельность) на территории РФ, в том числе и иностранных лиц. Также глава государства пообещал подписать соответствующий указ об учреждении обсуждаемой федеральной должности и его полномочиях в кратчайшие сроки, а Госдуме необходимо будет подготовить правовую базу деятельности омбудсмена предпринимателей.
Уполномоченный по делам предпринимателей получит полномочия прямого общения с силовыми структурами и другими органами правоохранительной системы. Также при Президенте РФ должен быть организован профильный совет, занимающийся вопросами защиты прав предпринимателей.
Во всех регионах появятся представители омбудсмена, а на федеральном уровне – его личный госаппарат. В аппарат омбудсмена (совет) должны будут войти представители крупнейших бизнес-объединений РФ. Более того, уполномоченный по делам предпринимателей намерен тесно сотрудничать с новой структурой при Прокуратуре РФ – подразделении по защите прав бизнеса. Учитывая, что в РФ уже были инициированы функции федеральных органов по защите прав предпринимателей, в частности в Прокуратуре РФ, введение новой должности омбудсмена укрепит правовое положение бизнесменов и будет содействовать эффективной защите их интересов.
В 2012 году в Генеральной прокуратуре РФ создано специализированное управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей.
Структура ориентирована на проведение системной и профессиональной работы по защите прав предпринимателей. Особая роль отводится сотрудничеству с создаваемым в стране институтом омбудсмена по защите прав предпринимателей. Управление состоит из двух подразделений: подразделения по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей и подразделения по надзору за законностью проверок органов контроля. Основные задачи: обеспечение методов прокурорского надзора свободы экономической деятельности, снижение административного давления со стороны государственных и муниципальных органов, соблюдение законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов, оперативного предупреждения и пресечения нарушений прав предпринимателей.
Комитет «Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов» создано в целях оказания квалифицированной юридической помощи на профессиональной основе юридическим и физическим лицам – предпринимателям для защиты их прав, свобод и интересов от неправомерных действий органов государственной власти и местного самоуправления, проведения независимой общественной экспертизы законопроектов, управленческих решений по вопросам предпринимательства, научно-технической, налоговой, финансово-кредитной политики [37, с. 263].
Направления деятельности:
- ведение мониторинга нарушения прав предпринимателей в регионах;
- экспертиза проектов законодательных актов, затрагивающих интересы, права и свободы предпринимателей; консультации по правовым вопросам;
- представление интересов предпринимательских объединений в органах государственной власти;
- юридический анализ и подготовка экспертных заключений по предмету обращения (жалобы) предпринимателей;
- общественная поддержка и защита предпринимателей в случае грубых нарушений его прав органами власти.
1.2 ФАКТОРЫ
И УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Одним из критических моментов предпринимательства является его определение как зоны риска. Предпринимательству при существующем несовершенстве в законодательстве сопутствуют также такие общественные явления, как организованная преступность, взяточничество.
Изучение проблемы показывает, что существующие государственно-правовые механизмы, традиционные методы обеспечения экономической безопасности оказываются в нынешней ситуации мало эффективными, и даже неприемлемыми для организации защиты законных интересов предпринимательства.
В числе причин и условий неудовлетворительного состояния безопасности предпринимательства отмечается пробельность и противоречивость предпринимательского права, отсутствие необходимой корректировки законодательства, организационная слабость механизмов согласования интересов государства и предпринимателей, несовершенство института страхования предпринимательских рисков, отсутствие квалифицированного юридического консультирования.
Самое главное – у государства отсутствует потребность в развитии цивилизованного отечественного предпринимательства и его защите. В сфере безопасности должен работать своеобразный, глубоко структурированный рынок услуг. При этом меры, которые могут быть приняты по непосредственной защите предпринимателя от тех или иных угроз, безусловно, необходимы, но не являются единственной гарантией его безопасности. Поэтому «рынок» безопасности по большому счету должен включать и другие гарантии, связанные со стабильностью отношений и обеспечением условий развития предпринимательства. Каждая из этих гарантий требует дальнейшей законодательной конкретизации [19, с. 113].
На безопасность функционирования малого предприятия сферы услуг оказывают влияние самые разнообразные факторы. Под ними в исследовании понимаются изменения во внешней и внутренней среде предпринимательской деятельности, обуславливающие ее эффективность. Все многообразие таких факторов систематизировано по различным основаниям.
Во-первых, они подразделяются на реальные уже свершившиеся изменения и потенциальные – те, которые могут произойти по какой-либо причине. Во-вторых, изменения, целенаправленно осуществляемые каким-либо субъектом предпринимательства и изменения, стихийно возникающие, являющиеся не планируемыми последствиями какой-либо деятельности, объективного процесса.
В-третьих, в зависимости от содержания факторы могут быть силовые, социальные, политические, психологические, экономические, а также комплексные. Можно провести анализ внешних и внутренних факторов, определяющих безопасность малого предприятия сферы услуг. При этом внешние факторы разделены на две группы – факторы прямого и косвенного воздействия. Значительное место занимают факторы прямого воздействия: состояние законодательной базы, регулирующей деятельность; конкуренцию предпринимателей; взаимоотношения с партнерами; налоговую систему; криминализацию экономической жизни.
Факторы косвенного воздействия обычно не влияют на безопасность предпринимательского риска так же заметно, как факторы прямого воздействия. Однако влияние их может быть значительным, и предпринимателю необходимо их учитывать в процессе деятельности.
Информация о работе Экономическая безопасность малого предпринимательства