Экономическая эффективность производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Однако, показатели, описывающие эти два аспекта, существенно различаются. При этом под результатом производства следует понимать продукцию, произведенную и выпущенную в обращение, т.е. подготовленную к реализации, а под результатом реализации - продукцию, которая уже нашла своего потребителя, т.е. отгружена или передана ему в соответствии с условиями договора, или оплачена.
Основная цель курсовой работы заключается в определении экономической эффективности производства и реализации продукции растениеводства на примере конкретного предприятия – федеральное государственное унитарное предприятие «Учебно-опытное хозяйство «Уралец», расположенного в Белоярском районе Свердловской области.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект экономической эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции 5
1.1.Понятие, виды и критерии эффективности производства 5
1.2. Показатели и методика определения экономической эффективности производства 8
1.3. Показатели эффективности реализации сельскохозяйственной продукции 12
Глава 2. Современное состояние производства сельскохозяйственной продукции в ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Уралец» 17
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика 17
2.1.1.Место положения и специализация 17
2.1.2. Земельные ресурсы и эффективность их использования 22
2.1.3.Производственные ресурсы и эффективность их использования 26
2.1.4. Трудовые ресурсы и эффективность их использования 36
2.1.5. Основные финансовые результаты 40
2.2.Эффективность производства продукции растениеводства 43
2.3.Эффективность реализации 49
Глава 3. Пути повышения экономической эффективности производства и реализации продукции растениеводства 52
Заключение 57

Файлы: 1 файл

0701471_D5008_ekonomicheskaya_effektivnost_proizvodstva_i_realizacii_produ.docx

— 139.08 Кб (Скачать файл)

Производство овощей открытого  грунта и их реализация за 2008-2009 гг. существенно сократились соответственно на 266,7 т и 74,8 т, поскольку их урожайность  за два года резко сократилась  в два раза. Такой низкий уровень  товарности связан с тем, что большая  часть продукции является нестандартной.

На изменение уровня товарности влияют различные факторы: объем  произведенной валовой продукции, объем государственного заказа, внутрихозяйственные  потребности в отдельных видах  продукции.

 

2.3.Эффективность реализации

 

Рассмотрим результаты реализации хозяйства за два года.

Таблица 16. Результаты реализации в 2008 году

Продукция

Продано в натуре, ц

Полная себестоимость, тыс.руб

Выручка от реализации, тыс.руб.

Прибыль(+), убыток(-), тыс.руб.

Цена реализации, руб.

Коммерческая себестоимость, руб.

Уровень рентабельности, %

без дотаций

сумма дотаций

всего с дотацией

без дотаций

с дотацией

без дотации

с дотацией

без дотаций

с дотацией

Зерно

5313

4036

6840

30

6870

2804

2834

1287

1293,1

759,6

69,5

70,2

Картофель

7908

3900

5790

18

5808

1890

1908

732

734,4

493,2

48,5

48,9

Овощи открытого грунта

1307

541

578

 

578

37

37

442

442,2

413,9

6,8

6,8

Прочая продукция растениеводства

Х

151

157

 

157

6

6

     

4,0

4,0

итого

Х

8628

13365

48

13413

4737

4785

     

54,9

55,5


 

Таблица 17. Результаты реализации в 2009 году

 

Продукция

Продано в натур, ц

Полная себестоимость, тыс.руб

Выручка от реализации, тыс.руб.

Прибыль(+), убыток(-), тыс.руб.

Цена реализации, руб.

Коммерческая себестоимость, руб.

Уровень рентабельности, %

без дотаций

сумма дотаций

всего с дотацией

без дотаций

с дотацией

без дотации

с дотацией

без дотаций

с дотацией

Зерно

1935

890

1811

1135

2946

921

2056

935,9

1522,4

459,9

103,4

231,0

Картофель

13577

7326

8383

497

8880

1057

1554

617,4

654,0

539,5

14,4

21,2

Овощи открытого грунта

559

352

419

41

460

67

108

749,5

822,8

629,6

19,0

30,6

Прочая продукция растениеводства

Х

467

568

1036

1604

101

1137

     

21,6

243,4

итого

Х

9035

11181

2709

13890

2146

4855

     

23,7

53,7


Реализация зерна в 2008 г. является в целом рентабельной, но нестабильной. По рассмотренным  данным можно сделать вывод о  значительных колебаниях спроса и цен  на зерно. Так, если в 2008г. была реализована  большая часть зерна – 5313 ц (оставшаяся часть пошла в основном на семена и на корм животным), то в 2009 г. произошло затоваривание и было продано всего 1935 ц. В 2008 г. хозяйство продало излишки зерна по большей цене – 1287 руб., что положительно повлияло на общую рентабельность продаж.

Картофеля, напротив, было больше продано в 2009 году – 13577 ц, по сравнению  с 2008 годом – 7908 ц. В 2008 году хозяйство затоварилось картофелем, а в 2009 г. пришлось продавать излишки зерна по меньшей цене, что негативным образом повлияло на уровень рентабельности продаж, в 2009 году он составил всего 14,4%.

Овощей открытого грунта в 2008 году было продано в натуре 1307 ц, а в 2009 году – 559 ц. Это связано с уменьшением урожайности данной продукции за два года на 53,5 ц/га. Однако разница в выручке небольшая (в 2008 г. – 578 тыс. руб., в 2009 г. – 419 тыс. руб.), поскольку цена реализации в 2009 году увеличилась на 307 руб.

Рентабельность - один из важнейших  экономических показателей деятельности предприятия. Оно считается рентабельным, если выручка, полученная от реализации продукции, покрывает все затраты  на производство и реализацию и образует сверх того накопления. Каждое хозяйство заинтересовано в повышении рентабельности производства. Чем выше уровень рентабельности, тем эффективнее производство.

В хозяйстве уровень рентабельности без дотации по зерну в 2008 году составил 69,5%, в 2009 году – 103,4%. По картофелю в 2008 году – 48,5%, в 2009 году – 14,4%. Уровень рентабельности овощей открытого грунта в 2008 году составил 6,8%, а в 2009 году – 19%. Всего по организации уровень рентабельности без дотации за 2008-2009гг. уменьшился на 31,2 %.

Деятельность должна быть направлена на значительное повышение эффективности использования всех ресурсов, что обеспечить рост рентабельности хозяйства.

Прибыль хозяйства за рассматриваемый  период уменьшилась почти в два  раза, на 2591 тыс. руб., поскольку полная себестоимость продукции за два  года увеличилась на 407 тыс. руб., а  выручка уменьшилась на 2184 тыс. руб. Однако в связи со значительным ростом суммы дотации на 2661 тыс. руб. за два  года,  прибыль с дотацией  в 2009 году составила  4855 тыс. руб., что  на 70 тыс. руб. больше по сравнению с 2008 годом.

Итак, в целом реализацию продукции хозяйства можно считать малоэффективной. Продукция предприятия не приносит значительной прибыли, но в целом является безубыточной. Конъюнктуру на рынке с/х продукции в целом можно считать благоприятной для рассматриваемого хозяйства. Как и многие российские с/х предприятия в процессе производства и реализации продукции сталкивается с рядом проблем, в частности, терпит убытки в некоторых отраслях. Тем не менее, для данного предприятия это не является неразрешимой проблемой, и более того, предприятие предпринимает активные шаги для их решения, благодаря чему успешно держится «на плаву» в основном за счет собственных средств.

Растениеводство можно считать в целом перспективной отраслью хозяйства учхоз «Уралец», ввиду общего повышения урожайности и объемов производства и реализации зерновых.

Глава 3. Пути повышения экономической  эффективности производства и реализации продукции растениеводства

 

 

Экономическая эффективность  отраслей АПК в значительной степени  зависит от уровня интенсивности  производства.

Интенсификация—это основная форма расширенного воспроизводства, осуществляемая путем совершенствования  системы ведения отрасли на основе научно-технического прогресса для  увеличения выхода продукции с единицы  площади, повышения производительности труда и снижения издержек на единицу  продукции.

Важнейшими ее направлениями  являются:

  • применение интенсивных, ресурсосберегающих технологий производства продукции;
  • освоение научно обоснованных севооборотов, совершенствование семеноводства и племенной работы в животноводстве;
  • использование перспективных сортов растений, высокопродуктивных пород скота и птицы;
  • внесение оптимальных доз минеральных и органических удобрений, гербицидов и средств защиты сельскохозяйственных культур;
  • укрепление кормовой базы и т. д.

Применение интенсивных  технологий возделывания сельскохозяйственных культур дает большой эффект. Так, использование их при возделывании озимой пшеницы позволяет повысить урожайность на 35—40 %, снизить себестоимость  продукции на 4—6 %, увеличить прибыль  в расчете на 1 га посевов на 50—60 %.

Важную роль в повышении  производительности труда и экономической  эффективности производства играет механизация производственных процессов. Она предполагает постепенную замену ручного труда машинным, менее совершенных машин — более совершенными, разрозненных машин — системой машин.

Непременным условием комплексной  механизации сельского хозяйства  является создание и внедрение системы  машин. Под системой машин понимают комплекс разнородных рабочих машин, последовательно включаемых в производство продукции на всех его стадиях.

Рациональная система  машин, предназначенная для комплексной  механизации, должна обеспечивать:

  • механизацию всех производственных процессов;
  • проведение работ в оптимальные агротехнические и зоотехнические сроки;
  • рост производительности труда, высвобождение работников от тяжелого и малопроизводительного труда;
  • относительно равномерное использование рабочей силы в течение года;
  • увеличение выхода продукции с единицы земельной площади при снижении себестоимости продукции.

 

Анализ состояния и эффективности  производства в условиях хозяйства убеждает в наличии путей повышения экономической эффективности производства и реализации.

Основными направлениями дальнейшего  увеличения объемов производства и  повышения эффективности возделывания культур является последовательная интенсификация. Осуществление индустриализации в хозяйстве, укрепление его материально-технической базы позволит оснастить растениеводство высокопроизводительными тракторами, зерновыми комбайнами, агрегатами для уборки картофеля и другими машинами и орудиями; применять дождевальные установки для полива разных культур и пастбищных угодий. Немаловажное значение в повышении эффективности производства отводится выбору каналов реализации, повышению качества продукции, государственной поддержке производства, а также росту материальной заинтересованности при выращивании  культур.

Экономическая эффективность ведения  производственной деятельности во многом обусловлена снижением себестоимости  производимой продукции, увеличением  имеющихся у предприятия основных производственных фондов, и как следствие, увеличение общей суммы полученной прибыли и увеличение уровня рентабельности.

Важнейшим условием повышения  экономической эффективности производства является улучшение качества сельскохозяйственной продукции. Чем выше качество продукции, тем выше цена ее реализации, а, следовательно, и рентабельность производства. Например, пшеница с содержанием клейковины свыше 23 % может использоваться на продовольственные цели; цена такого зерна в 1,5—1,7 раза выше, чем фуражного.

Важным условием рентабельного  ведения сельского хозяйства  является мотивация высокопроизводительного  труда, которая определяется уровнем  его оплаты. В рыночной экономике  эта оплата в значительной степени  должна формироваться на основе цены рабочей силы, то есть суммы средств, позволяющей работнику и его  семье удовлетворить свои материальные и духовные потребности на нормальном уровне.

В условиях рыночной экономики  эффективность производства в значительной степени зависит от успешной реализации продукции, то есть от маркетинговой  деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В качестве посредников в  продвижении товара от сельского  товаропроизводителя к конечному  потребителю выступает оптовая  и розничная торговля. Оптовая  торговля обеспечивает закупку продукции  на месте ее производства крупными партиями, предоставляет финансовую помощь производителям и розничным  посредникам, обеспечивает хранение продукции, несет риск при хищении и порче  продукции. Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и предоставлением услуг конечным потребителям для их личных или семейных нужд. Использование посредников при реализации продукции объясняется, в первую очередь, высокой эффективностью работы специализированных торговых предприятий, благодаря контактам, опыту и размаху их деятельности.

Информация о работе Экономическая эффективность производства продукции