Экономическое обоснование эффективности инвестиционного проекта в сфере городского хозяйства (на примере гостиницы ООО «Астор»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:41, дипломная работа

Описание работы

Предметом данной дипломной работы является обоснование инвестиций в развитие сферы гостиничного хозяйства.
Цель дипломной работы заключается в обосновании инвестиции в развитие сферы услуг гостиничного хозяйства.
В рамках данной работы решаются следующие основные задачи:
1. Рассмотреть особенности функционирования современного гостиничного хозяйства и оценить его потребность в инвестициях; 2. Изучить методы оценки инвестиционных проектов;
3. Провести анализ инвестиционного проекта организации услуг гостиничного хозяйства ООО «Астор»;
4. Оценить эффективность инвестиционного проекта расширения сферы услуг гостиницы ООО «Астор».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………6
1. Теоретические аспекты изучения инвестирования в развитие сферы услуг гостиничного хозяйства……9
1.1. Понятие инвестиций………………………………………9
1.2. Современное гостиничное хозяйство Череповца и его потребность в инвестициях………………………12
1.3. Методы оценки инвестиционных проектов………………………...19
1.4. Нормативно-правовое обеспечение процесса инвестирования…...33
2. Анализ инвестиционного проекта гостиницы «Астор»……………..37
2.1. Характеристика предприятия……………………………………….37
2.2. Общая характеристика инвестиционного проекта………………...48
2.3. Организационный план проекта…………………………………49
2.4. Финансовый план проекта…………………………………………49
3. Эффективность инвестиционного проекта гостиницы «Астор»…52
3.1. Комплексный анализ показателей эффективности и риска проекта…………………52
3.2. Расчет показателей эффективности и анализ чувствительности проекта………………53
Заключение………………………………………………………………65
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом иры шевченко.doc

— 4.56 Мб (Скачать файл)

С точки зрения концепции Project Management (управление проектами), «проект» – изменение исходного состояния системы (например, предприятия), связанное с затратами времени и средств. Отечественные экономисты определяют «проект» как «систему сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению» Таким образом, проект включает три основных элемента  замысел, средства реализации, цели реализации [11, с. 61].

Отличие проекта от производственной системы заключается в  том, что проект является однократной, нециклической деятельностью. Серийный выпуск продукции не имеет заранее определенного конца во времени и зависит лишь от наличия и величины спроса. Когда исчезает спрос, производственный цикл кончается. Производственные циклы в чистом виде не являются проектами.

Любой проект характеризуется четырьмя основными  факторами (классификационными признаками): направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов; масштаб (размер) проекта; ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и окончанием (сроки реализации); ограниченность ресурсов. В нормальном проекте все эти факторы учитываются как более или менее равноправные. Однако в большинстве проектов доминирующую роль играет один (или несколько) из перечисленных факторов. В частности, инвестиционный проект характеризуется значительными (больше года) сроками реализации и ограниченностью инвестиционных ресурсов.

Также отсутствует  единая точка зрения и на определение  инвестиционного проекта. По мнению А. А. Максюкова, «инвестиционный проект – сознательно реализуемая система мероприятий и используемых в них ресурсов, направленная на создание активов с долгосрочным характером использования в целях последующего возврата вложенных средств и получения дохода» [21, с. 70]

Методические рекомендации определяют инвестиционный проект как «обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описанием практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)» [27, с. 49].

Р. Р. Макаренков под инвестиционным проектом понимает «любое мероприятие, направленное на достижение определенных целей (экономического или социального характера) и требующее для своей реализации расхода или использования капитальных ресурсов (природных ресурсов, машин, оборудования и т.д.), т.е. капиталообразующих инвестиций» [24, с. 55]

Инвестиционный  проект – это программа решения экономической проблемы, вложение средств в которую, приводит к их отдаче (получению дохода, прибыли, социальных эффектов) после прохождения определенного срока с начала осуществления проекта, вложения средств в него. Промежуток времени между началом инвестирования, вложения средств и моментом получения отдачи от них называют временным лагом. Таким образом, инвестиционные проекты обладают двумя определяющими признаками –необходимостью крупных вложений в проект и наличием временного лага между вложениями и получением отдачи от них [34, с. 185].

Понятие «инвестиционный  проект» можно рассматривать  в двух аспектах:

  1. как деятельность, предполагающая осуществление комплекса мероприятий для достижения поставленной цели (получения определенного результата) – инвестиционный процесс;
  2. как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов,необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих эти действия – инвестиционный  бизнес-план.

Основные  финансовые характеристики инвестиционного проекта: долгосрочные инвестиции (капитальные вложения), реализационные поступления, текущие (операционные) расходы, остаточная (ликвидационная) стоимость, пороговое значение рентабельности, инвестиционный период и др.

1.2. Современное гостиничное хозяйство Череповца и его потребность в инвестициях

Индустрия гостеприимства – это бизнес, направленный на обеспечение  приезжих людей жильем, питанием, а  также на организацию их досуга.

В течение последних десяти лет  в России наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. В крупные города приходят международные отельеры, растет число маленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. Правда, количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса. Гостиничное хозяйство – наиболее динамично развивающаяся отрасль сферы обслуживания, приносящая многомиллионные прибыли в масштабах национальных экономик многих государств, – гостиничный бизнес. Как часть туристического бизнеса, гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития и для российского рынка. Он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различного направления.

Рассмотрим более подробно современное  состояние гостиничного бизнеса  в России.

Последние несколько  лет  были для  России  довольно благоприятными в плане развития сферы гостеприимства и, в частности,  гостиничного   бизнеса, даже несмотря на кризис. Это выражается и в появлении отелей международных операторов, и в реконструкции многих старых гостиниц, открытии множества малых отелей и т.д. Пусть не всегда этот рост сопровождается улучшением сервиса, факт остается фактом: за 15 – 17  лет   в   России  произошли прямо-таки революционные изменения  гостиничного   бизнеса [3].

Необходимо отметить, что распад СССР нарушил многие связующие  элементы практически всех областей деятельности в республиках, включая  и  гостиничную  сферу. Однако, после многих лет стагнации и застоя, теперь можно говорить о положительных изменениях, набирающих силу.

Лидируют по развитию  гостиничных  услуг такие города  России, как Санкт-Петербург, Москва и Сочи. В числе тех регионов, где также наблюдается значительный рост этого рынка, – Калининград, Томская и Вологодская области, Урал и Краснодар. Дальний Восток пока не показывает столь же заметного уровня роста, однако и там он имеет место быть [3].

Специалисты Российской  Гостиничной  Ассоциации отыскали весьма тесную связь властных структур и отельеров. Первые, безусловно, заинтересованы в развитии сферы гостеприимства и всеми доступными способами стараются привлекать новых инвесторов, поощряя самые перспективные и интересные проекты.

Сейчас около 70% оборота   гостиничной  сферы  в   России  дают Москва и Санкт-Петербург, согласно исследованиям Российской  Гостиничной  Ассоциации, однако прогнозы говорят об изменении соотношения в сторону региональных представителей бизнеса, пусть и не большими темпами.

В условиях отсутствия динамики по показателю RevPAR (доходность на номер) в 2010 году по сравнению с 2009 годом особый интерес вызывает развитие ситуации на гостиничном рынке в 1 квартале 2011 года. Как и в любой сфере бизнеса, по тому, насколько высоки операционные результаты гостиниц Москвы за первый квартал, можно судить об их деятельности на год вперед. Традиционно первый квартал – период «затишья», поскольку бóльшая часть января (практически 3 первые недели) «пропадает» из-за новогодних праздников.

Далее в таблице 1.1 приводятся показатели загрузки, ADR (среднего тарифа) и RevPAR московских гостиниц (на основе выборки 8500 номеров международного качества) за первый квартал года и их итоговые показатели за тот же год.

Таблица 1.1

Сравнение операционных показателей за первый квартал года и итоговых показателей за 2008-2010 гг.  

Наиме-нование    

Загрузка 

ADR

RevPAR

1 квартал 

За год 

Раз- 
ница

1 квартал 

За год

Раз- 
ница

1 квартал 

За год 

Раз- 
ница

2008

61,0%

66,7%

9,3%

8 954

9 276

3,6%

5 462

6 191

13,3%

2009

55,0%

63,6%

15,6%

8 013

7 198

-10,2%

4 407

4 579

3,9%

2010

60,0%

69,1%

15,2%

6 803

6 596

-3,0%

4 082

4 556

11,6%


 

Самые значительные изменения в течение года прослеживаются в уровне загрузки (т.к. бóльшая часть корпоративных контрактов заранее согласовывается в начале каждого года). Если рассматривать результаты деятельности гостиниц за 2008 и 2010 годы, как более репрезентативные, нежели «кризисные» показатели 2009 года, то можно прогнозировать дальнейший рост загрузки. Загрузка в первом квартале составила 64%, это своеобразная отправная точка роста. К концу года загрузка по рынку вполне может преодолеть 70% барьер. Соответственно, также прогнозируется и рост RevPAR, более чем на 10% в целом по городу [23].

Далее в на рисунке 1.1 приводится динамика операционных показателей гостиниц в 1 квартале за последние 4 года.

Источник: STR Global, Cushman & Wakefield

 

Рисунок 1.1. Гостиничный рынок Москвы, взвешенные средние показатели за 1 квартал 2008 – 2011 гг.

Гостиницы верхней ценовой  категории появились в Москве раньше всего, более 10 лет назад открылись такие отели, как Renaissance Олимпийский, Marriott Grand, Sheraton Palace, Radisson Славянская.

Череповец ежегодно принимает  большое количество туристов и бизнесменов. Одни приезжают, чтобы познакомиться  с городскими достопримечательностями  и отдохнуть, другие же решают деловые вопросы. Череповец обладает довольно развитой инфраструктурой и транспортной сетью, позволяющей гостям в полной мере расслабиться и оценить красоту и дружелюбность города.

В связи с возросшим  в последнее время интересом гостей к Череповцу, в городе активно развивается гостиничный бизнес. Гостиницы Череповца предлагают самый широкий спектр услуг и цен, и их можно найти как в центре, так и на окраине города, поэтому выбор гостиницы в Череповце порой задача не из легких.

В таблице 1.2 представим гостиницы города Череповца и их сравнительные характеристики.

Таблица 1.2

Сравнительная характеристика гостиниц города Череповца

Наименование

Место расположения

Количество  звезд

Стоимость номера

Коли-чество номеров 

Версаль

Советский пр-т, 47

***

3000-4000

16

Ампаро

ул. Ленина, 52А

****

5000-8000

19

АРМ ПРЕМЬЕР  ОТЕЛЬ

Северное  шоссе, 45А

****

3600-8900

26

Азот

ул. Краснодонцев, 30А

***

3000

73

Верхняя рыбинка

Череповецкий р-н, пос. Вичелово

***

4000

12

Воскресенская

Советский пр, 82

***

2500-6500

5

Единство 

ул. Ломоносова, 19

***

2200-6500

15

Металлург

ул.Вологодская, 5А

***

3300-9500

62

Планета

ул. Монте-Клер, 17А

***

1300-4000

30

Северные  зори

ул.Краснодонцев, 30

***

2200-8500

90

Сталепрокатчик

ул. Устюженская, 9

***

2500-8500

35

Астор

ул. Ломоносова, 19

***

3000-8000

16

Глория

ул. Устюженская, 7

***

3500-6500

16

Ленинград

бул.Доменщиков, 36

****

1500 - 4700

115

Авелия

ул. Краснодонцев, 124

***

3000-8000

7

Азалия

ул. Краснодонцев, 126

***

3000-6000

14

Бизнес-Отель

ул. Батюшкова, 7А

***

2500-5000

6

Рандеву

Советский пр-т, 54

***

3000

8

Русский двор

ул.Гоголя, 44

***

2500-4500

4

Фаворит (на ипподроме)

Кирилловское  шоссе, 51А

***

3000-6000

20


 

Таким образом, в городе Череповец насчитывается  около 20 гостиниц. Данные гостиницы принадлежат к классу 3-х и 4-х звездочных отелей.

Необходимо  отметить, что в гостиничном бизнесе  города Череповца, по оценкам специалистов, наблюдаются проблемные аспекты. Так, в череповецкой газете «Речь» опубликовано интервью с предпринимателями города сферы гостеприимства. В частности, Елена Погожева, директор гостиницы «Фаворите» отмечает, что «во всех сферах, связанным с гостеприимством, имеются проблемы с персоналом. Требуется обучение, потому что в стандартах обслуживания у нас пока нет никакого единства. Кто как разумеет, так и обучает персонал. Хорошо, что вообще чему-то учит. Поскольку долгое время считалось, что Череповец – не туристический город, гостиничный бизнес не развивался, соответственно, и качество обслуживания оставляет желать лучшего» [28, с. 2].

Инвестиции – это  вложения финансовых средств в различные  виды экономической деятельности с  целью сохранения и увеличения капитала. Различают реальные (капитальные) и  финансовые (портфельные) инвестиции. Реальные инвестиции – это вложения средств в физический капитал предприятий, создание новых основных фондов (например, постройка новых гостиниц), реконструкция старых фондов или их техническое перевооружение. Финансовые инвестиции – это вложения в покупку акций, ценных бумаг и использование иных финансовых инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора [32, с. 182].

Еще одной разновидностью финансовых инвестиций является покупка  недвижимости (земельных участков), имущественных прав, лицензий, патентов, товарных знаков, других форм нематериальных активов с целью их перепродажи, сдачи в аренду и иного использования, приводящего к увеличению (сохранению) в течение определенного промежутка времени первоначально вложенного (инвестированного) капитала.

Источники инвестиций могут быть собственные (внутренние) и привлекаемые извне (от внешних инвесторов). Собственные источники инвестиций формируются за счет амортизационных отчислений по действующему основному капиталу, отчислений от прибыли на инвестиционные потребности и др. Внешние источники инвестирования формируются в основном за счет заемных средств (кредитов) банков, внебюджетных фондов инвестиционной поддержки, инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ и пенсионных фондов.

Инвестиции в гостиницы  производятся в земельные участки, здание и основные фонды. Основная часть капитала инвестируется в основные средства гостиницы, связанные с ее долговременной деятельностью. Здесь присутствуют элементы неопределенности и риска, так как долговременная деятельность повышает постоянные издержки, которые необходимо покрывать независимо от объема деятельности, от того, продается гостиничный продукт или нет, сезон сейчас или не сезон. Кроме того, в гостиничном инвестировании необходимо учитывать такие факторы, как выгодное или невыгодное расположение гостиницы, а также оптимальность загрузки, которая зависит от целевого рынка.

Информация о работе Экономическое обоснование эффективности инвестиционного проекта в сфере городского хозяйства (на примере гостиницы ООО «Астор»)