Экономика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является оценка эффективности деятельности малого предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение малого предприятия для экономики РФ;
- обозначить правовые основы регулирования деятельности малого

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности малого предприятия
1.1 Сущность и значение малого предприятия для экономики РФ
1.2 Правовые основы регулирования деятельности малого предприятия
1.3 Методика оценки эффективности деятельности малого предприятия
2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Новая Техника»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Новая Техника»
2.2 Оценка прибыли и показателей рентабельности предприятия
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия
3. Направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
3.2 Финансирование и кредитование малого бизнеса
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Эконом.фирма.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Теоретические  аспекты оценки эффективности  деятельности малого предприятия

1.1 Сущность  и значение малого предприятия  для экономики РФ

1.2 Правовые  основы регулирования деятельности  малого предприятия

1.3 Методика  оценки эффективности деятельности малого предприятия

2. Анализ эффективности  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия ООО «Новая Техника»

2.1 Краткая характеристика  предприятия ООО «Новая Техника»

2.2 Оценка прибыли  и показателей рентабельности  предприятия

2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия

3. Направления  повышения эффективности финансово-хозяйственной  деятельности малых предприятий

3.1 Анализ особенностей  развития малого предпринимательства  на современном этапе

3.2 Финансирование  и кредитование малого бизнеса

3.3 Государственная  поддержка малых предприятий

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особое место  в современной экономике России принадлежит малому предпринимательству  и определению его экономического потенциала. Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников, который становится основой социально-экономических преобразований. Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Одним из основных недостатков, способствующих торможению развития и сокращению числа малых предприятии, является игнорирование роли, значения и оценки экономического потенциала

В России, как  известно, малое предпринимательство  находится в начальной стадии развития. В 2004 г. насчитывалось в  целом не более 1 млн. малых предприятий, на которых трудятся (по различным  оценкам) от 15 до 20% населения, тогда как в развитых странах это число доходит до 70 - 75%. Безусловно, многие из субъектов малого предпринимательства не могут начать производство без внешних заимствований. Однако данный сектор общественного производства нашей страны имеет огромный потенциальный ресурс для дальнейшего динамичного развития, экономического и социального прогресса. Но для этого требуются соответствующие инвестиции.

Отсутствие  достаточного объема финансовых ресурсов на развитие дела выступает основной проблемой малого бизнеса. В большинстве случаев предприниматели решают этот вопрос характерно российскими методами, они предпочитают обращаться к друзьям и родственникам. Однако, несмотря на то что данный подход имеет право на существование, в глобальном масштабе у него нет перспективы. Вместе с тем круг возможностей рынка малого бизнеса обширен. В то же время только лишь 1/3 предприятий малого бизнеса пользуются кредитными услугами банков.

Прежде чем  говорить о том, каким образом  субъектам малого предпринимательства стоит подходить к выбору кредитной организации, необходимо рассмотреть состояние дел в данной области. В частности, какие банки выходят на рынок и с какими предложениями.

Стоит отметить, что данное обстоятельство объясняется  двояко. С одной стороны, сами субъекты малого предпринимательства с подозрением относятся к кредитным организациям, с другой - сами банки без особого желания предоставляют кредитные ресурсы малым предпринимателям. Это объясняется тем, что подобные вложения относятся к более рискованным по сравнению с финансированием крупного бизнеса [1.c.12].

Переход России к рыночной экономике обусловил  реформирование системы бухгалтерского учета в стране в соответствии с требованиями рынка и необходимостью понимания финансовой отчетности российских организаций иностранными инвесторами и другими пользователями. Представление информации об имуществе, источниках финансирования и результатах деятельности в соответствии с МСФО позволяет обеспечить более точное сравнение российских организаций и зарубежных компаний. Финансовая устойчивость будет являться одним из ключевых факторов успешного привлечения российскими компаниями инвестиций на международных рынках капитала для расширения и модернизации производства, что должно повлечь более интенсивную интеграцию России в мировое экономическое сообщество

В данной работе для оценки деятельности малого предприятия  используется методика Г.В. Савицкой, оценка эффективности малых предприятий. Проводится анализ прибыли и показателей  рентабельности предприятия, рассчитываются коэффициенты ликвидности и показатели финансовой устойчивости.

Целью работы является оценка эффективности деятельности малого предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность  и значение малого предприятия для экономики РФ;

- обозначить  правовые основы регулирования  деятельности малого

предприятия;

-исследовать  существующие методы оценки прибыли,  и показателей рентабельности, ликвидности  и финансовой устойчивости;

-проанализировать  эффективность финансово-хозяйственную деятельность предприятия ООО «Новая Техника», дать оценку прибыли, показателям рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия;

- выявить проблемы  и перспективы развития малого  предприятия в России и за  рубежом;

- рассмотреть финансирование и кредитование малого предприятия

- определить  роль государственной поддержки  малого предприятия

В качестве объекта  исследования выступает ООО «Новая техника», предметом исследования является эффективность деятельности малого предприятия.

Оценка эффективности  деятельности малого предприятия раскрыта в статьях Сечко И.Н. «Роль малых  и средних предприятий в формировании нациольнальной системы», Дудин М. «инновационный менеджмент:инструменты повышения  эффективности малого и среднего бизнеса, Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и переспективы», Талалаева И.Г. «Государственная поддержка малого и среднего бизнеса»

Структура работы состоит из введения, трех глав и  заключения.

В первой главе  рассматриваются такие важные составляющие данной темы как понятие показателей прибыли и рентабельности предприятия, коэффициенты ликвидности и финансовая устойчивость предприятия, методологические подходы к оценке эффективности деятельности предприятия, на основании которых можно сформировать определенные выводы, а также раскрыть сущность теоретико-методологических аспектов оценки эффективности деятельности малого предприятия.

Во второй главе  проведен анализ показателей прибыли  и рентабельности малого предприятия  на примере ООО «Новая техника», рассчитаны относительные показатели финансовой устойчивости и коэффициенты ликвидности данного предприятия.

В третьей главе  раскрыты вопросы, касающиеся финансирования и кредитования малого предприятия, уделено внимание государственной  поддержке малого предприятия, а также рассмотрены проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России и за рубежом, на основе которого сформулированы соответствующие выводы и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты оценки эффективности  деятельности малого предприятия

1.1 Сущность  и значение малого предприятия  для экономики Российской Федерации

Малый бизнес в  рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в  России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства.

Маленькие и  слабые по отдельности, предприниматели  как единый класс фирм представляют значительную силу, способную наносить чувствительные удары даже самым мощным компаниям[35.c.24].

Отметим преимущества и недостатки малого предприятия.

Преимущества  малого предприятия.

- Сравнительно  более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего  бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

- По мнению  некоторых ученых, большие размеры  повышают степень формализации  организации и понижают способность  к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

- Более низкая  потребность в капитале и способность  быстро вводить изменения в  продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.

- Малые предприятия  лучше знают уровень спроса  на локальных рынках. Ориентация  производителей преимущественно  на региональный рынок идеально  приспособлена для изучения пожеланий,  предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

- Относительно  более высокая оборачиваемость  капитала малых предприятий.

- Малые предприятия  требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства,  небольшие размеры, им быстрее  и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

- Работники  малого предпринимательства имеют  высокий уровень мотивации в  достижении успеха, а также возможности  реализовать свои идеи, проявить свои способности.

- Малый бизнес  дает средства к существованию  большему количеству людей, чем  крупный. Он обладает значительным  потенциалом в сфере трудоустройства  населения, вовлечения в производство  резервов рабочей силы, которые  не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

Недостатки малого бизнеса.

- По сравнению  с крупными предприятиями малые  предприятия обладают более высоким  уровнем риска и, следовательно,  высокой степенью неустойчивости  на рынке.

- Малые предприятия  зависимы от крупных компаний.

- Слабая компетентность  руководителей и менее профессиональные работники.

- Повышенная  чувствительность к изменениям  условий хозяйствования.

- Малый бизнес  связан с большими трудностями  в привлечении дополнительных  финансовых средств и получении  кредитов.

- Малые предприятия  не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.

- Несмотря на  повышенную гибкость, потенциальные  способности малых предприятий  к изменениям не велики.

- Малый бизнес  имеет малую склонность к инвестиционной  деятельности из-за недостаточных  размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Помимо преимуществ  и недостатков малого предприятия, следует обратить внимание на инновационность  малых предприятий.

Это свойство малых  предприятий необходимо рассмотреть  отдельно, поскольку оно в большой  степени определяет роль малого бизнеса.

В западных странах  создаются специальные экономические  условия для того, чтобы перспективные  ученые, инженеры, изобретатели могли  самостоятельно приступить к практическому  внедрению своих идей, т.е. создается  специализированная фирма во главе с автором идеи и с привлечением профессиональных менеджеров. В случае успеха это может превратиться в крупную промышленную корпорацию. Примеры таких компаний нам хорошо известны, это такие компании, как "Диджитал", "Майкрософт", "Поляроид", "Эппл"[34.c.17].

Для успешной деятельности в инновационной области необходимо сочетание трех факторов:

Информация о работе Экономика фирмы