Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа
Целью работы является оценка эффективности деятельности малого предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение малого предприятия для экономики РФ;
- обозначить правовые основы регулирования деятельности малого
Введение
1. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности малого предприятия
1.1 Сущность и значение малого предприятия для экономики РФ
1.2 Правовые основы регулирования деятельности малого предприятия
1.3 Методика оценки эффективности деятельности малого предприятия
2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Новая Техника»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Новая Техника»
2.2 Оценка прибыли и показателей рентабельности предприятия
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия
3. Направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
3.2 Финансирование и кредитование малого бизнеса
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
Заключение
Список использованных источников и литературы
Кс = ОА/ВОА,
где ВОА – внеоборотные активы, тыс.руб.;
2007 год:
Кс = 10128/22 = 460,4
2008 год:
Кс = 14755/185 = 79,76
2009 год:
Кс = 6685/101 = 66,2
По рассматриваемому
коэффициенту можно сказать, что
предприятие достаточное
Коэффициент имущества
производственного назначения –
характеризует долю производственного
назначения в активах предприятия. Рекомендуемое значение
>= 0,5. При снижении показателя ниже, чем
0,5 необходимо привлечение заемных средств
для пополнения имущества.
Кипн = (ВОА + З)/ВБ, (2.22)
где З – запасы, тыс.руб.;
2007 год:
Кипн = (22+2268)/10150 = 0,23
2008 год:
Кипн = (185+3895)/14940 = 0,27
2009 год:
Кипн = (101+1092)/6786 = 0,18
Коэффициент за рассматриваемые периоды не попадает в рекомендуемое значение, значит предприятию необходимо привлечение заемных средств для пополнения имущества.
Расчетные значения коэффициентов финансовой устойчивости сведем в аналитическую таблицу 2.7.
Таким образом, проведенный анализ коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости позволяет сделать вывод, что предприятие ООО «Новая техника» в целом, имеет значения рассчитанных коэффициентов в пределах рекомендуемых значений.
Таблица 2.7 – Расчетные значения коэффициентов финансовой устойчивости
Наименование коэффициента |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Рекоменд. значение |
Коэффициент финансовой независимости |
0,1 |
0,25 |
0,52 |
0,5 |
Коэффициент финансовой напряженности |
0,89 |
0,75 |
0,48 |
< = 0,5 |
Коэффициент самофинансирования |
0,12 |
0,33 |
1,1 |
> = 1 |
Коэффициент задолженности |
8,33 |
3 |
0,91 |
< = 0,67 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,1 |
0,24 |
0,52 |
> 0,1 |
Коэффициент маневренности сосредств |
0,98 |
0,95 |
0,97 |
0,2-0,5 |
Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов |
460,4 |
79,76 |
66,2 |
индивидуален |
Коэффициент имущества производственного назначения |
0,23 |
0,27 |
0,18 |
> = 0,5 |
Это свидетельствует
о возможности анализируемого предприятия
быстро преобразовать свои активы в
денежные средства. Относительные коэффициенты
финансовой устойчивости, такие как,
коэффициент задолженности и
коэффициент имущества
Сказанное позволяет сделать вывод, что финансовая устойчивость играет чрезвычайно важную роль в обеспечении устойчивого развития, как отдельных предприятий, так и общества в целом.
3. Направления
повышения эффективности
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Малый бизнес в ближайшей перспективе должен стать рычагом в создании новой модели организации российской промышленности.
Изучение и
анализ состояния и развития малого
бизнеса в современных условиях
предполагают в первую очередь рассмотрение
критериев отнесения
Например, в США используют три варианта отнесения предприятий к малым - сфера деятельности, численность занятых на предприятии и нормативно-правовой подход. Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до 99 человек. Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн. долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн. долл. Согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области.
В Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к малым: численность и годовой оборот. В Бельгии и Польше предприятие относится к малым, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции - не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся предприятия, в которых работают от 10 до 249 человек. В Румынии критерии по численности малого предприятия - от 2 до 25 человек, среднего - от 26 до 250 человек.
В Европейском союзе (ЕС) существует следующая классификация микро-, малых предприятий:
- численность работающих человек - от 10 до 250;
- величина годового оборота - 740 млн. евро;
- величина балансовой стоимости активов - 527 млн. евро.
В соответствии с приведенной классификацией ЕС малые предприятия должны отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимыми.
Единый подход может соединить в себе элементы отечественного и европейского критериев. Такой подход должен отвечать трем основным критериям, один из которых количественный, а два других финансовые (качественные). В таблице 3.1 отражены основные показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства в экономически развитых странах.
В современной экономике промышленно развитых стран от 50 до 60% валового внутреннего продукта приходится на малые и средние предприятия.
Например, в Великобритании этот показатель составляет от 50 до 53%, в странах ЕС - от 63 - 67%, в Японии данный показатель составляет 55% от общей доли всего ВВП; для сравнения, в России данный показатель составляет от 9 до 12,5%. Для сравнения рассмотрим такой показатель, как число занятых на малых и средних предприятиях. В Российской Федерации число работающих на малых и средних предприятиях составляет около 9 млн. человек, это 17,8% от общей доли работающего населения. В странах ЕС на малых и средних предприятиях работают 68 млн. человек, что составляет 72% от числа занятых, в Японии - 39,5 млн. человек, это около 78% всех занятых в стране.
Таблица 3.1 – Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
Страны |
Количество малых и средних предприятий, тыс. |
Количество малых и средних предприятиях, млн. чел. |
Занято на малых и средних предприятиях, млн. чел. |
Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых, % |
Доля малых и средних предприятий в ВВП, %, оценочно |
Великобритания |
2630 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
74,2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49,6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
843, в том числе малых 287 |
5,8 |
7 |
12 |
9-10 |
Приведенное сравнение деятельности малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом свидетельствует о различном вкладе малого предпринимательства в экономику и в решение социальных проблем в нашей стране и промышленно развитых странах. Опережающее развитие малого предпринимательства за рубежом обусловлено более длительным становлением этой сферы хозяйствования, а также реализацией комплекса разнообразных мер по реализации государственной поддержки предпринимательства[14.c.12]
В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни тем более завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И, чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить опасный перекос в сфере предпринимательства.
Под государственной финансовой поддержкой малого предпринимательства принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов. В основном это льготное налогообложение малого бизнеса, льготные процентные ставки по кредитам малым предприятиям, различные гарантийные механизмы.
В большинстве стран государство реализует свои программы поддержки предпринимательства либо через национальные банки развития (Германия, Франция, Корея), либо через специализированные институты - агентства, фонды, технологические центры, территориальные инфраструктуры поддержки (например, США, Канада, Индия).
На территории
Евросоюза работает программа поддержки
малого бизнеса под названием "Начальный
капитал". Ее главная цель - помощь
малым предприятиям на начальных
стадиях осуществления
В России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. Рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях явно не отражает их потенциала в формировании валового внутреннего продукта России. По-прежнему низкой остается доля малых предприятий в ВВП. Если в большинстве западных стран этот показатель превышает 50%, а в некоторых доходит и до 70%, то в России в 2007 г. по оценке Минэкономразвития России этот показатель составил порядка 17%. Для сравнения, доля малых и средних предприятий в ВВП Великобритании, США, Германии, Японии колеблется от 50 до 55%, в Италии и Франции - около 60%.
Одной из причин неразвитости малого и среднего бизнеса в России остается ограниченный доступ таких предприятий к источникам финансирования. Потребность предприятий малого бизнеса во внешнем финансировании, по оценкам специалистов, удовлетворена лишь на 15-20%.
Что же препятствует предоставлению малым и средним предприятиям долгосрочных кредитов на выгодных для них условиях? Прежде всего, отсутствие у малых предприятий ликвидного обеспечения в требуемых объемах, непрозрачность ведения бизнеса, дефицит у банков адекватных по срокам кредитных ресурсов, а также высокие процентные ставки по кредитам ввиду трудоемкости проработки заявок и высоких рисков кредитования.
Международный опыт позволяет сделать вывод о том, что создание благоприятных условий для интенсивного развития малого предпринимательства не ограничивается только обеспечением свободного доступа этих предприятий к кредитным ресурсам. Требуется решение комплекса проблем, связанных с нормативно-правовым обеспечением, налоговыми льготами, предоставлением гарантий, и других вопросов, направленных на стимулирование развития предпринимательства[15.c.13].
Необходимо обратить внимание на то, что бизнес должен качественно измениться и переориентироваться с сырьевой направленности на инновационную. В настоящее время именно на это направлены многие меры государственной поддержки.
Открывая Совет, Председатель Совета Федерации С. Миронов обратил внимание на то, что альтернативы переходу на инновационный путь развития у России нет, и самый эффективный импульс к такому переходу может придать лишь малое предпринимательство. В то же время вклад российского малого предпринимательства в ВВП страны (13 - 14%) ничтожно мал по сравнению с Европой (50%), США (53%) и Японией (70%). Малый и средний бизнес, по его словам, душится неразумной властной политикой, особенно завышенной процентной ставкой по кредитам. Требует улучшения и кредитная система страны: банки должны предпринять особые подходы к инноваторам, упростить процедуру оформления кредита, снизить процентные ставки.
Рассматривая проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России и за рубежом, нельзя не отметить развитие малого бизнеса в Республике Татарстан.
Стратегическая цель развития малого бизнеса в Республике Татарстан заключается в активизации структурной перестройки экономики республики согласно стратегической цели развития Республики Татарстан, сглаживании экономической конъюнктуры, поддержке конкуренции и предоставлении дополнительных рабочих мест.
В целом задачи развития малого бизнеса в Татарстане до 2030 г. могут быть определены следующим образом: