Экономика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является оценка эффективности деятельности малого предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение малого предприятия для экономики РФ;
- обозначить правовые основы регулирования деятельности малого

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности малого предприятия
1.1 Сущность и значение малого предприятия для экономики РФ
1.2 Правовые основы регулирования деятельности малого предприятия
1.3 Методика оценки эффективности деятельности малого предприятия
2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Новая Техника»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Новая Техника»
2.2 Оценка прибыли и показателей рентабельности предприятия
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия
3. Направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
3.2 Финансирование и кредитование малого бизнеса
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Эконом.фирма.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Кс = ОА/ВОА,                                                                        (2.21)

где ВОА –  внеоборотные активы, тыс.руб.;

2007 год:

Кс = 10128/22 = 460,4

2008 год:

Кс = 14755/185 = 79,76

2009 год:

Кс = 6685/101 = 66,2

По рассматриваемому коэффициенту можно сказать, что  предприятие достаточное количество средств авансирует в оборотные  активы.

Коэффициент имущества  производственного назначения –  характеризует долю производственного  назначения в активах предприятия. Рекомендуемое значение >= 0,5. При снижении показателя ниже, чем 0,5 необходимо привлечение заемных средств для пополнения имущества.                                                                          

Кипн = (ВОА + З)/ВБ, (2.22)

где З – запасы, тыс.руб.;

2007 год:

Кипн = (22+2268)/10150 = 0,23

2008 год:

Кипн = (185+3895)/14940 = 0,27

2009 год:

Кипн = (101+1092)/6786 = 0,18

Коэффициент за рассматриваемые периоды не попадает в рекомендуемое значение, значит предприятию необходимо привлечение  заемных средств для пополнения имущества.

Расчетные значения коэффициентов финансовой устойчивости сведем в аналитическую таблицу 2.7.

Таким образом, проведенный анализ коэффициентов  ликвидности и финансовой устойчивости позволяет сделать вывод, что  предприятие ООО «Новая техника» в целом, имеет значения рассчитанных коэффициентов в пределах рекомендуемых значений.

Таблица 2.7 –  Расчетные значения коэффициентов  финансовой устойчивости

Наименование  коэффициента

2007 год

2008 год

2009 год

Рекоменд.

значение

Коэффициент финансовой независимости

0,1

0,25

0,52

0,5

Коэффициент финансовой напряженности

0,89

0,75

0,48

< = 0,5

Коэффициент самофинансирования

0,12

0,33

1,1

> = 1

Коэффициент задолженности

8,33

3

0,91

< = 0,67

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,1

0,24

0,52

> 0,1

Коэффициент маневренности  сосредств

0,98

0,95

0,97

0,2-0,5

Коэффициент соотношения  мобильных и иммобилизованных активов

460,4

79,76

66,2

индивидуален

Коэффициент имущества  производственного назначения

0,23

0,27

0,18

> = 0,5


Это свидетельствует  о возможности анализируемого предприятия  быстро преобразовать свои активы в  денежные средства. Относительные коэффициенты финансовой устойчивости, такие как, коэффициент задолженности и  коэффициент имущества производственного назначения, демонстрируют негативную ситуацию, т.к. они не попадают в интервал рекомендуемых значений. Однако вместе с тем, коэффициенты финансовой устойчивости в динамике показывают и положительные результаты, это наблюдается по коэффициентам финансовой независимости, финансовой напряженности, самофинансирования, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами они стремятся и достигают рекомендуемых значений для соответствующих показателей.

Сказанное позволяет  сделать вывод, что финансовая устойчивость играет чрезвычайно важную роль в обеспечении устойчивого развития, как отдельных предприятий, так и общества в целом.

 

3. Направления  повышения эффективности финансово-  хозяйственной деятельности малых  предприятий

3.1 Анализ особенностей  развития малого предпринимательства на современном этапе

В настоящее  время развитию малого бизнеса уделяется  значительное внимание на всех уровнях  власти. Малый бизнес в ближайшей  перспективе должен стать рычагом  в создании новой модели организации  российской промышленности.

Изучение и  анализ состояния и развития малого бизнеса в современных условиях предполагают в первую очередь рассмотрение критериев отнесения предприятий  к малым. В Европе, Северной Америке  и РФ данные критерии достаточно различны, но их объединяет общая основа: форма собственности, объем оборота, число занятых работников, объем произведенной продукции, выручка от реализации произведенных товаров и оказанных услуг и др. На сегодняшний день в мире не выработано единого подхода, позволяющего относить предприятия к малым. В одних государствах применяется весь спектр критериев в целом, в других только его составляющие.

Например, в  США используют три варианта отнесения  предприятий к малым - сфера деятельности, численность занятых на предприятии  и нормативно-правовой подход. Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до 99 человек. Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн. долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн. долл. Согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области.

В Венгрии введены  два критерия отнесения предприятий  к малым: численность и годовой  оборот. В Бельгии и Польше предприятие  относится к малым, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции - не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся предприятия, в которых работают от 10 до 249 человек. В Румынии критерии по численности малого предприятия - от 2 до 25 человек, среднего - от 26 до 250 человек.

В Европейском  союзе (ЕС) существует следующая классификация  микро-, малых предприятий:

- численность  работающих человек - от 10 до 250;

- величина годового оборота - 740 млн. евро;

- величина балансовой  стоимости активов - 527 млн. евро.

В соответствии с приведенной классификацией ЕС малые предприятия должны отвечать двум критериям: критерию численности  и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимыми.

Единый подход может соединить в себе элементы отечественного и европейского критериев. Такой подход должен отвечать трем основным критериям, один из которых  количественный, а два других финансовые (качественные). В таблице 3.1 отражены основные показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства в экономически развитых странах.

В современной  экономике промышленно развитых стран от 50 до 60% валового внутреннего  продукта приходится на малые и средние  предприятия.

Например, в  Великобритании этот показатель составляет от 50 до 53%, в странах ЕС - от 63 - 67%, в Японии данный показатель составляет 55% от общей доли всего ВВП; для  сравнения, в России данный показатель составляет от 9 до 12,5%. Для сравнения  рассмотрим такой показатель, как число занятых на малых и средних предприятиях. В Российской Федерации число работающих на малых и средних предприятиях составляет около 9 млн. человек, это 17,8% от общей доли работающего населения. В странах ЕС на малых и средних предприятиях работают 68 млн. человек, что составляет 72% от числа занятых, в Японии - 39,5 млн. человек, это около 78% всех занятых в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1 –  Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

Страны

Количество малых и средних предприятий, тыс.

Количество  малых и средних предприятиях, млн. чел.

Занято на малых  и средних предприятиях, млн. чел.

Доля малых  и средних предприятий в общей  численности занятых, %

Доля малых  и средних предприятий в ВВП, %, оценочно

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-52

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

843, в том числе  малых 287

5,8

7

12

9-10


Приведенное сравнение  деятельности малого и среднего предпринимательства  в России и за рубежом свидетельствует  о различном вкладе малого предпринимательства  в экономику и в решение  социальных проблем в нашей стране и промышленно развитых странах. Опережающее развитие малого предпринимательства за рубежом обусловлено более длительным становлением этой сферы хозяйствования, а также реализацией комплекса разнообразных мер по реализации государственной поддержки предпринимательства[14.c.12]

В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни тем более завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И, чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить опасный перекос в сфере предпринимательства.

Под государственной  финансовой поддержкой малого предпринимательства  принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности  для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов. В основном это льготное налогообложение малого бизнеса, льготные процентные ставки по кредитам малым предприятиям, различные гарантийные механизмы.

В большинстве  стран государство реализует  свои программы поддержки предпринимательства либо через национальные банки развития (Германия, Франция, Корея), либо через специализированные институты - агентства, фонды, технологические центры, территориальные инфраструктуры поддержки (например, США, Канада, Индия).

На территории Евросоюза работает программа поддержки  малого бизнеса под названием "Начальный  капитал". Ее главная цель - помощь малым предприятиям на начальных  стадиях осуществления проектов. В рамках программы в Европе работают более 20 фондов начального капитала, которые предоставляют малым предприятиям льготные ссуды. Помимо этого в каждом европейском государстве есть свои программы поддержки малого и среднего бизнеса

В России уровень  развития малого и среднего бизнеса  в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. Рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях явно не отражает их потенциала в формировании валового внутреннего продукта России. По-прежнему низкой остается доля малых предприятий в ВВП. Если в большинстве западных стран этот показатель превышает 50%, а в некоторых доходит и до 70%, то в России в 2007 г. по оценке Минэкономразвития России этот показатель составил порядка 17%. Для сравнения, доля малых и средних предприятий в ВВП Великобритании, США, Германии, Японии колеблется от 50 до 55%, в Италии и Франции - около 60%.

Одной из причин неразвитости малого и среднего бизнеса  в России остается ограниченный доступ таких предприятий к источникам финансирования. Потребность предприятий  малого бизнеса во внешнем финансировании, по оценкам специалистов, удовлетворена лишь на 15-20%.

Что же препятствует предоставлению малым и средним  предприятиям долгосрочных кредитов на выгодных для них условиях? Прежде всего, отсутствие у малых предприятий  ликвидного обеспечения в требуемых объемах, непрозрачность ведения бизнеса, дефицит у банков адекватных по срокам кредитных ресурсов, а также высокие процентные ставки по кредитам ввиду трудоемкости проработки заявок и высоких рисков кредитования.

Международный опыт позволяет сделать вывод о том, что создание благоприятных условий для интенсивного развития малого предпринимательства не ограничивается только обеспечением свободного доступа этих предприятий к кредитным ресурсам. Требуется решение комплекса проблем, связанных с нормативно-правовым обеспечением, налоговыми льготами, предоставлением гарантий, и других вопросов, направленных на стимулирование развития предпринимательства[15.c.13].

Необходимо  обратить внимание на то, что бизнес должен качественно измениться и  переориентироваться с сырьевой направленности на инновационную. В настоящее время именно на это направлены многие меры государственной поддержки.

Открывая Совет, Председатель Совета Федерации С. Миронов  обратил внимание на то, что альтернативы переходу на инновационный путь развития у России нет, и самый эффективный импульс к такому переходу может придать лишь малое предпринимательство. В то же время вклад российского малого предпринимательства в ВВП страны (13 - 14%) ничтожно мал по сравнению с Европой (50%), США (53%) и Японией (70%). Малый и средний бизнес, по его словам, душится неразумной властной политикой, особенно завышенной процентной ставкой по кредитам. Требует улучшения и кредитная система страны: банки должны предпринять особые подходы к инноваторам, упростить процедуру оформления кредита, снизить процентные ставки.

Рассматривая  проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России и за рубежом, нельзя не отметить развитие малого бизнеса в Республике Татарстан.

Стратегическая  цель развития малого бизнеса в Республике Татарстан заключается в активизации структурной перестройки экономики республики согласно стратегической цели развития Республики Татарстан, сглаживании экономической конъюнктуры, поддержке конкуренции и предоставлении дополнительных рабочих мест.

В целом задачи развития малого бизнеса в Татарстане до 2030 г. могут быть определены следующим  образом:

Информация о работе Экономика фирмы