Экономика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является оценка эффективности деятельности малого предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение малого предприятия для экономики РФ;
- обозначить правовые основы регулирования деятельности малого

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности малого предприятия
1.1 Сущность и значение малого предприятия для экономики РФ
1.2 Правовые основы регулирования деятельности малого предприятия
1.3 Методика оценки эффективности деятельности малого предприятия
2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Новая Техника»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Новая Техника»
2.2 Оценка прибыли и показателей рентабельности предприятия
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия
3. Направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
3.2 Финансирование и кредитование малого бизнеса
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Эконом.фирма.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Цель принятия Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ - создание нормативно-правовых рычагов и механизмов, с помощью которых обеспечивались бы благоприятные условия для  осуществления субъектами малого и  среднего бизнеса предпринимательской деятельности, обеспечения конкурентоспособности малых и средних предприятий, увеличения их количества, развития самозанятости населения, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ, услуг в ВВП, в налоговых доходах бюджетов всех уровней.

Одним из важнейших  нововведений Закона являются принципиально  иные критерии отнесения к субъектам  малого среднего предпринимательства. Впервые установлены понятия  среднего предпринимательства и  микропредприятия, определены виды и формы поддержки малого среднего предпринимательства, предусмотрены возможные меры для реализации государственной политики в области развития малого среднего предпринимательства и принципы поддержки указанных субъектов.

Рассмотрим  некоторые меры поддержки субъектов малого среднего предпринимательства, а также нормативные правовые акты, в которых они содержатся.

- Для индивидуальных  предпринимателей предусматривается  упрощенный порядок государственной  регистрации.

- Государственные  заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10 и не более 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок

- Налоговый  кодекс РФ содержит специальные  налоговые режимы, при применении которых представляется единая (упрощенная) налоговая декларация. Налоговый кодекс РФ (ст. 346.20) при упрощенной системе налогообложения предусматривает следующие налоговые ставки: если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%; если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

- В соответствии  с Федеральным законом от 26 декабря  2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 3 года, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два раза и более в 3 года. Проверяемые уведомляются о проведении плановой проверки не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения, а о проведении внеплановой проверки - не менее чем за 24 часа. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов - для малого предприятия и 15 часов - для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней - в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов.

- Федеральный  закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О  применении контрольно-кассовой  техники при осуществлении наличных  денежных расчетов и (или) расчетов  с использованием платежных карт" закрепляет, что организации и  индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, для отдельных видов деятельности при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

- Федеральный  закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об  особенностях отчуждения недвижимого  имущества, находящегося в государственной  собственности субъектов Российской  Федерации или в муниципальной  собственности и арендуемого  субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставляет субъектам малого среднего предпринимательства преимущественное право приобретения арендуемого имущества при его возмездном отчуждении из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, которое закрепляет порядок реализации данного имущества. Однако указанные преимущественное право на приобретение арендуемого имущества и порядок его реализации действуют на территории Российской Федерации только до 1 июля 2010 г. Несмотря на то, что многие из приведенных мер являются временными, в условиях кризиса именно они оказались необходимыми большому числу субъектов малого среднего предпринимательства.

Кроме того, Президентом  РФ подписан Закон, дающий право на безаукционное продление аренды для малого бизнеса до 2015 г.

- Осуществляется  информационная поддержка рассматриваемых  субъектов. Например, общероссийская  общественная организация малого  и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" в мае 2009 г. открыла портал о финансировании и государственной поддержке малого бизнеса "ОПОРА-КРЕДИТ" - www.opora-credit.ru. Портал создан как Интернет-площадка, облегчающая доступ предпринимателей к финансовым ресурсам. Портал поддерживает ежедневно обновляемые новостные блоки, освещающие как основные события, документы и официальные заявления, касающиеся малого бизнеса, так и полезную для предпринимателей информацию о новых кредитных и лизинговых программах, успешных проектах, реализованных бизнесменами с помощью банков и инвесторов.

От рассмотрения роли малых предприятий в экономике  страны в целом целесообразно  перейти к налоговой политике государства в данной области. Ни для кого не секрет, что малый  бизнес России характеризуется высоким процентом функционирования предприятий в сфере теневой экономики. Практика показывает, что большая часть представителей малого бизнеса умышленно занижает в отчетных данных свои доходы, уменьшая налогооблагаемую базу. В результате страдает государство.

Кризис в  начале 1990-х гг. характеризовался значительными  изменениями в сфере малого бизнеса.

В результате введения завышенных налогов многие предприятия  попросту обанкротились. Подобная экономическая  политика государства сильно ослабила малый и средний бизнес. По мнению некоторых теоретиков, этот стереотип "завышенных налогов" сохранился и в настоящее время.

Сейчас закон  устанавливает, что предприниматели  обязаны платить несколько обременительных  видов налогов, как на свою прибыль, так и за принятых на работу работников.

По мнению большинства  субъектов малого предпринимательства  в России, если выплачивать абсолютно  все налоги в полном объеме, малый  бизнес становится нерентабельным и  убыточным. Данное обстоятельство наиболее пагубно сказывается на начинающих бизнесменах, которые, выплачивая налоги в полном объеме, не справляются с высокой конкуренцией, характеризующей малый бизнес.

Вместе с  тем стоит отметить, что суть проблемы налогообложения лежит гораздо  глубже, чем просто в большом налоговом бремени предприятий.

Субъекты малого предпринимательства довольно часто  подвергают критике представителей государства, чиновников всех уровней, различные ведомства, выражая свое недовольство их работой, а также  принимаемыми законодательными актами. Несомненно, несовершенство законодательной базы в итоге приводит к конфликту между государством и малыми предприятиями. Так, создаваемые нормативные акты, направленные на урегулирование налогообложения, содержат двусмысленные, расплывчатые формулировки, тем самым показывая свою недоработанность. Резкой критике подвергается вся налоговая система, в частности механизмы взимания и распределения (перераспределения) налогов. Для бизнесмена поход в налоговую службу ассоциируется с томительным ожиданием и некачественным консультированием.

В результате государство  старается совершенствовать налоговое  законодательство, в то время как  предприниматели адаптируются иным способом: минимизируют свои налоги, прибегая к так называемым серым схемам, уходя в теневую экономику[7.c.15].

Наиболее серьезными проблемами для предприятий МСБ  стали спад спроса на продукцию, дефицит  финансовых ресурсов, ужесточение условий  и неплатежи со стороны покупателей, а также ослабление рубля и  ужесточение конкуренции.

В этих условиях государство разработало приоритетные финансовые направления поддержки МСБ:

- субсидирование  процентной ставки по кредитам, предоставляемым предприятиям МСБ;

- создание системы  региональных гарантийных фондов;

- увеличение  доли размещения госзаказа среди  субъектов МСБ;

- развитие микрофинансирования;

- гранты начинающим  предпринимателям;

- установление  льготных арендных ставок по  аренде федерального имущества;

- установление  налоговых льгот для субъектов  МСБ;

- система приоритетного  права выкупа арендных помещений.

Кроме того, предлагается несколько мер для стимулирования развития малого предпринимательства: введение налоговых субсидий, расширение доступа к государственному заказу (в том числе и по системе  электронных торгов), замещение импорта, помощь в выходе на экспортные рынки и повышение производительности труда.

Ожидаемые результаты от реализации различных программ государственной  поддержки заключаются: в увеличении доли малого бизнеса в ВВП, снижении безработицы; развитии диверсифицированной  розничной финансовой системы; сокращении финансовой зависимости; улучшении социальных показателей, включая уровень образования, здоровья и занятости женщин и молодежи; повышении способности местных сообществ решать другие проблемы; возможности добиваться улучшения своего положения с опорой на собственные силы, не прибегая к помощи государства.

Однако, несмотря на негативную динамику конца 2008 г., рынок  МСБ в России имеет высокий  потенциал развития, и кредитование МСБ является перспективным направлением для банков. Сегодня сегмент МСБ испытывает недостаток финансирования, дефицит кредитования оценивается примерно в 20 - 30%. Залог успешного развития малого предпринимательства заключается в свободной конкуренции. Только полная и свободная конкуренция может стимулировать вхождение в бизнес и уравняет возможности для выражения и роста личной инициативы.

В заключение стоит  отметить, что политика государства  должна быть направлена на создание дополнительных налоговых льгот, повышение качества принимаемых законов, совершенствование обслуживания налоговых ведомств, а также подготовку квалифицированных кадров. Обозначенные меры в совокупности позволят значительной части предприятий выйти из сектора теневой экономики и наладить взаимоотношения с исполнительной и законодательной властью России.

 

Заключение

Некоторые ученые в настоящее время полагают, что  в России малый бизнес фактически пребывает в состоянии застоя, будто с 2000 г. число предприятий  малого и среднего бизнеса стало  сокращаться. Относительно развитие в  данной области объясняется, по их мнению, исключительно ежегодным темпом прироста численности индивидуальных предпринимателей (поскольку общество уже попривыкло к рынку и рвется пробовать свои силы на его необъятных просторах). Это и создает некую видимость роста.

В то же время нельзя не отметить того факта, что до сих пор в РФ сохраняется неравномерность распределения субъектов малого бизнеса на территорий нашей страны. В среднем около 30% всех действующих предприятий расположен в Центральном регионе, и соответственно лидерство сохраняют г. Москва (20% всех малых и средних предприятий) и г. Санкт-Петербург (12% малых и средних предприятий).

Непосредственно структура сферы малого бизнеса  за последние годы также существенно  не изменилась: здесь первое место  принадлежит торговле и предприятиям общественного питания (в данной области сосредоточена почти половина предприятий). Все остальные организации занимаются иной деятельностью. Например, пятая часть оказывает разнообразные услуги: в их числе 13% фирм в сфере строительства, а 12% - в промышленности. Достаточно мала доля сельскохозяйственных компаний – всего около 2%

По сравнению  с развитыми странами (например, европейскими) уровень развития малого предпринимательства в России невелик. По подсчетам на 1тыс. россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий (исключение только г. Москва – 20 и г. Санкт-Петербург – 23), в то время как в странах – членах Евросоюза указанное число составляет не менее 30. Кроме того, в России доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем числе предприятий не превышает 29%, а в странах Евросоюза одни только микропредприятия составляют более 90% от общего количества предприятий.

Вместе с  тем и в России признается особо  важная роль малого и среднего бизнеса  в экономике страны, поскольку  на него возложено выполнение ряда важнейших экономических и социальных задач. Это связано с тем, что, не считая налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес способствует развитию экономического сектора, созданию дополнительных рабочих мест, а также помогает развитию конкурентоспособной среды.

В частности, можно  указать основные моменты, свидетельствующие  о том, что необходимо совершенствовать сферу малого предпринимательства.

- Малый бизнес  является одним из важных секторов  экономики. Данное обстоятельство подтверждается тем, то предприятия малого бизнеса наиболее устойчивы к внешним изменениям. Так, в период серьезного экономического спада в нашей стране в начале 1990-х гг. именно малый бизнес стал поддержкой российской экономики, вовремя адаптировавшись к новым рыночным условиям, в то время как государственные предприятия/. Не выдержав конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом, следует отметить, гибкость, «живучесть» малого бизнеса, его способность укреплять и поддерживать рыночную экономику страны.

Информация о работе Экономика фирмы