Экономика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является оценка эффективности деятельности малого предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение малого предприятия для экономики РФ;
- обозначить правовые основы регулирования деятельности малого

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности малого предприятия
1.1 Сущность и значение малого предприятия для экономики РФ
1.2 Правовые основы регулирования деятельности малого предприятия
1.3 Методика оценки эффективности деятельности малого предприятия
2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Новая Техника»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Новая Техника»
2.2 Оценка прибыли и показателей рентабельности предприятия
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия
3. Направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
3.2 Финансирование и кредитование малого бизнеса
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Эконом.фирма.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

- научно-технический  прогресс;

- частная инициатива;

- благоприятные  экономические условия, создаваемые  государством.

Основная проблема России, мешающая осуществлению инновационной деятельности, - это отсутствие благоприятных экономических условий.

С позиций микроэкономического  анализа на современном этапе  научно-технического прогресса малые  и средние фирмы за счет своей  большей гибкости и мобильности  должны обладать естественными преимуществами перед крупными структурами, построенными на принципах иерархического подчинения. За счет этого они должны быстрее реагировать на открывающиеся новые технологические возможности.

Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других - довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений.

Как следствие  этого, в анализе роли малого бизнеса  в развитии НТП просматривается  сдвиг от противопоставления малых фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла с учетом имеющихся в каждом конкретном случае возможностей.

В малом предприятии  существуют особенности рискового финансирования. Во-первых, в случае рисковых капиталовложений кредит мелким фирмам, специализирующимся на внедрении технологических новшеств, предоставляется под перспективную идею, и не оговариваются гарантии его обязательного погашения за счет имущества, фондов и прочих активов фирмы. С самого начала допускается возможность потери вложенных средств, если финансируемый проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов.

Существует  два пути реализации идей: продать  ее заинтересованной компании или довести до практической реализации собственными силами. Первое проще, второе может оказаться прибыльнее в случае успеха. Но для осуществления проекта по второму пути необходимо решить огромное количество проблем, связанных не только с доведением идеи до стадии практической реализации, но и с оценкой перспектив рынка, выработанной стратегии преодоления конкуренции, рекламой, организацией сбыта и т.п. Для этого необходим определенный штат сотрудников, наличие финансовых ресурсов, что часто не под силу отдельному предпринимателю. Платой за дополнительные средства является предоставление права использования новых технологий или весомый пакет акций созданной фирмы. В случае успеха инвестор получает сверхприбыль, извлекаемую из разницы между начальной и курсовой стоимостью акций.

Вторая особенность  рисковых капиталовложений заключается  в том, что они осуществляются, как правило, в самых передовых  направлениях НТП.

Третья отличительная  особенность рисковых капиталовложений состоит в том, что инвесторы  не ограничиваются только предоставлением финансового кредита. Они непосредственно или через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях осуществления нововведения[33.c.14].

В начале ноября 2008 г. председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин утвердил План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, подготовленный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. В частности, для поддержки малого бизнеса планировалось:

- увеличение  программы финансовой поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства, реализуемой  Внешэкономбанком, а именно направление  части дополнительных ресурсов  на цели кредитования малого  бизнеса;

- увеличение  в 2009 г. средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства;

- обеспечение  доступа субъектов малого и  среднего предпринимательства к  получению заказов при размещении  государственного заказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями;

- обеспечение  формирования перечня федерального  имущества, арендуемого субъектами  малого и среднего предпринимательства,  установление льготного размера  арендной платы, ограничение возможности его корректировки, закрепление минимального срока аренды в пять лет[8.c.24]

Малое предпринимательство  представляет собой реалию экономической  жизни государства, которая в  значительной мере определяет макроэкономическую ситуацию в стране и имеет значительный потенциал влияния на социальную картину в стране. Поэтому необходимо ясное представление о том, какое место малое предпринимательство занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Малое предпринимательство порождает многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны.

Мелкие фирмы  действуют в условиях жесткой  рыночной конкуренции, которую не все  способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. Чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций: причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления.

От рассмотрения роли малых предприятий экономике  стран в целом целесообразно  перейти к налоговой политике государства в данной области. Ни для кого не секрет, что малый бизнес России характеризуется высоким процентом функционирования предприятий в сфере теневой экономики. Практика показывает, что большая часть представителей малого бизнеса умышленно занижает в отчетных данных свои доходы, уменьшая налогооблагаемую базу.

В результате введения завышенных налогов многие предприятия попросту обанкротились. Подобная экономическая политика государства сильно ослабила малый и средний бизнес. По мнению некоторых теоретиков, этот стереотип «завышенных налогов» сохранился и в настоящее время.

Сейчас закон  устанавливает, что предприниматели  обязаны платить несколько обременительных  видов налогов, как на свою прибыль, так и за принятых на работу работников.

По мнению большинства  субъектов малого предпринимательства  в России, если выплачивать абсолютно все налоги в полном объеме, малый бизнес становится нерентабельным и убыточным. Данное обстоятельство наиболее пагубно сказывается на начинающих бизнесменах, которые выплачивая налоги в полном объеме, не справляются с высокой конкуренцией, характеризующей малый бизнес.

Вместе с  тем стоит отметить, что суть проблемы налогообложения лежит гораздо  глубже, чем просто в большом налогом  бремени предприятий.

Субъекты малого предпринимательства довольно часто  подвергают критике представителей государства, чиновников всех уровней, различные ведомства, выражая свое недовольство их работой, а также принимаемыми законодательными актами. Несомненно, несовершенство законодательной базы в итоге приводит к конфликту между государством и малыми предприятиями. Так создаваемые нормативные акты, направленные на урегулирование налогообложения, содержат двусмысленные, расплывчатые формулировки, тем самым, показывая недоработанность. Резкой критике подвергается вся налоговая система, в частности механизмы взимания и распределения (перераспределения) налогов. Для бизнесмена поход в налоговую службу ассоциируется с томительным ожиданием и некачественным консультированием.

В результате государство  старается совершенствовать налоговое  законодательство, в то время как  предприниматели адаптируются иным способом: минимизируют свои налоги, прибегая к так называемым серым схемам, уходя в теневую экономику.

В связи со сказанным  стоит выделить основные проблемы налоговой  системы в отношении малого бизнеса:

а) отсутствие развитости механизмов налогообложения и перераспределения налогов;

б) нестабильное, постоянное изменяющееся налогов законодательство;

в) сложность  и расплывчатость норм принимаемых  законов в области налогообложения;

г) слишком высокие  размеры взимаемых налогов;

д) неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.

Однако указанные  меры воспринимаются предпринимателями  как недостаточная государственная  поддержка, они требуют еще большего снижения налогового бремени для  большинства молодых предприятий (хотя бы для тех, опыт работы которых не достиг 3 лет)[18.c.23]

1.2 Правовые  основы регулирования деятельности  малого предприятия

Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления  о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в  силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению эти собственники принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса[35.c.24].

Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность  к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных  средств, активная инновационная деятельность. Вместе с тем ему свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Специалисты отмечают, что лишь малые фирмы готовы использовать любую возможность для бизнеса, остальные фирмы в этом очень разборчивы. Так, средние фирмы берутся за производство только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности.

Российское законодательство не имеет единого методологического подхода к определению малого бизнеса и "пока никак не определяет понятие среднего бизнеса". Федеральный закон N 88-ФЗ устанавливает численные показатели и критерии по числу работающих в хозяйственных обществах по отраслям (сферам деятельности) и по доле участников (собственников) предприятия в уставном капитале этих предприятий. Однако к настоящему времени эти критерии стали носить декларативный характер, так как с их наличием российский законодатель связывает больше вопросы упрощения бухгалтерского учета и статистической отчетности, порядок ведения и предоставления которых определен ранее принятыми законодательными актами, нежели более важные льготы.

На эту тему, в принципе, можно провести не одну конференцию и написать несколько диссертаций, но в качестве иллюстрации проблемы коснемся только упрощенных процедур бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.

О статистической отчетности, на базе которой строятся государственные планы по отношению к малому бизнесу.

На практике подавляющее большинство субъектов  малого бизнеса вообще не представляет никакой статистической отчетности органам государственной статистики. Обязательность представления статотчетности, ее квартальная периодичность, совпадающая по сроку представления со сроками представления бухгалтерской отчетности, а также порядок ее представления в органы статистики (лично - для одногородних субъектов и по почте - для иногородних субъектов) определены Положением о порядке представления государственной статистической отчетности в РФ, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 14 августа 1992 г. N 130.

Пунктом 9 этого  же Положения предусмотрена ответственность  руководителей и иных должностных  лиц, подписавших отчет, за непредставление  отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов. Норма носит отсылочный характер к Закону РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности", а тот, в свою очередь, - к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Статья 13.19 Кодекса определяет санкцию к виновным в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Как следует из анализа приведенных нормативных актов, у органов статистики должны быть все необходимые данные по всем организациям, включая малые формы хозяйствования с индивидуальными предпринимателями.

Ранее при предоставлении субъектам малого бизнеса специальных налоговых льгот для их получения было необходимо в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 88-ФЗ производить регистрацию этих субъектов в уполномоченных органах исполнительной власти, в том числе и путем занесения данных в реестр, где эти реестры велись в инициативном порядке. Данные о субъектах малого бизнеса могли быть получены органами статистики непосредственно от органов по регистрации или из реестров. После нивелировки налоговых льгот путем внесения изменений в Федеральный закон в 1998 г. и в Налоговый кодекс РФ в 2002 г. целесообразность регистрации субъекта малого бизнеса для самого субъекта отпала.

А как же ведется  их статистический учет в такой ситуации? Поиск субъектов малого бизнеса  при фактическом отсутствии полной статистической отчетности осуществляется органами статистики интуитивно, как ловля рыбы в водоеме на живца: разыскиваемый субъект придет сам за справкой, за письмом с новыми формами кодов статистической отчетности и т.п. И уж здесь этот субъект отыщут, а может быть, и нет, и внесут в соответствующий регистр.

Информация о работе Экономика фирмы