Экономика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является оценка эффективности деятельности малого предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение малого предприятия для экономики РФ;
- обозначить правовые основы регулирования деятельности малого

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности малого предприятия
1.1 Сущность и значение малого предприятия для экономики РФ
1.2 Правовые основы регулирования деятельности малого предприятия
1.3 Методика оценки эффективности деятельности малого предприятия
2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Новая Техника»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Новая Техника»
2.2 Оценка прибыли и показателей рентабельности предприятия
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия
3. Направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
3.2 Финансирование и кредитование малого бизнеса
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Эконом.фирма.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

¾  показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

¾  показатели, характеризующие прибыльность продаж;

¾  показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость издержек) — отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции :

 или  ,                              (1.6)

где Rз – рентабельность производственной деятельности,

Прп – валовая  прибыль;

ЧП – чистая прибыль;

Зрп – затраты  по реализованной продукции.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли  с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом  по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом  определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая  сумма прибыли от проекта относится  к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность  продаж (оборота) — отношение прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки :

 или                            (1.7)

где Rрп – рентабельность продаж;

В – выручка от реализации продукции.

Характеризует эффективность  предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие  с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой  стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

 или   или  ,                   (1.8)

где Rk - рентабельность капитала;

БП - балансовая прибыль;

KL - среднегодовая стоимость  всего инвестированного капитала

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

,                                     (1.9)

где VРП – объем  реализованной продукции;

Удi - структура  реализованной продукции;

Сi - cебестоимость;

Цi - средняя  цена реализации.

Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма  прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала, который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются, сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных  факторов с уровнем рентабельности капитала можно представить в виде:

                 (1.10)

При углубленном  анализе необходимо изучить влияние  факторов второго уровня, от которых  зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и  внереализационных результатов.

Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М.И. Банановым и А.Д. Шереметом [3]:

                    (1.11)

где Р - прибыль  балансовая;

F - средняя стоимость  основных фондов;

Е - средние остатки  материальных оборотных средств;

N - выручка от  реализации продукции;

Р/ N - рентабельность продаж;

F/N + Е/ N - капиталоемкость  продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости);

S/ N - затраты  на рубль продукции;

U/N, M/N, A/N - соответственно  зарплатоемкость, материалоемкость  и фондоемкость продукции.

Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора  на фактический, можно определить, насколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов интенсификации производства[30.c.229].

 

2 Анализ эффективности  финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Новая Техника»

2.1 Краткая характеристика  предприятия ООО «Новая Техника»

Общество с  ограниченной ответственностью «Новая техника» было создано 21 мая 2001 года. Основной целью создания ООО «Новая техника» является удовлетворение общественных потребностей в продукции, услугах, представляемых Обществом, и получение на этой основе прибыли.

Для достижения своих целей Общество осуществляет следующие виды деятельности:

- осуществление  торговой, посреднической, торгово-закупочной и снабженческо-сбытовой деятельности;

- разработка, освоение  и внедрение новой техники;

- изготовление  и выпуск оборудования экологического  контроля и охраны окружающей  среды;

- осуществление  экспертного анализа работы электромеханического  и автоматизированных систем управления производством, а так же абонементного обслуживания по договорам с подрядчиками, функции генерального подряда;

- оказание услуг,  выполнение работ строительными  машинами, механизмами, транспортом;

- кровельные  и отделочные работы;

- ремонт зданий  и сооружений;

- производство  товара народного потребления  и производственно - технического  назначения;

- производство, переработка, хранение и реализация  продукции сельского хозяйства,  водного и лесного хозяйства;

- производство  и переработка мясной продукции;

- проведение  строительных, монтажных, такелажных  и отделочных работ;

- проведение  ремонтных, пусконаладочных работ;

- транспортные  услуги, организация и осуществление  автотранспортных перевозок;

- представление  услуг автосервиса, реализация транспортных средств;

- оказание услуг  населению в сфере общественного  питания;

- осуществление  информационных посреднических  и консультационных услуг;

- переработка,  научно-исследовательская деятельность, в том числе создание «ноу-хау», опытных образцов;

- проведение  технических, технико-экономических,  финансовых, правовых и иных экспертиз  и консультаций;

- маркетинговая  деятельность;

- оказание экспедиторских, сервисных, консультационных, представительских,  комиссионных слуг;

- сделки с  недвижимостью;

- осуществление  туристической деятельности (в том  числе международным туризмом), оказание  сервисных услуг в этой области;

- проведение  культурно-массовых мероприятий;

- производство  полиграфической продукции и  оказание типографских услуг;

- внешнеэкономическая деятельность в порядке, установленном действующим законодательством;

- создание оптово - розничной предприятий в соответствии  с действующим законодательством;

- лизинговая  деятельность;

- инвестиционная  и благотворительная деятельность;

- организация складского обслуживания; (взяла как основная деятельность);

- бытовое обслуживание  населения;

- эксплуатация  автозаправочных станций;

- оптовая и  розничная торговля нефтепродуктами;

- заключение  любых договоров на закупку,  продажу, сдачу в аренду, страхование, перевозку, хранение в отношении любое вида имущества и любых видов, имущественных прав на условиях, определяемых действующим законодательством.

В целях обеспечения  быстрой окупаемости затрат и  оперативного реагирования на имеющийся  спрос Общество вправе заниматься любым иным видом предпринимательской деятельности, не запрещенной действующим законодательством и отвечающий целям предусмотренным в Уставе Общества.

Таблица 2.1 –  Технико-экономические показатели ООО «Новая техника»

Показатели

2006 г.

тыс. руб.

2007 г.

тыс. руб.

2008 г.

тыс. руб.

2009 г.

тыс. руб.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и  аналогичных платежей)

30 842

20 654

39 138

15 209

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

28 810

20 466

34 616

14 448

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)

2032

188

4 522

761

Чистая прибыль

1 592

86

3 381

620

Средняя заработная плата

8 500

6 350

15 250

10350


Уставный капитал  ООО «Новая техника» составляет 10 000 тысяч рублей. Основные технико-экономические показатели представлены в таблице 1. На основе данных таблицы 1 можно отметить следующие изменения. Выручка о реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2008 году увеличилась на 18 484 тыс. руб. или на 89,5%, по сравнению с фактическими данными 2007 года. В 2009 году нетто выручка снизилась на 23 929 тыс. руб. или на 61,1%, по сравнению с фактическими данными 2008 года. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2008 году увеличилась на 14 150 тыс. руб. или на 69,1%, по сравнению с 2007 годом. В 2009 году себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг снизилась на 20 168 тыс. руб. или на 58,3%, по сравнению с фактическими данными 2008 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика  изменения технико-экономических показателей представлена на рисунке 2.

Рисунок 2.1 – Динамика технико-экономических  показателей

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) в 2008 году увеличилась на 4 334 тыс. руб. по сравнению фактическими данными 2007 года. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) в 2009 году снизилась на 3 761 тыс. руб. или на 83,2%, по сравнению с фактическими данными 2008 года.

Чистая прибыль в 2008 году составила 3 381 тыс. руб., что на 3 295 тыс. руб. больше чем в 2007 году. Чистая прибыль 2009 года составила 620 тыс. руб., что на 2 761тыс. руб. меньше чистой прибыли 2008 года.

Средняя заработная плата  персонала в 2006 году составляла 8 500 тыс. руб. что на 2 150 тыс. руб. больше чем в 2007 году, которая составляла 6 350 тыс. руб. В 2008 году заработная плата персонала выросла и стала составлять 15 250 тыс. руб., что на 8 900 тыс. руб. больше чем в 2007 году. Однако уже в 2009 году средняя заработная плата сократилась на 4 900 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом.

Несмотря на зародившийся кризис в конце 2008 года он не оказал сильного влияния на деятельность предприятия.

И, несмотря на то, что кризис сказался на снижении объемов  оказанных услуг, стоимостных расценок за оказанные услуги предприятия. В  первом квартале 2009 года из-за кризиса произошло снижение объемов оказанных услуг из-за неплатежеспособности потребителей. Но предприятие не понесло значительных убытков, так как оказываемые услуги намного дешевле, чем у конкурентов.

Для того чтобы  не произошло дальнейшего снижения объемов оказанных услуг, предприятие разработало ряд антикризисных мероприятий:

-        снижение себестоимости за счет более рационального использования ресурсов, рабочей силы и рабочего времени;

Информация о работе Экономика фирмы