Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа
Целью работы является оценка эффективности деятельности малого предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение малого предприятия для экономики РФ;
- обозначить правовые основы регулирования деятельности малого
Введение
1. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности малого предприятия
1.1 Сущность и значение малого предприятия для экономики РФ
1.2 Правовые основы регулирования деятельности малого предприятия
1.3 Методика оценки эффективности деятельности малого предприятия
2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Новая Техника»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Новая Техника»
2.2 Оценка прибыли и показателей рентабельности предприятия
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия
3. Направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
3.2 Финансирование и кредитование малого бизнеса
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
Заключение
Список использованных источников и литературы
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
¾ показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
¾ показатели, характеризующие прибыльность продаж;
¾ показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) — отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции :
или , (1.6)
где Rз – рентабельность производственной деятельности,
Прп – валовая прибыль;
ЧП – чистая прибыль;
Зрп – затраты по реализованной продукции.
Она показывает,
сколько предприятие имеет
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж (оборота) — отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки :
или (1.7)
где Rрп – рентабельность продаж;
В – выручка от реализации продукции.
Характеризует эффективность
предпринимательской
Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:
или или , (1.8)
где Rk - рентабельность капитала;
БП - балансовая прибыль;
KL - среднегодовая стоимость
всего инвестированного
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
,
где VРП – объем реализованной продукции;
Удi - структура реализованной продукции;
Сi - cебестоимость;
Цi - средняя цена реализации.
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала, который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются, сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно представить в виде:
(1.10)
При углубленном
анализе необходимо изучить влияние
факторов второго уровня, от которых
зависит изменение
Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М.И. Банановым и А.Д. Шереметом [3]:
(1.11)
где Р - прибыль балансовая;
F - средняя стоимость основных фондов;
Е - средние остатки материальных оборотных средств;
N - выручка от реализации продукции;
Р/ N - рентабельность продаж;
F/N + Е/ N - капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости);
S/ N - затраты на рубль продукции;
U/N, M/N, A/N - соответственно
зарплатоемкость,
Заменяя постепенно
базовый уровень каждого
2 Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Новая Техника»
2.1 Краткая характеристика
предприятия ООО «Новая
Общество с ограниченной ответственностью «Новая техника» было создано 21 мая 2001 года. Основной целью создания ООО «Новая техника» является удовлетворение общественных потребностей в продукции, услугах, представляемых Обществом, и получение на этой основе прибыли.
Для достижения своих целей Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- осуществление торговой, посреднической, торгово-закупочной и снабженческо-сбытовой деятельности;
- разработка, освоение и внедрение новой техники;
- изготовление
и выпуск оборудования
- осуществление
экспертного анализа работы
- оказание услуг,
выполнение работ
- кровельные и отделочные работы;
- ремонт зданий и сооружений;
- производство товара народного потребления и производственно - технического назначения;
- производство,
переработка, хранение и
- производство и переработка мясной продукции;
- проведение строительных, монтажных, такелажных и отделочных работ;
- проведение
ремонтных, пусконаладочных
- транспортные услуги, организация и осуществление автотранспортных перевозок;
- представление услуг автосервиса, реализация транспортных средств;
- оказание услуг
населению в сфере
- осуществление информационных посреднических и консультационных услуг;
- переработка,
научно-исследовательская
- проведение
технических, технико-
- маркетинговая деятельность;
- оказание экспедиторских, сервисных, консультационных, представительских, комиссионных слуг;
- сделки с недвижимостью;
- осуществление
туристической деятельности (в том
числе международным туризмом), оказание
сервисных услуг в этой
- проведение
культурно-массовых
- производство полиграфической продукции и оказание типографских услуг;
- внешнеэкономическая деятельность в порядке, установленном действующим законодательством;
- создание оптово
- розничной предприятий в
- лизинговая деятельность;
- инвестиционная
и благотворительная
- организация складского обслуживания; (взяла как основная деятельность);
- бытовое обслуживание населения;
- эксплуатация автозаправочных станций;
- оптовая и
розничная торговля
- заключение любых договоров на закупку, продажу, сдачу в аренду, страхование, перевозку, хранение в отношении любое вида имущества и любых видов, имущественных прав на условиях, определяемых действующим законодательством.
В целях обеспечения быстрой окупаемости затрат и оперативного реагирования на имеющийся спрос Общество вправе заниматься любым иным видом предпринимательской деятельности, не запрещенной действующим законодательством и отвечающий целям предусмотренным в Уставе Общества.
Таблица 2.1 –
Технико-экономические
Показатели |
2006 г. тыс. руб. |
2007 г. тыс. руб. |
2008 г. тыс. руб. |
2009 г. тыс. руб. |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей) |
30 842 |
20 654 |
39 138 |
15 209 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
28 810 |
20 466 |
34 616 |
14 448 |
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) |
2032 |
188 |
4 522 |
761 |
Чистая прибыль |
1 592 |
86 |
3 381 |
620 |
Средняя заработная плата |
8 500 |
6 350 |
15 250 |
10350 |
Уставный капитал ООО «Новая техника» составляет 10 000 тысяч рублей. Основные технико-экономические показатели представлены в таблице 1. На основе данных таблицы 1 можно отметить следующие изменения. Выручка о реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2008 году увеличилась на 18 484 тыс. руб. или на 89,5%, по сравнению с фактическими данными 2007 года. В 2009 году нетто выручка снизилась на 23 929 тыс. руб. или на 61,1%, по сравнению с фактическими данными 2008 года. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2008 году увеличилась на 14 150 тыс. руб. или на 69,1%, по сравнению с 2007 годом. В 2009 году себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг снизилась на 20 168 тыс. руб. или на 58,3%, по сравнению с фактическими данными 2008 год
Динамика
изменения технико-
Рисунок 2.1 – Динамика технико-экономических показателей
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) в 2008 году увеличилась на 4 334 тыс. руб. по сравнению фактическими данными 2007 года. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) в 2009 году снизилась на 3 761 тыс. руб. или на 83,2%, по сравнению с фактическими данными 2008 года.
Чистая прибыль в 2008 году составила 3 381 тыс. руб., что на 3 295 тыс. руб. больше чем в 2007 году. Чистая прибыль 2009 года составила 620 тыс. руб., что на 2 761тыс. руб. меньше чистой прибыли 2008 года.
Средняя заработная плата персонала в 2006 году составляла 8 500 тыс. руб. что на 2 150 тыс. руб. больше чем в 2007 году, которая составляла 6 350 тыс. руб. В 2008 году заработная плата персонала выросла и стала составлять 15 250 тыс. руб., что на 8 900 тыс. руб. больше чем в 2007 году. Однако уже в 2009 году средняя заработная плата сократилась на 4 900 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом.
Несмотря на зародившийся кризис в конце 2008 года он не оказал сильного влияния на деятельность предприятия.
И, несмотря на то, что кризис сказался на снижении объемов оказанных услуг, стоимостных расценок за оказанные услуги предприятия. В первом квартале 2009 года из-за кризиса произошло снижение объемов оказанных услуг из-за неплатежеспособности потребителей. Но предприятие не понесло значительных убытков, так как оказываемые услуги намного дешевле, чем у конкурентов.
Для того чтобы не произошло дальнейшего снижения объемов оказанных услуг, предприятие разработало ряд антикризисных мероприятий:
- снижение себестоимости за счет более рационального использования ресурсов, рабочей силы и рабочего времени;