Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа
Целью работы является оценка эффективности деятельности малого предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение малого предприятия для экономики РФ;
- обозначить правовые основы регулирования деятельности малого
Введение
1. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности малого предприятия
1.1 Сущность и значение малого предприятия для экономики РФ
1.2 Правовые основы регулирования деятельности малого предприятия
1.3 Методика оценки эффективности деятельности малого предприятия
2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Новая Техника»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Новая Техника»
2.2 Оценка прибыли и показателей рентабельности предприятия
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия
3. Направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
3.2 Финансирование и кредитование малого бизнеса
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
Заключение
Список использованных источников и литературы
Для формирования годовой отчетности по субъектам малого бизнеса органы статистики выберут несколько десятков субъектов - из известных им, обяжут эти субъекты подать отчеты по установленной форме, получат их, обработают и методом экстраполяции полученных результатов сформируют отчетность по всем субъектам малого бизнеса на обследуемой территории. Достоверность такого обследования с точки зрения математики вызывает сомнения. А здравый смысл позволяет высказать соображение, что:
- "личный
поход" бухгалтера в органы
статистики, установленный Положением,
- не самый удачный для
- отсутствие
массовых наказаний за
О бухгалтерском учете в малом бизнесе. Упрощенный бухгалтерский учет субъектов малого бизнеса, как отмечалось ранее, осуществляется в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н. Статья 5 Федерального закона N 88-ФЗ определяет, что бухгалтерский учет должен содержать информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. До введения гл. 25 Налогового кодекса РФ, наряду с бухгалтерским учетом, налогового учета данное положение было существенно. Теперь же всем ясно, что налоговый и бухгалтерский учет не совпадают между собой и основная задача руководителя и бухгалтера, решаемая в учетной политике, - это их максимальное сближение. Но тождества в учете быть не может. В то же время именно на основании бухгалтерского учета формируются данные налогового учета и сама налогооблагаемая база[13.c.23].
При превышении субъектом малого бизнеса, применяющим упрощенную систему налогообложения, в результате хозяйственной деятельности критериев, установленных Налоговым кодексом (ст. 346.13), субъект должен перейти на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение критериев. Общий же режим налогообложения может потребовать от бухгалтера восстановить бухгалтерский учет организации в классическом виде или придумать что-то свое в дополнение к упрощенному (простому) бухгалтерскому учету.
При превышении критериев, установленных п. 8 и 22 Типовых рекомендаций, переход к классическому учету станет не только возможным, но и необходимым. Зная такой "сюрприз", бухгалтер вынужден либо вести два или как минимум полтора учета и "прогнозировать" с руководителем субъекта малого бизнеса хозяйственную деятельность в пределах непревышения критериев, либо не рисковать с классическим учетом.
Думается, что профессиональные качества бухгалтера, который столкнется с такой ситуацией, должны быть весьма высоки, а его цена будет соответствовать его качеству в условиях "включенного счетчика" по пеням. Упрощение учета в такой ситуации обернется ее усложнением. А сам субъект малого бизнеса уже никак не сможет обойтись без такого специалиста, хотя именно на его отсутствие нацелены все упрощения в бухучете[27.c.12].
1.3 Методика
оценки эффективности
Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами.
Рассмотрим подробнее, ранее употребленный термин бухгалтерской прибыли и ее составляющие.
Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовая прибыль распределяется по двум направлениям: основная часть отчисляется в бюджет, оставшаяся часть используется предприятием на удовлетворение собственных потребностей, предусмотренных финансовым планом.
Валовую прибыль рассчитывают по формуле:
П вал = Вр –С,
где ВР – выручка от реализации;
С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Из данной формулы
следует, что любое изменение
выручки или себестоимости
Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий(оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
Ппр =Пвал – Ру – Рк, (1.2)
где Ру – расходы на управление;
Рк– коммерческие расходы.
Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
Пдно = Ппр + - Содр + - СВдр, (1.3)
где Содр – операционные доходы и расходы;
Свдр – внереализационные доходы и расходы.
В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).
К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).
Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):
Под = Пдно –Н, (1.4)
где Н – сумма налогов.
Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов :
Пч = Под +- Чдр,
где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности [30.c.229].
При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль предприятия используется на собственные хозяйственные цели. Общая сумма чистой прибыли, и ее распределение утверждаются советом предприятия.
При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы кроме капитальных вложений (материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п.). Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия. При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При этом и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.
При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат — сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.
Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, распределяется:
¾ на страховой запас или резервный фонд, формируемый на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе;
¾ на выплату доходов учредителям (участникам);
¾ в фонд развития производства, который включает амортизационный фонд и часть чистой прибыли (авансирование мероприятий по расширению, реконструкции и совершенствованию производства, приобретение нового оборудования, внедрение прогрессивной технологии);
¾ в фонд социального развития производства (строительство и ремонт зданий и сооружений, находящихся на балансе предприятий, детских учреждений, поликлиник, объектов культурно-просветительного и медицинского назначения и т.д.);
Таким образом, в бухгалтерскую прибыль входят пять видов прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода. На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы, к тому же одно из направлений внутрифирменного планирования значение, которого в условиях рыночной экономики и финансового кризиса очень велико[34.c.17].
Показатели
рентабельности характеризуют эффективность
работы предприятия в целом, доходность
различных направлений