Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа
Целью работы является оценка эффективности деятельности малого предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение малого предприятия для экономики РФ;
- обозначить правовые основы регулирования деятельности малого
Введение
1. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности малого предприятия
1.1 Сущность и значение малого предприятия для экономики РФ
1.2 Правовые основы регулирования деятельности малого предприятия
1.3 Методика оценки эффективности деятельности малого предприятия
2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Новая Техника»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Новая Техника»
2.2 Оценка прибыли и показателей рентабельности предприятия
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия
3. Направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий
3.1 Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе
3.2 Финансирование и кредитование малого бизнеса
3.3 Государственная поддержка малых предприятий
Заключение
Список использованных источников и литературы
- структурные
изменения малого
- выстраивание
эффективных кооперационных
- развитие системы
информационной, правовой и финансовой
(в рамках структурных
- формирование
среднего класса, воспитание
- снижение территориальных
диспропорций развития малого
бзнеса за счет создания
По уровню развития
малый бизнес Республики Татарстан
среди субъектов федерации
Доля наиболее прогрессивной составляющей малого бизнеса Республики Татарстан в основных экономических показателях в настоящее время незначительна, однако, как показывают данные, ежегодно увеличивается. При этом существенная доля внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, показывает значение сферы малого бизнеса на рынке вторичной занятости. Занятость в данном секторе способствует повышению уровня жизни населения региона.
Эффективность малого предприятия при их низкой капиталоемкости подтверждается тем, что, согласно данным Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Татарстан, при доле в выпуске товаров и услуг в 6,2% их доля в ВРП в основных ценах составляет 11,7%.
Принципиальное отличие малого бизнеса Республики Татарстан от общероссийского состоит в двух обстоятельствах: значительно меньшем удельном весе предприятий реального сектора и, напротив, большем удельном весе индивидуального предпринимательства, а поскольку последнее тяготеет преимущественно к торговле, это в сумме создает неблагоприятную для реального сектора структуру всего малого бизнеса в Республике Татарстан.
В Татарстане наряду с федеральными программами осуществляются следующие основные направления государственной поддержки малого предпринимательства:
- формирование нормативно-правовой базы;
- совершенствование системы финансовой поддержки;
- создание системы информационного обеспечения;
- содействие
внешнеэкономической
- подготовка, переподготовка
и повышение квалификации
- производственно-
Государственная
поддержка инвестиций в малый
бизнес осуществляется на основе внедрения
прогрессивных финансовых технологий
поддержки данного сектора. В республике осознается
важность производственно-
Определим основные направления развития малого предпринимательства на период до 2020 года с оценкой до 2030 года.
При прогнозировании сферы малого бизнеса следует опираться на несколько ключевых факторов: развитие сферы услуг, рост реальных доходов населения, государственная поддержка, развитие производственной кооперации крупного и малого бизнеса. Но применительно к Республике Татарстан, которая характеризуется, как уже констатировалось выше, структурными диспропорциями в развитии малого бизнеса, одним из ключевых факторов должно стать максимально возможное нарастание роли малого предпринимательства в реальном секторе экономики, прежде всего в промышленности.
Ниже даются прогнозные характеристики развития малого предпринимательства (таблица 3.2).
При определении числа малых предприятий на перспективу было принято, что на длительном временном интервале оно растет в примерном соответствии с динамикой ВРП. Поэтому исходя из прогнозируемых индикаторов ВРП по рассматриваемым вариантам их количество составит к 2030 г. от 66,1 тысячи до 102,0 тысячи. При этом количество малых предприятий на тысячу жителей республики по инерционному сценарию развития к 2020 г. составит 13, а к 2030 - 17, по инновационному предполагается увеличение их числа к 2020 г. до 16, а к 2030 г. - до 26. Примерная доля всего малого предпринимательства в ВРП определится к 2020 г. в 28% по первому варианту и в 33% - по второму (инвестиционному) варианту, а в 2030 г. составит соответственно 35% и 40%. Тем самым предполагается, что индивидуальное предпринимательство будет относительно терять свои позиции, хотя, разумеется, ему будет обеспечен значительный количественный рост.
Таблица 3.2 - Перспективы развития малого предпринимательства Республики Татарстан до 2030 года
Наименование показателя |
2008г. |
2010г. |
2015г. |
2020г. |
2025г. |
2030г. |
Инерционный вариант |
20,1 |
33,6 |
40,2 |
47,9 |
55,5 |
66,1 |
В т.ч. в промышленности и строительстве |
6,05 |
11 |
15 |
20 |
25 |
30 |
Доля малых предприятий в ВРП, % |
13 |
16 |
18 |
21 |
24 |
27 |
Инновационный вариант Число малых предприятий (тысяч единиц) |
20,1 |
34,2 |
46,0 |
61,6 |
78,6 |
102 |
В т.ч. в промышленности и строительстве |
6,05 |
12 |
18 |
25 |
35 |
45 |
Доля малых предприятий в ВРП, % |
13 |
17 |
20 |
24 |
27 |
30 |
Отметим проблемы рисков в малом предпринимательстве. Основные риски для малого бизнеса связаны с:
- проблемными
вопросами первоначальной финан
- сужением границ сфер с высокой доходностью,
- увеличением концентрации и централизации капиталов, например, в торговле,
- криминализацией и коррупцией,
- административными
рисками, обусловленными
- низкой экономической
грамотностью и формированием
соответствующего менталитета
Формирование
благоприятной среды для
- оснащение малых предприятий современным оборудованием и технологиями;
- создание системы лизинга машин, оборудования и производственных помещений;
- организация передачи предприятиям новых технологий, ноу-хау;
- содействие
малым предприятиям в сертифика
- развитие института технического консультирования в системе мер поддержки малых предприятии;
- обучение основам
управления производственными
Программа развития субъектов малого предпринимательства, которая внедряется в республике, предусматривает реализацию следующих направлений:
- привлечение
субъектов малого
- развитие отдельных видов сферы услуг;
- развитие системы аутсорсинга в интеграции с крупными компаниями;
- привлечение
субъектов малого
- развитие механизмов
частно-государственного
Кроме Республики Татарстан необходимо обратить внимание на стратегию социально-экономического развития Нижнекамского муниципального района до 2012 года. На 1 января 2008 года в Нижнекамском муниципальном районе зарегистрировано 8006 субъектов малого предпринимательства, более половины из них сосредоточено в сфере услуг (51,4%), на сферу производства приходится более трети всего количества малых предприятий (строительство - 21%, промышленность - 10,8%).
Развитие малого и среднего бизнеса в Нижнекамском муниципальном районе позволит:
- увеличить собственные доходы местного бюджета;
- снизить уровень
безработицы,
- снизить отток грамотной, инициативной, инновационно-активной молодежи в столичные города;
- повысить качество жизни населения;
В рамках одного
из важных этапов реализации мероприятий
по повышению эффективности
Разработка и внедрение данной программы будут способствовать повышению инвестиционной и инновационной активности населения, что позволит активизировать эффективность процессов в производственной и непроизводственной сферах, явятся плацдармом для реализации концепции формирования нефтехимического кластера в Нижнекамском муниципальном районе[40.c.32]
3.2 Финансирование и кредитование малого бизнеса
Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.
На данный момент уже достаточно развита сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В регионах России функционируют более 1350 объектов инфраструктуры, в том числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров.
Программы финансирования малого предпринимательства широко реализуются через систему государственных и муниципальных фондов поддержки, которые в соответствии с действующим законодательством предоставляют кредиты малому бизнесу.
По данным Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), микрофинансовую деятельность осуществляют около 30 региональных и 60 муниципальных фондов ПМП. Размеры совокупного портфеля микрозаймов для каждой из этих организаций колеблются от 5 до 30 млн. руб., что позволяет в каждом регионе ежемесячно выдавать малым предприятиям от 100 до 500 микрозаймов.
Механизм выдачи микрозаймов субъектам малого предпринимательства практикуется более чем в 50 субъектах РФ. Однако самый значительный объем кредитования малого бизнеса среди региональных фондов - в Москве.
Крупнейшая в России небанковская микрофинансовая организация - Фонд поддержки малого предпринимательства "ФОРА" - обслуживает более 15 тыс. предпринимателей в 18 регионах России и распоряжается портфелем займов примерно в 20 млн. долл.
Банковская поддержка малого бизнеса в России со стороны государства реализуется с помощью банков развития, создаваемых для вложений бюджетных средств в направления, не финансируемые коммерческими банками из-за низкой рентабельности проектов. На сегодняшний день функционируют три подобных банка: Российский сельскохозяйственный банк (Россельхозбанк), Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк) и Российский банк развития (РосБР).
Российский банк развития реализует двухуровневую процедуру кредитования, для подготовки которой был проанализирован мировой опыт в этой области, изучены аналогичные программы Банка развития немецкой экономики, Канадского банка развития бизнеса, Корейского банка развития, ЕБРР и Мирового банка. Банк выдает целевые кредиты предварительно отобранным банкам-партнерам, которые затем реинвестируют предоставленные РосБР средства непосредственно в предприятия малого бизнеса.