Экономика и социология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:12, курс лекций

Описание работы

В системе наук о труде существует много дисциплин, которые относительно самостоятельны, но в то же время взаимосвязаны: Управление персоналом, Физиология труда, Психология труда, Теория менеджмента, Статистика труда, Археология, Этнография, Этика деловых отношений, Демография, Трудовое право, Экономика труда, Социология труда и др.

Содержание работы

I ЧАСТЬ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
Лекция 1: Предмет экономики и социологии труда. Труд как основа
жизнедеятельности человека.
Лекция 2: Трудовые ресурсы. Социально-трудовые отношения
Лекция 3: Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы.
Лекция 4: Социальная организация. Трудовой коллектив (организация).
Социальное регулирование в трудовых коллективах
II. ЧАСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТОВЛЯЮЩИЕ
ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
Лекция 5: Организация труда персонала и условия труда.
Лекция 6: Производительность труда. Организация оплаты труда.
Лекция 7: Трудовое поведение и отношение к труду работников.
Трудовая адаптация.
Лекция 8: Уровень жизни населения. Социальная защита в сфере труда.

Файлы: 1 файл

Курс лекций СЭТ и вопросы к зачету.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

Различают виды труда в зависимости от характера  предмета и процесса труда: научный, инженерный, управленческий, производственный: предпринимательский, инновационный; промышленный, сельскохозяйственный, транспортный и коммуникационный.

Различают виды труда в зависимости от средств и способов труда: ручной (технически невооруженный), механизированный и автоматизированный (компьютеризованный); низко-, средне- и высокотехнологичный; с различной степенью участия человека

Различают виды труда в зависимости от условий труда: труд стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный; свободный и с различной степенью регламентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция № 2

Тема: Трудовые ресурсы. Социально-трудовые отношения

План

1. Основные понятия  о трудовых ресурсах.

2. Воспроизводство трудовых ресурсов

3. Формирование трудовых  ресурсов в национальной экономике  и влияние на него  воспроизводства населения.

4. Сущность социально-трудовых  отношений. Факторы, влияющие  на их формирование.

- 1 -

В экономической литературе и практике управления человеческими ресурсами фигурируют различные понятия и определения: "трудовые ресурсы" (ТР), "рабочая сила" (PC), "трудовой потенциал" (ТП), "экономически активное население" (ЭАН), "экономически неактивное население" (ЭНН) и др. Рассмотрим основные понятия.

Трудовые ресурсы  — это трудоспособная часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной трудовой деятельности в народном хозяйстве. Это значит, что проблемы трудовых ресурсов (их воспроизводства, формирования и использования) рассматриваются на макроуровне, т.е. в масштабах страны и ее регионах. Иными словами, это работающая и неработающая, но трудоспособная часть населения.

Рабочая сила — это совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые он использует каждый раз, когда производит какие-либо материальные блага. Именно рабочую силу покупают на рынке труда. Чем лучше условия сделки для работника, тем более полно, качественно и плодотворно он будет использовать свои способности,

Таким образом, трудовые ресурсы — это часть населения, обладающая рабочей силой.

Трудовой потенциал следует рассматривать с двух позиций: как статистический показатель и как экономическую категорию. Как статистический показатель трудовой потенциал — это значение численности трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде, которое может быть достигнуто вовлечением при определенных условиях в экономическую деятельность пока не занятых в экономике трудовых ресурсов. Это трудовой потенциал территории, региона, страны.

Как экономическая категория трудовой потенциал характеризует население как производителя материальных благ на основе совокупности всех качеств, определяющих его трудоспособность (способность и склонность работника к труду, состояние его здоровья, выносливость, тип нервной системы), т.е. всего, что отражает психологический и физиологический потенциал наряду с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений. В этом случае трудовой потенциал человека — это качественная оценка интеллектуальных и физических способностей, а также уровня развития нравственных качеств человека.

К экономически активному населению относится рабочая сила, т.е. та часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Эта категория включает в себя как занятое население, так и часть незанятого в общественном производстве населения (безработные).

Экономически  неактивное население не входит в состав рабочей силы. К этой категории относятся: 1) учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; 2) лица, получающие пенсию по старости, по инвалидности и на льготных условиях; 3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками; 4) лица, отчаявшиеся найти работу (т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности), но которые могут и готовы работать; 5) другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные понятия  трудовых категорий имеют много общего, но и различаются по своей сущности. Разобраться в этих понятиях необходимо для того, чтобы правильно решать вопросы формирования и регулирования трудовых ресурсов и занятости населения.

- 2 -

Воспроизводство трудовых ресурсов

Воспроизводство трудовых ресурсов — это процесс возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения, включающий фазы формирования, распределения (перераспределения) и использования.

Фаза формирования трудовых ресурсов включает естественное воспроизводство населения (носителей рабочей силы); приобретение самой способности к труду посредством системы общего, специального и высшего образования, профессиональной подготовки; восстановление и развитие способностей к труду. При этом образование имеет целью не только развитие человека как носителя рабочей силы, но и развитие его как личности, развитие его нравственных качеств.

Фаза распределения  трудовых ресурсов включает распределение и перераспределение совокупной рабочей силы по сферам приложения труда, видам занятости, отраслям народного хозяйства и регионам в соответствии со спросом и предложением региональных и внутренних рынков труда.

Фаза использования  трудовых ресурсов включает трудовую деятельность, в процессе которой непосредственно реализуется рабочая сила как совокупность интеллектуальных и физических способностей к труду; обеспечение занятости трудоспособного населения, желающего реализовывать свой трудовой потенциал в общественно полезной работе, приносящей достойный доход работнику и членам его семьи.

В процессе воспроизводства  трудовых ресурсов фаза их использования является главной. Это обусловлено тем, что она является, во-первых, фазой реализации накопленных в период формирования знаний и умений, во-вторых, фазой самосовершенствования ресурсов труда, накопления практического опыта, повышения образования и квалификации, а в-третьих, самой продолжительна фазой на протяжении всего периода жизнедеятельности человека.

Процесс воспроизводства  трудовых ресурсов в обществе является постоянным и непрерывным и обусловлен воспроизводством населения. Особенность воспроизводства трудовых ресурсов состоит в том, что оно охватывает процессы, не только протекающие в сфере экономики, но и политические, правовые, моральные, этические, социальные, национально-этнические и др.

3. Формирование  трудовых ресурсов в национальной  экономике и влияние на него

  воспроизводства населения.

Уровень развития общества в любой стране в значительной степени определяется состоянием человеческого ресурса, т.е. составом населения и трудовыми ресурсами. Основную часть трудовых ресурсов составляет население трудоспособного возраста. Границы трудоспособного возраста и социально-демографичекий состав трудовых ресурсов определяются национальным законодательством и в разных странах различны.

В соответствии с российским законодательством трудоспособный возраст мужчин составляет 16-59 лет, женщин – 16-54 года. В состав трудовых ресурсов не включается часть населения трудоспособного возраста: инвалиды I и II групп, а также неработающие пенсионеры, получающие пенсию в более раннем возрасте (женщины, родившие пятерых детей и более и воспитавшие их до 8 лет, матери инвалидов с детства, воспитавшие их также до 8 лет, которые по достижении 50 лет получают пенсию вне зависимости от трудового стажа; лица, вышедшие на пенсию раньше установленного срока в связи с тяжелыми и вредными условиями труда: женщины в возрасте 45-50 лет, мужчины – 50-55 лет) и др. В то же время к трудовым ресурсам относятся работающие лица пенсионного возраста и работающие подростки.

Следовательно, трудовые ресурсы можно разделить на реальные и потенциальные: реальные трудовые ресурсы состоят из работающей части населения, а потенциальные — из неработающего, но способного к труду населения. С 1993 г. в России принято разделение трудовых ресурсов по международной системе на "экономически активное и экономически неактивное население"

Влияние воспроизводства населения на формирование трудовых ресурсов

Воспроизводство населения  обусловлено демографической ситуацией, которая определяется структурой населения и характером его движения, видами, типами и режимом воспроизводства. Основу всех этих процессов составляет социально-экономическое положение в стране.

Виды воспроизводства  выражаются в естественном, миграционном (механическом) и социальном движении состава и численности населения.

Естественное  движение есть следствие рождаемости и смертности людей. В зависимости, оттого, что из них преобладает, образуется естественный прирост или естественная убыль населения.

Миграционное  движение (механическое прибытие и выбытие населения) вызывается различными экономическими, политическими, религиозными и другими причинами и связано с серьезными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни. В России (обладающей огромной территорией) миграционное движение связано главным образом с перемещением населения из трудоизбыточных районов в трудодефицитные.

Социальное  движение населения проявляется в изменении различных социальных структур: образовательной, профессиональной и национальной и др.

Воспроизводство населения  может осуществляться в трех режимах: расширенном, простом и суженном. Для расширенного воспроизводства характерно превышение числа рождений над числом смертей на 1000 человек населения. Такой режим обеспечивается в том случае, если на каждые 100 семей будет приходиться 260 рождений детей и более. Простое воспроизводство характеризуется отсутствием прироста численности населения, когда число рождений равно числу смертей на 1000 человек населения.. Режим суженного воспроизводства (депопуляция) образуется, когда не только отсутствует естественный прирост населения, но и происходит его абсолютное сокращение.

Основным источником пополнения трудовых ресурсов является молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; ее численность зависит от режима воспроизводства населения, уровня брачности и рождаемости в стране, а также от величины детской смертности. При расширенном воспроизводстве населения и повышении уровня рождаемости будет расти число вступающих в трудоспособный возраст. Но при каждом скачке рождаемости пополнение трудовых ресурсов произойдет лишь через 15 лет.

Воспроизводство населения  и трудовых ресурсов можно разделить  на экстенсивный и интенсивный типы. Экстенсивный тип воспроизводства трудовых ресурсов означает увеличение их численности в отдельных регионах или в стране без изменения качественных характеристик экономически активного населения. Интенсивный тип воспроизводства трудовых ресурсов связан с изменением их качеств; ростом образовательного уровня, квалификации, физических и интеллектуальных способностей, повышением работоспособности и эффективности труда. Данные типы воспроизводства в чистом виде не существуют, но взаимно дополняют друг друга.

- 4 -

Сущность социально-трудовых отношений. Факторы, влияющие на их формирование.

Социально-трудовые отношения (СТО) – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов в социально-трудовой сфере, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. Термин "Социально-трудовые отношения " стал широко использоваться в экономике и социологии труда относительно недавно.

Социально-экономическая  реформа в России предполагает решение  следующих задач в качестве важнейших: стабилизация социальной, экономической и политической обстановки в обществе; значительное снижение инфляции; повышение уровня жизни на селения и др. Решение этих задач требует объединения всех сил общества в проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и формировании эффективной системы социальной защиты интересов всех участников социально-трудовых отношений.

В России теория формирования и развития СТО находится лишь на стадии становления, и этим объясняется  неразвитость СТО. Например, медленно идет процесс формирования слоя работодателей; профсоюзы, которые должны представлять интересы работников, нередко конфликтуют между собой; государство не имеет эффективных механизмов реализации своей политики в области СТО.

На формирование СТО  в обществе влияют три основных фактора: социальная политика и ее особенности в стране; глобализация экономики; уровень развития общественного труда.

Социальная  политика — это действия органов государственной власти и государственного управления, направленные на повышение качества жизни людей в обществе. Социальная политика определяет комплекс мер, способствующих развитию СТО: улучшение ситуации на рынке труда, повышение оплаты труда, охрана труда и социальная защита.

Глобализация  экономики как процесс формирования системы международного разделения труда не только характеризуется бурным ростом мировой торговли, активными потоками иностранных инвестиций, но и способствует росту вторичных финансовых рынков, усилению несбалансированности в торговле. Все эти процессы в совокупности воздействуют на макроэкономическую политику на национальных уровнях и ограничивают ее формирование — особенно политику в сфере труда и СТО, вызывая серьезные проблемы во всем мире.

Развитие общественного  труда характеризуется объективными закономерностями: разделение и кооперация труда, рост производительности труда, замещение труда капиталом. Разделение и кооперация труда как структурообразующие факторы СТО выступают в их функциональной форме и определяют место каждого работника в процессе труда, его функции, обязанности, а также требования к качеству рабочей силы.

Информация о работе Экономика и социология труда