Экономика и социология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:12, курс лекций

Описание работы

В системе наук о труде существует много дисциплин, которые относительно самостоятельны, но в то же время взаимосвязаны: Управление персоналом, Физиология труда, Психология труда, Теория менеджмента, Статистика труда, Археология, Этнография, Этика деловых отношений, Демография, Трудовое право, Экономика труда, Социология труда и др.

Содержание работы

I ЧАСТЬ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
Лекция 1: Предмет экономики и социологии труда. Труд как основа
жизнедеятельности человека.
Лекция 2: Трудовые ресурсы. Социально-трудовые отношения
Лекция 3: Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы.
Лекция 4: Социальная организация. Трудовой коллектив (организация).
Социальное регулирование в трудовых коллективах
II. ЧАСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТОВЛЯЮЩИЕ
ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
Лекция 5: Организация труда персонала и условия труда.
Лекция 6: Производительность труда. Организация оплаты труда.
Лекция 7: Трудовое поведение и отношение к труду работников.
Трудовая адаптация.
Лекция 8: Уровень жизни населения. Социальная защита в сфере труда.

Файлы: 1 файл

Курс лекций СЭТ и вопросы к зачету.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

Организационное и административное поведение. Суть его состоит в формировании позитивной мотивации членов трудовой организации. Для этих целей активно используют различного рода стимулы: моральные, материальные, социальные.

Характерологические формы поведения. Это эмоции и настроения, которые реализуются в поведении. Личность может подавлять других своим волевым или должностным темпераментом, демонстрируя качества, к которым нужно приспосабливаться. Людей с такой формой поведения часто называют моральным «вампиром». Несовместимость характерологических форм поведения у двух и более лиц часто являются причиной конфликтов. Одна из разновидностей характерологической формы поведения – спонтанное, немотивированное поведение, возникающее, как правило, под воздействием сильных эмоций. Немотивированное поведение часто проявляется в экстремальных, нестандартных ситуациях.

Деструктивные формы поведения. Это выход работника за пределы норм и дисциплинарных рамок трудового процесса. Выделяют следующие формы отклонения от норм поведения: противоправное; административно-управленческое (превышение прав и полномочий, ведущее к прямому невыполнению обязанностей), дисфункциональное (профессиональная некомпетентность) и другие.

2. Отношение  к труду и удовлетворенность  им как важнейшие характеристики  трудового процесса

В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют друг с другом, вступая в социальные отношения. Наиболее важными являются отношение человека к человеку и отношение человека к труду. Отношение к труду может быть положительным, отрицательным и индифферентным. Оно оказывает огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных отношений.

Отношение к  труду характеризует стремление (или отсутствие его) человека максимально проявлять свои физические и умственные способности.

Отношение к труду  — сложное социальное явление, оно представляет собой единство трех элементов: 1) мотивов и ориентации трудового поведения; 2) реального или фактического трудового поведения; 3) оценку работниками трудовой ситуации — вербального поведения.

Первый элемент отношения к труду связан с трудовыми мотивами и установками, которыми руководствуется работник в трудовой деятельности. Они являются побудителями трудового поведения и в совокупности образуют мотивационное ядро.

Второй элемент отношения к труду — это трудовая активность работников, проявляющаяся в таких формах поведения, как: степень выполнения норм выработки; качество выполняемой работы; дисциплинированность; инициативность; овладение передовыми методами и приемами труда; экономное расходование сырья и материалов и т.д.

Третий элемент отношения к труду — субъективное переживание работников. Он связан с их внутреннем состоянием, вызванным выполняемой работой. Без оценки самого субъекта труда любая деятельность предстает неполной, незавершенной.

На поведение человека в труде, формирование его отношения к труду влияет множество факторов, которые разделяют на объективные условия, связанные с особенностями производственной и непроизводственной среды (содержание труда, его производственные условия, организация и оплата, социально-психологический климат коллектива, СМИ и т.д.), и субъективные условия, связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями (предшествующий опыт, общая и профессиональная культура, психологические, демографические и социально обусловленные особенности человека: его пол, возраст, образование, стаж работы, способности).

Социологической наукой предпринята попытка вывести  типологию работников в зависимости от отношения их к труду. Обычно выделяется четыре типа работников:

1) супернормативный тип — в эту группу входят исключительно активные и добросовестные работники, выполняющие и перевыполняющие производственные задания, инициативные,  участвующие  в управлении своей трудовой организации (фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д.);

2) нормативный тип — в эту группу входят достаточно добросовестные работники, ориентированные на выполнение предъявляемых требований и норм;

3) субнормативный тип — к этой группе относятся недостаточно добросовестные работники, пытающиеся схитрить, словчить, но так, чтобы другие ничего не замечали;

4) ненормативный тип — эту группу составляют недобросовестные работники.

Отношение к труду  тесно связано с удовлетворенностью трудом. Удовлетворенность трудом — это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии, в данной трудовой организации.

В социологии труда различают  общую и частичную удовлетворенность трудом. Общая характеризует удовлетворенность трудом в целом, а частичная— различными его аспектами и элементами производственной ситуации.

Существует целый ряд  достаточно конкретных значений удовлетворенности  трудом, отражающих ее роль и функции. Рассмотрим самые основные из них:

1. Социологические исследования  показали, что работа и карьера  имеют для большинства людей  наибольшее значение наряду с  такими ценностями, как здоровье, личная жизнь, полноценный досуг (часто занимая в этом рейтинге первую позицию). Таким образом, удовлетворенность трудом является важнейшим показателем качества жизни индивидов, групп, населения, нации.

2. Удовлетворенность  трудом имеет функционально-производственную значимость. Она влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность в отношении других людей.

3. Удовлетворительные  характер и условия труда, с  точки зрения работника,— это  важнейший фактор авторитета руководителя. Для работников та администрация хороша, которая способна сделать лучшим их труд.

4. Удовлетворенность  трудом часто является индикатором  текучести кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвращению.

5. Удовлетворенность  трудом является универсальным  критерием объяснения самых разных поступков отдельных работников и трудовых групп. Она определяет стиль и способ общения администрации с работниками. Иначе говоря, различается поведение удовлетворенных и неудовлетворенных работников, различается также и управление удовлетворенными и неудовлетворенными людьми.

3. Трудовая  адаптация работников

Понятие «адаптация» заимствовано из биологии и означает приспособление  к окружающей среде. Трудовая адаптация — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга.

Поступая на работу, человек  активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива. Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению.

Трудовая адаптация  — двусторонний процесс между  личностью и новой для нее  социальной средой.

Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется в его поведении; в показателях трудовой деятельности; в эффективности труда (его количестве и качестве); в усвоении социальной информации и ее практической реализации; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности (содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.).

Трудовая адаптация может быть первичной – при первоначальном вхождении работника в производственную среду и вторичной – при смене рабочего места без смены трудовой организации.

Она  имеет сложную структуру, которая  представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной и культурно-бытовой адаптации.

Профессиональная  адаптация выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, необходимых для качественного выполнения трудовых обязанностей.

Социально-психологическая  адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о лидерах группы. Эта информация анализируется работником  путем соотношения с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям она оценивается им положительно, работник начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией. В итоге, новый работник вживается в коллектив, осваивает системы ценностей, устанавливает связи и вступает в отношения с остальными членами коллектива и т.д.

Общественно-организационная  адаптация  заключается в освоении новыми членами трудового коллектива организационной структуры организации, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.

Культурно-бытовая  адаптация — это участие новых членов трудового коллектива в традиционных для данного предприятия мероприятиях вне рабочего времени. Характер этого вида адаптации определяется уровнем культуры производства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации. Быстро и безболезненно происходит культурно-бытовая адаптация в тех трудовых организациях, члены которых связаны не только отношениями по работе, но и совместным досугом.

Психофизиологическая  адаптация — это процесс освоения человеком совокупности условий труда. В современном производстве морально стареют не только техника и технология, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не может не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко реагирует на любые изменения субъективно воспринимаемых им санитарно-гигиенических норм комфорта, ритма труда и т.д.

В процессе адаптации  работник проходит следующие стадии:

I. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения.

II. Стадия приспособления — на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.

III. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.

IV. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д.

По  характеру идентификации различают три категории работников: безразличные, частично идентифицированные и полостью идентифицированные. Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от 1 года до 3 лет. Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться в ней вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.

На  процесс протекания, сроки, темпы, результаты трудовой адаптации огромное влияние  оказывают объективные и субъективные факторы.

Важно заметить, что в  процессе производственной адаптации  важную роль играет личностный потенциал работника - это совокупность определенных черт (социально-демографических, социально-психологических) и качеств работника, которые формируют определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и т.д.

Исследователи отмечают, что передовым работникам должны быть присущи следующие черты: 1) энергичность; 2) умение управлять своими эмоциями; 3) готовность открыто излагать свое мнение; 4) способность изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, но не силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция №8

Тема: Уровень жизни населения. Социальная защита в сфере труда.

План

1. Уровень жизни населения и  факторы определяющие его.

2. Социальная защита. Социальные  институты.

3.  Механизм социальной  защиты работника и социальные  гарантии

- 1 -

Уровень жизни как  социально-экономическая категория  отражает степень развития и уровень удовлетворения разнообразных материальных, духовных и социальных потребностей человека, живущего в обществе.

Уровень жизни представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятость, организация труда; образование, в том числе грамотность; жилище, включая его благоустройство; социальное обеспечение.

Информация о работе Экономика и социология труда