Экономика и социология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:12, курс лекций

Описание работы

В системе наук о труде существует много дисциплин, которые относительно самостоятельны, но в то же время взаимосвязаны: Управление персоналом, Физиология труда, Психология труда, Теория менеджмента, Статистика труда, Археология, Этнография, Этика деловых отношений, Демография, Трудовое право, Экономика труда, Социология труда и др.

Содержание работы

I ЧАСТЬ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
Лекция 1: Предмет экономики и социологии труда. Труд как основа
жизнедеятельности человека.
Лекция 2: Трудовые ресурсы. Социально-трудовые отношения
Лекция 3: Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы.
Лекция 4: Социальная организация. Трудовой коллектив (организация).
Социальное регулирование в трудовых коллективах
II. ЧАСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТОВЛЯЮЩИЕ
ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
Лекция 5: Организация труда персонала и условия труда.
Лекция 6: Производительность труда. Организация оплаты труда.
Лекция 7: Трудовое поведение и отношение к труду работников.
Трудовая адаптация.
Лекция 8: Уровень жизни населения. Социальная защита в сфере труда.

Файлы: 1 файл

Курс лекций СЭТ и вопросы к зачету.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы прослеживать безработицу на какой-то территории определяется ее норма – это отношение  общего числа безработных к общей  численности рабочей силы

Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Основные направления  этой политики следующие: предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости; социальная защита в области занятости; координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики; поощрение работодателей в создании новых рабочих мест; международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

Одним из эффективных  средств обеспечения занятости  населения в период формирования общества является развитие малого предпринимательства.

Лекция №4

Тема: Социальная организация. Трудовой коллектив (организация).

Социальное регулирование  в трудовых коллективах

План:

1. Социальная организация  и социальные группы

2. Трудовая коллектив  (организация), ее развитие и функции

3. Социальная структура  трудовой организации

4. Регулирование социальных  процессов в трудовых коллективах

- 1 -

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей).

Каждую фирму, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную организацию, которая характеризуется своей территорией, населением, экономикой, целями, социальными условиями, руководством.

Чтобы считаться организацией, группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям: 1) наличием по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы; 2) принятие общей цели (или желаемого результата) всеми членами группы; 3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Основными признаками организации являются распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и его специализация; построение по вертикальному иерархическому принципу с назначением руководителей и подчиненных; наличие управляющих принципов и норм; целостность системы.

Перед трудовой социальной организацией, как правило, ставятся две задачи: 1) повышение экономической  эффективности производства и качества выпускаемой продукции и труда, 2) социальное развитие коллектива или работника как личности. Эти задачи определяют два типа структуры социальной организации: производственную и непроизводственную.

Производственный  тип структуры социальной организации формируется в зависимости от производственных факторов деятельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как: а) функциональную (содержание труда); б) профессиональную (подготовка и переподготовка кадров); в) социально-психологическую (межличностные отношения) г) управленческую (система управления).

Непроизводственный тип структуры социальной организации возникает тогда, когда члены трудовой организации участвуют в различных видах непроизводственной  деятельности в свободное от работы время. К непроизводственной структуре социальной организации можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.

Производственные и  непроизводственные социальные организации  взаимосвязаны между собой и  дополняют друг друга.

В зарубежной литературе понятие "коллектив" используется очень редко — чаще употребляется более общее понятие "социальная группа".

Принадлежность к социальной группе — важнейший фактор, определяющий поведение человека. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и т.д.

Различают следующие  виды социальных групп: условные и реальные.

К условным относятся группы, объединяющие людей по какому-либо признаку для целей анализа (например, в статистике — по полу, возрасту, семейному положению, доходам; в психологии — по тестовым результатам).

Реальные естественные группы могут возникать стихийно и организованно в виде больших и малых групп. К большим группам относятся классы, партии, общественные организации (профсоюзы и др.). Число членов малой группы колеблется от 2-7 до 10-40 человек. Известно более 50 различных оснований для классификации малых групп.

На Западе используются четыре классификации малых групп:

1) первичные (частые, непосредственные, личные контакты - 2 человека - "диада", семья, звено) и вторичные группы (менее частые контакты, большая численность — компания, клуб и т.п.);

2) формальные и неформальные малые группы. В формальной группе для всех ее членов четко заданы все позиции, строго распределены роли, структура власти. Неформальная группа складывается и возникает стихийно, статусы и роли ее членам не предписаны, не заданы взаимоотношения по вертикали; в основном эта группа формируется на базе взаимных симпатий или антипатий;

3) группы членства и референтные группы. Членская группа — это группа, к которой принадлежит индивид. Референтная группа служит эталоном, выполняя сравнительную и нормативную функции;

4) распределение групп  по уровню их развития: формирующиеся и сложившиеся (коллективы). Коллектив представляет собой группу с более высокой степенью развития и осуществляющую специфическую социальную деятельность.

Каждая группа характеризуется  основными параметрами: состав, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

Состав группы можно охарактеризовать на основе таких признаков, как возраст, профессия, уровень образования, стаж работы и т.п.

Групповые процессы социально-психологического характера включают в себя адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию.

Групповые нормы  — это правила, выработанные и принятые группой. Если личность не признает групповых норм, применяется система санкций — механизмов, посредством которых группа заставляет своего члена соблюдать групповые нормы.

- 2 -

Трудовая организация (коллектив), ее развитие и функции

Как правило, под понятием «трудовой коллектив» подразумевается  трудовая организация.

Трудовой коллектив  — это объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на государственном, общественном, частном предприятии, учреждении, организации. В составе единого трудового коллектива действуют трудовые коллективы цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений.

Трудовая организация  — это совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта.

Необходимо разграничить и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ.

Итак, трудовые организации  действуют во всех сферах общественной жизни. Они различаются по двум критериям:

1) по форме собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности: а) государственная; б) кооперативная; в) акционерная; г) собственность трудового коллектива; д) частная; е) совместная с иностранным капиталом; ж) иностранная;

2) по сферам деятельности: организации, действующие сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и т.д.) и организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.).

Трудовой коллектив как  высшая форма социальной группы в своем развитии проходит несколько стадий:

• стадию формирования и социально-психологической напряженности, на которой происходят подбор и расстановка членов коллектива по рабочим местам с учетом социально-психологической совместимости работников.. Это стадия первичного синтеза;

• стадию нормализации, на которой создается общая заинтересованность в достижении цели, формируются групповые нормы и ценности, определяются ролевые ожидания, образуются микрогруппы и актив, группы добросовестных исполнителей, меняется тактика руководства. Эту стадию можно назвать стадией дифференциации;

• стадию деятельности, на которой члены коллектива готовы приступить к деятельности, поскольку сформировались нормальный социально-психологический климат и психологическая совместимость работников в коллективе, распределены социальные роли, утверждены нравственные эталоны коллектива. Эту стадию можно определить как стадию синтеза.

Указанным стадиям соответствуют  уровни развития трудовых коллективов: низший, средний и высший. Кроме того, трудовые коллективы различаются по численности, составу, структуре, производственным функциям и др.

Функции трудовых коллективов  обусловлены задачами организации, ее специализацией и местом, которое  занимает организация в иерархической  системе производства.

Можно назвать три  устойчивые функции производственной организации:

  1. Целевая функция — обеспечение выпуска заданного объема продукции определенного типа и качества — главная в иерархии функций, и ее результативность в рыночной экономике определяется нормой прибыли.
  2. Социально-интегрированная функция — это эффективное использование человеческого потенциала в микросоциуме (трудовом коллективе), создание хорошей социально-психологической атмосферы, благоприятных условий труда, при которых человек не испытывает страха за свое здоровье и не боится потерять работу.
  3. Управленческо-воспитательная функция — это обеспечение интеграции организации с макросоциумом (обществом) на основе реализации законов, правил, норм, инструкций, выработанных макросистемой и ее социальными институтами на уровне микросистем. |

Следует заметить, что  нарушение норм, обусловленных социально-интегрированной  функцией, карается менее строго, чем нарушение норм целевой функции. Объясняется это тем, что нарушение целевой функции приводит к серьезным акциям во всем обществе (неповиновение, демонстрации, митинги, протесты и т.п.), а невыполнение норм социально-интегрированной функции — к нарушениям деятельности лишь самой организации.

Важно отметить, что каждой трудовой организации присуща своя трудовая среда. Под трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения индивидов, участвующих в трудовом процессе. Трудовая среда включает физические факторы — это воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т.д. и технико-технологические факторы — это средства труда, предметы труда и технологический процесс.

Отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности, образуют социальную трудовую среду. В ходе трудовой деятельности люди вступают в общественные отношения, и в рамках этих общественных отношений формируются межличностные отношения, взаимное поведение индивидов.

Наличие большого количества факторов и разнообразие выполняемых работником трудовых функций свидетельствуют о социальной неоднородности труда. В этой связи актуальным становится изучение социальной структуры трудовой организации.

- 3 -

Социальная структура трудовой организации

Социальная  структура трудовой организации — это ее строение, которое определяется составом и сочетанием в ней различных социальных групп.

Социальная структура трудовой организации — это важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности.

В зависимости от наличия  тех или иных социальных групп  образуются различные социальные среды трудовой организации. В этой связи в трудовой организации (на предприятии) выделяются следующие разновидности социальной структуры:

  1. Производственно-функциональная социальная структура складывается из функций, выполняемых работниками и их функциональных групп. Она включает в себя производственные подразделения, осуществляющие управление, планирование, стимулирование, выпуск продукции и ее реализацию. В этой социальной структуре различают три уровня коллективов: высший (основной), средний (вторичные) и низший (первичные).

Высшим (основным) считается производственный коллектив, представляющий собой самостоятельную социально-экономическую единицу со сложившимися нормами производственной и общественной жизни и состоящий из вторичных коллективов: цехов, участков, служб, — которые в своей структуре имеют множество первичных коллективов: бригад, смен, групп и т.д.

Весь трудовой коллектив  организаций в зависимости от выполняемых функций делится  на две группы: промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный персонал (НП). В состав ППП входят все работники  основной деятельности: руководители, специалисты, технические исполнители, основные и вспомогательные рабочие, ученики, работники сторожевой и пожарной охраны. В состав НП включают работников жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытового и медико-санитарного обслуживания, спортивных сооружений, педагогический и обслуживающий персонал дошкольных учреждений и др.

  1. Целевая социальная структура рассматривается как совокупность всех уровней социальной структуры (высшего, среднего, низшего), связанных между собой общей целью и задачами производственного и социально-психологического характера.
  2. Профессионально-квалификационная социальная структура — это социальная форма профессионального разделения труда. Она предполагает деление групп по уровню образования, профессиям, а внутри профессий — по квалификации, общему производственному стажу, стажу работы в данной профессии, в данной организации.
  3. Социально-демографическая социальная структура характеризует трудовой коллектив, распределяя его на группы по полу, возрасту, семейному положению, уровню доходов и т.п.

Информация о работе Экономика и социология труда