Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:12, курс лекций
В системе наук о труде существует много дисциплин, которые относительно самостоятельны, но в то же время взаимосвязаны: Управление персоналом, Физиология труда, Психология труда, Теория менеджмента, Статистика труда, Археология, Этнография, Этика деловых отношений, Демография, Трудовое право, Экономика труда, Социология труда и др.
I ЧАСТЬ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
Лекция 1: Предмет экономики и социологии труда. Труд как основа
жизнедеятельности человека.
Лекция 2: Трудовые ресурсы. Социально-трудовые отношения
Лекция 3: Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы.
Лекция 4: Социальная организация. Трудовой коллектив (организация).
Социальное регулирование в трудовых коллективах
II. ЧАСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТОВЛЯЮЩИЕ
ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
Лекция 5: Организация труда персонала и условия труда.
Лекция 6: Производительность труда. Организация оплаты труда.
Лекция 7: Трудовое поведение и отношение к труду работников.
Трудовая адаптация.
Лекция 8: Уровень жизни населения. Социальная защита в сфере труда.
Компонентами уровня жизни являются определенные виды потребностей, удовлетворение которых — составная часть уровня жизни в целом (питание, здоровье, образование и др.).
Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей, и степень удовлетворения потребностей позволяет выделить четыре уровня жизни населения:
На уровень жизни воздействует множество факторов: с одной стороны, состав и величина постоянно изменяющихся потребностей населения; с другой стороны — ограничения в возможностях удовлетворения потребностей, исходя из положения на рынке товаров и услуг, доходов населения, заработной платы работников, которые определяются масштабами и эффективностью производства, сферы услуг, состоянием НТП, культурно-образовательным уровнем населения и его структурой, национальными особенностями, политической и экономической обстановкой в стране. Все факторы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы.
Переход от плановой экономики к рыночной сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Чтобы сгладить остроту социально-экономических противоречий и не допустить массового обнищания населения, государство должно активно участвовать в перераспределении доходов, сформировать новую систему социальной защиты населения, адекватную требованиям переходного периода.
Определяющую роль в повышении уровня жизни населения играет рост ВВП и национального дохода (НД). Рост НД и ВВП позволяет государству повышать минимальный размер оплаты труда и пенсии, размеры социальных пособий, осуществлять различные социальные программы и т.п.
Размер и динамика национального дохода зависят от многих факторов: производительности труда, эффективности труда, занятости, отраслевой структуры производства, объемов инвестиций, уровня развития социальной сферы и др.
Определяющую роль играют производительность и эффективность труда, позволяющие получить прирост ВНП и НД без дополнительных трудовых затрат и при существенной экономии материальных и финансовых ресурсов на производство продукции.
В свою очередь, производительность и эффективность труда зависят от состояния НТП, совершенствования организации труда, производства и управления, социально-экономических факторов (мотивации труда, развития социальной сферы и др.).
Дополнительные возможности роста производительности общественного труда заложены в социальной сфере (наука, образование, здравоохранение, культура), где формируется человеческий потенциал. Развитие социальной сферы обусловливает удовлетворение социальных (духовных, культурных) потребностей населения, способствует развитию интеллекта нации, сохраняет и укрепляет здоровье нации, влияет на экономическое развитие общества и т.д.
В России концепцию развития общества в годы перехода к рынку можно расценить как неудачную, оказавшую отрицательное воздействие на повышение уровня жизни: налицо уменьшение национального имущества, снижение ВВП, НД, объема промышленного производства, производительности труда; заторможенное развитие социальной сферы.
- 2 -
Социальная защита. Социальные институты.
Социальная защита —это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.
Социальная защита представляет собой, с одной стороны, систему направлений, по которым она осуществляется (функциональную систему), а с другой — систему институтов, которые ее обеспечивают (институциональную систему).
В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:
— обеспечение членам общества прожиточного минимума и защита от факторов, снижающих жизненный уровень;
— создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;
— обеспечение экологической безопасности членов общества;
— защита граждан от преступных посягательств;
— защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;
— создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;
— защита от политического
преследования и
— обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
— обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.
В любом государстве существует целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан.
Важнейшим и наиболее мощным социально-организационным институтом является государство, состоящее из множества разных институтов.
Важную роль в выполнении функций социальной защиты играют такие институты, как страховые компании и различные специализированные фонды, благотворительные организации. Большую группу социально-организационных институтов образуют различные общественные, политические организации.
Институтами, призванными осуществлять защиту работников наемного труда, являются профессиональные союзы. В настоящее время наряду с традиционными профсоюзами появились новые рабочие организации — «независимые» профсоюзы.
Наряду с социально-организацио
Предприятия, учреждения, фирмы, кооперативы и другие трудовые организации тоже являются социальными институтами и играют важную роль в обществе. Но основная производственная деятельность сама по себе не предусматривает осуществление социальной защиты прав и интересов работников. Поэтому необходимы специальные институты социальной защиты работников на предприятии. Главным институтом социальной защиты, охватывающим своей деятельностью весь коллектив предприятия и располагающим для этого необходимыми правами и возможностями, выступает профсоюзная организация.
Конкретным инструментом или институтом социальной защиты работников на предприятии является коллективный договор. Другим важным социально-нормативным институтом, который все шире входит в практику наших предприятий и который при определенных условиях может выступать средством социальной защиты, является трудовой контракт.
- 3 -
Все социально-организационные
и социально-нормативные инстит
1) институциональном, включающем весь перечень существующих институтов социальной защиты;
2) инструментальном, включающем используемые средства для решения задач социальной защиты;
3) деятельном, когда используются различные формы деятельности институтов по выполнению функций социальной защиты.
Как функционирует этот механизм в России выясняют обычно с помощью социологических исследований.
Основные принципы механизма социальной защиты:
— социальная защита должна быть встроена в систему экономических отношений, базироваться на эффективном труде работающих;
— социальная защита не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни;
— социальная защита должна опираться на национальные и культурные традиции народов, учитывать их. В России все это делается, но наоборот. Традиции и обычаи народов подгоняют под законы, законодательные акты, указы и т.д.;
— социальная защита должна базироваться и на ином принципе мышления. Граждане в первую очередь должны стремиться защитить себя сами, а не ждать или добиваться определенных политических решений по данному вопросу.
Любая социальная защита строится на определенных социальных гарантиях, которые также представляют собой определенную систему. Гарантии должны быть рассчитаны на все категории трудоспособного населения
Система гарантий должна учитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциала может быть разделена на следующие группы:
— пригодных для работы в современных условиях;
— тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;
— тех, кто может работать, но при создании подходящих условий труда;
— не пригодных для работы;
— не желающих работать.
Социальные гарантии
зафиксированы
1. Гарантии в реализации права на труд:
а) свобода выбора занятий и работы;
6) государство признает
оплачиваемую занятость как
в) государство бесплатно
содействует в подборе
г) безработных государство бесплатно обучает новым профессиям и т.д.
2. Дополнительные гарантии некоторым категориям граждан: молодежи; пенсионерам; одиноким и многодетным родителям; безработным; освобожденным из мест заключения; беженцам и т.д.
3. Профсоюзы активно содействуют занятости трудоспособного населения.
4. Создаются все необходимые
условия и гарантии
5. Для привлечения
безработных к трудовой
6. Закон строго определяет размер пособий по безработице и т.д.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ /ЭКЗАМЕНУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»