Экспорт строительных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность разрабатываемой темы в том, что в условиях глобализации мировой экономики и повышения роли внешнеэкономической деятельности, для предприятий важнейшей задачей становится управление внешнеэкономической деятельностью, внедрение новых методик оценки внешнеэкономической деятельности и ее совершенствования. Проблема оценки эффективности внешнеэкономической деятельности входят в ряд ключевых, оказывающих влияние на процессы развития международных торговых отношений страны.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ (1).docx

— 154.56 Кб (Скачать файл)

Выбор партнера в качестве субъекта товаропроводящей сети за рубежом может осуществляться на конкурсной основе по таким основным критериям, как набор предоставляемых маркетинговых услуг, услуг по сбыту и рекламе, а также стабильность финансового положения и платежеспособность. В заключаемом договоре о сотрудничестве между производителем товара и корпоративным субъектом товаропроводящей сети, дилером, дистрибьютором рекомендуется предусматривать регион деятельности субъекта, допустимую цену на реализуемую продукцию, возможность формирования заявок на производство и поставку товара, а также ряд других условий. Положением предусмотрено, что производитель товара ежегодно утверждает реестр собственных субъектов товаропроводящей сети и дополняет его в течение года. Он должен также вести учет реализации ими продукции.

Создание товаропроводящей сети, как правило, относится к компетенции предприятия - производителя продукции. Однако в настоящее время ряд белорусских экспортеров не имеют достаточно опыта, специалистов, а также финансовых ресурсов для продвижения своих товаров на экспортные рынки. Специфика белорусской экспортной стратегии по созданию товаропроводящих сетей за рубежом обусловлена широким участием государства в принятии решений относительно деятельности национальных экспортеров. Акцент делается на создании прямых объектов товаропроводящей сети за рубежом (торговых представительств, торговых домов, сервисных центров, консигнационных складов, магазинов фирменной торговли), учредителями и соучредителями которых являются государство в лице субъектов хозяйствования.

Исследования, проведенные И.Точицкой и А.Гламбоцкой, показали, что в целом 50% экспортеров, специализирующихся на рынках Западной Европы, пользуются услугами белорусских государственных объектов товаропроводящей сети либо услугами иностранных посредников. Для экспортеров, фокусирующихся на российском рынке, эта цифра составляет 35%. Только 6,5% предприятий, экспортирующих продукцию в основном в Россию, имеют там собственные представительства или филиалы. Количество тех, кто имеет свои представительства или филиалы в Западной Европе, специализируясь на этих рынках, составляет 10%. Как показал опрос Института приватизации и менеджмента, белорусские посольства и консульства за рубежом также достаточно активны в продвижении белорусского экспорта. Около 34% опрошенных предприятий-экспортеров пользуются услугами белорусских посольств в развитии экспорта [96, с. 4]. Предприятия используют и другие способы выхода на внешние рынки, основанные на специфических интегрированных связях. К ним относятся создание совместных предприятий и прямые инвестиции в создание или покупку предприятий.

Создание совместного предприятия с иностранной компанией напрямую вовлекает предприятие в процесс управления деятельностью на внешнем рынке. При создании совместного предприятия обе компании имеют право контроля и управления. Совместное предприятие может быть создано двумя способами. Во-первых, предприятие может инвестировать средства в уже существующее другое предприятие. Во-вторых, два или более предприятия могут объединиться вместе, чтобы создать новое совместное предприятие.

Существует несколько причин для организации совместных предприятий. Самая очевидная причина - это повышение контроля над производством и сбытом товаров на внешнем рынке. Предприятие может также принять такое решение, чтобы использовать специальные знания или доступ к каналам сбыта, которыми обладает иностранный партнер. Иногда совместное предприятие организуется, когда правительство не поощряет самостоятельный вход иностранных предприятий на местный рынок. Тем не менее этот способ выхода на внешние рынки имеет ряд недостатков. Во-первых, в данном случае риск значительно выше, чем при первых двух способах. Разногласия с иностранным партнером или ограничения, накладываемые иностранным правительством, могут помешать получить предприятию соответствующую отдачу от своих инвестиций.

Наиболее полной формой вовлечения в деятельность на зарубежном рынке является помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий. Прямые иностранные инвестиции дают самый высокий уровень контроля, который предприятие может иметь при выходе на внешний рынок. Возможны два метода прямых инвестиций. Во-первых, предприятие может создать новую компанию на внешнем рынке. Этот метод требует наибольших затрат, т.к. предприятие должно создать новые контакты и каналы сбыта, выбрать место для новой компании, нанять работников, приобрести оборудование. Во-вторых, предприятие может приобрести уже существующую иностранную компанию. В данном случае предприятие только должно внести изменения в организационную структуру иностранной компании.

Прямые инвестиции обладают рядом преимуществ по сравнению с другими способами выхода на внешние рынки. Предприятие может в большей степени определять ценовую, маркетинговую и сбытовую политику, получает прямой контакт со своими клиентами.

Существуют и недостатки прямых инвестиций. При прямых иностранных инвестициях велик риск, связанный с девальвацией иностранной валюты, политической нестабильностью, спадом на рынке и возможной национализацией имущества. Из-за крупных финансовых инвестиций в иностранный рынок гибкость политики предприятия в отношении этого рынка снижается. При решении покинуть иностранный рынок предприятие может не только потерять значительные ресурсы, вложенные в него, но и нанести урон своей репутации. К тому же иностранное государство может налагать ограничения, препятствующие проведению политики компании в отношении своих товаров или их сбыта.

В процессе создания международных компаний и товаропроводящих сетей большинство предприятий сталкивается с проблемами внутреннего характера, которые до сих пор не решены. Это отсутствие стандартизованной системы управления, планирования и бухгалтерского учета. Поэтому для организации эффективной вертикально интегрированной структуры важной является возможность реорганизации системы управления интегрированных структур, организация параллельного учета по Международным стандартам финансовой отчетности, организация системы перманентного анализа и планирования.

Возможность изменения структуры в значительной степени измеряется количеством существующих иерархических уровней управления. Структуру управления национальными предприятиями практически трудно изменить, потому что государство как собственник накладывает определенные ограничения. Например, во избежание возникновения социальной напряженности предприятие не может изменить структуру без инвестирования в занятость сокращаемого персонала.

Задачу обеспечения информацией каждого иерархического звена выполняет функционирующая на предприятии учетная система, возможности которой ограничены рамками одного государства. В результате возникает необходимость подготовки отчетности в соответствии с едиными международными стандартами, что предполагает решение ряда проблем, связанных с интересами компании и внешних пользователей.

Необходимость подготовки отчетности в соответствии с международными стандартами возникает при регистрации международных компаний на зарубежных фондовых биржах, продаже своих ценных бумаг за рубежом, получении кредитов от иностранных банков, международном инвестировании, установлении долгосрочных торговых отношений, привлечении стратегических инвесторов.

Учет в Республике Беларусь методологически разделяется на бухгалтерский и налоговый. Налоговый учет тесно связан с бухгалтерским и отличается от него тем, что он вводит правила по начислению и уплате налогов. Нормативными источниками налогового учета являются Налоговый кодекс Республики Беларусь, методические рекомендации и инструкции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Нормативными источниками бухгалтерского учета служит закон о бухгалтерском учете, методические рекомендации и инструкции Министерства финансов Республики Беларусь. Несовпадение налоговых и бухгалтерских норм является в последнее время проблемой всех бухгалтеров, так как им приходится составлять отчетность по бухгалтерским правилам, а начислять налоги - по налоговым.

Западный учет методологически и организационно подразделяется на финансовый и управленческий. Финансовый учет представляет собой процесс подготовки учетной информации, пользователями которой могут быть любые юридические и физические лица, имеющие или не имеющие отношения к предприятию. Финансовые отчеты, подготовленные в соответствии с международными учетными стандартами, предназначены для пользователей, знакомых не только со своей национальной системой учета. В этом случае отпадает необходимость в выпуске параллельных отчетных форм, заполненных по различным национальным учетным стандартам. Вместо этого готовится единая отчетность, удовлетворяющая всех пользователей.

Управленческий учет представляет собой процесс подготовки информации, необходимой менеджерам для планирования и контроля текущей производственно-хозяйственной деятельности компании.

Отличительной чертой Международных стандартов финансовой отчетности является нежесткая регламентация процедурной стороны. Имеется в виду отсутствие единого национального плана счетов, потока инструктивных материалов, единого методологического центра, указания которого обязательны к исполнению. В целом отличия международных и национальных стандартов учета можно сгруппировать следующим образом:

различия в понятиях. Термины, которые звучат одинаково, часто имеют различное значение;

различия в подходе. В национальном и международном учете операции нередко регистрируются по-разному. Например, имеются временные различия в регистрации доходов и затрат;

различия в формате. В национальной и международной системах учета применяются различные схемы финансовой отчетности;

различия в содержащейся информации. В национальной бухгалтерской отчетности не отражается соответствующая финансовая информация, которая присутствует в финансовой отчетности, сформированной по международным стандартам.

Вертикально интегрированные компании состоят из нескольких юридических лиц. Поэтому следует остановиться на проблеме консолидации отчетности. От применяемого в Беларуси свода консолидация отличается по двум признакам. Во-первых, консолидированная отчетность международной компании составляется по нескольким взаимосвязанным, но юридически самостоятельным компаниям (в национальном учете - дочерние предприятия, отчетность которых консолидируется с отчетностью головного предприятия, не являются юридическими лицами). Во-вторых, по международным стандартам консолидация - это не простое суммирование статей баланса материнской и дочерней компании.

Консолидированная отчетность представляет собой объединение финансовой отчетности двух и более компаний. Благодаря этому может быть получена определенная экономия на налоговых платежах, поскольку налоговые ставки дифференцированы, а также достигается определенное ограничение юридической ответственности по обязательствам. С этой же целью функционирует система трансфертного ценообразования. Она может эффективно использоваться для перераспределения части доходов, подлежащих налогообложению, между дочерними компаниями, функционирующими в странах с разными уровнями налоговых ставок. Сделки между членами корпорации не включаются в консолидированную отчетность; показываются только активы, а также обязательства, доходы и расходы от операций с третьими лицами.

Следует отметить, что зарубежные дочерние компании обычно ведут учет и отчетность в валюте тех стран, в которых они размещаются. Поэтому при составлении сводной отчетности возникает проблема пересчета различных национальных валют в валюту страны, в которой находится ее штаб-квартира.

В Республике Беларусь де-факто создаются международные компании на основе существующих крупных предприятий. В рамках концернов существуют внешнеторговые структуры, объекты товаропроводящей сети, обслуживаемые организационно не входящими в концерн международными и национальными банками. Поэтому имеется потребность определения эффективности деятельности цепочки, состоящей из предприятия-производителя и структуры, реализующей продукцию.

В Положении о товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2006 N 1699, оценка эффективности товаропроводящей сети определяется "в отношении производителя - удельным весом прямых поставок в общем объеме экспорта, в отношении собственного субъекта товаропроводящей сети - удельным весом реализованных им товаров производителя в общем объеме своей реализации" [95]. Однако ни один из предлагаемых способов расчета эффективности не дает возможности рассчитать сопоставимую, отвечающую экономическим принципам и финансовой стратегии предприятия, эффективность производства и продажи экспортной продукции при ее реализации через посредников или товаропроводящую сеть.

Мы предлагаем методику расчета эффективности товаропроводящей сети (посредников). Эффективность следует определять раздельно для принадлежащей предприятию товаропроводящей сети и стороннего посредника. В случае одного собственника мы имеем возможность достоверно знать цену реализации товара конечному потребителю и в зависимости от проводимой финансовой политики формировать центр затрат и центр прибыли. Суть методики заключается также в том, чтобы разделить прибыль между производителем и товаропроводящей сетью в зависимости от финансовой стратегии собственника, а в случае отсутствия такой стратегии или наличии посредника - пропорционально заработной плате и амортизации каждого звена, то есть произведенной ими добавленной стоимости, рассчитанной в точке безубыточности.

Распределить прибыль между субъектами для определения экономически обоснованной цены товара производителя и товаропроводящей сети (посредника) можно несколькими способами. Бурков В.Н., Багатурова О.С., Иванова С.И., Овчинников С.А., Ануфриев И.К., Маркотенко В.Л. предлагают "распределять прибыль в соответствии с принципом равной рентабельности на произведенные затраты или в соответствии с постоянным параметром, определяемым главным звеном цепочки". Это значит, что распределение прибыли происходит пропорционально себестоимости. По нашему мнению, такой способ распределения прибыли не отражает реальный вклад каждого звена в общий результат потому, что в себестоимости производства удельный вес материальных затрат будет значительно выше, чем на стадии реализации конечной продукции. Следовательно, соблюдение принципа равной рентабельности приведет к разной величине прибыли звеньев, что не соответствует величине вклада каждого звена. По данной причине более справедливым представляется способ распределения прибыли, соответствующий реальному вкладу каждого звена в общий результат.

Информация о работе Экспорт строительных услуг