Коммерческая деятельность в розничной торговле и основные направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ коммерческой деятельности по организации розничной торговли и ее стимулированию (по материалам Лиозненского райпо).
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
-----изучить содержание и проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в условиях рынка;
-----дать организационно – экономическую характеристику Лиозненского райпо и района его деятельности;
Проанализировать организацию коммерческой деятельности на предприятии, т.е. на конкретных примерах показать ,как осуществляется формирование ассортимента товаров ;выделить магазинные и внемагазинные формы продажи товаров ;выявить эффективность коммерческой деятельности в розничной торговле;

Содержание работы

Введение
1.Сущностьи содержание коммерческой деятельности в розничной торговле стр.
2.Краткая экономико-организационная характеристика Лиозненского райпо и района его деятельности стр.
3.Характер состояния коммерческой деятельности Лиозненского райпо стр.
4.Анализ эффективности коммерческой деятельности Лиозненского райпо стр.
5.Основные направления совершенствования коммерческой деятельности в розничной торговле Лиозненского райпо стр.
Заключение стр.
Список используемой литературы стр.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ2.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

  Как видно  из приведенной таблицы товарные  группы соответствуют данному  типу магазина. В предприятиях  типа ,,Продукты” преобладают продовольственные группы товаров, типа ,,Промтовары – непродовольственные товары. В торговых предприятиях ,, Автомагазины” И ,, ТПС” сформированы все продовольственные группы товаров и некоторые непродовольственные группы товаров, которые не сложно перевозить и хранить.

    На  втором этапе происходит установление  структуры ассортимента (основных  групп реализуемых товаров)для  каждого магазина с учетом  его типа, размера, месторасположения,  зоны деятельности. На этом этапе  устанавливается количественные соотношения отдельных групп товаров и происходит увязка с плановыми показателями магазина.

                                                                                                    Таблица 3.1.2

     Характеристика  ассортиментных перечней магазинов Лиозненского райпо с учетом количественного соотношения групп товаров.

Наименование  товарных групп и подгрупп

Количество  разновидностей товарных подгрупп

Автомагазин

ТПС

Продукты

 

Промтовары

 

1.Хлеб

2.Бакалейные  товары

3.Кондитерские  изделия

4.Консервы

5.Гастрономические  товары

6.Овощи, фрукты

7.Безалкогольные  напитки

8.Алкогольные  напитки

9.Табачные изделия

10.Спички

11.Швейные изделия

12.Трикотажные  изделия

13.Обувь

14.Галантерея

15.Парфюмерия, косметика

16.Хозтовары

17.Культовары

18.Пастельное бельё

19.Головные уборы

20.Ткани

21.Веломототовары

22.Электротовары

23.Минеральные  удобрения

24.Лакокрасочные  товары

25.Садово –  огородний инвентарь

26.Посуда

27.Изделия из  пластмассы

28.Печное литьё

29.Мебель

       

      Из данных приведенных в таблице  3.1.2 видно, что с учетом типа  магазина, его месторасположения  формируется и количество разновидностей  товарных групп. Самое наименьшее  количество разновидностей товарных  групп наблюдается в ,,Автомагазинах” , а самое наибольшее – в ,,Промтоварах”.

     Третий  этап формирования ассортимента  товаров заключается в подборе  внутригруппового ассортимента  по отличительным признакам с  увязкой его к конкретной торговой  площади, т.е. определяется количество  видов и разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров.

Проследим формирование ассортимента на третьем этапе на примере таблицы3.1.3

                                                                                                                  Таблица 3.1.3

     Характеристика  ассортиментных перечней магазинов  Лиозненского райпо с учетом  типов и площадей, групп и подгрупп

Наименование  товарных групп и подгрупп

Количество  разновидностей товарных подгрупп

Автомагазин

ТПС

250 м 

Продукты

210 м 

Прмтовары

140 м

         

     Из  приведенной выше таблицы видно,  что автомагазинам доведен ассортиментный  перечень с минимальным количеством  единиц в подгруппах товаров,  в основном это товары социально  значимые и первой необходимости.  Связано это с тем, что автомагазин обслуживает покупателей ,, на колесах” и в отдельных малонаселенных точках. Магазины типа ,, Товары повседневного спроса” занимаются реализацией продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса и дислоцируют в малых населенных пунктах. Магазины типа ,, Продукты” имеют более расширенное количество разновидностей групп и подгрупп продовольственных товаров и некоторое количество групп и подгрупп непродовольственных товаров(сопутствующие товары) . Магазины типа ,, Промтовары” имеют расширенные подгруппы товаров и количество их единиц. Такие крупногабаритные и сложно – технические группы товаров, как веломототовары, электротовары, мебель, ковровые изделияпредусмотрены в ассортиментном перечне для продажи по предварительным заказам.

 

     Завершаются все три этапа разработкой перечня реализуемых товаров для каждого магазина. Формирование торгового ассортимента представляет собой основу коммерческой работы в розничной торговле.

    Как  отмечалось выше, на формирование  торгового ассортимента оказывает влияние тип магазина, зона его деятельности, его торговая площадь, численность обслуживаемого населения.

     Проанализируем  ассортиментные перечни одного  типа магазинов, но разных по  торговой площади.

                                                                                              Таблица 3.1.4

    Анализ  ассортиментных перечней магазинов  ТПС Лиозненского райпо

Товарные группы

Количество  разновидностей товара в зависимости  от торговой площади, месторасположения  магазинов

         
           
           

Из приведенной  выше таблицы можно сделать следующие  выводы, что у одинаковых типов  магазинов ассортиментные перечни  отличаются количеством групп и  разновидностей товаров. На это влияют такие факторы, как торговая площадь, число жителей обслуживаемых  данным предприятием, района деятельности магазина, его отдаленности от районного центра. Магазин с торговой площадью 40 м имеет     разновидность товара и составляет    единицы на 1 м. Торговое предприятие с торговой площадью 210 м имеет    разновидностей и составляет    единиц на 1 м. Из этого сравнения можно сделать вывод, что в магазине ТПС 5 категории не полностью используется торговая площадь. Это значит, что при разработке перечней недостаточно было уделено внимания на такой фактор , как торговая площадь.

     При поддержании ассортимента товаров в соответствии со спросом населения важную роль играют полнота и стабильность ассортимента товаров в магазине.

Полнота ассортимента товаров характеризуется коэффициентом  полноты (Кп) и рассчитывается по формуле:            

                                                                Кп = Рф/Рн,где 

Кп – коэффициент  полноты ассортимента магазина на конкретную дату;

Рф – фактическое  количество разновидностей товаров  в момент проверки;

Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем.

Для более(полной) объективной оценки товарного ассортимента его полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. Для  этого рассчитывается коэффициент устойчивости ассортимента по следующей формуле:

                                      Ку = Рф+Рф+…+Рф/Рн*n,где

Ку – коэффициент  устойчивости ассортимента товаров  в магазине за период;

Рф,Рф,Рф,…Рф  – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренных  ассортиментным перечнем;

n – количество проверок.

     Чем  ближе показатели полноты и  устойчивости ассортимента к  единице, тем полнее и устойчивее  ассортимент магазина.

     Контроль  за полнотой и стабильностью  ассортимента непосредственно осуществляется  заведующими магазинов, а также  ревизионной комиссией и закрепленными  за торговыми точками.

     В  системе Лиозненского райпо ежегодно  принимается постановление по  закреплению специалистов за каждым торговым предприятием для контроля и оказания помощи по насыщению полного ассортимента товарами согласно ассортиментного перечня. Согласно принятого постановления закрепленные специалисты отчитываются 2 раза в месяц о проведенной проверке. Справки – отчеты собирает инструктор по оргтехнике и анализируются заместителем по торговле. При отсутствии товаров согласно ассортиментного перечня выявляется причина отсутствия, кто в этом виноват и принимаются меры по его нормализации.

     Каждый закрепленный несет ответственность о правильности проверки и сроках её исполнения. В свою очередь члены ревизионной комиссии на основании справок – отчетов закрепленных за торговыми предприятиями составляют свободную справку – отчет, которая выносится на рассмотрение правления.

     Розничная  продажа товаров является важнейшей  составной частью коммерческой  деятельности, оказывающей непосредтсвенное  влияние на конечный результат  работы торгового предприятия.  Она должна быть направлена  на рост товарооборота и прибыли.

     Характер  и структура операций по продаже  товаров зависит в первую очередь  от ассортимента реализуемых  товаров и методов их продажи.  Существенно различается содержание  операций по продаже товаров  в магазинах, применяющих различные методы продажи товаров , под которым понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

     В  системе Лиозненского райпо применяются  различные формы и методы розничной  продажи:

--- традиционный  метод продажи(через прилавок);

--- метод самообслуживания;

--- продажа по  образцам;

--- продажа по  заказам;

--- продажа уцененных  товаров;

--- комиссионная  продажа;

--- выставки  – продажи;

--- ярмарки,базары;

--- внемагазинная  форма продажи(мелкорозничная торговля, развозная(автомагазины))

    Все вышеперечисленные формы и методы розничной продажи имеют свои достоинства и  свои недостатки.

    В  магазинах, торгующих традиционным  методом продажи, или как его  называют через прилавок, процесс  продажи более затратный. Он  включает следующие операции: выявление спроса, предложение и показ товара, оказание помощи при выборе, консультацию, предложение сопутствующих товаров, выполнение операций по взвешиванию, отмериванию, расчету за товары, упаковку и выдачу покупки. При этом процесс обслуживания покупателя занимает много времени. Пропускная способность магазинов, торгующих через прилавок, невелика. Поэтому, когда позволяют условия, используется метод самообслуживания. Использование самообслуживания обеспечивает увеличение пропускной способности магазина, эффектное использование трудовых ресурсов, торговых площадей и оборудования, рост объемов продаж повышение производительности труда.

     Торговля  по образцам обеспечивает ускорение  процесса продажи за счет того, что сразу несколько покупателей  самостоятельно могут выбирать товар.

     Важной  коммерческой находкой системы  является тот факт, что практически  все (90% от общего количества) магазинов  осуществляют продажу товаров  по предварительным заказам населения,  что позволило повысить товарооборот.

    Формы розничной торговли в Лиозненском райпо используются системно и с учетом специфики сельского потребительского рынка.

     Развозная  торговля через автомагазины  дополняют торговое обслуживание  в отдаленных населенных пунктах  с небольшим количеством населения. Среднемесячный оборот одного магазина за  2008 год составил           тысяч рублей, всего обслуживают 3 магазина в        населенных пунктах с общей численностью населения             человек.

     К  активным формам торговли можно  отнести: выставки – продажи(     ), ярмарки(        ).Так же в течении года осуществляется выездная торговля       раз и получено товарооборота в сумме      тысяч рублей.

       Используемые методы и формы  продажи товаров в Лиозненском  райпо за последние годы проследим  в таблице3.2.1 и 3.2.2

                                                                                                      Таблица 3.2.1

Информация о работе Коммерческая деятельность в розничной торговле и основные направления ее совершенствования