Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:12, реферат
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.
использования в учебном процессе материальной базы отраслевых научно-исследовательских институтов и институтов системы РАН и=РАО (использование на взаимовыгодной основе лабораторных комплексов, экспериментальных установок, оборудования, компьютерной техники, компьютерных сетей, мастерских и т.п.);
активного включения студентов в практику научной работы в различных подразделениях отраслевых и академических институтов, совместно создаваемых центрах;
эффективного привлечения
Необходимо разработать
В период до 2001 года необходимо исходить из сохранения уровня бюджетного финансирования вузовской науки неизменным. В силу этого улучшение ситуации в сфере научных исследований можно добиться, прежде всего, за счет реструктурирования финансовых потоков и концентрации средств на приоритетных направлениях.
С этой целью для поддержки инноваций в профессиональном образовании необходимо специально аккумулировать средства (инновационный фонд) v в размере до 10=процентов от расходов федерального бюджета на образование. Средства инновационного фонда должны распределяться исключительно на конкурсной основе:
50 процентов инновационного
50 процентов централизуется
В целом необходимо поэтапно перейти на контрактную систему выполнения научных исследований в вузах страны. В условиях происшедшего сокращения средств, выделяемых на финансирование науки в высшей школе и инновационную педагогическую деятельность (создание новых методов и технологий обучения, включая освоение используемых в мировой практике, и адаптацию их к российским условиям, разработку новых программ, курсов и учебных планов, написание новых учебников, учебно-методических пособий и материалов), контрактная политика должна стать эффективным инструментом селективной поддержки творческих научных коллективов, развития конкуренции в сфере научных исследований.
Одновременно с созданием
8.2. Инновационная деятельность в общем образовании
Для обновления содержания общего образования
особое значение имеют инновационные
образовательные программы, инновационное
педагогическое движение, в значительной
степени интегрирующие
разработать и утвердить на федеральном и региональном уровнях положения об инновационных образовательных учреждениях, определив механизм их экспертизы,
выделять, начиная с 1999=г., из средств федерального бюджета на образование не менее 5=процентов (800=млрд.=руб. в=ценах 1997=г.) на поддержку и развитие инноваций в общем образовании;
рекомендовать субъектам Федерации
и муниципалитетам
Значимую роль в развитии педагогической
науки и инновационной
в целях дальнейшей интеграции научной и образовательной деятельности РАО и повышения качества образования обеспечить создание комплекса образовательных и научно-образовательных учреждений по всем ступеням системы непрерывного образования для отработки инновационных педагогических технологий, развития психолого-педагогических исследований, а также методических разработок и практической апробации полученных результатов;
считать необходимой поддержку указанных мер дополнительным государственным финансированием;
повысить эффективность
рекомендовать Минобразованию России активно привлекать РАО, а также другие профессиональные объединения и ассоциации к решению стоящих перед сферой образования научных и практических задач.
9. Социальные гарантии в сфере образования
Дальнейшее осуществление
9.1 .Социальная поддержка работников системы образования
Для реализации стоящих задач необходимо в краткосрочной перспективе:
обеспечить выполнение реальной программы поэтапной реализации норм действующего законодательства, определяющих особенности социального положения и льготы педагогических и других работников общего и профессионального образования;
разработать механизмы поэтапного повышения реальных доходов работников образования за счет индексации заработной платы и социальных выплат с учетом роста потребительских цен, тарифов, увеличения расходов на оплату медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, коммунальных и других услуг;
скорректировать параметры Единой тарифной сетки (ЕТС) применительно к сфере образования, увязав их с системой надбавок и доплат, в том числе=v педагогическим работникам, постоянно повышающим квалификацию, а также за непрерывный стаж работы в образовательных учреждениях;
усилить ответственность
В среднесрочной перспективе
поднять заработную плату преподавателей по крайней мере до уровня, отвечающего нормам, заложенным в существующем законодательстве;
усовершенствовать систему пенсионного
обеспечения работников сферы образования,
оказать государственную
разработать целевую программу улучшения жилищных условий работников образования, в том числе путем выделения льготных целевых кредитов на строительство и покупку жилья;
осуществить комплекс мер по социальной защите и поддержке учителей сельских школ.
9.2. Адресная социальная поддержка студентов и учащихся
В целях обеспечения
Стипендиальный фонд вуза (ссуза) формируется по ныне действующей схеме и в условиях самостоятельности образовательных учреждений распределяется в соответствии с порядком, устанавливаемым самим учебным заведением, при обязательном участии в этом процессе студенческих организаций (коллективов).
Студентам из малообеспеченных семей должны также в преимущественном порядке предоставляться рабочие места на условиях совместительства в самом учебном заведении, а по мере возможности также в учреждаемых с его участием предприятиях и организациях, с которыми учебное заведение связано партнерскими взаимоотношениями, в частности, на основе сдачи помещений в аренду.
Указанные меры, равно как и включение профильных учебных заведений среднего профессионального образования в состав университетских (вузовских) комплексов, позволят обеспечить реальные возможности получения высшего образования выходцам из малообеспеченных семей, поскольку в настоящее время именно они прежде всего формируют контингент студентов техникумов и не могут позволить себе без материальной поддержки длительных сроков послешкольного обучения.
Для учащихся из семей среднего достатка
стипендиальное обеспечение, финансируемое
за счет бюджета, будет постепенно дополняться
или замещаться льготным образовательным
кредитованием и целевым
Наряду с введением новых мер необходимо сохранить традиционные меры социальной поддержки учащихся профессиональных училищ: бесплатное обеспечение питанием и форменной одеждой, улучшить финансирование соответствующих расходов.
В интересах поддержки
площадь общежития учебного заведения не менее чем на 70=процентов используется по прямому назначению, т.=е.=для проживания учащихся (студентов);
плата за проживание учащегося в общежитии не превышает 30=процентов от прожиточного минимума;
в случае систематического нарушения указанных условий общежитие подлежит передаче другим профессиональным учебным заведениям.
Получат развитие дистанционное образование, а также открытие филиалов ведущих российских вузов в различных городах, что позволит остановить распространение такого негативного явления, как региональная замкнутость высшего образования и улучшить качество преподавания.
10. Реформирование системы
Изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны требуют коренного улучшения системы и практики управления образованием.
За последние годы произошли существенные сдвиги в организации управления образованием. Приведены в соответствие с федеративным устройством России полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в образовательной сфере. Заложена правовая база академической самостоятельности учебных заведений. Преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями, важным шагом в этом направлении стало создание единого министерства. Идет становление взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием, растущую роль играют учебно-методические объединения, ассоциации учебных заведений, региональные советы ректоров. Новые подходы к управлению образованием закреплены в действующих законодательных актах.
Основная цель дальнейшего реформирования
управления образованием=v создание эффективной
системы управления образованием, обеспечивающей
взаимодействие государства и общественности
в интересах динамичного
Исходя из этого предстоит решить следующие проблемы в области управления сферой образования.
Федеральный уровень:
формирование национальной образовательной политики и стратегии ее реализации;
правовое регулирование
Информация о работе Концепции реформирования системы образования