Концепции реформирования системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.

Файлы: 1 файл

Реферат..doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 

использования в учебном процессе материальной базы отраслевых научно-исследовательских  институтов и институтов системы РАН и=РАО (использование на взаимовыгодной основе лабораторных комплексов, экспериментальных установок, оборудования, компьютерной техники, компьютерных сетей, мастерских и т.п.);

 

активного включения студентов  в практику научной работы в различных подразделениях отраслевых и академических институтов, совместно создаваемых центрах;

 

эффективного привлечения академических  и отраслевых институтов и их подразделений  в качестве базовых кафедр вузов.

 

Необходимо разработать целевую  программу поддержки уникальных научных и учебно-научных объектов высшей школы (обсерваторий, полигонов, научных библиотек, музеев и т.=п.). В связи с этим поручить Минобразованию России разработать перечень указанных объектов. Особое внимание должно быть обращено на воспроизводство научно-педагогических школ в естественных и инженерных науках.

 

В период до 2001 года необходимо исходить из сохранения уровня бюджетного финансирования вузовской науки неизменным. В  силу этого улучшение ситуации в  сфере научных исследований можно добиться, прежде всего, за счет реструктурирования финансовых потоков и концентрации средств на приоритетных направлениях.

 

С этой целью для поддержки инноваций  в профессиональном образовании  необходимо специально аккумулировать средства (инновационный фонд) v в размере до 10=процентов от расходов федерального бюджета на образование. Средства инновационного фонда должны распределяться исключительно на конкурсной основе:

 

50 процентов инновационного фонда  должны поступать непосредственно  образовательным учреждениям пропорционально объему государственного заказа и распределяться внутри этих учреждений ректорами согласно решениям ученых советов:

 

50 процентов централизуется Минобразованием  России и частично распределяется  между вузами в виде грантов, при этом роль экспертных советов могут выполнять соответствующие федеральные научно-методические советы по направлениям образования.

 

В целом необходимо поэтапно перейти  на контрактную систему выполнения научных исследований в вузах  страны. В условиях происшедшего сокращения средств, выделяемых на финансирование науки в высшей школе и инновационную педагогическую деятельность (создание новых методов и технологий обучения, включая освоение используемых в мировой практике, и адаптацию их к российским условиям, разработку новых программ, курсов и учебных планов, написание новых учебников, учебно-методических пособий и материалов), контрактная политика должна стать эффективным инструментом селективной поддержки творческих научных коллективов, развития конкуренции в сфере научных исследований.

 

Одновременно с созданием инновационного фонда целесообразно также создать  фонд развития информационного обеспечения  системы образования, предназначенный  для финансирования развития библиотек, систем информационного обеспечения, телекоммуникационных сетей, оплаты каналов связи. Средства на эти нужды должны выделяться каждым учреждением профессионального образования в объеме не менее 10=процентов от внебюджетных средств.

8.2. Инновационная деятельность  в общем образовании

 

Для обновления содержания общего образования  особое значение имеют инновационные  образовательные программы, инновационное  педагогическое движение, в значительной степени интегрирующие психолого-педагогические и методические исследования с экспериментальной педагогической практикой. Для их правовой и экономической поддержки, повышения роли в реформировании содержания и структуры образовательной системы необходимо:

 

разработать и утвердить на федеральном  и региональном уровнях положения  об инновационных образовательных учреждениях, определив механизм их экспертизы,

 

выделять, начиная с 1999=г., из средств  федерального бюджета на образование  не менее 5=процентов (800=млрд.=руб. в=ценах 1997=г.) на поддержку и развитие инноваций  в общем образовании;

 

рекомендовать субъектам Федерации  и муниципалитетам предусмотреть  в их бюджетах целевые средства на поддержку инновационного движения, а также создание фондов инновационного развития образования в размере  не менее 1,5=процентов от их расходов на образование.

 

Значимую роль в развитии педагогической науки и инновационной педагогической деятельности призвана играть Российская академия образования (РАО). В этой связи  целесообразно:

 

в целях дальнейшей интеграции научной  и образовательной деятельности РАО и повышения качества образования обеспечить создание комплекса образовательных и научно-образовательных учреждений по всем ступеням системы непрерывного образования для отработки инновационных педагогических технологий, развития психолого-педагогических исследований, а также методических разработок и практической апробации полученных результатов;

 

считать необходимой поддержку  указанных мер дополнительным государственным  финансированием;

 

повысить эффективность взаимодействия РАО с вузовской наукой в разработке актуальных проблем образования;

 

рекомендовать Минобразованию России активно привлекать РАО, а также  другие профессиональные объединения  и ассоциации к решению стоящих  перед сферой образования научных  и практических задач.

9. Социальные гарантии в сфере образования

 

Дальнейшее осуществление реформы  диктует необходимость значительного  улучшения социального самочувствия педагогов, всех участников образовательного процесса. Назрела потребность корректировки  существующих и выработки новых  государственных социальных гарантий для работников учреждений образования и учащейся молодежи, пересмотра механизмов их реализации с учетом рыночных отношений и задач рационального использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов. Необходимо восстановить роль оплаты труда работников образования как основного источника доходов, обеспечивающих им достойную жизнь, и создать социально-экономические условия, гарантирующие доступность всех уровней образования представителям малообеспеченных слоев населения.

9.1 .Социальная поддержка работников системы образования

 

Для реализации стоящих задач необходимо в краткосрочной перспективе:

 

обеспечить выполнение реальной программы  поэтапной реализации норм действующего законодательства, определяющих особенности  социального положения и льготы педагогических и других работников общего и профессионального образования;

 

разработать механизмы поэтапного повышения реальных доходов работников образования за счет индексации заработной платы и социальных выплат с учетом роста потребительских цен, тарифов, увеличения расходов на оплату медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, коммунальных и других услуг;

 

скорректировать параметры Единой тарифной сетки (ЕТС) применительно  к сфере образования, увязав их с  системой надбавок и доплат, в том числе=v педагогическим работникам, постоянно повышающим квалификацию, а также за непрерывный стаж работы в образовательных учреждениях;

 

усилить ответственность государственных  и муниципальных органов за своевременное  перечисление бюджетных средств в сферу образования, в том числе за счет создания механизма возмещения работникам этой сферы ущерба в случае задержек выплаты заработной платы.

 

В среднесрочной перспективе предстоит:

 

поднять заработную плату преподавателей по крайней мере до уровня, отвечающего нормам, заложенным в существующем законодательстве;

 

усовершенствовать систему пенсионного  обеспечения работников сферы образования, оказать государственную поддержку  в создании условий для развития дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения и дополнительного медицинского страхования работников сферы образования и учащихся;

 

разработать целевую программу  улучшения жилищных условий работников образования, в том числе путем  выделения льготных целевых кредитов на строительство и покупку жилья;

 

осуществить комплекс мер по социальной защите и поддержке учителей сельских школ.

9.2. Адресная социальная поддержка  студентов и учащихся 

 

В целях обеспечения общедоступности  всех ступеней образования в условиях резкого усиления дифференциации доходов семей и ограниченности финансовых возможностей государства стипендиальное обеспечение должно приобрести адресный характер. Экономически неоправданно и социально неприемлемо дотировать с помощью стипендий высокообеспеченные семьи, дети из которых фактически имеют за счет ряда факторов, в том числе найма репетиторов, наибольший доступ к высшему образованию. В то же время государство призвано гарантировать студентам из малообеспеченных семей реальную возможность получения образования, что предполагает доведение размеров стипендии до уровня 50=процентов от прожиточного минимума для студентов, проживающих в семьях, и 2/3=v для малообеспеченных иногородних студентов.

 

Стипендиальный фонд вуза (ссуза) формируется  по ныне действующей схеме и в условиях самостоятельности образовательных учреждений распределяется в соответствии с порядком, устанавливаемым самим учебным заведением, при обязательном участии в этом процессе студенческих организаций (коллективов).

 

Студентам из малообеспеченных семей должны также в преимущественном порядке предоставляться рабочие места на условиях совместительства в самом учебном заведении, а по мере возможности также в учреждаемых с его участием предприятиях и организациях, с которыми учебное заведение связано партнерскими взаимоотношениями, в частности, на основе сдачи помещений в аренду.

 

Указанные меры, равно как и включение  профильных учебных заведений среднего профессионального образования  в состав университетских (вузовских) комплексов, позволят обеспечить реальные возможности получения высшего образования выходцам из малообеспеченных семей, поскольку в настоящее время именно они прежде всего формируют контингент студентов техникумов и не могут позволить себе без материальной поддержки длительных сроков послешкольного обучения.

 

Для учащихся из семей среднего достатка стипендиальное обеспечение, финансируемое  за счет бюджета, будет постепенно дополняться  или замещаться льготным образовательным  кредитованием и целевым страхованием. Введение соответствующих налоговых льгот должно сопровождаться продуманным нормативным регулированием с тем, чтобы предусмотреть строго целевое использование средств и возвратность кредитов.

 

Наряду с введением новых  мер необходимо сохранить традиционные меры социальной поддержки учащихся профессиональных училищ: бесплатное обеспечение питанием и форменной одеждой, улучшить финансирование соответствующих расходов.

 

В интересах поддержки территориальной  мобильности студентов и учащихся предстоит в краткосрочной перспективе  разработать нормативные акты, обеспечивающие целевое использование общежитий учебных заведений и их реальную доступность для студентов и учащихся из малообеспеченных семей. При этом необходимо реализовать следующие принципы:

 

площадь общежития учебного заведения  не менее чем на 70=процентов используется по прямому назначению, т.=е.=для проживания учащихся (студентов);

 

плата за проживание учащегося в  общежитии не превышает 30=процентов  от прожиточного минимума;

 

в случае систематического нарушения  указанных условий общежитие подлежит передаче другим профессиональным учебным заведениям.

 

Получат развитие дистанционное образование, а также открытие филиалов ведущих  российских вузов в различных  городах, что позволит остановить распространение  такого негативного явления, как региональная замкнутость высшего образования и улучшить качество преподавания.

10. Реформирование системы управления  образованием 

 

Изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической  жизни страны требуют коренного  улучшения системы и практики управления образованием.

 

За последние годы произошли  существенные сдвиги в организации  управления образованием. Приведены  в соответствие с федеративным устройством  России полномочия субъектов Федерации  и органов местного самоуправления в образовательной сфере. Заложена правовая база академической самостоятельности учебных заведений. Преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями, важным шагом в этом направлении стало создание единого министерства. Идет становление взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием, растущую роль играют учебно-методические объединения, ассоциации учебных заведений, региональные советы ректоров. Новые подходы к управлению образованием закреплены в действующих законодательных актах.

 

Основная цель дальнейшего реформирования управления образованием=v создание эффективной  системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах динамичного развития и высокого качества образования, его многообразия и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества.

 

Исходя из этого предстоит решить следующие проблемы в области  управления сферой образования.

 

Федеральный уровень:

 

формирование национальной образовательной политики и стратегии ее реализации;

 

правовое регулирование деятельности системы образования в целом;

Информация о работе Концепции реформирования системы образования