Концепции реформирования системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.

Файлы: 1 файл

Реферат..doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 

Субъектам Российской Федерации и  органам местного самоуправления рекомендуется  создавать региональные фонды поддержки  образовательных инноваций в  размере 1,5=процентов расходов этих бюджетов на образование.

 

С целью эффективного использования имущества системы профессионального образования каждому учреждению может устанавливаться норматив доходного использования его основных фондов, находящихся в государственной собственности или в собственности муниципалитета, в размере не более 30=процентов от их объема. Имеется в виду сдача этих фондов в аренду по ценам местного рынка недвижимости или организация на их базе самим учебным заведением деятельности, направленной на извлечение дохода. Получаемые таким образом средства могут расходоваться исключительно на обеспечение учебного процесса и развитие учебного заведения. Данная мера не относится к учебным заведениям, расположенным в сельской местности. Таким учебным заведениям рекомендуется привлекать внебюджетные средства в первую очередь за счет развития подсобных хозяйств.

 

В сфере общего образования целесообразно  разрешить образовательным учреждениям  сдавать в аренду принадлежащие  им площади, прежде всего вспомогательные: гаражи, подвалы и=т.=д., при условии  расходования получаемых средств  исключительно на развитие данного учебного заведения. К решению вопросов о сдаче в аренду площадей образовательных учреждений и использовании полученных средств должны в обязательном порядке привлекаться попечительские и родительские советы.

 

Для обеспечения притока в систему образования внебюджетных средств целесообразно введение дополнительных налоговых льгот, стимулирующих платежеспособный спрос юридических и физических лиц на образовательные услуги.

 

При исчислении подоходного налога с физических лиц совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, следует уменьшать на сумму осуществленных за этот период:

 

расходов на оплату услуг, непосредственно  связанных с получением налогоплательщиком или его близкими родственниками (супругом и детьми), высшего, среднего профессионального и начального профессионального или общего образования, при условии, что эти услуги оказаны на территории Российской Федерации образовательным учреждением, имеющим лицензию и выдающим диплом государственного образца;

 

расходов на формирование накопительных образовательных вкладов или на платежи по специальным видам образовательного страхования.

 

Совокупный размер указанных вычетов  не может превосходить 150=минимальных  размеров оплаты труда в=год.

 

При исчислении налога на прибыль предприятий и организаций следует включать расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию в Российской Федерации, в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в течение налогооблагаемого периода в размере, не превышающем 1,5=процента расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг) за этот период.

4. Реформирование содержания образования 

 

Реформирование содержания общего и профессионального образования выступает в качестве ведущего фактора развития образовательной системы. В конечном счете, посредством реформирования содержания образования реализуются его новые ценности и смыслы, последовательно преодолевается унифицированный характер образовательной системы, обеспечивается гуманистическая направленность образования, усиливается учебная мотивация личности, создаются предпосылки для развертывания творческих возможностей педагогических работников.

 

В содержании образовательного процесса нашли более последовательное отображение специфические условия и потребности субъектов Российской Федерации, национально-культурная самобытность российских народов.

 

В настоящее время обучение в  основной школе ведется на 38=языках народов России. Создано новое поколение учебников, прежде всего в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин: если в 1991=году федеральный перечень школьных учебников включал 120=наименований, то в 1997=году=v 567.

 

В 1996=v 1997=гг. государственным тестированием на добровольной основе было охвачено свыше 200=тыс. школьников практически всех субъектов Российской Федерации.

 

Законодательно закреплена и получила распространение практика многоуровневой подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Для системы высшего профессионального образования разработаны и введены в действие государственные образовательные стандарты. Завершается разработка государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования. С учетом конъюнктуры формирующегося рынка труда обновлена номенклатура специальностей и профессий, введены новые направления подготовки специалистов с высшим образованием.

 

Однако присущие переходному периоду  трудности обусловили известные  ограничения в темпах реформирования образования и придания реформам комплексного, поступательного и системного характера.

 

На новом этапе необходимо обеспечить системное реформирование содержания образования, создать механизм его  постоянного обновления. Основополагающая цель состоит в переходе к многообразному и непрерывному образованию, охватывающему всю активную жизнь человека. При этом многообразие и непрерывность должны выступать не только как перспективные тенденции, но и как условия достижения нового качества образования.

 

Для обновления содержания образования  необходимо осуществить следующие  меры:

 

в краткосрочной перспективе (1998=v 2001 гг.)

 

в=целом по системе образования:

 

разработать за счет средств инновационного фонда Минобразования России научные  основы, методические приемы и организационные  механизмы, обеспечивающие преемственность  государственных образовательных  стандартов всех ступеней и уровней системы общего и профессионального образования;

 

привести содержание образовательных  программ в соответствие с современными достижениями науки, техники и культуры, потребностями и реальными возможностями  обучающихся, с запросами личности, общества и государства при широком использовании научно-методического потенциала учебно-методических объединений и научно-методических советов;

 

разработать предложения о мерах  по государственному регулированию  рынка учебной и учебно-методической литературы, предотвращению его монополизации, улучшению обеспечения высококачественными учебниками учащихся и студентов, а также библиотек образовательных учреждений;

 

кардинально улучшить систему и  практику работы с одаренными учащимися  и студентами, создать федеральный фонд поддержки талантливой молодежи, обеспечить регулярное проведение общероссийских олимпиад и конкурсов по областям знаний, создать условия для более широкого участия победителей отечественных олимпиад в международных соревнованиях, в том числе за счет средств программы "Одаренные дети" и средств инновационного фонда Минобразования России;

 

обновить содержание образования  в плане усиления его гуманитарного  компонента, улучшить подготовку учащихся и студентов в области права  и экономики, провести конкурсы учебников по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам за счет средств федерального и региональных бюджетов с привлечением займов Мирового банка;

 

разработать современную концепцию  воспитания личности в образовательной  системе и приступить к ее реализации, в том числе посредством создания широкой сети общественных советов по проблемам воспитания в системе образования; сосредоточить воспитание обучающихся на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образцов ответственного гражданского поведения;

 

усилить роль искусства в содержании образования и эстетического  воспитания обучающихся, в том числе  посредством организации внеучебной воспитательной работы, кружков, клубов и студий; рекомендовать местным  органам управления образованием оказывать содействие учебным заведениям в расширении доступности обучающимся музеев, театров и других объектов культуры;

 

приступить к разработке на федеральном  уровне комплексов мультимедийных средств, отражающих выдающиеся достижения культуры и искусства России и мира;

 

создать условия для развития различных  самодеятельных организаций обучающихся; рекомендовать советам и администрации  образовательных учреждений, органам  управления образованием оказывать  всемерное содействие в их работе, в том числе посредством выделения финансовых средств, помещений, стимулирования сбора спонсорских средств для деятельности этих организаций, содействия их благотворительной деятельности; разработать образовательные программы по подготовке менеджеров, специализирующихся в области детских и молодежных неполитизированных общественных организаций;

 

в рамках Федеральной программы  развития образования в России в 1998г. с учетом отечественного и мирового опыта создать систему организационно-методической и финансовой поддержки нововведений в содержании, методах и организации общего и профессионального образования, ориентированную на освоение перспективных тенденций в развитии образования, науки, техники, культуры и производства, усиление взаимосвязи учебного и исследовательского процессов;

 

разработать и утвердить на федеральном  и региональном уровнях положения  об инновационных образовательных  учреждениях, определив механизм их государственно-общественной экспертизы; предусмотреть в бюджетах различных  ровней целевые средства на поддержку инновационного движения, создание фондов инновационного развития образования; обеспечить государственную поддержку на федеральном и региональном уровнях целевых инновационных программ в сфере образования.

 

в общем образовании:

 

разработать и ввести в образовательную практику государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования за счет средств федерального и региональных бюджетов;

 

осуществить корректировку федерального базисного учебного плана, имея в виду рациональное сочетание федерального и регионально-национального компонентов содержания образования, соответствие допустимого объема недельной нагрузки возможностям обучающихся, психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и условиям образования в учебных заведениях различных типов и видов, предусмотрев при этом возможность широкой реализации вариативных образовательных программ;

 

осуществить за счет средств федерального бюджета и рекомендовать субъектам  Федерации обеспечить за счет средств региональных бюджетов на образование разработку содержания, средств и методов, обеспечивающих непрерывное воспитание и обучение в новом типе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

 

за счет средств инновационного фонда Минобразования России изменить организационные основы и обновить программно-методическое обеспечение воспитания детей дошкольного возраста, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи;

 

осуществить за счет средств федерального бюджета и рекомендовать субъектам Федерации обеспечить за счет их бюджетов разработку и освоение содержания образования и методик обучения, ориентированных на сельские малочисленные и малокомплектные школы, провести корректировку их учебных планов с целью усиления практической направленности учебного процесса в соответствии с изменениями в укладе сельской жизни; улучшить оснащение этих школ с учетом задач индивидуализации обучения и развития самообразования учащихся;

 

провести за счет средств федерального бюджета 1998=v 1999=годов, выделяемых на методическую и инновационную работу Минобразованию России, эксперимент по использованию разработанного минимального содержания образования и системы требований к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы;

 

разработать за счет средств инновационного фонда Минобразования России до 2000=года структуру и содержание 12-летнего  среднего (полного) общего образования, определить меры по поэтапному переходу к нему с учетом реальных условий  различных регионов страны;

 

в профессиональном образовании:

 

завершить разработку и введение государственных  образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования  за счет средств федерального бюджета 1998=v 2000 гг.;

 

обновить за счет средств федерального бюджета 1998=года государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования при участии в пределах своей компетенции федеральных научно-методических советов, учебно-методических объединений и научно-методических советов; обратить особое внимание на образовательные стандарты бакалаврской и магистерской подготовки;

 

разработать за счет федерального бюджета  целевую программу подготовки учебной, учебно-методической литературы в пределах федерального комплекта учебников  для образовательных учреждений начального профессионального образования и рекомендовать субъектам Федерации обеспечить за счет их бюджетов издание указанной учебной литературы;

 

реализовать меры, направленные на повышение  открытости системы вступительных  экзаменов в профессиональные учебные заведения, уменьшение ее зависимости от субъективных факторов, увеличение представительства в контингентах обучающихся иногородних студентов и выходцев из малообеспеченных семей;

 

провести эксперимент по отработке  системы национального тестирования в целях изменения порядка поступления абитуриентов в высшие учебные заведения;

 

в среднесрочной перспективе (2002 v 2005 гг.)

 

в целом по системе образования:

 

активизировать выполнение программ эффективной компьютеризации образовательных учреждений и широкого использования информационных технологий;

 

принять меры к развитию дистанционного образования и реализации принятых ранее программ в области дистанционного образования; обеспечить переход к  новым педагогическим технологиям, интерактивным методам, практической направленности обучения в сочетании с фундаментальной теоретической подготовкой учащихся; создать систему поддержки нововведений в содержании, технологии и организации образования (в том числе его семейных и экстернатных форм);

Информация о работе Концепции реформирования системы образования