Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:12, реферат
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется создавать региональные фонды поддержки образовательных инноваций в размере 1,5=процентов расходов этих бюджетов на образование.
С целью эффективного использования имущества системы профессионального образования каждому учреждению может устанавливаться норматив доходного использования его основных фондов, находящихся в государственной собственности или в собственности муниципалитета, в размере не более 30=процентов от их объема. Имеется в виду сдача этих фондов в аренду по ценам местного рынка недвижимости или организация на их базе самим учебным заведением деятельности, направленной на извлечение дохода. Получаемые таким образом средства могут расходоваться исключительно на обеспечение учебного процесса и развитие учебного заведения. Данная мера не относится к учебным заведениям, расположенным в сельской местности. Таким учебным заведениям рекомендуется привлекать внебюджетные средства в первую очередь за счет развития подсобных хозяйств.
В сфере общего образования целесообразно
разрешить образовательным
Для обеспечения притока в систему образования внебюджетных средств целесообразно введение дополнительных налоговых льгот, стимулирующих платежеспособный спрос юридических и физических лиц на образовательные услуги.
При исчислении подоходного налога с физических лиц совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, следует уменьшать на сумму осуществленных за этот период:
расходов на оплату услуг, непосредственно связанных с получением налогоплательщиком или его близкими родственниками (супругом и детьми), высшего, среднего профессионального и начального профессионального или общего образования, при условии, что эти услуги оказаны на территории Российской Федерации образовательным учреждением, имеющим лицензию и выдающим диплом государственного образца;
расходов на формирование накопительных образовательных вкладов или на платежи по специальным видам образовательного страхования.
Совокупный размер указанных вычетов не может превосходить 150=минимальных размеров оплаты труда в=год.
При исчислении налога на прибыль предприятий и организаций следует включать расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию в Российской Федерации, в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в течение налогооблагаемого периода в размере, не превышающем 1,5=процента расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг) за этот период.
4. Реформирование содержания
Реформирование содержания общего и профессионального образования выступает в качестве ведущего фактора развития образовательной системы. В конечном счете, посредством реформирования содержания образования реализуются его новые ценности и смыслы, последовательно преодолевается унифицированный характер образовательной системы, обеспечивается гуманистическая направленность образования, усиливается учебная мотивация личности, создаются предпосылки для развертывания творческих возможностей педагогических работников.
В содержании образовательного процесса нашли более последовательное отображение специфические условия и потребности субъектов Российской Федерации, национально-культурная самобытность российских народов.
В настоящее время обучение в основной школе ведется на 38=языках народов России. Создано новое поколение учебников, прежде всего в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин: если в 1991=году федеральный перечень школьных учебников включал 120=наименований, то в 1997=году=v 567.
В 1996=v 1997=гг. государственным тестированием на добровольной основе было охвачено свыше 200=тыс. школьников практически всех субъектов Российской Федерации.
Законодательно закреплена и получила распространение практика многоуровневой подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Для системы высшего профессионального образования разработаны и введены в действие государственные образовательные стандарты. Завершается разработка государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования. С учетом конъюнктуры формирующегося рынка труда обновлена номенклатура специальностей и профессий, введены новые направления подготовки специалистов с высшим образованием.
Однако присущие переходному периоду трудности обусловили известные ограничения в темпах реформирования образования и придания реформам комплексного, поступательного и системного характера.
На новом этапе необходимо обеспечить системное реформирование содержания образования, создать механизм его постоянного обновления. Основополагающая цель состоит в переходе к многообразному и непрерывному образованию, охватывающему всю активную жизнь человека. При этом многообразие и непрерывность должны выступать не только как перспективные тенденции, но и как условия достижения нового качества образования.
Для обновления содержания образования необходимо осуществить следующие меры:
в краткосрочной перспективе (1998=v 2001 гг.)
в=целом по системе образования:
разработать за счет средств инновационного
фонда Минобразования России научные
основы, методические приемы и организационные
механизмы, обеспечивающие преемственность
государственных
привести содержание образовательных
программ в соответствие с современными
достижениями науки, техники и культуры,
потребностями и реальными
разработать предложения о мерах
по государственному регулированию
рынка учебной и учебно-
кардинально улучшить систему и практику работы с одаренными учащимися и студентами, создать федеральный фонд поддержки талантливой молодежи, обеспечить регулярное проведение общероссийских олимпиад и конкурсов по областям знаний, создать условия для более широкого участия победителей отечественных олимпиад в международных соревнованиях, в том числе за счет средств программы "Одаренные дети" и средств инновационного фонда Минобразования России;
обновить содержание образования в плане усиления его гуманитарного компонента, улучшить подготовку учащихся и студентов в области права и экономики, провести конкурсы учебников по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам за счет средств федерального и региональных бюджетов с привлечением займов Мирового банка;
разработать современную концепцию воспитания личности в образовательной системе и приступить к ее реализации, в том числе посредством создания широкой сети общественных советов по проблемам воспитания в системе образования; сосредоточить воспитание обучающихся на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образцов ответственного гражданского поведения;
усилить роль искусства в содержании
образования и эстетического
воспитания обучающихся, в том числе
посредством организации
приступить к разработке на федеральном уровне комплексов мультимедийных средств, отражающих выдающиеся достижения культуры и искусства России и мира;
создать условия для развития различных
самодеятельных организаций обучающихся;
рекомендовать советам и
в рамках Федеральной программы
развития образования в России в
1998г. с учетом отечественного и мирового
опыта создать систему
разработать и утвердить на федеральном и региональном уровнях положения об инновационных образовательных учреждениях, определив механизм их государственно-общественной экспертизы; предусмотреть в бюджетах различных ровней целевые средства на поддержку инновационного движения, создание фондов инновационного развития образования; обеспечить государственную поддержку на федеральном и региональном уровнях целевых инновационных программ в сфере образования.
в общем образовании:
разработать и ввести в образовательную практику государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования за счет средств федерального и региональных бюджетов;
осуществить корректировку федерального базисного учебного плана, имея в виду рациональное сочетание федерального и регионально-национального компонентов содержания образования, соответствие допустимого объема недельной нагрузки возможностям обучающихся, психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и условиям образования в учебных заведениях различных типов и видов, предусмотрев при этом возможность широкой реализации вариативных образовательных программ;
осуществить за счет средств федерального
бюджета и рекомендовать
за счет средств инновационного фонда Минобразования России изменить организационные основы и обновить программно-методическое обеспечение воспитания детей дошкольного возраста, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи;
осуществить за счет средств федерального бюджета и рекомендовать субъектам Федерации обеспечить за счет их бюджетов разработку и освоение содержания образования и методик обучения, ориентированных на сельские малочисленные и малокомплектные школы, провести корректировку их учебных планов с целью усиления практической направленности учебного процесса в соответствии с изменениями в укладе сельской жизни; улучшить оснащение этих школ с учетом задач индивидуализации обучения и развития самообразования учащихся;
провести за счет средств федерального бюджета 1998=v 1999=годов, выделяемых на методическую и инновационную работу Минобразованию России, эксперимент по использованию разработанного минимального содержания образования и системы требований к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы;
разработать за счет средств инновационного фонда Минобразования России до 2000=года структуру и содержание 12-летнего среднего (полного) общего образования, определить меры по поэтапному переходу к нему с учетом реальных условий различных регионов страны;
в профессиональном образовании:
завершить разработку и введение государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета 1998=v 2000 гг.;
обновить за счет средств федерального бюджета 1998=года государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования при участии в пределах своей компетенции федеральных научно-методических советов, учебно-методических объединений и научно-методических советов; обратить особое внимание на образовательные стандарты бакалаврской и магистерской подготовки;
разработать за счет федерального бюджета целевую программу подготовки учебной, учебно-методической литературы в пределах федерального комплекта учебников для образовательных учреждений начального профессионального образования и рекомендовать субъектам Федерации обеспечить за счет их бюджетов издание указанной учебной литературы;
реализовать меры, направленные на повышение открытости системы вступительных экзаменов в профессиональные учебные заведения, уменьшение ее зависимости от субъективных факторов, увеличение представительства в контингентах обучающихся иногородних студентов и выходцев из малообеспеченных семей;
провести эксперимент по отработке системы национального тестирования в целях изменения порядка поступления абитуриентов в высшие учебные заведения;
в среднесрочной перспективе (2002 v 2005 гг.)
в целом по системе образования:
активизировать выполнение программ
эффективной компьютеризации
принять меры к развитию дистанционного образования и реализации принятых ранее программ в области дистанционного образования; обеспечить переход к новым педагогическим технологиям, интерактивным методам, практической направленности обучения в сочетании с фундаментальной теоретической подготовкой учащихся; создать систему поддержки нововведений в содержании, технологии и организации образования (в том числе его семейных и экстернатных форм);
Информация о работе Концепции реформирования системы образования