Концепции реформирования системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.

Файлы: 1 файл

Реферат..doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 

превращения охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений  деятельности органов власти и управления всех уровней;

 

коренного улучшения организации  образовательного процесса исходя из задач укрепления здоровья обучающихся, нормализации учебной нагрузки, создания благоприятной бытовой среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития;

 

создания экономических условий  для развития материальной базы спортивных, спортивно-оздоровительных и медицинских подразделений учреждений системы образования, использования для оздоровления учащихся возможностей других ведомств и негосударственных организаций, привлечения внебюджетных средств, развития системы дополнительного медицинского страхования обучающихся;

 

разработки научно-методических и  организационных основ мониторинга  состояния здоровья обучающихся, информационного  и медицинского обеспечения профилактической работы на всех уровнях образования.

 

С этой целью необходимо осуществить  следующие меры:

 

определить принципы взаимодействия всех уровней власти и управления в деле охраны и укрепления здоровья обучающихся; рассмотреть вопрос о  целесообразности создания служб, ответственных  за организацию здравоохранения и физического воспитания в образовательных учреждениях на всероссийском и региональном уровнях; разработать и реализовать вариативные социально-образовательные программы, направленные на формирование ценностей здорового образа жизни;

 

выделить в Федеральной программе развития образования в России подпрограмму "Образование и здоровье", в которой определить комплекс мер по формированию у учащихся ценностей здорового образа жизни, предусмотреть их организационное, кадровое и финансовое обеспечение, создать механизмы общественно-государственной поддержки реализации этой программы;

 

разработать циклы телевизионных  и радиопередач, организовать издание  популярной литературы для родителей  и усилить поддержку общественных объединений и движений в  этой сфере;

 

существенно улучшить организаторскую  и практическую работу по созданию в образовательных учреждениях  условий, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития учащихся, включая упорядочение режима учебных занятий, предотвращение перегрузки аудиторными и домашними заданиями, улучшение питания, надлежащую постановку контроля за соблюдением медико-санитарных требований;

 

стимулировать выполнение инновационных  программ, направленных на охрану и  укрепление здоровья детей, полноценное  развитие учащихся и студентов, дальнейшее развитие системы валеологических и психологических служб, центров комплексного сопровождения развития, школьных, муниципальных, региональных советов по вопросам здоровья;

 

внести изменения в содержание педагогического образования, направленные на повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья и физического развития учащихся;

 

существенно улучшить физическое воспитание учащихся, поднять его роль в укреплении здоровья, усилить контроль за физической подготовкой школьников и студентов;

 

упорядочить работу спортивных учреждений, санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных  баз и лагерей образовательных  учреждений, с учетом потребностей оздоровления учащихся; предусмотреть  меры по улучшению их финансирования из бюджетных и внебюджетных источников;

 

принять меры к более полному  учету в организации медицинского обслуживания учащихся с учетом специфических  условий и потребностей, включая  внедрение социально и экономически оправданных программ диспансеризации, профилактики заболеваемости, предотвращения распространения вредных привычек и зависимостей, эффективной медицинской поддержки представителей различных групп риска, а также воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

7. Реформирование структуры образования

 

В ряду задач очередного этапа реформирования системы образования одно из ключевых мест занимает ее структурная перестройка. Она является существенным внутренним ресурсом и одновременно фактором развития образования, обеспечивающим его гибкость, динамизм, способность к своевременному удовлетворению изменяющихся потребностей личности, общества и государства.

 

Реформирование содержания образования  и организационно- экономического механизма  должно интенсифицировать процессы структурной перестройки, что позволит обеспечить:

 

в дошкольном образовании:

 

развитие многообразных организационных  форм и институциональных структур по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям, не посещающим образовательные  учреждения по состоянию здоровья;

 

в общем образовании:

 

расширение многообразия общеобразовательных  учреждений, в том числе создание новых видов образования и  типов учебных заведений;

 

развитие интеграции образовательных  учреждений различных профилей и  уровней в сельской местности, формирование на их базе культурно-образовательных комплексов;

 

перестройку сети учреждений дополнительного  образования детей;

 

разработку и внедрение в  системе дополнительного образования  детей разнообразных моделей  образовательных программ (развивающих, интегрированных, исследовательских и др.);

 

в профессиональном образовании:

 

реальную ориентацию на рынок образовательных  услуг и перспективный рынок  труда;

 

оптимизацию организационных структур учебных заведений начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.

 

Для этого необходимо:

 

осуществить дифференциацию образовательных  учреждений начального профессионального  образования по 4 группам: государственные федерального уровня (подготовка рабочих кадров для наукоемких производств и высокотехнологичных отраслей); государственные v уровня субъектов Российской Федерации, как основные в системе начального профессионального образования (реализация образовательных программ по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда); муниципальные образовательные учреждения (обеспечение потребностей в рабочих кадрах для муниципальных предприятий базового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства); негосударственные образовательные учреждения начального профессионального образования (подготовка для конкретных коммерческих и некоммерческих организаций);

 

передать управление, собственность  и финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования с федерального на соответствующий уровень;

 

реструктурировать по мере готовности и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации образовательные  учреждения начального и среднего профессионального образования по профилям подготовки, произвести укрупнение и объединение учебных заведений; сформировать региональные и муниципальные колледжи, реализующие образовательные программы начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования;

 

обеспечить совместное использование  на взаимовыгодной основе материальной базы учебных заведений начального и среднего профессионального образования  и их кадрового потенциалов;

 

усилить практическую подготовку учащихся начального профессионального образования на базе профильных предприятий;

 

разработать правовую базу для развития новых организационно-правовых форм в системе профессионального  образования, в том числе предусматривающих  соучредительство, с соблюдением  условий добровольности и сохранения автономии учебных заведений.

 

Необходимо сформировать программу  приоритетной поддержки ведущих  вузов России, составляющих ее национальное достояние. Эта программа должна предусматривать развитие их кадрового  и технического потенциала, в  том числе за счет интеграции с профильными учреждениями Российской академии наук и федеральными научными центрами. Задача ведущих университетов v воспроизводство научной, культурной, управленческой и политической элиты страны v должна подкрепляться особым режимом финансирования этих вузов, имея в виду повышенный норматив финансирования в расчете на студента, выделение целевых средств на обновление материально-технической базы, полное финансирование общежитий из федерального бюджета. Состав ведущих вузов будет определяться на основе рейтингов по специальностям (направлениям подготовки).

 

В среднесрочной перспективе (2002 v 2005 гг.) структурная перестройка  позволит:

 

устранить диспропорции между структурой подготовки кадров и структурой перспективного спроса на них со стороны общероссийского и региональных рынков труда;

 

завершить формирование сети образовательных  учреждений на основе реального спроса на их услуги;

 

обеспечить развитие новых видов  образования и типов образовательных  учреждений;

 

перепрофилировать учебные заведения, которые не отвечают долгосрочным потребностям общества и потребностям граждан;

 

организовать на всех уровнях управления образованием совместно с органами службы занятости населения систематическую  работу по определению структуры и объема спроса на образовательные услуги населения и рынка труда;

 

привести в соответствие с международными академическими традициями, практикой  и нормативными актами ЮНЕСКО организационно-правовые основы деятельности в средних специальных  учебных заведениях, имея в виду их отнесение к неуниверситетскому уровню высшего образования;

 

обеспечить дальнейшее развитие интеграции образовательных учреждений среднего и высшего профессионального  образования, в том числе путем  объединения там, где это целесообразно, разнопрофильных высших и средних специальных учебных заведений в университеты и университетские учебные округа;

 

поощрять развитие научно-образовательных, научно-образовательно- производственных комплексов с целью мобилизации  и рационального использования интеллектуальных и кадровых ресурсов учебных заведений, интеграции образования, науки и производства;

 

развернуть сеть учреждений дистанционного образования, создать правовую, нормативную  и методическую базы их функционирования и развития;

 

обеспечить значительное расширение возможностей системы дополнительного профессионального образования, в том числе путем развития внутрифирменной подготовки, расширения переподготовки кадров для негосударственного сектора и т.д.;

 

сформировать отвечающие современным потребностям личности, общества и государства региональные межотраслевые центры повышения квалификации и переподготовки кадров.

 

Существенный вклад в развитие рынка образовательных услуг  вносят негосударственные образовательные  учреждения. В целях дальнейшего развития этого сектора образования необходимо:

 

в краткосрочной перспективе (1998 v 2001=гг.):

 

принять необходимые законодательные  акты, стимулирующие и регламентирующие развитие негосударственных образовательных  учреждений;

 

в среднесрочной перспективе (2002 v 2005=гг.):

 

осуществить постепенное выравнивание возможностей для всех учебных заведений, прошедших государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в конкурсном получении государственного (федерального и регионального) заказа на образование. Это потребует усиления контроля за исполнением государственных образовательных стандартов;

 

обеспечить равенство доступа  общеобразовательных школ независимо от формы собственности к подушевому финансированию при условии соблюдения ими требований государственных  образовательных стандартов. Реализация этого права должна быть достигнута через систему государственной аккредитации общеобразовательных организаций.

8. Научно-исследовательская и инновационная  деятельность в системе образования 

 

Реализация очередного этапа реформы  системы образования требует разработки всего комплекса теоретических и практических проблем образования. Необходимо также обеспечить развитие научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности образовательных учреждений, превратить вузовский сектор российской науки в крупную подсистему интегрированного научно-технического комплекса страны, способную сочетать масштабное проведение фундаментальных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера.

8.1. Научно-исследовательская и  инновационная деятельность в профессиональном образовании

 

Эффективное развитие современного образования  невозможно без его синтеза с  наукой, взаимодействия научных и  образовательных структур, обеспечивающих постоянное воспроизводство главной  составляющей научно-технического потенциала v исследователей за счет отбора, подготовки и участия в НИР перспективных и талантливых студентов и молодых специалистов. В то же время этот процесс позволяет развивать научно-педагогический потенциал высшей школы, обновлять содержание учебных программ и курсов, технологий и методов обучения. Дальнейшая интеграция науки и образования предполагает разработку и поэтапную реализацию мер, направленных на преодоление возникшей в ряде областей искусственной разобщенности вузовского, отраслевого и академического секторов научных исследований. Для этого необходимо уже в краткосрочной перспективе создать условия для:

 

развития фундаментальных исследований, которые будут проводиться в  высших учебных заведениях, совместно  с институтами РАН и=РАО, а=также отраслевых академий наук;

 

формирования сети научно-образовательных  центров, которые войдут в составы  университетских (вузовских) комплексов;

Информация о работе Концепции реформирования системы образования