Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:12, реферат
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.
превращения охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений деятельности органов власти и управления всех уровней;
коренного улучшения организации образовательного процесса исходя из задач укрепления здоровья обучающихся, нормализации учебной нагрузки, создания благоприятной бытовой среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития;
создания экономических
разработки научно-методических и
организационных основ
С этой целью необходимо осуществить следующие меры:
определить принципы взаимодействия всех уровней власти и управления в деле охраны и укрепления здоровья обучающихся; рассмотреть вопрос о целесообразности создания служб, ответственных за организацию здравоохранения и физического воспитания в образовательных учреждениях на всероссийском и региональном уровнях; разработать и реализовать вариативные социально-образовательные программы, направленные на формирование ценностей здорового образа жизни;
выделить в Федеральной программе развития образования в России подпрограмму "Образование и здоровье", в которой определить комплекс мер по формированию у учащихся ценностей здорового образа жизни, предусмотреть их организационное, кадровое и финансовое обеспечение, создать механизмы общественно-государственной поддержки реализации этой программы;
разработать циклы телевизионных
и радиопередач, организовать издание
популярной литературы для родителей
и усилить поддержку
существенно улучшить организаторскую и практическую работу по созданию в образовательных учреждениях условий, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития учащихся, включая упорядочение режима учебных занятий, предотвращение перегрузки аудиторными и домашними заданиями, улучшение питания, надлежащую постановку контроля за соблюдением медико-санитарных требований;
стимулировать выполнение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, полноценное развитие учащихся и студентов, дальнейшее развитие системы валеологических и психологических служб, центров комплексного сопровождения развития, школьных, муниципальных, региональных советов по вопросам здоровья;
внести изменения в содержание педагогического образования, направленные на повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья и физического развития учащихся;
существенно улучшить физическое воспитание учащихся, поднять его роль в укреплении здоровья, усилить контроль за физической подготовкой школьников и студентов;
упорядочить работу спортивных учреждений, санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных баз и лагерей образовательных учреждений, с учетом потребностей оздоровления учащихся; предусмотреть меры по улучшению их финансирования из бюджетных и внебюджетных источников;
принять меры к более полному
учету в организации
7. Реформирование структуры образования
В ряду задач очередного этапа реформирования системы образования одно из ключевых мест занимает ее структурная перестройка. Она является существенным внутренним ресурсом и одновременно фактором развития образования, обеспечивающим его гибкость, динамизм, способность к своевременному удовлетворению изменяющихся потребностей личности, общества и государства.
Реформирование содержания образования и организационно- экономического механизма должно интенсифицировать процессы структурной перестройки, что позволит обеспечить:
в дошкольном образовании:
развитие многообразных
в общем образовании:
расширение многообразия общеобразовательных учреждений, в том числе создание новых видов образования и типов учебных заведений;
развитие интеграции образовательных учреждений различных профилей и уровней в сельской местности, формирование на их базе культурно-образовательных комплексов;
перестройку сети учреждений дополнительного образования детей;
разработку и внедрение в
системе дополнительного
в профессиональном образовании:
реальную ориентацию на рынок образовательных услуг и перспективный рынок труда;
оптимизацию организационных структур учебных заведений начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.
Для этого необходимо:
осуществить дифференциацию образовательных учреждений начального профессионального образования по 4 группам: государственные федерального уровня (подготовка рабочих кадров для наукоемких производств и высокотехнологичных отраслей); государственные v уровня субъектов Российской Федерации, как основные в системе начального профессионального образования (реализация образовательных программ по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда); муниципальные образовательные учреждения (обеспечение потребностей в рабочих кадрах для муниципальных предприятий базового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства); негосударственные образовательные учреждения начального профессионального образования (подготовка для конкретных коммерческих и некоммерческих организаций);
передать управление, собственность и финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования с федерального на соответствующий уровень;
реструктурировать по мере готовности
и по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов Федерации
обеспечить совместное использование на взаимовыгодной основе материальной базы учебных заведений начального и среднего профессионального образования и их кадрового потенциалов;
усилить практическую подготовку учащихся начального профессионального образования на базе профильных предприятий;
разработать правовую базу для развития новых организационно-правовых форм в системе профессионального образования, в том числе предусматривающих соучредительство, с соблюдением условий добровольности и сохранения автономии учебных заведений.
Необходимо сформировать программу приоритетной поддержки ведущих вузов России, составляющих ее национальное достояние. Эта программа должна предусматривать развитие их кадрового и технического потенциала, в том числе за счет интеграции с профильными учреждениями Российской академии наук и федеральными научными центрами. Задача ведущих университетов v воспроизводство научной, культурной, управленческой и политической элиты страны v должна подкрепляться особым режимом финансирования этих вузов, имея в виду повышенный норматив финансирования в расчете на студента, выделение целевых средств на обновление материально-технической базы, полное финансирование общежитий из федерального бюджета. Состав ведущих вузов будет определяться на основе рейтингов по специальностям (направлениям подготовки).
В среднесрочной перспективе (2002 v 2005 гг.) структурная перестройка позволит:
устранить диспропорции между структурой подготовки кадров и структурой перспективного спроса на них со стороны общероссийского и региональных рынков труда;
завершить формирование сети образовательных учреждений на основе реального спроса на их услуги;
обеспечить развитие новых видов
образования и типов
перепрофилировать учебные заведения, которые не отвечают долгосрочным потребностям общества и потребностям граждан;
организовать на всех уровнях управления
образованием совместно с органами
службы занятости населения
привести в соответствие с международными академическими традициями, практикой и нормативными актами ЮНЕСКО организационно-правовые основы деятельности в средних специальных учебных заведениях, имея в виду их отнесение к неуниверситетскому уровню высшего образования;
обеспечить дальнейшее развитие интеграции образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, в том числе путем объединения там, где это целесообразно, разнопрофильных высших и средних специальных учебных заведений в университеты и университетские учебные округа;
поощрять развитие научно-образовательных, научно-образовательно- производственных комплексов с целью мобилизации и рационального использования интеллектуальных и кадровых ресурсов учебных заведений, интеграции образования, науки и производства;
развернуть сеть учреждений дистанционного образования, создать правовую, нормативную и методическую базы их функционирования и развития;
обеспечить значительное расширение возможностей системы дополнительного профессионального образования, в том числе путем развития внутрифирменной подготовки, расширения переподготовки кадров для негосударственного сектора и т.д.;
сформировать отвечающие современным потребностям личности, общества и государства региональные межотраслевые центры повышения квалификации и переподготовки кадров.
Существенный вклад в развитие
рынка образовательных услуг
вносят негосударственные
в краткосрочной перспективе (1998 v 2001=гг.):
принять необходимые законодательные
акты, стимулирующие и
в среднесрочной перспективе (2002 v 2005=гг.):
осуществить постепенное выравнивание возможностей для всех учебных заведений, прошедших государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в конкурсном получении государственного (федерального и регионального) заказа на образование. Это потребует усиления контроля за исполнением государственных образовательных стандартов;
обеспечить равенство доступа
общеобразовательных школ независимо
от формы собственности к
8. Научно-исследовательская и
Реализация очередного этапа реформы системы образования требует разработки всего комплекса теоретических и практических проблем образования. Необходимо также обеспечить развитие научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности образовательных учреждений, превратить вузовский сектор российской науки в крупную подсистему интегрированного научно-технического комплекса страны, способную сочетать масштабное проведение фундаментальных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера.
8.1. Научно-исследовательская и инновационная деятельность в профессиональном образовании
Эффективное развитие современного образования невозможно без его синтеза с наукой, взаимодействия научных и образовательных структур, обеспечивающих постоянное воспроизводство главной составляющей научно-технического потенциала v исследователей за счет отбора, подготовки и участия в НИР перспективных и талантливых студентов и молодых специалистов. В то же время этот процесс позволяет развивать научно-педагогический потенциал высшей школы, обновлять содержание учебных программ и курсов, технологий и методов обучения. Дальнейшая интеграция науки и образования предполагает разработку и поэтапную реализацию мер, направленных на преодоление возникшей в ряде областей искусственной разобщенности вузовского, отраслевого и академического секторов научных исследований. Для этого необходимо уже в краткосрочной перспективе создать условия для:
развития фундаментальных
формирования сети научно-образовательных центров, которые войдут в составы университетских (вузовских) комплексов;
Информация о работе Концепции реформирования системы образования