Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:12, реферат
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.
осуществить реформирование учебных
планов и образовательных программ
в соответствии с государственными
образовательными стандартами на всех
ступенях и уровнях обучения общего
и профессионального
создать, в основном, национальную систему контроля качества образования, дифференцированную по ступеням и уровням общего и профессионального образования, в том числе организовав федеральный и региональные центры контроля качества и тестирования.
в общем образовании:
осуществить дальнейшее развитие системы общего среднего образования, обеспечить переход на 12-летнее общее образование с достаточным учебно-методическим сопровождением;
реализовать комплексную медико-социальную и психолого-педагогическую программу выявления, коррекции, поддержки и реабилитации обучающихся из числа представителей различных групп риска;
в профессиональном образовании:
привести перечни направлений, специальностей и профессий подготовки кадров в соответствие с запросами на рынках труда и образовательных услуг, обратив особое внимание на специальности, определяющие научно-технический прогресс и конкурентоспособность отечественной продукции, а также на сохранение научных школ, пользующихся мировым признанием;
обеспечить ориентацию на подготовку рабочих и специалистов преимущественно по широкому профилю, позволяющую выпускникам учебных заведений профессионального образования адаптироваться к меняющимся условиям современного рынка труда и формировать у них самостоятельное видение профессиональной перспективы;
осуществить дальнейшее развитие среднего профессионального образования на основе формирования системы неуниверситетского высшего образования, объединяющей средние специальные учебные заведения; включить в тех случаях, когда для этого имеются объективные условия, средние специальные учебные заведения в родственные по профилю вузы, что позволит существенно изменить профессиональную и информационную среду для студенческих и преподавательских коллективов средних специальных учебных заведений, открыть им доступ к библиотекам вузов, их системам информатики и коммуникаций, вузовской академической культуре и базам учебной практики;
ввести
национальные стандарты информатизации
высшего профессионального
повысить качество профессионального образования на основе его широкой информатизации и обеспечения новейшими коммуникационными технологиями.
Для развития работы по обновлению содержания образования необходимо использовать фонды финансирования инноваций, активно применять практику конкурсов и грантов на написание новых учебников, а также процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации. Для получения объективной информации о качестве образования важно периодически проводить международные сравнительные оценки, а также создать федеральную систему контроля качества образования.
5. Кадры образования и
5.1. Развитие кадрового потенциала
Педагог v ключевая фигура сферы образования.
Дальнейшее реформирование образовательной
системы в ближайшей и
Несмотря на трудности переходного периода, сфера образования сохраняет высокий кадровый потенциал. В учебных заведениях общего и профессионального образования работает более 2 млн. воспитателей, учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения. В системе образования занято более 70 процентов докторов и кандидатов наук.
Объективные причины, связанные с кризисным состоянием современной экономики, а также инерция восприятия, проявляющаяся в неадекватной оценке со стороны государства и общества роли образования и педагога, привели к тому. что сложились серьезные противоречия между общественной значимостью функции учителя, с одной стороны, и способами, формами материального и морального стимулирования его труда, с другой. Это привело к следующим негативным последствиям:
ограничению конкурентоспособности сферы образования по сравнению с другими сферами приложения труда, что нашло свое отражение в значительном отставании заработной платы педагогических работников от средней по промышленности;
резким региональным контрастам в уровнях заработной платы педагогических работников;
слабой мотивированности молодежи к выбору педагогической карьеры.
Нарастают процессы оттока из системы образования наиболее квалифицированных педагогических кадров. Ухудшается профессиональная среда их деятельности. Обостряется жилищная проблема.
Дополнительную напряженность порождает расхождение между нормами федеральных законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и их реализацией.
На новом этапе реформирования
системы образования центр
В силу этого необходимой является установка на создание условий для культурного, духовного и профессионального роста всех без исключения педагогов, повышение их общественного статуса, а также значительное в среднесрочной перспективе улучшение оплаты и организации их труда, повышение уровня жизни.
В свете изложенного предстоит:
в краткосрочной перспективе (1998 v 2001 гг.):
организовать выполнение программы поэтапной реализации в 1998=v 1999=гг. норм действующего законодательства, включая законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", определяющих особенности социального положения и льготы воспитателей, учителей, преподавателей и других работников образования;
установить на основе системы минимальных
социальных и государственных
привести в соответствие с этими нормативами штатную структуру и численность работников государственных образовательных учреждений и установить новый порядок расчета фонда оплаты труда;
пересмотреть с учетом новых задач и предлагаемого организационно-экономического механизма Положение об аттестации педагогических работников, провести аттестацию педагогического персонала с учетом реальных условий их деятельности;
существенно улучшить отбор студентов на педагогические специальности; осуществить поэтапный переход к преимущественному приему на контрактной основе для подготовки по этим специальностям за счет федерального и региональных бюджетов, предполагающей последующую педагогическую деятельность выпускников согласно назначениям органов управления образованием;
в среднесрочной перспективе (2002=v 2005 гг.):
осуществить экспериментальную проверку новых механизмов преподавательской карьеры и в случае положительного результата эксперимента ввести в действие новый механизм преподавательской карьеры в тесной увязке с системой социальных льгот и гарантий;
преодолеть отставание системы педагогического образования от общих процессов, происходящих в образовательной системе, сформировать ее как опережающую по отношению к непосредственной практической деятельности образовательных учреждений;
поднять уровень фундаментальной
подготовки учителей и преподавателей
системы профессионального
осуществить дальнейшее развитие учебно-научных педагогических комплексов (педвуз=v педучилище (педагогический колледж), педвуз=v учреждение повышения квалификации педагогических работников и др.) с целью обеспечения непрерывности педагогического образования, мобилизации образовательных ресурсов, интеграции педагогического потенциала;
создать крупные зональные центры
педагогического образования и
их филиалы (на базе отдельных педагогических
вузов), концентрирующие условия
по научно-методическому
реорганизовать системы
перевести систему дополнительного
педагогического образования на сервисный
принцип деятельности по удовлетворению
профессионально-
разработать на федеральном уровне концепцию профессиональной карьеры учителей и преподавателей с определением ступеней их делового и творческого роста,
рекомендовать субъектам Федерации разработать на основе концепции профессиональной карьеры учителей и преподавателей целевые программы "Педагогические кадры" для координации деятельности учреждений педагогического образования, создания интегрированных программ подготовки педагогических кадров в педучилищах (педагогических колледжах) и вузах, регулирования направлений и объемов подготовки педагогов с учетом долгосрочных прогнозов региональной потребности в них.
5.2. Современные педагогические технологии
На новом этапе реформирования
системы образования необходим
переход к новым педагогическим
технологиям и современным
Совершенствование педагогических технологий целесообразно осуществить в краткосрочной перспективе по следующим направлениям:
разработать и внедрить в образовательную практику новые технологии подготовки и переподготовки педагогов, способных работать в изменяющихся условиях вариативного образования, включая развитие навыков будущих учителей и преподавателей в области формирования индивидуальных учебных планов и образовательных программ, конкретизирующих требования государственного образовательного стандарта и с учетом индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
усовершенствовать деятельность методических служб;
улучшить обеспечение
расширить доступ педагогов к современным компьютерным сетям и базам данных;
осуществить широкую информатизацию
образования и осуществить
Таким образом, задача очередного этапа реформы в области совершенствования образовательных технологий состоит в том, чтобы, опираясь на накопленный отечественный и международный опыт, перейти от сложившейся в прошлом нивелирующей индивидуальность системы единообразного обучения для всех к современному и качественному образованию для каждого, а также интенсифицировать образовательный процесс, повысив тем самым его социально-педагогическую и экономическую эффективность.
в среднесрочной перспективе:
на основе перехода к прогрессивным образовательным технологиям (что предполагает высвобождение рабочего времени преподавателей и оптимизацию кадрового состава преподавательского корпуса) добиться реальной взаимосвязи педагогической деятельности с инновационной, учебно-методической и научной работой; создать обязательные и рекомендательные механизмы, обеспечивающие постоянное повышение требований к преподавателям при их приеме на работу, аттестации и конкурсном избрании;
установить порядок, стимулирующий использование внебюджетных средств образовательных учреждений для стимулирования и развития инновационной деятельности педагогов;
осуществить комплекс мер по подготовке учителей для сельской малочисленной и малокомплектной школы.
6. Образование и здоровье
Радикальные перемены в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве страны должны способствовать созданию здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества в целом. По данным специалистов, хронические заболевания имеют 30 v 35 процентов учащихся первых классов. За годы обучения в школе не уменьшается, а значительно возрастает число нарушений зрения и осанки, заболеваний нервной системы и органов пищеварения.
Такая динамика состояния здоровья v результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных учреждений, включая несоответствие программ и условий обучения функциональным и возрастным особенностям обучаемых, несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся. На новом этапе образовательной реформы необходимо не просто переломить тенденцию к ухудшению показателей здоровья учащихся, но и существенно продвинуться в решении проблем:
Информация о работе Концепции реформирования системы образования