Концепции реформирования системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.

Файлы: 1 файл

Реферат..doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 

Предлагается ежегодно утверждать нормативы бюджетного финансирования на одного обучающегося (в том числе  при вечерней или заочной форме  обучения) и нормативы дополнительного  финансирования специальных образовательных программ (на уровне соответствующего бюджета).

 

Учитывая реальные бюджетные ограничения, первоначально нормативы бюджетного финансирования обеспечат, прежде всего, безусловное покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты (стипендии, питание).

 

В краткосрочной перспективе (1998=v 2001=гг.) для реформирования организационно-экономической  и управленческой составляющих системы  образования предлагаются меры, направленные на оптимизацию использования существующих ресурсных возможностей, а также привлечение в систему образования дополнительных средств и повышение микроэкономической эффективности образовательных учреждений. В этот период реформирование системы образования производится на базе действующих федеральных законов и предлагаемых поправок к налоговому и бюджетному законодательству.

 

В среднесрочной перспективе (2002=v 2005=гг.) в полном объеме должны быть реализованы меры, направленные на структурную перестройку образовательной  системы. В этот период будет завершен переход к подушевому финансированию в увязке с полномасштабным развертыванием федеральной системы контроля качества образования. Одновременно будет создана национальная система дистанционного образования на основе открытых банков знаний, учебных и учебно-методических материалов, пособий и заданий. Это позволит реализовать свободный выбор учащимися образовательных учреждений, восстановить единство образовательного пространства страны на качественно более высокой основе. В этот период должно проводиться совершенствование действующего законодательства в соответствии с задачами реформирования системы образования в среднесрочной перспективе, в том числе путем принятия ряда новых федеральных законов.

3.2. Основные принципы финансирования  общеобразовательных учреждений

 

Для стабилизации экономического положения  системы общеобразовательных учреждений и усиления гарантий реализации конституционных  прав граждан на получение среднего (полного) общего образования необходим  переход к нормативному подушевому финансированию общеобразовательных учреждений. С его помощью будет реально поддерживаться взаимосвязь между численностью учеников и размером бюджетных ассигнований.

 

Подушевое финансирование будет осуществляться на основе норматива бюджетного финансирования, который в краткосрочной перспективе определяется возможностями региональных и местных бюджетов, а в среднесрочной=v будет приближен к объективно обоснованному нормативу потребностей. К 2001 году норматив бюджетного финансирования должен достигнуть 3,0 млн. рублей в год против 1,8 млн. рублей в 1997 г. в сопоставимых ценах. При этом удастся увеличить среднюю заработную плату учителей как минимум на 53 процента при сохранении неизменной в этот период численности педагогического корпуса и сложившейся наполняемости классов.

 

В 1998 г. будет проведен эксперимент  по переводу общеобразовательных школ на нормативное подушевое финансирование. В ходе эксперимента предстоит отработать комплекс мер по превращению школ в непосредственных бюджетополучателей и оценить целесообразную степень и механизмы реализации принципа "деньги следуют за учеником". По итогам эксперимента будет разработана рассчитанная на три года программа реформирования бюджетного финансирования системы общего образования.

 

Принцип подушевого финансирования непосредственно неприменим к малокомплектной сельской школе, к сельской школе с малой численностью учащихся, к малокомплектной школе в городах в тех случаях, когда такая школа остается единственной в пределах транспортной досягаемости для определенного контингента учащихся. В указанных случаях, а также для детских домов и интернатов, спецшкол и специальных профтехучилищ для детей с противоправным поведением, для учреждений системы специального образования детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, для системы дошкольного и дополнительного внешкольного образования должен быть предусмотрен особый порядок их нормативного финансирования. Федеральные нормативы подушевого финансирования предстоит ежегодно устанавливать в федеральном законе о бюджете.

 

Субъектам Российской Федерации и  органам местного самоуправления рекомендуется  при наличии соответствующих  возможностей устанавливать нормативы  финансирования на уровне, превышающем  федеральный, имея в виду покрытие дополнительных расходов за счет собственных бюджетных средств.

 

Регистрация образовательных учреждений в качестве юридических лиц и  передача им от органов управления прав бюджетополучателей позволит:

 

превратить образовательные учреждения в самостоятельных субъектов  финансово-хозяйственной деятельности (в рамках, устанавливаемых законом и органами управления образованием в пределах их компетенции), что создаст, с одной стороны, предпосылки для преодоления иждивенческих мотивов в деятельности администрации и трудовых коллективов школ, а с другой v стимулы к эффективному использованию средств, в том числе экономии и снижению неоправданных потерь на коммунальных и хозяйственных расходах и т.=п.;

 

более четко разграничить права  и обязанности органов управления образованием и образовательных учреждений, их ответственность за осуществление и развитие образовательного процесса;

 

существенно расширить возможности  образовательных учреждений в привлечении  внебюджетных средств, стимулировать  благотворительные пожертвования  в пользу образовательных учреждений, участие общественности, предприятий и родителей в поддержке образовательных учреждений;

 

упорядочить и сделать "прозрачной" практику использования внебюджетных, в том числе родительских, средств  на дополнительные образовательные  услуги и на развитие материальной базы (сверх государственных нормативов).

 

Статус юридического лица получат  все образовательные учреждения, за исключением сельских малокомплектных  школ и школ с малой численностью учащихся. Однако для того, чтобы  избежать поспешности и негативных последствий, на реализацию такого преобразования отводится три года. За этот период необходимо методически обеспечить преобразования, включая, прежде всего реализацию программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в том числе переподготовки руководителей образовательных учреждений по специальности "менеджер образования".

 

Конкретные процедуры и механизмы  превращения образовательных организаций  в самостоятельно хозяйствующих  субъектов и введения практики нормативного подушевого финансирования должны быть апробированы на базе широкомасштабного эксперимента, который целесообразно провести в 1998/99 учебном году в ряде регионов и крупных городов с согласия соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Подготовку эксперимента, включая подготовку соответствующего положения и его согласование с региональными и местными органами управления, целесообразно начать в первом квартале 1998=года.

 

Субъектам Российской Федерации и  органам местного самоуправления рекомендуется принять участие в эксперименте и определить наиболее приемлемые для них сроки и условия перехода образовательных учреждений к самостоятельному хозяйствованию.

 

Начиная с 1999=г., целесообразно ввести целевые субвенции из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, предназначенные стимулировать увеличение ассигнований на общее образование и рост фактически исполняемого норматива финансирования. Право на получение субвенции будет обусловлено достижением в конкретном субъекте Российской Федерации определенных уровней таких показателей, как доля ассигнований на образование в региональном бюджете, фактическое исполнение бюджета образования, прирост норматива бюджетного финансирования общеобразовательных школ. Конкретизацию условий получения субвенций, включая установление контрольных уровней перечисленных показателей, предстоит осуществить на основе консультаций с органами субъектов Российской Федерации. В соответствии с расчетами объем федеральных субвенций составит в 1999=v 2001 годах в среднем около 5 трлн. рублей в=год.

3.3. Финансирование образовательных  учреждений профессионального образования 

 

Учебные заведения профессионального  образования будут выполнять  следующие виды заказов (контрактов) на подготовку: государственный федеральный заказ, государственный региональный заказ, муниципальный заказ, заказы предприятий и организаций, заказы граждан.

 

Финансирование госзаказа образовательным  учреждениям должно осуществляться на основе нормативов в расчете на одного студента (учащегося), которые будут дифференцированы с учетом трудоемкости и капиталоемкости подготовки по различным специальностям. Финансирование будет производиться без разбивки выделяемых средств на отдельные предметные статьи.

 

В общий объем финансирования госзаказа будет входить стипендиальный фонд, принципы распределения которого рассматриваются в разделе 9.2.="Адресная социальная поддержка студентов и учащихся". В тоже время в нормативы финансирования госзаказа не включаются средства на инновации в сфере профессионального образования (инновационный фонд). Эти средства будут поступать образовательным учреждениям из федерального бюджета пропорционально объему получаемого ими государственного заказа.

 

Государственный заказ устанавливается  в объеме, обеспечивающем выполнение требований Федерального закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (не менее 170 студентов вузов на 10 тысяч человек населения). Заказ подлежит распределению между государственными учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования на конкурсной основе с учетом объективных ограничений территориальной мобильности учащихся.

 

В среднесрочной перспективе (2002=v 2005 гг.) предполагается сформировать условия  для участия в конкурсном распределении государственного заказа и негосударственных аккредитованных учебных заведений при условии усиления государственного контроля за качеством обучения.

 

Предполагается разработка Госкомстатом, Минэкономики, Минтрудом, Минфином и  Минобразованием России системы контрольных показателей структуры профессиональной подготовку оценки текущего и перспективного спроса на рынке труда. Минобразование России по согласованию с Минэкономики, Минфином и Минтрудом России определяет государственный план подготовки профессиональных кадров в территориальном разрезе, а также по уровням профессионального образования. После этого Минобразование России проводит конкурс учебных заведений с учетом их распределения по территории на выполнение государственного федерального заказа.

 

Норматив бюджетного финансирования высших учебных заведений в краткосрочной  перспективе определяется возможностями  федерального бюджета, а в среднесрочной=v будет постепенно приближаться к  объективно обоснованному нормативу  потребности. К 2001=г. норматив бюджетного финансирования должен достигнуть 5,15=млн.=руб. в=год против 4,6=млн.=руб. в=1997=г. в сопоставимых ценах (для дневной формы обучения). При этом удастся увеличить среднюю заработную плату профессорско-преподавательского персонала вузов, выплачиваемую за счет бюджета, на 24,8=процента. С учетом внебюджетного финансирования ожидаемое увеличение средней заработной платы к=2001=году составит около 54,5=процента.

 

Субъектам Российской Федерации и  органам местного самоуправления рекомендуется развивать систему региональных и муниципальных заказов.

 

Государственный региональный заказ  будет охватывать основную часть  начальной и средней профессиональной подготовки, а также определенную долю высшего профессионального  образования. Он должен определяться соответствующими органами субъектов Российской Федерации. Рекомендуется вырабатывать эти предложения на основе консультаций с представителями работодателей, образовательных учреждений и других заинтересованных организаций. Региональный заказ на подготовку специалистов финансируется из регионального бюджета.

 

Уже в краткосрочной перспективе  будет обеспечено постепенное увеличение нормативов финансирования государственных  заказов в расчете на одного студента (учащегося). Вместе с тем в настоящее время еще не представляется возможным включить в эти нормативы оплату коммунальных услуг в полном размере (что потребовало бы роста федеральных ассигнований на образование в полтора раза). В этих условиях в оплате коммунальных услуг важную роль должны играть внебюджетные средства, привлекаемые образовательными учреждениями с помощью соответствующих льгот.

 

Заказ со стороны предприятий и  организаций может иметь форму  долгосрочных контрактов с учебными заведениями на подготовку и переподготовку кадров. В рамках контракта предприятие оплачивает весь цикл обучения определенной группы учащихся, получая тем самым право отбирать для стажировок и найма студентов и учащихся старших курсов, а также заказывать необходимые специальные курсы и циклы обучения с учетом имеющихся потребностей.

 

Объем финансирования подготовки в  случае заключения договоров с предприятиями  и физическими лицами определяется самим учебным заведением и не регламентируется органами управления образованием. Учебное заведение  также самостоятельно организует конкурсный отбор абитуриентов на места, обеспеченные указанным финансированием.

3.4. Общесистемные организационно-экономические  меры 

 

В системе целенаправленно выделяются средства для поддержки инноваций:

 

в профессиональном образовании в размере до 10=процентов от расходов федерального бюджета на образование (инновационный фонд). 50=процентов средств инновационного фонда будут находиться в распоряжении Минобразования России, а 50=процентов=v в непосредственном распоряжении вузов;

 

в общем образовании, начиная с 1999=г., в размере не менее 5=процентов расходов федерального бюджета на образование.

 

Кроме того, должны аккумулироваться средства для информационного обеспечения  образовательного процесса (поддержка  библиотек, создание компьютерных сетей и систем).

Информация о работе Концепции реформирования системы образования