Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:12, реферат
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.
Предлагается ежегодно утверждать нормативы бюджетного финансирования на одного обучающегося (в том числе при вечерней или заочной форме обучения) и нормативы дополнительного финансирования специальных образовательных программ (на уровне соответствующего бюджета).
Учитывая реальные бюджетные ограничения,
первоначально нормативы
В краткосрочной перспективе (1998=v
2001=гг.) для реформирования организационно-экономической
и управленческой составляющих системы
образования предлагаются меры, направленные
на оптимизацию использования
В среднесрочной перспективе (2002=v
2005=гг.) в полном объеме должны быть
реализованы меры, направленные на
структурную перестройку
3.2. Основные принципы
Для стабилизации экономического положения
системы общеобразовательных
Подушевое финансирование будет осуществляться на основе норматива бюджетного финансирования, который в краткосрочной перспективе определяется возможностями региональных и местных бюджетов, а в среднесрочной=v будет приближен к объективно обоснованному нормативу потребностей. К 2001 году норматив бюджетного финансирования должен достигнуть 3,0 млн. рублей в год против 1,8 млн. рублей в 1997 г. в сопоставимых ценах. При этом удастся увеличить среднюю заработную плату учителей как минимум на 53 процента при сохранении неизменной в этот период численности педагогического корпуса и сложившейся наполняемости классов.
В 1998 г. будет проведен эксперимент
по переводу общеобразовательных школ
на нормативное подушевое
Принцип подушевого финансирования непосредственно неприменим к малокомплектной сельской школе, к сельской школе с малой численностью учащихся, к малокомплектной школе в городах в тех случаях, когда такая школа остается единственной в пределах транспортной досягаемости для определенного контингента учащихся. В указанных случаях, а также для детских домов и интернатов, спецшкол и специальных профтехучилищ для детей с противоправным поведением, для учреждений системы специального образования детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, для системы дошкольного и дополнительного внешкольного образования должен быть предусмотрен особый порядок их нормативного финансирования. Федеральные нормативы подушевого финансирования предстоит ежегодно устанавливать в федеральном законе о бюджете.
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется при наличии соответствующих возможностей устанавливать нормативы финансирования на уровне, превышающем федеральный, имея в виду покрытие дополнительных расходов за счет собственных бюджетных средств.
Регистрация образовательных учреждений в качестве юридических лиц и передача им от органов управления прав бюджетополучателей позволит:
превратить образовательные
более четко разграничить права
и обязанности органов
существенно расширить возможности
образовательных учреждений в привлечении
внебюджетных средств, стимулировать
благотворительные
упорядочить и сделать "прозрачной" практику использования внебюджетных, в том числе родительских, средств на дополнительные образовательные услуги и на развитие материальной базы (сверх государственных нормативов).
Статус юридического лица получат
все образовательные
Конкретные процедуры и
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется принять участие в эксперименте и определить наиболее приемлемые для них сроки и условия перехода образовательных учреждений к самостоятельному хозяйствованию.
Начиная с 1999=г., целесообразно ввести целевые субвенции из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, предназначенные стимулировать увеличение ассигнований на общее образование и рост фактически исполняемого норматива финансирования. Право на получение субвенции будет обусловлено достижением в конкретном субъекте Российской Федерации определенных уровней таких показателей, как доля ассигнований на образование в региональном бюджете, фактическое исполнение бюджета образования, прирост норматива бюджетного финансирования общеобразовательных школ. Конкретизацию условий получения субвенций, включая установление контрольных уровней перечисленных показателей, предстоит осуществить на основе консультаций с органами субъектов Российской Федерации. В соответствии с расчетами объем федеральных субвенций составит в 1999=v 2001 годах в среднем около 5 трлн. рублей в=год.
3.3. Финансирование
Учебные заведения профессионального образования будут выполнять следующие виды заказов (контрактов) на подготовку: государственный федеральный заказ, государственный региональный заказ, муниципальный заказ, заказы предприятий и организаций, заказы граждан.
Финансирование госзаказа
В общий объем финансирования госзаказа будет входить стипендиальный фонд, принципы распределения которого рассматриваются в разделе 9.2.="Адресная социальная поддержка студентов и учащихся". В тоже время в нормативы финансирования госзаказа не включаются средства на инновации в сфере профессионального образования (инновационный фонд). Эти средства будут поступать образовательным учреждениям из федерального бюджета пропорционально объему получаемого ими государственного заказа.
Государственный заказ устанавливается в объеме, обеспечивающем выполнение требований Федерального закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (не менее 170 студентов вузов на 10 тысяч человек населения). Заказ подлежит распределению между государственными учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования на конкурсной основе с учетом объективных ограничений территориальной мобильности учащихся.
В среднесрочной перспективе (2002=v 2005 гг.) предполагается сформировать условия для участия в конкурсном распределении государственного заказа и негосударственных аккредитованных учебных заведений при условии усиления государственного контроля за качеством обучения.
Предполагается разработка Госкомстатом, Минэкономики, Минтрудом, Минфином и Минобразованием России системы контрольных показателей структуры профессиональной подготовку оценки текущего и перспективного спроса на рынке труда. Минобразование России по согласованию с Минэкономики, Минфином и Минтрудом России определяет государственный план подготовки профессиональных кадров в территориальном разрезе, а также по уровням профессионального образования. После этого Минобразование России проводит конкурс учебных заведений с учетом их распределения по территории на выполнение государственного федерального заказа.
Норматив бюджетного финансирования
высших учебных заведений в
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется развивать систему региональных и муниципальных заказов.
Государственный региональный заказ
будет охватывать основную часть
начальной и средней
Уже в краткосрочной перспективе будет обеспечено постепенное увеличение нормативов финансирования государственных заказов в расчете на одного студента (учащегося). Вместе с тем в настоящее время еще не представляется возможным включить в эти нормативы оплату коммунальных услуг в полном размере (что потребовало бы роста федеральных ассигнований на образование в полтора раза). В этих условиях в оплате коммунальных услуг важную роль должны играть внебюджетные средства, привлекаемые образовательными учреждениями с помощью соответствующих льгот.
Заказ со стороны предприятий и организаций может иметь форму долгосрочных контрактов с учебными заведениями на подготовку и переподготовку кадров. В рамках контракта предприятие оплачивает весь цикл обучения определенной группы учащихся, получая тем самым право отбирать для стажировок и найма студентов и учащихся старших курсов, а также заказывать необходимые специальные курсы и циклы обучения с учетом имеющихся потребностей.
Объем финансирования подготовки в случае заключения договоров с предприятиями и физическими лицами определяется самим учебным заведением и не регламентируется органами управления образованием. Учебное заведение также самостоятельно организует конкурсный отбор абитуриентов на места, обеспеченные указанным финансированием.
3.4. Общесистемные организационно-
В системе целенаправленно
в профессиональном образовании в размере до 10=процентов от расходов федерального бюджета на образование (инновационный фонд). 50=процентов средств инновационного фонда будут находиться в распоряжении Минобразования России, а 50=процентов=v в непосредственном распоряжении вузов;
в общем образовании, начиная с 1999=г., в размере не менее 5=процентов расходов федерального бюджета на образование.
Кроме того, должны аккумулироваться
средства для информационного
Информация о работе Концепции реформирования системы образования