Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация
Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.
На основе собираемой информации публикуются оценки наличия разных природных ресурсов как по отдельным странам, так и по миру в целом. К сожалению, объективным оценкам состояния природных ресурсов во многих странах и в России мешает отсутствие официальных данных о запасах многих важных видов этих ресурсов. Таким оценкам мешает до сих пор отсутствие единой и общепринятой методологии экономической оценки природных богатств страны для общей оценки в денежном выражении имеющегося природного потенциала нашей страны.
Разработку методов
получения денежных обобщающих оценок
всего комплекса природных
Среди разработанных методов денежной оценки таких ресурсов можно выделить два принципиальных подхода – затратный метод по совокупности произведенных затрат на вовлечение природных ресурсов в хозяйственную деятельность, а также по величине ренты, которую можно получить от использования такого ресурса в будущем.
Понятие трудовой
потенциал национальной экономики,
роль и значение трудового потенциала
в национальной
В экономическом и социальном развитии национальной экономики России в качестве одного из определяющих факторов выступает трудовой потенциал.
Трудовой потенциал – это обобщающая характеристика меры и качества совокупных способностей к труду трудоспособного населения по участию в общественно полезной деятельности.
Особую роль в развитии национальной экономики играет качество трудового потенциала.
Качество трудового
потенциала – понятие относительное.
Оно раскрывается в параметрах и компонентах трудового
потенциала и проявляется в показателе
качества трудоспособного населения,
трудовых ресурсов, совокупного работника
или рабочей силы. Качественные характеристики
трудового потенциала могут быть раскрыты
при помощи совокупности демографических,
медико-биологических, профессионально-
Мерой качества трудового
потенциала выступает степень сбалансированности
профессионально-
Количественная сторона трудового потенциала определяется демографическими факторами (естественный прирост, состояние здоровья, подвижность и т.д.) Трудовой потенциал количественно характеризуется трудоспособным населением в его активном возрасте, т.е. ресурсами труда, которыми располагает национальная экономика в каждый данный период.
Следует отметить, что показатель «население» представляет собой среднегодовую численность населения, полученную в результате частных подсчетов, каждый из которых относится к определенному моменту.
Для стран с рыночной экономикой население представляет интерес в трех основных аспектах:
Особую роль в развитии национальной экономики играют высокопрофессиональные кадры и социальная среда.
Состав и структура трудового потенциала, проблемы занятости населения и пути их решения.
Анализ состава трудового потенциала позволяет определить, из каких групп он состоит и в каком соотношении эти группы представлены.
Как и всякая сложная система, население может быть описано несколькими структурами в соответствии с тем, по каким признакам выделены группы людей. В условиях формирования рыночных отношений наиболее важными представляются следующие структуры населения:
-поселенческая;
-демографическая (
-этническая (национальная);
-социальная;
-образовательно-
Поселенческая структура отражает распределение жителей по населенным пунктам разных типов и размеров, в первую очередь по городским и сельским поселениям (урбанистическая структура).
Демографическая структура – распределение населения по полу и возрасту (половозрастная структура), а также по семьям разного состава и размера (семейная структура).
Этническая (национальная) структура – распределение населения по национальностям (по этнической принадлежности)
Социальная структура – распределение населения по социальным группам (слоям).
Образовательно-
Важное значение имеют показатели динамики населения страны. Речь идет об устойчивых тенденциях роста населения.
Уменьшение числа жителей страны, региона говорит о стагнации экономической жизни, о деградации населенных пунктов, старении населения.
Рост населения страны, региона, наоборот, как правило, свидетельствует о восходящем, прогрессивном развитии страны.
Соотношение численности населения различных регионов страны с формирующейся рыночной экономикой – одна из главных характеристик любого государства, особенно такого контрастного, как Россия, занимающая третью часть земной поверхности. Особенностью размещения населения России являются наличие различных типов заселения территории, резкие контрасты в плотности населения.
На Крайнем Севере России, занимающем 2/3 ее территории, проживает лишь 1/15 населения – около 10 млн. человек
Большую часть европейской территории России, юг Сибири и Дальнего Востока занимает зона сплошного заселения. Эта полоса, занимая 1/3 территории, сосредотачивает более 93% населения России.
В экономике занята лишь часть трудовых ресурсов. Это зависит от уровня безработицы, но еще более от доли населения, занятого в домашнем и личном подсобном хозяйстве, которая сохраняется высокой в традиционных аграрных обществах с высокой рождаемостью, где не очень принято, чтобы женщины работали вне дома. В целом по России занятые в экономике составляют 81% населения в трудоспособном возрасте и 46% всего населения.
Один из показателей состояния трудовых ресурсов в регионе – текучесть рабочей силы. В среднем по России ежегодно увольняется и поступает на работу каждый четвертый-пятый работник. Данная проблема может быть решена за счет увеличения стабильности в обществе и улучшения социально-экономических условий жизни населения.
Тема 5. Государственное регулирование национальной
экономики в современных условиях.
Понятие «государственное регулирование»,
его значение, особенности
Опыт проведения рыночных
реформ в большинстве случаев
доказал, что рыночный механизм не в
состоянии разрешить все
Во-первых, уже в период
свободной конкуренции значител
Во-вторых, усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы. Формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д.
Экономическая политика государства – это составное звено и необходимый элемент рыночной системы.
Государственное вмешательство в экономику является объективно-необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика, или командно-административная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В новых, рыночных условиях хозяйствования такая система оказалась малоэффективной.
В рыночной экономике перед правительством не стоит задачи непосредственной организации производства всех товаров и распределение всех ресурсов. В рыночном хозяйстве регулирующие функции государства имеют большое значение. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений. В целом, государство реализует политические, экономические и социальные принципы сообщества граждан страны. Оно активно участвует в формировании макро и микроэкономических процессов.
В условиях рынка государственное
регулирование экономики
Государственное регулирование
экономики – это
Цели государственного
регулирования
Генеральными целями государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Наряду с этим существует большое количество конкретных целей, без осуществления которых они не могут быть достигнуты. К таким целям относятся:
Все эти цели взаимосвязаны. Цели бывают количественными – в абсолютных или относительных показателях (например, сокращение числа зарегистрированных безработных до 1 млн. человек, или на 15%) и качественными (повышение национальной конкурентоспособности, улучшение уровня образования или снижение загрязнения окружающей среды).
По времени, необходимому для их достижения, цели могут быть краткосрочными (до одного года – стимулирование экспорта путем девальвации национальной валюты), среднесрочными (3-5 лет – создание в стране производственных мощностей по выпуску компьютеров) и долгосрочными (свыше 5 лет).
Цели государственного регулирования экономики по их характеру можно разделить на следующие:
Часто одна цель не может быть достигнута, пока не будет выполнена другая, т.е. одна цель будет предварительной по отношению к другой.
Конкретные частные цели могут служить опосредованными для достижения других, более высоких с точки зрения текущего момента целей.
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»