Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

На основе собираемой информации публикуются оценки наличия  разных природных ресурсов как по отдельным странам, так и по миру в целом. К сожалению, объективным оценкам состояния природных ресурсов во многих странах и в России мешает отсутствие официальных данных о запасах многих важных видов этих ресурсов. Таким оценкам мешает до сих пор отсутствие единой и общепринятой методологии экономической оценки природных богатств страны для общей оценки в денежном выражении имеющегося природного потенциала нашей страны.

Разработку методов  получения денежных обобщающих оценок всего комплекса природных ресурсов длительное время сдерживала недостаточность теоретических обоснований таких методов. Большинство производимых оценок использовалось для определения как стоимости имеющегося ресурса, так и доходов, которые можно получать в будущем от их использования.

Среди разработанных  методов денежной оценки таких ресурсов можно выделить два принципиальных подхода – затратный метод  по совокупности произведенных затрат на вовлечение природных ресурсов в хозяйственную деятельность, а также по величине ренты, которую можно получить от использования такого ресурса в будущем.

 

Понятие трудовой потенциал национальной экономики,                               роль и значение трудового потенциала в национальной                             экономике России.

В экономическом и  социальном развитии национальной экономики  России в качестве одного из определяющих факторов выступает трудовой потенциал.

Трудовой потенциал  – это обобщающая характеристика меры и качества совокупных способностей к труду трудоспособного населения по участию в общественно полезной деятельности.

Особую роль в развитии национальной экономики играет качество трудового потенциала.

Качество трудового  потенциала – понятие относительное. Оно раскрывается в параметрах и компонентах трудового потенциала и проявляется в показателе качества трудоспособного населения, трудовых ресурсов, совокупного работника или рабочей силы. Качественные характеристики трудового потенциала могут быть раскрыты при помощи совокупности демографических, медико-биологических, профессионально-квалификационных, идейно-политических, нравственных и научно-технических признаков.

Мерой качества трудового  потенциала выступает степень сбалансированности профессионально-квалификационных характеристик совокупного работника с требованиями динамично развивающихся рыночных отношений национальной экономики.

Количественная сторона  трудового потенциала определяется демографическими факторами (естественный прирост, состояние здоровья, подвижность и т.д.) Трудовой потенциал количественно характеризуется трудоспособным населением в его активном возрасте, т.е. ресурсами труда, которыми располагает национальная экономика в каждый данный период.

Следует отметить, что  показатель «население» представляет собой среднегодовую численность населения, полученную в результате частных подсчетов, каждый из которых относится к определенному моменту.

Для стран с рыночной экономикой население представляет интерес в трех основных аспектах:

  • во-первых, из него в основном будут формироваться кадры, которые будут задействованы в рыночной экономике;
  • во-вторых, из него сложится контингент потребителей товаров и услуг;
  • в-третьих, оно образует ту социальную среду, в которой будет разворачиваться деятельность в условиях рыночных отношений.

Особую роль в развитии национальной экономики играют высокопрофессиональные кадры и социальная среда.

 

Состав и структура  трудового потенциала, проблемы                                     занятости населения и пути их решения.

Анализ состава трудового  потенциала позволяет определить, из каких групп он состоит и в  каком соотношении эти группы представлены.

Как и всякая сложная  система, население может быть описано  несколькими структурами в соответствии с тем, по каким признакам выделены группы людей. В условиях формирования рыночных отношений наиболее важными представляются следующие структуры населения:

-поселенческая;

-демографическая (половозрастная  и семейная);

-этническая (национальная);

-социальная;

-образовательно-квалификационная.

Поселенческая структура отражает распределение жителей по населенным пунктам разных типов и размеров, в первую очередь по городским и сельским поселениям (урбанистическая структура).

Демографическая структура – распределение населения по полу и возрасту (половозрастная структура), а также по семьям разного состава и размера (семейная структура).

Этническая (национальная) структура – распределение населения по национальностям (по этнической принадлежности)

Социальная структура – распределение населения по социальным группам (слоям).

Образовательно-квалификационная структура отражает соотношение групп населения с различным уровнем образования и квалификации.

Важное значение имеют  показатели динамики населения страны. Речь идет об устойчивых тенденциях роста населения.

Уменьшение числа жителей  страны, региона говорит о стагнации  экономической жизни, о деградации населенных пунктов, старении населения.

Рост населения страны, региона, наоборот, как правило, свидетельствует о восходящем, прогрессивном развитии страны.

Соотношение численности  населения различных регионов страны с формирующейся рыночной экономикой – одна из главных характеристик  любого государства, особенно такого контрастного, как Россия, занимающая третью часть земной поверхности. Особенностью размещения населения России являются наличие различных типов заселения территории, резкие контрасты в плотности населения.

На Крайнем Севере России, занимающем 2/3 ее территории, проживает  лишь 1/15 населения – около 10 млн. человек 

Большую часть европейской  территории России, юг Сибири и Дальнего Востока занимает зона сплошного заселения. Эта полоса, занимая 1/3 территории, сосредотачивает более 93% населения России.

В экономике занята лишь часть трудовых ресурсов. Это зависит  от уровня безработицы, но еще более от доли населения, занятого в домашнем и личном подсобном хозяйстве, которая сохраняется высокой в традиционных аграрных обществах с высокой рождаемостью, где не очень принято, чтобы женщины работали вне дома. В целом по России занятые в экономике составляют 81% населения в трудоспособном возрасте и 46% всего населения.

Один из показателей  состояния трудовых ресурсов в регионе  – текучесть рабочей силы. В среднем по России ежегодно увольняется и поступает на работу каждый четвертый-пятый работник. Данная проблема может быть решена за счет увеличения стабильности в обществе и улучшения  социально-экономических условий жизни населения.

 

Тема 5. Государственное регулирование национальной       

   экономики в современных условиях.

 

Понятие «государственное регулирование»,

его значение, особенности

Опыт проведения рыночных реформ в большинстве случаев  доказал, что рыночный механизм не в  состоянии разрешить все проблемы экономического развития. Причин этому несколько:

Во-первых, уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: энергетического комплекса; железных дорог; социальной инфраструктуры и т.д.

Во-вторых, усиление межгосударственной  интеграции на основе разделения труда ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы. Формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д.

Экономическая политика государства – это составное  звено и необходимый элемент рыночной системы.

Государственное вмешательство  в экономику является объективно-необходимым  для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика, или командно-административная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В новых, рыночных условиях хозяйствования такая система оказалась малоэффективной.

В рыночной экономике  перед правительством не стоит задачи непосредственной организации производства всех товаров и распределение всех ресурсов. В рыночном хозяйстве регулирующие функции государства имеют большое значение. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений. В целом, государство реализует политические, экономические и социальные принципы сообщества граждан страны. Оно активно участвует в формировании макро и микроэкономических процессов.

В условиях рынка государственное  регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Государственное регулирование  экономики – это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия Правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

 

Цели государственного регулирования                                                              национальной экономики.

Генеральными целями государственного регулирования экономики  является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование  существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Наряду с этим существует большое количество конкретных целей, без осуществления которых они не могут быть достигнуты. К таким целям относятся:

  • Совершенствование структуры народного хозяйства;
  • Выравнивание экономического цикла;
  • Стабилизация денежного обращения;
  • Развитие конкуренции;
  • Внешнеэкономическое равновесие;
  • Поддержание нормальной занятости;
  • Стабильность цен;
  • Обеспечение социального мира;
  • Защита, улучшение окружающей среды и др.

Все эти цели взаимосвязаны. Цели бывают количественными – в  абсолютных или относительных показателях (например, сокращение числа зарегистрированных безработных до 1 млн. человек, или на 15%) и качественными (повышение национальной конкурентоспособности, улучшение уровня образования или снижение загрязнения окружающей среды).

По времени, необходимому для их достижения, цели могут быть краткосрочными (до одного года – стимулирование экспорта путем девальвации национальной валюты), среднесрочными (3-5 лет – создание в стране производственных мощностей по выпуску компьютеров) и долгосрочными (свыше 5 лет).

Цели государственного регулирования экономики по их характеру  можно разделить на следующие:

  • Цели, направленные на сохранение существующего положения: поддержание нормальной занятости, стабильности денежного обращения; на отраслевом и региональном уровнях – поддержание попавших в тяжелое положение отрасли, района или крупной фирмы, от которой зависит положение в районе;
  • Цели, стимулирующие прогрессивные процессы, происходящие в экономике, но которые желательно ускорить. Например, развитие отраслей высокой технологии, определенных научных исследований, заселение относительно менее развитых районов.
  • Цели, направленные на внедрение в экономику новых форм деятельности – стимулирование лизинга оборудования, создание принципиально новых энергетических установок;
  • Цели нейтральные, косвенно влияющие на осуществление главных целей: создание новых научно-исследовательских и образовательных центров, помощь мелким и средним предпринимателям, проведение национальных выставок за рубежом.

Часто одна цель не может быть достигнута, пока не будет выполнена другая, т.е. одна цель будет предварительной по отношению к другой.

Конкретные частные  цели могут служить опосредованными  для достижения других, более высоких с точки зрения текущего момента целей.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»