Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация
Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.
Одна цель может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации.
Некоторые цели государственного
регулирования экономики
Существуют взаимоисключающие цели, не допускающие компромиссов между собой. Так поощрение централизации капитала и создание картелей исключает поддержание свободной конкуренции.
Задача специалистов – определить максимум положительного эффекта в период осуществления цели и минимум нежелательных последствий. Эти точки максимума положительного и минимума отрицательного эффекта и являются возможными границами государственного экономического регулирования.
Денежно-кредитное
регулирование национальной
Экономический арсенал средств государственного регулирования подразделяется на денежно-кредитные и бюджетные. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики и одновременно его объектом является государственный сектор.
Осуществляют денежно-
Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, автономных округах и органы федерального казначейства составляют единую систему органов государственного управления финансами.
Основными задачами Министерства финансов являются:
Совершенствование государственного
регулирования социально-
Министерство экономики выполняет следующие функции:
Денежно-кредитные средства – это наиболее известные инструменты в истории регулирования рыночных отношений
Сущность государственного регулирования с помощью денежных инструментов заключается в количественном изменении предложения свободных денег и изменении «цены кредита» – процента, определяющего спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов, т.е. в формировании предложения кредитных средств. Все перечисленные средства оказывают прямое и косвенное воздействие на экономику.
Денежно-кредитные средства можно подразделить на следующие виды: эмиссия денег, изменения банковской учетной ставки, количественное ограничение кредита, изменения обязательных минимальных резервов в банках, операции государств на открытом рынке.
Эмиссия денег предназначена:
К функциям центрального банка относятся установление и изменение учетной ставки (дисконта) и ломбардного процента. Исторически банковский процент складывается под влиянием соотношения спроса и предложения ссудного капитала. Низкий уровень процентных ставок стимулирует спрос на кредиты и ведет к оживлению хозяйственной активности, высокий, наоборот, снижает ее.
Количественное ограничение кредита преследует те же цели, что и изменение учетной ставки центральным банком, но проводится частично административными средствами.
Количественные ограничения кредита – это установление предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и примет под залог ценные бумаги коммерческих банков.
Суть обязательных минимальных резервов состоит в том, что государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть депонированных у них средств на счетах центрального банка. Центральный банк периодически изменяет нормы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке направлены на изменение предложения ссудного капитала в стране путем скупки ценных бумаг центральным банком.
Указанные инструменты применяются в сочетании с бюджетными средствами государственного регулирования экономики.
Государственный бюджет и его значение.
Государственные финансы являются главным комплексным средством государственного регулирования экономики. Они состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП.
Основная часть доходов расходов осуществляется через государственный бюджет.
Доходная часть бюджета – это налоги и сборы. Они являются главными инструментами государственного регулирования.
Государственный бюджет – годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
В зависимости от административно-
Основные статьи бюджетных расходов: социальные услуги, расходы на военные, хозяйственные, административно-управленческие цели, а также платежи по государственному долгу.
Непосредственные расходы бюджета на хозяйственные цели осуществляются в виде государственных кредитов, субсидий и поручительств.
Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит от относительных размеров расходуемых средств (их доли в ВВП), структуры и эффективности этих расходов. Особенно сложные проблемы возникают у государства в связи с ростом внешней задолженности. Чем большая доля поступлений от внешнеэкономической деятельности идет на платежи по долгам, тем труднее получать новые иностранные займы. Зависимость от иностранных кредитов подрывает национальный суверенитет страны.
Одной из самых сложных функций государственного регулирования экономики является нахождение оптимального сочетания инструментов регулирования для достижения конкретных целей.
Налоговое регулирование национальной экономики.
Доходная часть бюджета (налоги, сборы и др.) является инструментом государственного регулирования. Налоги имеют следующие функции:
Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере его возрастания.
Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи и окружающая среда.
Регулирующая функция
налогов заключается в
Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов – обычный способ борьбы с «перегревом» конъюнктуры рынка. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать дополнительные или уменьшить существующие стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов, воздействовать на фонд потребления и на уровне цен.
Избрав либеральную
или протекционистскую
Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.
По мере усложнения и
совершенствования системы
Налоговое регулирование распространяется практически на все более конкретные экономические объекты. Задача государственных регулирующих органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц в желательном направлении. Для этого используются постоянно, временно или селективно предоставляемые налоговые льготы. В настоящее время распространены следующие виды налоговых льгот:
Особое место среди средств государственного регулирования экономики, относящихся к группе налоговых льгот, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала, которое является регулируемой со стороны государства основой самофинансирования хозяйственных субъектов.
Границы эффективности государственного регулирования экономики при помощи самофинансирования носят относительный характер. Они расширяются по мере возрастания национального дохода, совершенствования налоговой системы, увеличения доходов государственного бюджета.
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»