Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Одна цель может оказаться  временно более важной и подчинить  себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации.

Некоторые цели государственного регулирования экономики вступают между собой в противоречие, т.е. достижение одной цели может произойти только в ущерб другой. Так, например, борьба с инфляцией ведет к росту безработицы, и наоборот.

Существуют взаимоисключающие  цели, не допускающие компромиссов между собой. Так поощрение централизации капитала и создание картелей исключает поддержание свободной конкуренции.

Задача специалистов – определить максимум положительного эффекта в период осуществления цели и минимум нежелательных последствий. Эти точки максимума положительного и минимума отрицательного эффекта и являются возможными границами государственного экономического регулирования.

 

 Денежно-кредитное  регулирование национальной экономики.

Экономический арсенал  средств государственного регулирования  подразделяется на денежно-кредитные и бюджетные. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики и одновременно его объектом является государственный сектор.

Осуществляют денежно-кредитное  регулирование Министерство финансов, Центральный банк и другие правительственные учреждения.

Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, автономных округах и органы федерального казначейства составляют единую систему органов государственного управления финансами.

Основными задачами Министерства финансов являются:

  • разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
  • составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • обеспечение устойчивых государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка.
  • Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей.
  • Совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности.
  • Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных  средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Совершенствование государственного регулирования социально-экономических  процессов в ходе осуществления  рыночных преобразований в российской экономике Правительство Российской Федерации возложило на министерство экономики.

Министерство экономики  выполняет следующие функции:

  • Анализ текущей хозяйственной ситуации;
  • Обоснование перспективной социально-экономической политики, разработка макроэкономического прогноза и системы прогнозных финансовых балансов (национальных счетов).
  • Участие в подготовке государственного бюджета и формировании кредитной политики;
  • Формирование государственной инвестиционной политики;
  • Участие в формировании региональной политики и выработка рекомендаций по ее осуществлению.
  • Участие в разработке и реализации социальной политики с учетом экономических возможностей ее осуществления, и др.

Денежно-кредитные средства – это наиболее известные инструменты  в истории регулирования рыночных отношений

 Сущность государственного  регулирования с помощью денежных инструментов заключается в количественном изменении предложения свободных денег и изменении «цены кредита» – процента, определяющего спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов, т.е. в формировании предложения кредитных средств. Все перечисленные средства оказывают прямое и косвенное воздействие  на экономику.

Денежно-кредитные средства можно подразделить на следующие  виды: эмиссия денег, изменения банковской учетной ставки, количественное ограничение кредита, изменения обязательных минимальных резервов в банках, операции государств на открытом рынке.

Эмиссия денег предназначена:

  • для обеспечения экономики средствами обращения, платежа, накопления, мировыми деньгами для нормального ее функционирования – это главная функция.
  • Для покрытия дефицита государственного бюджета в критической ситуации, когда других источников его покрытия нет
  • Для оживления экономики путем вливания денежных средств, борьбы с ростом цен, сокращения этих вливаний – это регулирующая функция.

 

К функциям центрального банка относятся установление и изменение учетной ставки (дисконта) и ломбардного процента. Исторически банковский процент складывается под влиянием соотношения спроса и предложения ссудного капитала. Низкий уровень процентных ставок стимулирует спрос на кредиты и ведет к оживлению хозяйственной активности, высокий, наоборот, снижает ее.

Количественное ограничение  кредита преследует те же цели, что и изменение учетной ставки центральным банком, но проводится частично административными средствами.

Количественные ограничения кредита – это установление предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и примет под залог ценные бумаги коммерческих банков.

Суть обязательных минимальных резервов состоит в том, что государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть депонированных у них средств на счетах центрального банка. Центральный банк периодически изменяет нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке направлены на изменение предложения ссудного капитала в стране путем скупки ценных бумаг центральным банком.

Указанные инструменты  применяются в сочетании с  бюджетными средствами государственного регулирования экономики.

 

 Государственный  бюджет и его значение.

Государственные финансы  являются главным комплексным средством государственного регулирования экономики. Они состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП.

Основная часть доходов  расходов осуществляется через государственный бюджет.

Доходная часть бюджета  – это налоги и сборы. Они являются главными инструментами государственного регулирования.

Государственный бюджет – годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия.

В зависимости от административно-территориального деления страны бюджеты бывают центральными, территориальными и местными. Между ними существуют сложные соотношения по части разделения доходов по видам поступлений и идоле в них отдельных бюджетов, перераспределения доходов центральным между отдельными территориями, а также распределения видов расходов между центральным и местным бюджетами. Такие отношения называют бюджетный федерализм.

Основные статьи бюджетных  расходов: социальные услуги, расходы  на  военные, хозяйственные, административно-управленческие цели, а также платежи по государственному долгу.

Непосредственные расходы  бюджета на хозяйственные цели осуществляются в виде государственных кредитов, субсидий и поручительств.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит от относительных размеров расходуемых средств (их доли в ВВП), структуры и  эффективности этих расходов. Особенно сложные проблемы возникают у государства в связи с ростом внешней задолженности. Чем большая доля поступлений от внешнеэкономической деятельности идет на платежи по долгам, тем труднее получать новые иностранные займы. Зависимость от иностранных кредитов подрывает национальный суверенитет страны.

Одной из самых сложных  функций государственного регулирования  экономики является нахождение оптимального сочетания инструментов регулирования для достижения конкретных целей.

 

Налоговое регулирование  национальной экономики.

Доходная часть бюджета (налоги, сборы и др.) является инструментом государственного регулирования. Налоги имеют следующие функции:

  • обеспечение финансирования государственных расходов;
  • поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства между реальными доходами отдельных социальных групп населения – социальная функция;
  • регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления. Внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и др. – регулирующая функция.

Принцип взимания налогов  в зависимости от способности  налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере его возрастания.

Основными объектами  государственного регулирования экономики  при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, отраслевая и  региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи и окружающая среда.

Регулирующая функция  налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых льгот – освобождении от налогов частей прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.

Глобальное понижение  налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов – обычный способ борьбы с «перегревом» конъюнктуры рынка. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать дополнительные или уменьшить существующие стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов, воздействовать на фонд потребления и на уровне цен.

Избрав либеральную  или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая в ответ от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины – вариант косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за ними и отечественных товаров, снижению внешнеторгового оборота.

Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

По мере усложнения и  совершенствования системы государственного регулирования экономики налоги все больше использовались для регулирования отраслевой и региональной структур народного хозяйства. Налоговая система в последнее время становится все более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственной экономической политики. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, научные исследования и внедрение их достижений, создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.

Налоговое регулирование  распространяется практически на все  более конкретные экономические  объекты. Задача государственных регулирующих органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц в желательном направлении. Для этого используются постоянно, временно или селективно предоставляемые налоговые льготы. В настоящее время распространены следующие виды налоговых льгот:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога, например затраты на НИОКР;
  • освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, например ветеранов войны.;
  • снижение налоговых ставок;
  • вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
  • налоговый кредит (отсрочка уплаты налогов без начисления процента);
  • полный или частичный возврат налогов (например, возврат НДС экспортеру).

Особое место среди  средств государственного регулирования  экономики, относящихся к группе налоговых льгот, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала, которое является регулируемой со стороны государства основой самофинансирования хозяйственных субъектов.

Границы эффективности  государственного регулирования экономики при помощи самофинансирования носят относительный характер. Они расширяются по мере возрастания национального дохода, совершенствования налоговой системы, увеличения доходов государственного бюджета.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»