Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация
Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.
Антимонопольное регулирование экономической деятельности.
Уровень развития рыночной
конкуренции находится в
Высокая степень монополизации, доставшаяся переходной экономике в наследство от административно-командной системы ослабляет рыночную конкуренцию. В этих условиях важнейшими факторами развития конкуренции и эффективного функционирования рынка является проведение целенаправленной антимонопольной политики.
В рамках такой политики
можно выделить два основных направления:
демонополизацию и регулировани
Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение) роста степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение включает:
Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. Запрещаются в том числе, соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному ограничению конкуренции. Названные ограничения вступают в силу только при наличии «доминирующего» положения одной или нескольких договаривающихся фирм. Согласно российскому антимонопольному законодательству, положение фирм может быть признано доминирующим, только если их доля на рынке соответствующего товара превышает 35%. По мнению многих экономистов, этот критерий (35%) для определения доминирующего положения на рынке чрезвычайно высок, что снижает действенность политики демонополизации. Фактически закон предоставляет возможность явно монополистическим структурам, концентрирующим в своих руках до трети рынка соответствующего товара, беспрепятственно совершать действия (слияния, соглашения и т.д.), направленные на ограничение конкуренции. Отметим для сравнения, что антимонопольное законодательство США запрещает слияния и соглашения об установлении цен фирмами, совокупная рыночная доля которых превышает 15%. Вертикальные слияния фирм не допускаются, если доля хотя бы одной из них на соответствующем рынке превышает 10%.
Решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательской монополии, в странах с развитой рыночной экономикой принимаются исключительно редко. В переходной экономике роль данной формы политики демонополизации намного выше.
Политика содействия конкуренции направлена на развитие конкурентной среды в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в облегчении доступа иностранных фирм на монополизированные рынки. Средствами осуществления политики содействия конкуренции являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки, налоговые льготы и т.д.
Традиционным объектом государственного регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна структура может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм. На общенациональном уровне к естественным монополиям можно отнести, например, энергетическую систему, железные дороги и нефтегазопроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт.
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике – государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а так же основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Иные принципы лежат
в основе регулирования
Опыт западных стран показывает, что централизованное регулирование цен, как правило, блокирует действия конкурентного ценового механизма, препятствует нормальной работе рынка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать ценовое регулирование как универсальное средство антимонопольной политики. За пределами сферы естественных монополий оно допустимо лишь в очень ограниченном секторе экономики, а именно там, где наблюдается наиболее высокая степень монополизации рынка и не удается эффективно уменьшить ущерб для общества от злоупотребления монопольной властью другими средствами антимонопольной политики.
Государственное
регулирование регионального
Для любой страны характерна относительная социально-экономическая дифференциация отдельных регионов. Она обусловлена многими факторами, в том числе культурно-историческими, природно-климатическими, ресурсно-сырьевыми, демографическими. Все это создает объективные условия для возникновения неравномерности в социально-экономическом развитии регионов.
Особенно значительны различия регионов Российской Федерации по природным ресурсам, производственному потенциалу и по уровню доходов населения. На это накладываются ошибки в региональной политике, усугубляющие объективно существующую дифференциацию в уровнях развития регионов.
Как отмечают исследователи, сегодня разрыв в благосостоянии отдельных регионов достигает более, чем 30-кратного размера. При этом разрыв между наименее обеспеченными и наиболее обеспеченными регионами за последние годы увеличился. Кризисно неустойчивое положение российской экономики, которое выражается в процессах деградации системы управления производством, автономизации регионов, дифференциации их социально-экономического положения и отсутствии четко сформулированной стратегии региональной политики, требует пристального внимания к этим проблемам не только органов управления, но и научной, и предпринимательской общественности.
В основу государственной
стратегии регионального
Указом президента № 803 от 3 июня 1996 года утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». В них под региональной политикой в Российской Федерации понимается «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а так же механизм их реализации.
Под регионами понимаются либо субъекты федерации, либо их объединения. Однако, такая трактовка границ регионов не совпадает с определением их сущности и не дает ответа на вопрос, чем являются другие территориальные образования, входящие в состав регионов (городские и сельские поселения, сельские районы и т.п.). Местное самоуправление, как отмечается в Положениях, призвано играть важную роль в региональной политике. Следовательно, муниципальные образования также являются объектами региональной политики и их следует рассматривать как ячейки региональной структуры общества.
В качестве субъекта региональной политики в Положениях указываются лишь органы государственной власти. Однако, со своими концепциями региональной политики могут выступать и выступают на практике различные общественные движения и партии. Реальное воплощение этой политики находится в руках государственной власти и органов местного самоуправления.
Важнейшее значение имеет определение целей региональной политики. Цели региональной политики можно подразделить на экономические, социальные, экологические, политические и другие. Региональная политика представляет собой региональный аспект различных видов общегосударственной политики, призванной учитывать специфику регионов.
Экономические цели региональной политики, возможно, определить как создание единого экономического пространства, как приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение.
Социальные цели региональной
политики характеризуются как выравниван
Экологические цели региональной политики формулируются как максимальное использование природно-климатических особенностей регионов и предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения.
В качестве6 политических
целей рассматриваются
К числу основных условий успешной реализации региональной политики можно отнести:
И региональная, и национальная политика нуждается в определенном механизме их реализации на практике. В качестве такого механизма выступает система управления, охватывающая элементы (кадры и технику управления, организационную структуру управленческих органов, определенную информационную базу), принципы, функции и методы управления. Если политика определяет цели развития, то управление обеспечивает средства их достижения. Применительно к региональной политике существуют свои специфические проблемы. К важнейшим из них относятся:
Решение управленческих проблем должно находить свое отражение в федеральных законах. Решения должны быть приняты в области бюджетно-налоговых отношений, по созданию механизмов финансового выравнивания, упорядочения заимствования средств на региональные расходы и т.п. Таким образом, как мы видим, без решения целого комплекса проблем невозможно строить целенаправленную региональную политику.
Социальная
политика страны, особенности,
Современная социальная политика, обеспечивая развитие и эффективное функционирование социальной сферы, должна создавать условия активизации населения для подъема своего благосостояния. Социальная политика государства на современном этапе должна приобретать новые черты и направления.
Во-первых, усиление адресности социальной поддержки наименее защищенных слоев населения.
Во-вторых, реальное обеспечение минимальных государственных гарантий в области доходов и потребления материальных благ, коммунально-бытовых и социально-культурных услуг (образование, здравоохранение, культура).
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»