Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)
  1. Указ Президента РФ от 18.08.96 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;
  2. Постановление Правительства РФ от 31.10.96 г. № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок».

В соответствии с п. 1 Указа  Президента РФ от 18.08.96 г. № 1209 под внешнеторговыми  бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами (работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности).

К внешнеторговым бартерным  сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств.

Вышеперечисленными нормативными документами было установлено, что  на таможенные органы возлагаются функции  контроля при совершении бартерных сделок, предусматривающих экспорт товаров.

С 01.11.96 г.  был  введен контроль за сроками исполнения и  стоимостной сбалансированностью бартерных контрактов.

Порядок его проведения регламентируется приказом ГТК России от 11.03.97 г. № 110 «Об особенностях осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации при совершении внешнеторговых бартерных сделок ».

На бартер распространены общие нормы валютного контроля за внешнеторговыми операциями. С 1999 г. сроки исполнения обязательств по импортной составляющей товарообменных операций ограничены 90 днями.  Порядок осуществления контроля за бартерными сделками предусматривает, что до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу РФ в счет исполнения указанных сделок, российские граждане обязаны оформить паспорт бартерной сделки (ПСб). ПСб заполняется по единой установленной форме.

Основными этапами контроля при таможенном оформлении внешнеторговых бартерных сделок являются следующие:

  • рассмотрение представляемых документов, необходимых для осуществления контроля за исполнением бартерных сделок;
  • проверка соответствия ПСб требованиям, предъявляемым к его форме, условиям договора, а также условий договора действующему законодательству;
  • проверка соответствия данных, заявленных в ГТД, информации, содержащейся в ПСб, условиям договора и информации из других имеющихся документов;
  • сверка соответствия оттиска печати организации, заверившей ПСб, образцам оттисков печатей, полученным из ГТК России;
  • проверка соответствия кода (3-й подраздел графы 20 ГТК) форме расчетов, предусмотренной договором.

По завершении таможенного  оформления бартерных поставок в  ГТК проставляются соответствующие  отметки. Копия ПСб и экземпляр  ГТД хранятся в делах таможенного органа в течение срока хранения ГТД. Информация о перемещении товаров через таможенную границу РФ в счет исполнения бартерных сделок, содержащаяся в ГТД, передается в ГТК РФ, где централизованно обрабатывается и анализируется. В случаях выявления нарушений исполнения бартерных контрактов при импорте товаров таможенная служба обязана информировать налоговые органы.

 

Тема 10.  Инвестиционный комплекс национальной экономики,                                   современное состояние и перспективы развития.

 

Понятие инвестиции, инвестиционные процессы

в национальной экономике.

Национальная экономика  любой страны для осуществления  воспроизводственного процесса требует определенного объема инвестиционных ресурсов. В условиях рыночной экономики многообразие форм собственности предопределяет различие подходов к поиску и использованию инвестиций в соответствии с целями и задачами государственной экономической политики. При этом инвестиционная политика как составная часть государственной экономической политики, должна базироваться на определении ее экономической сущности, структуры, форм осуществления и определения возможностей эффективного инвестирования в соответствии с поставленными целями.

Инвестиции – это  денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и других видов деятельности в целях получения доходов (прибыли) и достижения положительного социального эффекта.

Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

В условиях рыночной экономики  категория «инвестиционная деятельность» характеризуется следующими чертами:

  • связью инвестиций с получением дохода как мотива инвестиционной деятельности;
  • подходу к инвестициям как единству двух сторон: ресурсов (капитальные ценности) и вложений (затрат);
  • рассмотрение инвестиций  в динамике, что позволяет объединить ресурсы, вложения и отдачу вложенных средств как мотива данного объединения;
  • включение в состав объектов инвестирования любых вложений, дающих экономический (социальный) эффект.

Инвестиции определяются так же как процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты с учетом целевых установок инвесторов – получения дохода (эффекта).

В процессе воспроизводства  осуществляется постоянная трансформация  объекта инвестиций, отражающая его  двойственную структуру: ресурсы преобразуются во вложения, в результате использования вложений формируется доход, являющийся источником инвестиционных ресурсов следующего цикла.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые, посреднические организации, инвестиционные фонды) и другие участники инвестиционного процесса.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе  иностранные, а также государства и международные организации.

Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и  привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором между ними.

Объектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации являются:

-вновь создаваемые  и модернизируемые основные фонды  и оборотные средства во всех отраслях народного хозяйства;

-ценные бумаги (акции,  облигации и др.);

-целевые денежные  вклады;

-научно-техническая продукция и другие объекты собственности;

-имущественные права  и права на интеллектуальную  собственность.

Аналогичные объекты  включают и иностранные инвестиции, если они не противоречат законодательству РФ.

Иностранные инвесторы  имеют право осуществлять инвестирование на территории России посредством:

  • долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами РФ;
  • создания предприятий полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
  • приобретения предприятий, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также другого имущества, которое по законодательству РФ может принадлежать иностранным инвесторам
  • приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами;
  • приобретения займов, кредитов, имущества и других имущественных прав.

Инвестиции как  источник экономического роста.

Все вышеперечисленные  сферы инвестирования составляют инвестиционный потенциал страны, который складывается из суммы объективных предпосылок для инвестиций, зависящей как  от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их основных экономических характеристик.

Инвестиционный потенциал  национальной экономики страны характеризуется рядом показателей, и прежде всего количественными и качественными.

Характеристика с количественной стороны показывает возможные поступления инвестиций в экономику страны из основных источников инвестирования. Данная характеристика должна отражать объемы инвестиций в основные фонды производственного и непроизводственного назначения, объемы прямых и портфельных инвестиций, объемы поступления финансовых средств и объемы ввода в действие основных производственных фондов. Эта характеристика также отражает объемы предоставляемых кредитов на безвозвратной и возвратной основе.

За прошедшие 10 лет  в России значительно сократился объем инвестиций в экономику. Абсолютный уровень инвестиций в России с 1991 года снизился на 3/4, причем объем инвестиций производственного назначения – на 4/5  и в 1999 году составил 22% от уровня 1991 года.

По источникам финансирования основной объем инвестиций в основной капитал производят предприятия  – 83%, в том числе 20% за счет привлеченных средств. Более половины этих вложений приходится на федеральные естественные монополии. Это означает, что обрабатывающая промышленность испытывает острейший недостаток инвестиций при отсутствии внутренних источников накоплений.

Начиная с 1993 года доля затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий в общем объеме капитальных вложений постоянно снижались, а возрастала доля нового строительства, при котором значительны вложения в пассивную часть основного капитала.

Средний возраст производственного  оборудования в промышленности России за период с 1990 по 1998 г. увеличился более, чем на 50% и достиг почти 17 лет.

 Доля производственного  оборудования в возрасте до 5 лет упала в 90-х годах почти в 10 раз и снизилась в 1998 году до ничтожно малой величины, тогда как в 1990 г и раньше эта доля была доминирующей.

Доля оборудования с  возрастом от 16 до 20 лет увеличилась в 1,7 раза и соответственно с возрастом от 11 до 15 лет – в 1, 5 раза.

Доля оборудования старше 20 лет возросла почти в два раза и в 1998 г. впервые стала преобладающей.

Быстрое старение парка оборудование в промышленности в России ведет к увеличению доли оборудования, находящегося в критическом возрасте. Значительное количество машин и оборудования функционирует за пределами экономически оправданного времени.

Чтобы обновить производственный капитал, повысить его конкурентоспособность и технический уровень, необходимы большие инвестиционные затраты в технико-технологическую реконструкцию предприятий. По расчетам, общая потребность в инвестициях для обновления физически изношенных мощностей составляет 2900-3200 млрд. руб. (в ценах 1998 г.), на замену устаревшей активной части основных фондов – 2300-2500 млрд. руб. при годовой инвестиционной программе страны (в 1998 г.) предусматривающей лишь 402 млрд. руб. Иными словами модернизация неконкурентоспособных мощностей займет не менее 9 лет, но сравнительно новое оборудование за это время будет интенсивно устаревать и потребуются дополнительные инвестиции.

Роль инвестиционного  потенциала России в восстановлении производственного аппарата должна быть обеспечена в процессе:

-преодоления отставания  технического уровня отраслей, ориентированных на внутренний рынок;

-коренной реконструкции  морально и физически устаревших  производственных мощностей;

-модернизации на качественно  новой технической основе действующих производственных мощностей;

-реструктуризации научно-технического  комплекса страны в части создания новых промышленных образцов и развития опытных производств;

-развития и использования  сравнительных конкурентных преимуществ российской промышленности;

-последовательного преодоления  ее слабостей, технологического  прорыва в потенциально конкурентоспособных на внутреннем и мировом  рынках отраслях и производствах.

Важное значение имеет  социальный аспект развития инвестиционного потенциала. Это прежде всего содействие в обеспечении занятости и доходов населения, развитие и увеличение количества объектов социальной инфраструктуры, поддержка отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение (медицинская промышленность, здравоохранение и т.д.), реформирование социального сектора экономики, проведение прогрессивной технической политики в области капитального строительства и реконструкции жилья.

С одной стороны, инвестиционный потенциал – это вложение свободного капитала в хозяйствующие объекты, а также в ценные бумаги с целью получения дохода или установление влияния, контроля над инвестируемыми объектами, а с другой стороны, инвестиционный потенциал – это содействие и реальное участие в социально-экономической деятельности объектов и сфер национальной экономики страны. Следовательно, инвестиции в развитие хозяйственного комплекса страны можно рассматривать как один из основных источников экономического роста.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»