Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация
Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.
С 1994 г. действует система валютного контроля при экспорте товаров, разработанная ГТК России и Центробанком.
В 1996-1997 гг. аналогичная система контроля стала действовать в отношении импортных и товарообменных операций. Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995 году. Наиболее значимыми мероприятиями явились: либерализация нефтяного экспорта, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена (в целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета) льгот по таможенным пошлинам (за исключением представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам.
Прогрессирующее сужение сферы тарифного регулирования экспорта завершается полной отменой этого инструмента. Вывозные таможенные пошлины с 1 июля 1996 г. были отменены по всем товарам.
Форсированная либерализация внешнеторгового режима вызвала необходимость создания сложной, громоздкой системы учета и контроля, разбросанной по разным ведомствам. Для российских участников внешнеэкономической деятельности это сопровождалось резким увеличением количества документов, которые необходимо было предъявлять различным органам, и усложнением самой процедуры сделки.
В результате либерализация сама по себе не принесла облегчения участникам внешнеэкономической деятельности. В тоже время чрезмерная усложненность и нескоординированность составных частей системы контроля в сфере внешнеэкономических связей не соответствовали и государственным интересам России, в частности, по-прежнему имел место незаконный перелив капиталов (в том числе валютной выручки за рубеж).
Третий этап. Одним из важнейших последствий финансово-экономического кризиса августа 1998 г. стало принципиальное изменение роли государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: если ранее оно в значительной степени лишь корректировало действие рыночных механизмов, то в этот период весьма остро встал вопрос об их нейтрализации, а в ряде случаев – и замещении.
Резко повысилась эффективность экспортных операций за счет существенного падения курса рубля в августе-сентябре 1998 г. и значительно более низких темпов роста цен производителей и внутренних оптовых цен. Такая ситуация благоприятствовала восстановлению вывозных таможенных пошлин на основные товары российского экспорта. В отношении импортных товаров изменения таможенного тарифа стали касаться только отдельных товаров, т.е. носить «точечный» характер.
Однако, экономические методы регулирования, особенно в период экономической нестабильности, не во всех случаях позволяли добиваться нужных результатов. На этом этапе введение административных методов регулирования оказались более эффективными, так как использование экономических инструментов (увеличение ставок таможенных пошлин, налогов, введение системы импортных депозитов и т.п.) с одной стороны, не смогло предотвратить демпинговых поставок по экспорту, а с другой – приводило к существенному увеличению издержек у импортеров с последующим их перенесением на стоимость товаров при их реализации на внутреннем рынке.
Поэтому с 1999 г. расширяется применение лицензирования поставок товаров, как по экспорту, так и по импорту. Вместе с тем возрастает значение таможенного и других видов контроля, что обусловлено переориентацией импортеров на закупку более дешевых и менее качественных видов продукции. Речь идет о сертификации, контроле качества.
Почти десятилетний опыт
развития внешнеторговой сферы экономики
России доказал в целом
Основные
тенденции в развитии внешнеторгового
В 2001 г. Россия отметила десятилетний юбилей своей новейшей истории. За эти годы страна прошла тяжелый путь «шоковых» катаклизмов – деградацию национального производства, резкое падение уровня жизни основной части населения, снижение уровня политического и экономического рейтинга на мировой арене и влияния на процессы в мировой экономике.
В настоящее время валовой внутренний продукт составляет менее 2/5 уровня 1990 года, промышленное производство за эти годы потеряло в своем объеме половину, сельскохозяйственный сектор сократился на 40%.
Во внешнеэкономической сфере ситуация развивалась по иному. Хотя за годы реформ не удалось достигнуть абсолютных показателей развития внешней торговли уровня 1990 г., ее объемы до последнего времени росли. На фоне продолжающегося экономического кризиса внешнеэкономический комплекс России в первые пять лет преобразований был своего рода «локомотивом», спасая народное хозяйство страны от окончательного коллапса.
Однако, после того, как в 1995 г. были достигнуты максимальные положительные темпы роста объемов как внешнеторгового оборота в целом, так и экспорта и импорта – на уровне 20-21%, взаимосвязи с внешним рынком пошли на убыль. В 1998 г., в результате августовского кризиса при снижении основных макроэкономических показателей развития на 3-12% впервые с 1992 г. по масштабам спада внешняя торговля стала лидером, обойдя даже инвестиционный сектор. Объем внешнеторгового оборота в годовом исчислении сократился более чем на 17%, в том числе экспорта – почти на 16%, импорта – почти на 18%.
В 1999 г. ситуация стала несколько улучшаться, однако выйти на уровень 1997 г. не удалось.
Период современной истории России характеризуется заметным ухудшением количественных и качественных показателей страны в международном разделении труда. Таким образом, с одной стороны, совершенно очевидно, что рейтинг России как суверенного субъекта мирохозяйственных связей в текущем десятилетии заметно упал; с другой стороны – степень зависимости ее экономики от мирового рынка существенно возросла. Экспортная квота в настоящее время достигает 1/3 объема ВВП – во все времена бывшего СССР эта цифра не превышала 7%.
Значимость факта тесной привязки экономики России к мировому рынку для развития внешнеэкономических связей страны очевидна. События августа 1998 г. подтверждают это. Более, чем четырехкратная девальвация рубля, повысив рентабельность экспорта, по крайней мере, предотвратила его дальнейшее падение, удорожание импорта привело к снижению его объема более, чем в 2 раза, повысив экспортные возможности и конкурентоспособность российских производителей. Однако для развития таких положительных тенденций в долгосрочном периоде этого недостаточно. Причины отставания в динамике развития внешнеэкономического комплекса гораздо глубже и имеют внутренний характер. В первую очередь это проблема формирования и развития национального экспортного потенциала.
Экспортный потенциал
– способность всего
Таким образом, уровень экспортного потенциала субъектов внешнеэкономических связей определяет, в конечном счете, их способность конкурировать с иностранными партнерами на международных рынках.
Доля экспорта
России в производстве
Доля готовой продукции в совокупном экспорте составляет чуть более 1/10, т.е. она в 2 раза ниже, чем 9 лет назад. Структура товарного вывоза продолжает носить "утяжеленный", примитивный характер – на протяжении последних четырех лет поддержание экспортных объемов обеспечивается исключительно за счет трех товаров – нефти, природного газа и нефтепродуктов. Фактически монокультурная специализация России ставит ее в крайне уязвимое положение к внешнему рынку, цены на котором подвержены резким колебаниям, в том числе из-за трудно прогнозируемых политических факторов. По каналам экспорта на мировой рынок «уходит» от 1/5 до 8/10 национального производства сырьевых товаров и полуфабрикатов, и эти величины уже являются предельными. (табл. 7 ).
Таблица 7.
Доля экспорта в производстве важнейших товаров, %
Виды товаров |
Год | |||||||
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Нефть сырая |
35,4 |
34,7 |
40,2 |
41,0 |
43,0 |
42,7 |
46,6 |
44,2 |
Нефтепродукты |
14,8 |
30,3 |
25,4 |
26,1 |
32,4 |
34,0 |
32,8 |
30,0 |
Газ природный |
30,2 |
27,6 |
30,4 |
32,3 |
33,0 |
36,9 |
35,6 |
36,5 |
Минеральные удобрения |
69,3 |
72,0 |
70,4 |
74,0 |
75,0 |
72,0 |
72,8 |
80,6 |
Круглый лес |
6,8 |
8,8 |
12,5 |
15,9 |
17,6 |
22,5 |
26,6 |
35,6 |
Пиломатериалы |
6,6 |
11,2 |
20,5 |
17,2 |
13,3 |
17,2 |
17,0 |
17,9 |
Целлюлоза древесная |
40,8 |
66,4 |
79,1 |
74,8 |
85,7 |
82,8 |
77,6 |
78,1 |
Источник. Russia: Foreign Economic Relations. Trends and Prospects. VNIKI, 1997. № 4; 2000. № 1.
Товарная структура экспорта России.
По отдельным товарным позициям роль России в международном торговом обмене существенно превышает среднемировые показатели. Россия занимает первое место по экспорту никеля и природного газа (половина мирового итога). Третье четвертое места – по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии, железной руды. Алюминия, проката черных металлов, древесины и зерновых и зернобобовых культур; является крупным поставщиком на мировой рынок меди, необработанных алмазов, минеральных удобрений, круглого леса, целлюлозы. На рынке обычных вооружений Россия прочно удерживает второе место, обеспечивая порядка 11-12% мировых потребностей. Наша страна концентрирует значительные объемы импортного сельскохозяйственного сырья и готовых пищевых продуктов.
Товарная структура экспорта отражает отраслевую структуру промышленного производства и даже носит гораздо более выраженный топливно-сырьевой характер (табл. 8. )
Таблица 8.
Товарная структура экспорта России, % к итогу
Экспортные товары |
Год | |||||||
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Экспорт, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Продовольствие и сельхозсырье, кроме текстильного |
3,9 |
4,0 |
4,2 |
3,3 |
3,7 |
2,8 |
3,0 |
3,0 |
Минеральные продукты |
47,1 |
46,7 |
45,1 |
42,0 |
47,3 |
47,8 |
42,3 |
44,0 |
Продукция химической промышленности, каучук |
6,2 |
6,4 |
8,2 |
9,9 |
8,5 |
8,3 |
8,5 |
8,4 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
3,2 |
3,6 |
3,9 |
5,6 |
4,2 |
4,3 |
4,8 |
5,3 |
Текстиль и текстильные изделия, обувь |
1,0 |
0,7 |
2,0 |
1,5 |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
1,1 |
Драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них |
18,4 |
20,6 |
26,4 |
26,1 |
23,5 |
24,0 |
27,5 |
26,3 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
10,8 |
8,1 |
8,3 |
9,9 |
9,8 |
10,3 |
11,3 |
10,8 |
Другие товары |
9,4 |
9,9 |
1,8 |
1,7 |
1,9 |
1,5 |
1,4 |
1,1 |
В то же время пока не до конца решены задачи повышения конкурентоспособности отечественной продукции на зарубежных рынках.
Таблица 9.
Экспорт России в 1996 – 2002 гг., млрд. долл.
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Экспорт, млрд. долл. |
85,1 |
85,1 |
71,3 |
72,9 |
103,1 |
100,0 |
105,8 |
Товарная структура импорта России.
За счет роста импортных поставок в 90-е годы удовлетворялась значительная часть потребности в потребительских товарах на внутреннем рынке. Но в структуре ввоза преобладают потребительские товары (в основном продовольствие и машины), доля которых составляет 6/10 объема российского импорта (табл. 10. )
Таблица 10.
Товарная структура импорта России, % к итогу
Импортируемые товары |
Год | |||||||
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Импорт, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Продовольствие и сельхозсырье, кроме текстильного |
28,1 |
26,8 |
27,7 |
28,2 |
25,3 |
25,1 |
24,6 |
27,0 |
Минеральные продукты |
2,8 |
4,1 |
6,5 |
6,4 |
6,4 |
5,8 |
5,4 |
5,2 |
Продукция химической пром-ти, каучук |
9,1 |
8,4 |
10,0 |
10,9 |
14,4 |
14,4 |
15,0 |
15,9 |
Древесина и целлюлозно-бум. изделия |
1,3 |
0,6 |
1,5 |
2,4 |
3,3 |
3,6 |
3,8 |
3,1 |
Текстиль и текстильные изделия, обувь |
12,6 |
13,2 |
7,9 |
5,5 |
4,7 |
4,5 |
4,0 |
4,9 |
Драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них |
3,1 |
4,0 |
6,7 |
8,4 |
9,8 |
7,1 |
7,1 |
7,8 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
38,2 |
34,0 |
35,2 |
33,7 |
32,0 |
35,3 |
36,2 |
32,1 |
Другие товары |
4,8 |
8,9 |
4,5 |
4,5 |
4,1 |
4,2 |
3,9 |
4,0 |
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»