Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

-средства рот переоценки  фондов (с максимальным приближением к их реальной рыночной стоимости) и пересмотра амортизационных отчислений;

-доходы от внешнеэкономической  деятельности;

-дальнейшее становление  и развитие российского рынка  ценных бумаг.

Основным источником финансирования являются средства предприятий, прежде всего амортизационные фонды, общая величина которых оценивается ныне в 370-400 млрд. руб. Из них на инвестиции используется примерно 35 – 40%. Еще 100 – 120 млрд. руб. могут быть инвестированы из прибыли. Всего, предприятия, таким образом, располагают инвестиционным потенциалом в 480 –500 млрд. руб. 

Система финансового  обеспечения инвестиционного процесса основывается на определении источников его финансирования. Под источниками финансирования инвестиций понимаются фонды и потоки денежных средств, которые позволяют осуществлять из них инвестиционный процесс. Совокупность источников финансирования на макроэкономическом уровне образует общенациональный фонд. В него включаются внутренние и внешние источники.

Внутренние  национальные источники финансирования состоят из централизованных и нецентрализованных ассигнований.

Централизованные ассигнования, используемые фирмами с целью  реализации проектов капитальных вложений включают в себя:

  • государственные бюджетные (федеральные и субъектов Федерации) средства;
  • негосударственные (муниципальные) бюджетные средства;
  • внебюджетные средства

Нецентрализованные ассигнования осуществляются из накоплений фирм и  некоммерческих организаций страны, частных накоплений граждан.

Внешние источники финансирования инвестиций в национальную экономику включают в себя средства, поступающие из-за границы. Они состоят из двух потоков:

  • репатриируемых капиталов;
  • иностранных инвестиций.

Финансирование иностранных  инвестиций может осуществляться за счет вложений международных организаций, вложений государств, имеющих зарубежную собственность или арендующих недвижимость за границей, частных вложений нерезидентов, юридических и физических лиц.

Структура инвестиций в  основной капитал по  источникам финансирования представлена в таблице 12.

Таблица 12.

 

Структура инвестиций в  основной капитал по                                          источникам финансирования, % к итогу

Источники финансирования

1998

1999

2000

2001

2002

Инвестиции в основной капитал,

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

  в том числе:

         

Собственные средства

53,2

52,4

47,7

49,4

48,0

  из них:

         

  - фонд накопления

13,2

15,9

23,4

24,0

20,5

  - амортизация

   

18,1

18,5

23,5

Привлеченные средства

46,8

47,6

52,3

50,6

52,0

  из них кредиты  банков

4,8

4,2

2,9

4,4

4,8

  из них кредиты  иностранных банков

   

 

0,6

 

0,9

 

0,5

заемные средства других организаций

4,3

5,6

7,2

4,9

6,0

бюджетные средства

19,1

17,0

22,0

20,4

19,6

 В том числе из:

         

  - федерального бюджета

6,5

6,4

5,9

5,8

6,0

  - бюджетов субъектов  Федерации

12,6

9,6

16,1

12,5

12,2

  - средства внебюджетных  фондов

10,7

8,6

4,8

2,6

2,6

  - прочие

7,8

12,2

15,4

18,3

19,0

Из них:

         

  - средства вышестоящих  организаций

 

     

9,6

  - средства от эмиссии  акций

-

0,7

0,5

0,1

0,3


 

Современная структура  источников инвестиционных вложений, как показывают приведенные данные, характеризуется снижением доли бюджетных средств (до 13,1% общего объема капитальных вложений) и увеличением доли собственных средств предприятий, частных инвестиций и заемных средств. Чтобы инвестиции пошли в производство, цена кредита должна быть увязана с уровнем рентабельности производства и составлять порядка 10% годовых. Уровень процентных ставок в 1996 – 1999 гг. значительно превышал приемлемый, а на 2000 г. предусматривался в размере 30 – 40%.

Инвестиционный потенциал  населения составляет свыше 100 млрд. руб., сегодня он используется на 15 – 20%. Всего, таким образом, внутренние источники обладают инвестиционным потенциалом примерно в 670 – 690 млрд. руб., который используется на 50%.

Важное воздействие  на развитие национальной экономики  страны могут оказать и иностранные  инвестиции. К 1 января 2000 г. накопленный  иностранный капитал в экономике России составил более 29,2 млрд. долл.

Следовательно, из доступных  в настоящее время источников можно мобилизовать 690 млрд. руб. из внутренних и около 30 млрд. долл. мобилизовано уже из внешних источников.

Дальнейшее развитие финансово-кредитных отношений, связанных  с активизацией инвестиционного процесса, включает такие меры, как:

  • стабилизация ресурсов банков как основы системы кредитования на основе формирования эффективной организации привлечения средств в банки;
  • совершенствование организации регламентации деятельности банков через систему экономических нормативов, повышения уровня их обоснованности;
  • совершенствование договорных отношений по поводу кредитования через отработку контроля за соблюдением договоров, усиление ответственности за их выполнение;
  • повышение роли государства в поддержке и регулировании кредитных процессов, особенно в инвестиционной сфере.

Наряду с формированием  благоприятного инвестиционного климата  необходимо: во-первых, создание и использование механизмов финансирования масштабных инвестиционных проектов, основанных на долевом участии государственного, промышленного и банковского капиталов и, во-вторых, формирование эффективных форм организации капитала, заключающихся в создании современной институциональной среды.

 

Основы инвестиционной политики в России.

Современное состояние  инвестиционного потенциала показывает, что финансовый кризис привел к сокращению всех важнейших источников инвестиций и тем самым к сдерживанию их роста по главным направлениям. В условиях существования определенных сложностей привлечения иностранных инвестиций, необходимо разработать действенные меры по активизации внутренних инвестиций на базе усиления государственного участия в финансировании инвестиций, не исключая возможностей мобилизации иностранных инвестиций.

Формирование благоприятного инвестиционного климата в последующие годы во многом будет опираться на проведение активной микроэкономической политики, основным содержанием которой станет поэтапное реформирование российских предприятий. Рефоорма предприятий позволит создать необходимые институциональные предпосылки для повышения эффективности инвестиций и восприимчивости действующего производства к вложению капитала отечественных и зарубежных инвесторов. Основная направленность реформы – побудить российские предприятия осуществлять хозяйственную деятельность с учетом интересов долгосрочного инвестиционного развития.

Государственная поддержка  малого предпринимательства остается приоритетной задачей инвестиционной политики в ближайшей перспективе.

Реформирование предприятий  одновременно подкрепляется осуществлением радикальной налоговой реформы (принятием Налогового кодекса), направленной на стимулирование эффективной работы товаропроизводителей, снижение налогового бремени и активизацию инвестиционной деятельности, в том числе за счет включения в затраты предприятий расходов на страхование рисков, снятие ограничений на размеры процентов, выплачиваемых по заемным средствам при отнесении их на затраты предприятий.

Другим инструментом, нацеленным на нормализацию финансов предприятий-инвесторов, станет амортизационная политика. Введение нового амортизационного законодательства, направленного на совершенствование амортизационной политики, предусматривающего ее либерализацию и дальнейшее реформирование, в том числе за счет укрупнения норм амортизации основных активов, расширения практики использования прогрессивных методов ускоренного амортизационного списания, способно существенно расширить инвестиционно - финансовые возможности предприятий

Существенный вклад  в оживление инвестиционной деятельности должен внести банковский капитал.

Улучшение инвестиционного климата и активизация инвестиционной деятельности связаны с государственным содействием:

  1. Развитию специализированных финансовых организаций долгосрочного кредитования. Целесообразно активизировать инвестиционную деятельность уже имеющихся государственных структур долгосрочного кредитования – Государственной инвестиционной корпорации, Российской финансовой корпорации, Российского банка проектного финансирования, а также имеющихся в регионах банков развития.
  2. Инвестированию в программы реструктуризации приватизированных предприятий.
  3. Подключению российских банков к инвестиционным проектам, финансируемым за счет иностранных кредитов.
  4. Развитию рынка ценных бумаг

Важным направлением роста инвестиционной привлекательности  предприятий станет включение земельного участка в состав продаваемого имущества либо выкуп этого участка ранее приватизированным предприятием.

Наиболее эффективным  механизмом продажи акций, в том  числе в государственной собственности, должны стать специализированные денежные аукционы и коммерческие конкурсы, которые гарантируют участие большого количества мелких инвесторов, исключают неконкурентную продажу по заниженной цене, позволяют привлечь внешних, в том числе и иностранных инвесторов.

 

Тема 11.  Национальная экономика и экономическая безопасность.

 

Понятие экономическая  безопасность страны.

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее производительность, эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.

Понятие «Экономическая безопасность страны» отражает способность  соответствующих политических, правовых и экономических институтов защищать интересы всех своих ключевых субъектов национальной экономики в рамках правил, действующих внутри страны и в международной торговле, на основе национальных и международных правовых норм, при соблюдении и уважении национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в  число наиболее актуальных проблем современности.

Суть и роль экономической безопасности можно выразить следующей характеристикой: «Властные структуры рушатся тогда, когда подрывается экономическая, финансовая основа их существования. Финансовые авантюристы способны свалить любую власть и уничтожить государственность».

Именно поэтому такую  наиважнейшую роль в деле экономической  безопасности играют структуры, обеспечивающие финансовую безопасность, в том числе и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП).

Экономическая безопасность в общем смысле слова означает  надежную и обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических и прямых материальных ущербов.

Экономическая безопасность есть важнейшая и существеннейшая  часть общей системы национальной безопасности страны и затрагивает наиболее чувствительные стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности Российской Федерации.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»