Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация
Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.
В основу классификации
научно-технических
Помимо этих четырех
групп научно-технических
Определенный вклад в решение многих межотраслевых проблем призваны внести финансово-промышленные группы (ФПГ), включающие как институты финансовой системы (прежде всего банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании), так и организации промышленной сферы деятельности – предприятия, организации, фирмы различных форм собственности.
Особенность организации
научных исследований на предприятиях,
фирмах и корпорациях заключается
в подчинении научных исследований
задачам совершенствования
В крупных корпорациях наибольшее распространение может получить форма организации научных исследований «по проектам», т.е. по разработанному по стадиям плану решения проблемы или конструкторской разработки.
Разнообразие организационных форм в научно-исследовательской деятельности России диктуется состоянием и дальнейшим развитием научно-технического прогресса в нашей стране, переходящей на рыночные отношения. Это предполагает, что у нас формируется смешанная экономика, основанная на различных формах собственности: частной, государственной, смешанной и муниципальной, иностранных граждан и граждан России. Данное обстоятельство во многом определяет и организационные формы научно-исследовательской деятельности.
Среди новых организационных форм одно из важнейших мест занимают государственные научные центра (ГНЦ).
Государственный научный центр – это новая организационная структура, выполняющая фундаментальные и прикладные исследования по планам и программам, предусмотренным Межведомственной координационной комиссией по научно-технической политике.
В настоящее время сформировалась принципиально новая форма научной и инновационной деятельности – технопарки.
Технопарки – это самостоятельные образования, на организацию которых предпринимательские структуры выделяют средства, а университеты - научные кадры, оборудование и землю. Соответственно, программа исследований технопарков полностью определяется потребностями предпринимательских структур, участвующих в финансировании технопарков.
Не менее важная роль
среди новых организационных
форм научно-технической
Научные парки представляют собой территории с высокой концентрацией высокотехнологичных предприятий, размещенных вблизи исследовательских центров.
На локальном уровне формируется еще одна принципиально новая организационная форма научно-исследовательской деятельности – формирование мелких исследовательских фирм.
В современных условиях хозяйствования в структуре организационных форм научно-технической деятельности возросла роль наукоградов.
Наукограды представляют собой территориальные образования (анклавы) с градообразующим научно-производственным комплексом, использующие национальные кадры, с привлечением специалистов зарубежных научно-исследовательских и других организаций, объединяемых единством целей и задач НТП.
Развитие организационных форм научно-технической деятельности должно в первую очередь идти не путем дальнейшего роста их числа, а за счет пересмотра структуры существующих организаций
Тема 8. Внешнеэкономические связи и пропорции
в национальной экономике.
Внешнеторговый сектор в структуре национальной
экономики России.
Вся история развития рыночных отношений неразрывно связана со становлением и расширением мирохозяйственных связей.
Международные экономические отношения представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.
Всемирное (мировое) хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств вне зависимости от их уровня развития и социально-экономической принадлежности, связанных системой международных экономических отношений.
В течение, по крайней
мере, последних 250 лет среднегодовые
темпы роста международной
На фоне указанных тенденций и в условиях трансформации национальной системы государственного регулирования хозяйственных процессов по рыночному образцу происходило развитие внешнеэкономического комплекса России.
В развитии товарообмена России с внешним миром в последние годы произошли существенные изменения, которые проявились в формировании трех основных процессов:
Эти процессы были инициированы многими факторами, как в последние годы существования СССР, так и особенно после его распада. С одной стороны, Россия располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров (правда, в основном топливно-сырьевой группы), обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 90-х годов обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве: доля страны в совокупном ВВП мира снизилась с 3,6% в 1990 г. до 1,7% в 1997 г., а в мировой промышленной продукции – с 4,6% до 1,8%.
Переход России к открытой экономике в начале 90-х годов привел к разделению хозяйственного комплекса, в зависимости от конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках, на три группы отраслей:
Первая группа – ресурсные отрасли, конкурентоспособные на внешнем рынке;
Вторая группа – отрасли обрабатывающей промышленности, конкурентоспособные на внутреннем и отчасти на внешнем рынке;
Третья группа – отрасли, неспособные проникнуть на внешний рынок, но необходимые для снабжения внутреннего рынка.
Рост доли импорта в потреблении многих видов продукции, особенно товаров потребительского назначения, вызван либерализацией в 90-х годах внешнеэкономической деятельности, сокращением инвестиций и не конкурентоспособностью продукции многих отраслей российской промышленности.
Эволюция
системы управления
Становление и развитие России как суверенного государства, формирование основ перехода страны к рыночным условиям хозяйствования, в том числе и во внешнеэкономической сфере, происходили в сложных условиях:
-крушение государственной монополии внешней торговли;
-снятия практически
всех ограничений на
-возникновения «ближнего
зарубежья» на месте бывшего
СССР с резко возросшей
-потери полутора десятков крупных морских портов на Черном и Балтийском морях, что значительно увеличило экспортные расходы России и резко снизило внешнеэкономическую маневренность;
-перехода в ранг «дальнего» зарубежья стран бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), отношения с которыми стали строиться на новой, торгово-политической основе.
Рыночные преобразования в России затронули в первую очередь внешнеторговую деятельность. Реформы в этой сфере стартовали еще в 1986 г., а к концу 80-х годов была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли.
Таким образом, внешняя торговля стала, с одной стороны, своеобразным эталоном рыночных преобразований в России, а с другой стороны, именно во внешнеэкономической сфере кумулятивный, негативный эффект от просчетов, допущенных ходе реорганизации всей государственной системы управления хозяйственными процессами, проявился особенно ярко.
В развитии системы регулирования внешней торговли в 1992-1999 гг. можно выделить три основных этапа:
Первый этап. Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991 – начале 1992 г. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования экспорта: квотирование и лицензирование зарубежных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров. Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993 гг. – порядка 75-80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.
С 1992 г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около ¾ российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции.
Ввоз товаров в Россию начиная с 1992 г. был свободен от квотирования, тогда как лицензированию подлежал ввоз ограниченного круга изделий – в их число входят химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются в порядке, определяемом Правительством и Президентом России (вооружения, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические вещества и яды и др). Поэтому регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно тарифными и налоговыми мерами. Они дополнялись обязательной сертификацией на предмет безопасности ввозимых товаров и их соответствия российским стандартам.
Второй этап. В течение второй половины 1994 и в начале 1995 г. был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали относить продукцию, вывоз которой регламентируется квотами, установленными «извне», т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств; товары, по которым сохранен особый порядок экспорта. Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994 г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»