Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

В основу классификации  научно-технических организаций  закладывается преобладающий вид научно-технической деятельности, определяющий их место и функции в процессе нововведений. По этому признаку организации можно разбить  на четыре основные группы.

  1. Научные учреждения, выполняющие преимущественно научные исследования – фундаментальные и прикладные.
  2. Конструкторские, технологические и проектные организации, осуществляющие, в основном, разработки;
  3. Научно-технические подразделения и центры, лаборатории и экспериментальные производства, занятые преимущественно освоением новой продукции и новой технологии;
  4. Организации и предприятия научно-технического обслуживания.

Помимо этих четырех  групп  научно-технических организаций  функционирует и большое число комплексных учреждений, сочетающих научно-исследовательские работы с другими видами научно-технической деятельности: конструированием, технологическими разработками, проектированием. К ним относятся:

  • научно-исследовательские и проектные  институты (НИПИ);
  • научно-исследовательские и конструкторские институты (НИКИ);
  • научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты (НИКТИ) и другие.

Определенный вклад  в решение многих межотраслевых  проблем призваны внести финансово-промышленные группы (ФПГ), включающие как институты финансовой системы (прежде всего банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании), так и организации промышленной сферы деятельности – предприятия, организации, фирмы различных форм собственности.

Особенность организации  научных исследований  на предприятиях, фирмах и корпорациях заключается  в подчинении  научных исследований задачам совершенствования производства, процессу поиска оптимальных схем взаимодействия, обеспечивающих сокращение цикла «исследование – производство». Финансирование исследований и разработок на предприятиях, в фирмах и корпорациях должно рассматриваться как рычаг управления научной деятельностью.

В крупных корпорациях  наибольшее распространение может  получить  форма организации научных исследований  «по проектам», т.е. по разработанному по стадиям плану решения проблемы или конструкторской разработки.

Разнообразие организационных  форм  в научно-исследовательской  деятельности  России диктуется состоянием и дальнейшим развитием научно-технического прогресса в нашей стране, переходящей на рыночные отношения. Это предполагает, что у нас формируется смешанная экономика, основанная на различных формах собственности:  частной, государственной, смешанной и муниципальной, иностранных граждан и граждан России.  Данное обстоятельство во многом определяет и организационные формы научно-исследовательской деятельности.

Среди новых организационных  форм одно из важнейших мест занимают государственные научные центра (ГНЦ).

Государственный научный центр – это новая организационная структура, выполняющая фундаментальные и прикладные исследования по планам и программам, предусмотренным  Межведомственной координационной комиссией по научно-технической политике.

В настоящее время  сформировалась принципиально новая форма  научной и инновационной деятельности – технопарки.

Технопарки – это  самостоятельные образования, на организацию  которых предпринимательские структуры выделяют средства, а университеты - научные кадры, оборудование и землю. Соответственно, программа исследований технопарков полностью определяется потребностями  предпринимательских структур, участвующих в финансировании технопарков.

Не менее важная роль среди новых организационных  форм научно-технической деятельности отводится научным паркам.

Научные парки представляют собой территории с высокой концентрацией  высокотехнологичных предприятий, размещенных вблизи исследовательских центров.

На локальном уровне  формируется еще одна  принципиально  новая организационная форма  научно-исследовательской деятельности – формирование мелких исследовательских фирм.

В современных условиях хозяйствования  в структуре организационных форм  научно-технической деятельности возросла роль наукоградов.

Наукограды представляют собой территориальные образования  (анклавы) с градообразующим научно-производственным комплексом, использующие национальные кадры, с привлечением специалистов  зарубежных научно-исследовательских и других организаций, объединяемых единством целей и задач НТП.

Развитие организационных форм научно-технической деятельности должно в первую очередь идти не путем дальнейшего роста их числа, а за счет пересмотра структуры существующих организаций

 

Тема 8.  Внешнеэкономические связи и пропорции

в национальной экономике.

 

 Внешнеторговый сектор в структуре национальной                  

экономики России.

Вся история развития рыночных отношений неразрывно связана  со становлением и расширением мирохозяйственных связей.

Международные экономические  отношения представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Всемирное (мировое) хозяйство  представляет собой совокупность национальных хозяйств вне зависимости от их уровня развития и социально-экономической принадлежности, связанных системой международных экономических отношений.

В течение, по крайней  мере, последних 250 лет среднегодовые  темпы роста международной торговли опережают темпы общеэкономического развития примерно в 1,5 раза. Во второй половине ХХ в. интернационализация мировой экономики развивалась еще более быстрыми темпами. Так, с 1950 по 1999 г. объем мирового промышленного экспорта по оценкам МВФ, возрос более, чем в 18 раз (при росте мирового промышленного производства в целом более чем в 6,5 раза). С 1992 г., когда произошел крупнейший мировой экономический кризис, по 1999 г. объем мирового экспорта в целом увеличился более чем в 2,6 раза, а продукции обрабатывающей промышленности – почти в 3 раза. Быстрыми темпами росла торговля услугами. Мировое промышленное производство расширилось в 1,6 раза, производство готовых изделий – почти на 70%. В 90-е годы среднегодовые темпы роста экспорта услуг опережали аналогичные показатели динамики товарного экспорта почти на 60%. Свидетельством углубления интернационализации мировой экономики является повсеместный рост иностранных инвестиций. Если в 1982-1986 гг. мировой суммарный экспорт прямых инвестиций был на уровне 61 млрд. долл., то в 1999 г. эта цифра, по оценкам ООН, возросла до 827 млрд. долл., т.е. в 13,5 раза.

На фоне указанных  тенденций и в условиях трансформации  национальной системы государственного регулирования хозяйственных процессов по рыночному образцу происходило развитие внешнеэкономического комплекса России.

В развитии товарообмена России с внешним миром в последние  годы произошли существенные изменения, которые проявились в формировании трех основных процессов:

  • смена действующих хозяйственных механизмов;
  • резкие сдвиги в географии торговли;
  • изменения в товарной структуре, которые не всегда выглядят впечатляющими, но тем не менее заключают в себе потенциал изменений самого типа специализации страны, а также ее конкурентоспособности на мировых рынках.

Эти процессы были инициированы многими факторами, как в последние годы существования СССР, так и особенно после его распада. С одной стороны, Россия располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров (правда, в основном топливно-сырьевой группы), обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 90-х годов обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве: доля страны в совокупном  ВВП мира снизилась с 3,6% в 1990 г. до 1,7% в 1997 г., а в мировой промышленной продукции – с 4,6% до 1,8%.

 Переход России  к открытой экономике в начале 90-х годов привел к разделению хозяйственного комплекса, в зависимости от конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках, на три группы отраслей:

Первая группа – ресурсные  отрасли, конкурентоспособные на внешнем  рынке;

Вторая группа – отрасли  обрабатывающей промышленности, конкурентоспособные на внутреннем и отчасти на внешнем рынке;

Третья группа – отрасли, неспособные проникнуть на внешний  рынок, но необходимые для снабжения внутреннего рынка.

Рост доли импорта  в потреблении многих видов продукции, особенно товаров потребительского назначения, вызван либерализацией в 90-х годах внешнеэкономической деятельности, сокращением инвестиций и не конкурентоспособностью продукции многих отраслей российской промышленности.

 

 Эволюция  системы управления внешнеторговой                                 деятельностью за годы реформ в России.

Становление и развитие России как суверенного государства, формирование основ перехода страны к рыночным условиям хозяйствования, в том числе и во внешнеэкономической сфере, происходили в сложных условиях:

-крушение государственной  монополии внешней торговли;

-снятия практически  всех ограничений на самостоятельное  участие предприятий и организаций во внешнеторговом обмене;

-возникновения «ближнего  зарубежья»  на месте бывшего  СССР с резко возросшей протяженностью государственной границы России, носящей «прозрачный» характер;

-потери полутора десятков  крупных морских портов на  Черном и Балтийском морях, что значительно увеличило экспортные расходы России и резко снизило внешнеэкономическую маневренность;

-перехода в ранг «дальнего» зарубежья стран бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), отношения с которыми стали строиться на новой, торгово-политической основе.

Рыночные преобразования в России затронули в первую очередь  внешнеторговую деятельность. Реформы в этой сфере стартовали еще в 1986 г., а к концу 80-х годов была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли.

Таким образом, внешняя  торговля стала, с одной стороны, своеобразным эталоном рыночных преобразований в России, а с другой стороны, именно во внешнеэкономической сфере  кумулятивный, негативный эффект от просчетов, допущенных ходе реорганизации всей государственной системы управления хозяйственными процессами, проявился особенно ярко.

В развитии системы регулирования  внешней торговли в 1992-1999 гг. можно выделить три основных этапа:

  • Этап регулирования внешнеэкономических связей  с помощью преимущественно ограничительных мер – нетарифных и тарифных (1992 – первая половина 1994 г.);
  • Этап либерализации внешнеэкономической деятельности  и ограниченного использования мер государственного регулирования внешнеэкономических связей, преимущественно экономических (вторая половина 1994 – август 1998 г.);
  • Этап усиления регулирующих функций государства (с августа      1998 г.).

Первый этап. Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991 – начале 1992 г. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования экспорта: квотирование и лицензирование зарубежных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров. Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993 гг. – порядка 75-80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.

С 1992 г. стал действовать  экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины  охватывали около ¾ российского  экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции.

Ввоз товаров в Россию начиная с 1992 г. был свободен от квотирования, тогда как лицензированию подлежал ввоз ограниченного круга изделий – в их число входят химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются в порядке, определяемом Правительством и Президентом России (вооружения, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические вещества и яды и др). Поэтому регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно тарифными и налоговыми мерами. Они дополнялись обязательной сертификацией на предмет безопасности ввозимых товаров и их соответствия российским стандартам.

Второй этап. В течение второй половины 1994 и в начале 1995 г. был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали относить продукцию, вывоз которой регламентируется квотами, установленными «извне», т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств; товары, по которым сохранен особый порядок экспорта. Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994 г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»