Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

В Концепции признано, что в целом влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни снизилось, и значительно. В этих условиях усилилось стремление ряда государств к ослаблению позиций России в политической, экономической и других важных областях.

Вместе с тем центральная  идея Концепции состоит в том, что Россия имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции как державы, способной обеспечить процветание своего народа и играть важную роль в мировых процессах.  Это определяется ее мощным ресурсным, культурным и интеллектуальным  потенциалом, уникальным геостратегическим положением в Евразии, укоренением основ демократической государственности и многоукладной экономики. Россия сумела сохранить себя как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции.

Последующий опыт развития потребовал учесть веяния времени и  они нашли отражение в новой  редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января, 2000 г. № 24. В ней предложено развернутое определение национальных интересов по их основным направлениям, дана более современная и подробная систематизация угроз, в особенности, в экономической сфере, подробно рассмотрены механизмы обеспечения национальной безопасности в современных условиях развития страны.

 

Механизм обеспечения  национальной безопасности.

Уточненная систематизация угроз дает и новое видение  механизмов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

-своевременное прогнозирование  и выявление внешних и внутренних  угроз национальной безопасности  Российской Федерации;

-реализация оперативных  и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

-обеспечение суверенитета  и территориальной целостности  Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства.

-подъем экономики  страны, проведение независимого  и социально-ориентированного экономического курса;

-преодоление научно-технической  и технологической зависимости  Российской Федерации от внешних источников;

-обеспечение на территории  России личной безопасности человека  и гражданина, его конституционных прав и свобод;

-совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления, законодательства Российской Федерации; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества.

-обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями.

-обеспечение равноправного  и взаимовыгодного сотрудничества  России, прежде всего с ведущими государствами мира.

-подъем и поддержание  на достаточно высоком уровне  военного потенциала государства;

-укрепление режима  нераспространения оружия массового  уничтожения и средств его доставки;

-принятие эффективных  мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведовательно-подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов  России в экономической сфере  являются приоритетными направлениями политики государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

-создание благоприятных  условий для международной интеграции  российской экономики;

-расширение рынков  сбыта российской продукции;

-формирование единого  экономического пространства с государствами – участниками Содружества Независимых государств;

-усиление защиты интересов   отечественных товаропроизводителей;

-проведение сбалансированной  кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях;

-усиление роли государства  в регулировании деятельности  иностранных банковских, страховых  и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

-создание условий   для прекращения расчетов в  иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Основными направлениями  обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической  деятельности государства являются:

-правовое обеспечение  реформ и создание эффективного  механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;

-усиление государственного  регулирования в экономике;

принятие необходимых  мер по преодолению последствий  экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа;

-переход к высокоэффективной  и социально ориентированной рыночной экономике, основанной на оптимальных механизмах организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

В настоящее время  можно говорить об определенной целостности политики национальной безопасности. Действующая Концепция конкретизирована в новой Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.04.2000 г. № 706.

Министерство иностранных  дел  (МИД) РФ разработал Концепцию внешней политики Российской Федерации (опубликована в «Российской газете» 11 июля 2000 г.)

Приоритеты государственной  политики в области национальной безопасности в полной мере отражаются в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Советом Безопасности обсуждена  Концепция информационной политики Российской Федерации.

Следовательно, можно  сказать, что в России сформированы основы институциональной структуры национальной безопасности, что позволяет говорить об успешном возрождении и развитии этой важнейшей для функционирования государства и экономики системы.

 

Экономическая безопасность как система:

определение, критерии.

Национальная экономика  России стоит в настоящее время  перед лицом целого ряда внешних и внутренних угроз, затрагивающих ее позиции и интересы в современной мировой экономической системе.

Национальная экономика  оказывается незащищенной и в  плане внутреннего иммунитета к факторам нестабильности и стагнации. Бесхозяйственность и неуправляемость приобретают совершенно новые измерения. В этих условиях в рамках национальной безопасности, охватывающей весь круг вопросов обеспечения защищенности интересов нации, общества, государства, закономерно выделяется проблема экономической безопасности, входящая в круг приоритетных направлений.

Экономическая безопасность включает комплекс экономических, политических, правовых, геополитических и геостратегических условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала, возможностей сбалансированного и динамичного роста, социального развития, экологии. Говоря об экономической безопасности страны, необходимо иметь ввиду широкий спектр вопросов, начиная с криминальных аспектов проблемы и кончая сложнейшими вопросами, связанными с современной геополитикой и новым мировым экономическим порядком.

Понятие экономической  безопасности применимо к различным  субъектам: отдельным гражданам, частному предпринимательству, государственным предприятиям, национальной экономике и государству в целом.

Во внутриэкономической  сфере экономическая безопасность связывается с природными, технико-технологическими, производственными, финансовыми, социальными, инфраструктурными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода деструктивных воздействий.

Во внешнеэкономической  сфере экономическая безопасность характеризует конкурентоспособность страны на мировых рынках, устойчивость ее валюты и финансовых рынков перед лицом международных стратегических спекулянтов, транснациональных капиталов, нестабильности и кризисов мировых финансов.

В условиях открытой экономики, современных тенденций глобализации процесс интеграции в глобальную экономику может создать реальные угрозы экономической независимости страны.

Виды экономической  безопасности специфицируются в  зависимости от сфер и отраслей экономической  деятельности, соответствующих рынков.

  1. Производственно-технологическая, промышленная безопасность. Сюда входит множество проблем, связанных с хаотическим и хищническим перераспределением национального богатства страны, утерей контроля над национальными ресурсами; неэффективной приватизацией. Разбазариванием бывшей государственной собственности. Криминальными и коррупционными аспектами приватизации; деиндустриализацией экономики; инвестиционной катастрофой4 падением экспортного потенциала и утерей рынков внутри страны под напором дешевого импорта. Как никогда выросло число и масштабы техногенных катастроф.
  2. Энергетическая безопасность. Данный вид экономической безопасности сформировался в результате все возрастающей энергетической проблемы в стране. Это связано как с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами, между предприятиями-производителями энергоносителей, энергопроводящими сетями.
  3. Финансовая безопасность, частными проявлениями которой являются инфляционная, валютная и другие подвиды безопасности, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.
  4. Внешнеэкономическая безопасность связана с взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом.
  5. Информационная безопасность играет важную роль в защите информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.

Состояние экономической  безопасности оценивается объективной  системой параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. За пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках становится объектом экспансии иностранных монополий, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства страны.

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внешних и внутренних угроз.

Для определения критериев  и параметров, отвечающих требованиям  экономической безопасности Российской Федерации, Государственная стратегия требует учитывать:

1.Способность экономики  функционировать в режиме расширенного  воспроизводства. Это означает, что  в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства. Россия не должна допускать критической зависимости от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Необходимо сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

2.Приемлемый уровень  жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

3.Устойчивость финансовой  системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, степенью защищенности интересов вкладчиков, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг.

4.Рациональная структура  внешней торговли должна обеспечить  доступ отечественных товаров  перерабатывающей промышленности  на внешний рынок. Сбалансированная  внешнеэкономическая политика предполагает как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»