Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

В первые четыре года реформ доля импорта в товарных ресурсах для обеспечения розничного товарооборота в России увеличилась более, чем в 2 раза. В последующие три года она незначительно уменьшилась и в дальнейшем оставалась на запредельно высоком уровне. Лишь после дефолта августа 1998 г. в результате удорожания импорта этот показатель в 1999 г. сократился до трети.

Можно утверждать, что  российский рынок чрезмерно открыт и удельный вес импортной продукции на внутреннем рынке по ряду позиций (например, по продовольствию) превышает порог экономической безопасности страны. (табл. 11. )

Таблица 11.

Структура товарных ресурсов для                                                            обеспечения розничного товарооборота России

Виды ресурсов

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Товарные ресурсы розничного товарооборота, всего

100

100

100

100

100

100

100

100

За счет собственного производства

77

71

52

48

48

51

52

51

За счет поступлений по импорту

23

29

48

52

52

49

48

49


 

Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта во внутреннем потреблении (пороговые значения экономической безопасности) не превышает 30%, в том числе пол продовольствию – 25%.

В годы реформ первый показатель превышал 50%, а по отдельным промышленным товарам доля импортной зависимости России достигала 90%. Поэтому проблема импортозамещения в России стоит не менее остро, чем проблема повышения ее экспортного потенциала.

 

 Конкурентоспособность  отечественной промышленности                  на внешнем и внутреннем рынках.

Отражением нового курса  в государственном хозяйственном управлении всех развитых стран являются общенациональные программы укрепления конкурентоспособности, принятые в 80-е – первой половине 90-х годов за рубежом. В докладе по вопросам конкурентоспособности, подготовленном Генеральным ревизионным управлением США в августе 1993 г., дается следующее разъяснение: «Общепринятое определение конкурентоспособности на национальном уровне  предполагает возможность нации достигать предельных уровней производительности, позволяющих поддерживать растущие стандарты жизни в комплексном мировом хозяйстве».

В настоящее время  становится все более очевидным, что без создания соответствующего экономического механизма, автоматически  ориентирующего предприятия на мировые параметры уровня производительности труда и качества продукции, невозможно добиться стабильных положительных результатов.

Проблема конкурентоспособности  российской продукции как на мировом, так и внутреннем рынках в настоящих условиях становится проблемой национальной безопасности. Однако, на практике пока не сделано каких либо шагов в решении этой проблемы, имеющих практическое значение. Согласно данным о конкурентоспособности национальных, народнохозяйственных комплексов стран мира, рассчитываемых ежегодно авторитетными международными организациями, Россия в 90-е годы занимала последние места из десятков стран, включаемых в обзоры, после ряда развивающихся стран Африки, Латинской Америки и даже государств бывшего СЭВ и СССР. Это объясняется следующими причинами.  При уменьшении экономического потенциала (по сравнению с бывшим СССР примерно наполовину) внешнеэкономическая нагрузка на Россию, как отмечалось выше, возросла.

Одним из косвенных показателей  конкурентных возможностей российской промышленности является показатель, характеризующий динамику производства по отдельным отраслям.

Сокращение объемов  производства в основных «валютоемких»  отраслях, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, свидетельствует лишь о сокращении внутреннего спроса в связи с кризисным состоянием экономики в целом и отечественных отраслей-потребителей сырья и топлива при формировании поставок на экспорт. При этом сам экспорт, который, как отмечалось выше, имеет ярко выраженную сырьевую направленность, в 1991 – 1999 гг. рос за счет увеличения его физических объемов более чем на 44% при снижении средних контрактных цен более чем на 22%. Рост физического объема вывоза товаров за рассматриваемый период по основной номенклатуре происходил более быстрыми темпами, чем их производство.

В 1991 – 1999 г. добыча нефти  сократилась на 35% при росте ее вывоза за рубеж в 2,4 раза, природного газа – более чем на 7% и в 2,3 раза соответственно. Производство нефтепродуктов снизилось на 63%, их экспорт возрос почти в 2 раза, минеральных удобрений на 33 и 57%, целлюлозы – на 73% и в 3,2 раза. Заготовки круглого леса упали на 67%, его экспорт увеличился на 82%.

Это привело к увеличению экспортных квот фактически по всем основным товарам российского экспорта, уровень которых достиг предельной величины, ограничив дальнейшую возможность его экстенсивного развития.

Улучшение ситуации по итогам 1997-1999 гг. в топливном комплексе  произошло в решающей степени  за счет улучшения конъюнктурных  факторов мирового рынка в 1999 г.  В 2000 г. такие возможности заметно сократились после мартовского решения стран-членов ОПЕК о повышении с 1 апреля 2000 г. квот на добычу и экспорт нефти, что сразу же привело к снижению ее мировых цен.

К числу отраслей, начавших работу в режиме импортозамещения, относятся химия и нефтехимия, легкая промышленность, лесопромышленный комплекс, машиностроение, черная и цветная металлургия, производство строительных материалов. По итогам 1999 г. в этих отраслях был отмечен наибольший годовой прирост объема производства.

Прирост объема производства в указанных отраслях как в 1998 г., так и в 1999 г. объясняется ростом внутреннего спроса со стороны не только конечного потребления, но и промежуточных отраслей-потребителей (инвестиционный и сельскохозяйственный секторы, торговля, железнодорожный транспорт, химическая, легкая и пищевая промышленность).  С этим в основном связано увеличение выпуска продукции в машиностроении в целом и его отдельных отраслях.

 

Тема 9.  Валютная система и валютный контроль

в национальной экономике России.

 

Понятие валютные отношения и валютная система  страны.

Важнейшим элементом воспроизводственных отношений в любой национальной экономике являются валютные отношения.

Как экономическая категория валютные отношения представляют  собой общественные отношения, возникающие по поводу осуществления валютных операций и функционирования валюты.

Валютные отношения  могут выступать в системе  экономических отношений на двух уровнях.

Во-первых, это валютные отношения на уровне национальной экономики, которые являются составной частью денежно-кредитной сферы государства.

Во-вторых, это валютные отношения на мировом уровне, выступающие как ключевая форма международных экономических связей и обслуживающие целый спектр направлений международного сотрудничества: товарооборот, движение факторов производства, научно-технический, гуманитарный и культурный обмен и другие.

В национальном хозяйстве  каждой страны валютные отношения находят свое отражение в такой экономической категории как валютная система.

Национальная валютная система характеризуется следующими особенностями:

-во-первых, она является формой организации валютных отношений;

-во-вторых, представляет  собой совокупность элементов  регулирования валютных отношений;

-в-третьих, она включает  конкретные механизмы валютного  контроля;

-в-четвертых, основные  ее положения закреплены в национальном законодательстве;

-в-пятых, национальная  валютная система тесно связана  с мировой, международной валютными системами, действующих в рамках межгосударственных соглашений.

При переходе к рыночной экономике  валютная система складывается и развивается в результате глубокой реформы валютных отношений. Основой всех национальных валютных систем является национальная валюта (в Российской Федерации – это российский рубль).

Важнейшими элементами валютной системы России являются:

  • принципы и порядок внутренней и внешней конвертируемости российского рубля;
  • выбор и регулирование режима валютного курса российского рубля;
  • сфера использования валютных ограничений как для текущих валютных операций, так и для операций, связанных с движением капитала;
  • применение механизма валютного контроля;
  • регулирование международной валютной ликвидности Российской Федерации;
  • регулирование порядка использования Россией международных кредитных средств обращение;
  • правовая регламентация и регулирование международных расчетов России;
  • регулирование валютного рынка страны, рынка золота, золотовалютных резервов.
  • Институциональные элементы валютной системы, включающей органы и агентов валютного регулирования и валютного контроля, валютные биржи, банки.

Функционирование валютных отношений связано с системой институтов государства и рынка, определенной экономической инфраструктурой, обеспечивающих и поддерживающих валютную систему. Часть институтов национальной финансовой системы (Центробанк России, Минфин России и др.) формируют и реализуют государственную экономическую политику в соответствующих областях. Другая часть институтов обслуживает деятельность финансовых рынков, включающих: кредитные рынки и рынки межбанковских кредитов; рынки инвестиций, ценных бумаг, включая фондовые биржи; валютные рынки, включая валютные биржи.

Все элементы в совокупности формируют целостное денежное хозяйство, с присущими ему механизмами регулирования и само регуляции, которое является неотъемлемой частью современной рыночной экономики.

Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предполагает выработку каждой страной собственной валютной политики, системы валютного регулирования и контроля, непосредственно связанных с финансовым сектором государства. Ключевыми понятиями финансового сектора выступают деньги и валюта.

Деньги – это особый вид товара, служащий средством измерения  ценности других товаров, выступающий в виде всеобщего эквивалента в условиях товарного производства.

Валюта – это национальная денежная единица любой страны, а также денежные знаки (включая средства обращения и платежа, выраженные в иностранных денежных единицах), используемые в международных расчетах.

Валютные отношения  – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты.

Международные валютные отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Одой из важнейших задач финансовой политики любого государства является укрепление национальной валюты. Стабильность национальной валюты – один из важнейших показателей финансовой устойчивости национальной экономики. Для поддержания устойчивости национальной валюты необходимо три основных элемента:

  1. Валютная политика;
  2. Валютное регулирование;
  3. Валютный контроль.

Валютная политика –  это составная часть экономической  политики государства в целом и внешнеэкономической политики в частности; совокупность экономических, правовых, организационных мероприятий, осуществляемых государством в сфере международных валютных отношений. Валютная политика государства является инструментом регулирования равновесия в системе валютных отношений.

Валютное регулирование  – это, с одной стороны, процесс, а с другой – порядок (форма) государственного управления валютной сферой в экономике. Валютное регулирование является составной частью валютной политики и включает принципы, формы и методы осуществления в стране валютных операций, способы государственного регулирования валютной сферы экономики в целях повышения экономической эффективности  и обеспечения экономической безопасности. Валютный контроль выступает, как составная часть валютного регулирования.

 

Развитие и  совершенствование валютной системы                                       в Российской Федерации.

На протяжении почти  всей отечественной истории внешнеэкономические связи России отличались высокой степенью государственной централизации. Издавна существовал и довольно долго сохранялся запрет на вывоз золота, серебра, драгоценных монет.

В XVII в. действовал указ об обязательной сдаче казне (продаже по принудительному курсу) золота и иностранной валюты (ефимок), привозимых из-за границы. (Новоторговый устав, 1667 г.)

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»