Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация
Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.
5.Поддержание научного
потенциала страны и
6.Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.
7.Создание экономических
и правовых условий,
8.Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.
Показатели экономической безопасности России.
На основе изучения системы параметров и критериев формируется примерный перечень показателей пороговых значений экономической безопасности, по которым возможно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие.
Проиллюстрируем фактическое
состояние экономической
В 1996 г. С.Ю. Глазьевым были опубликованы расчеты по 22 видам важнейших социально-экономических показателей, где сопоставлялись пороговые значения экономической безопасности и фактическое состояние нашей экономики. (См. Глазьев С.Ю. За критической чертой: О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. М.: Национальный институт развития, 1996. С.5-7.)
Характерно, что по всем
показателям буквально
Доля России в мировом ВВП упала до 1,9% Для сравнения: доля США – 21,8; Европы – 23,1; Китая – 9,7; Японии – 8,1.стран Центральной и Восточной Европы – 1,8%.
Валовой внутренний продукт на душу населения в России, рассчитанный по паритету покупательной способности, составлял в 1997 г 4370 долл. В США этот показатель превышал 29 тыс. долл. В Белоруси – 4850; в Казахстане – 3560; на Украине – 2190.
Объем продаж наукоемкой продукции на мировом рынке достиг 2 трлн. Долл. На долю нашей страны, в которой работают 13% ченых всего мира, приходится всего 0,3%.
Представляют интерес расчеты, проведенные рядом ведущих ученых полд эгидой Комитетов по обороне и безопасности Государственной Думы ФС РФ в первой половине 1998 года. Из этих расчетов следует, что с 1992 по 1998 г произошло резкое снижение уровня экономической безопасности, выразившееся в следующих показателях ( табл. 13).
Таблица 13.
Официальные показатели
экономической безопасности
Название показателя |
Пороговые значения |
Фактические значения |
Объем ВВП на душу населения |
50 |
25 |
Доля в промышленности продукции машиностроения |
20 |
17 |
Расходы на научные исследования, в % к ВВП |
2 |
1,2 |
Доля в населении людей с доходом ниже прожиточного минимума |
7 |
21,5 |
Объем внутреннего долга, в % к ВВП |
20 |
21 |
Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, в % к налоговым поступлениям бюджета |
25 |
> 100 |
Объем внешнего долга, в % к ВВП |
25 |
> 28 |
Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета |
30 |
48 |
Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе |
10 |
50 |
Для определения среднего уровня достижений в области развития человека ООН предложила «совокупный индекс развития человеческого потенциала». В нем учитываются сравниваемые по странам предполагаемая продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход на душу населения (по паритету покупательной способности в долл.) В 1997 году этот индекс был определен для 174 стран мира. Первые шесть мест занимают Канада, Норвегия, США,Япония, Бельгия и Швеция. Россия в этом списке находится на 71 месте. Из других стран СНГ назовем Белоруссию (60-е место), Казахстан (76-е место), Украина (91-е место).
В докладе отмечается, что средняя продолжительность жизни почти 30% российских граждан не превышает 60 лет. Это самыйц неблагоприятный показатель среди всех промышленно развитых стран (данные за 1997 г). Самые высокие показатели у Японии (80 лет), Канады и Исландии (по 79 лет), Германии (более 77 лет).
Потери российской экономики от коррупции составляют около 15 млрд. долларов в год. В конце 1999 – начале 2000 г. в экономике происходили положительные тенденции. Конечно же принципиальное изменение тенденций в области экономической безопасности будет обусловлено переменами в области экономической политики, повышением производительной активности бизнеса, трудовых коллективов. Но многое можно сделать и по каналам самой системы обеспечения экономической безопасности. Для этого нужно в полной мере задействовать институциональные ресурсы защиты экономики.
Институциональные
основы системы экономической
Реализация роли и функций системы экономической безопасности невозможна без четкой организационной структуры с обоснованным распределением функций и полномочий различных органов по вертикали и горизонтали государственной власти.
В структурах исполнительной власти система институтов обеспечения экономической безопасности имеет разветвленный характер, входя частично в сферу компетенции Президента Российской Федерации, частично в сферу компетенции Правительства России.
Согласно Конституции Российской Федерации во главе всей системы национальной безопасности стоит Совет Безопасности, руководимый Президентом и осуществляющий координацию деятельности всех органов и институтов, входящих в эту систему.
Долгое время государственный механизм управления сферой национальной безопасности был в значительной мере разрегулирован.
В принципе, Совет Безопасности может выполнять три важные функции:
-стратегическое планирование;
определение приоритетов
-подготовку принципиальных
решений Президента по
-координацию действий министерств и ведомств по выполнению решений Президента.
В действующем Положении о Совете Безопасности, так определены его главные задачи и функции:
Основными задачами Совета Безопасности являются:
Основными функциями Совета Безопасности являются:
Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются основными рабочими органами Совета Безопасности.
Постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям государственной политики.
В случае необходимости, выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий и другим вопросам, Советом Безопасности могут создаваться временные межведомственные комиссии. В число постоянных межведомственных комиссий входит и комиссия по экологической безопасности. Деятельность Совета Безопасности обеспечивается аппаратом Совета Безопасности. Часть органов, отвечающих за экономическую безопасность, подчиняется непосредственно Президенту. В структурах ФСБ функционирует служба экономической контрразведки. В составе МВД имеется управление по борьбе с экономической преступностью. Специальными проблемами обеспечения финансовой безопасности занимается такая специализированная силовая структура, как Федеральная служба налоговой полиции. В структурах Министерства юстиции имеются подразделения, ответственные за обеспечение экономической безопасности в области интеллектуальной собственности.
Головной структурой, которая отвечает за политику в области экономической безопасности, является Министерство экономического развития и торговли.
Вопросы валютной безопасности, связанные с золотовалютными резервами, регулированием валютного рынка и, соответственно, валютного курса, находятся в компетенции Центробанка России. Валютный контроль осуществляется также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Вопросы продовольственной безопасности в значительной мере обеспечиваются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Таким образом, система институтов
обеспечения экономической
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»