Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

5.Поддержание научного  потенциала страны и сохранение  ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

6.Сохранение единого  экономического пространства и  широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.

7.Создание экономических  и правовых условий, исключающих  криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

8.Определение и обеспечение  необходимого государственного  регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

 

Показатели  экономической безопасности России.

На основе изучения системы  параметров и критериев формируется  примерный перечень показателей пороговых значений экономической безопасности, по которым возможно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие.

Проиллюстрируем фактическое  состояние экономической безопасности на основе следующих данных.

В 1996 г. С.Ю. Глазьевым  были опубликованы расчеты по 22 видам  важнейших социально-экономических  показателей, где  сопоставлялись пороговые значения экономической безопасности и фактическое состояние нашей экономики. (См. Глазьев С.Ю. За критической чертой: О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. М.: Национальный институт развития, 1996. С.5-7.)

Характерно, что по всем показателям буквально зашкаливало:  фактические показатели выходили далеко за пороги безопасности. Спустя три года положение только усугубилось, о чем свидетельствуют следующие данные.

Доля России в мировом  ВВП упала до 1,9% Для сравнения: доля США – 21,8; Европы – 23,1; Китая  – 9,7; Японии – 8,1.стран Центральной  и Восточной Европы – 1,8%.

Валовой внутренний продукт  на душу населения в России, рассчитанный по паритету покупательной способности, составлял в 1997 г 4370 долл. В США этот показатель превышал 29 тыс. долл. В Белоруси – 4850; в Казахстане – 3560; на Украине – 2190.

Объем продаж наукоемкой продукции на мировом рынке достиг 2 трлн. Долл. На долю нашей страны, в  которой работают 13% ченых всего мира, приходится всего 0,3%.

Представляют интерес  расчеты, проведенные рядом ведущих  ученых полд эгидой Комитетов по обороне  и безопасности Государственной  Думы ФС РФ в первой половине 1998 года. Из этих расчетов следует,                            что с 1992 по 1998 г произошло резкое снижение уровня экономической безопасности, выразившееся в следующих показателях ( табл. 13).

Таблица 13.

 

Официальные показатели экономической безопасности                                      России   на начало 1998 г., в %

Название показателя

Пороговые значения

Фактические значения

Объем ВВП на душу населения

50

25

Доля в промышленности продукции машиностроения

20

17

Расходы на научные исследования, в % к ВВП

2

1,2

Доля в населении  людей с доходом ниже прожиточного минимума

7

21,5

Объем внутреннего долга, в % к ВВП

20

21

Текущая потребность  в обслуживании и погашении внутреннего долга, в % к налоговым поступлениям бюджета

25

> 100

Объем внешнего долга, в % к ВВП

25

> 28

Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета

30

48

Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе

10

50


 

Для определения среднего уровня достижений в области развития человека ООН предложила «совокупный индекс развития человеческого потенциала». В нем учитываются сравниваемые по странам предполагаемая продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход на душу населения (по паритету покупательной способности в долл.) В 1997 году этот индекс был определен для 174 стран мира. Первые шесть мест занимают Канада, Норвегия, США,Япония, Бельгия и Швеция. Россия в этом списке находится на 71 месте. Из других стран СНГ назовем Белоруссию (60-е место), Казахстан (76-е место), Украина (91-е место).

В докладе отмечается, что средняя продолжительность жизни почти 30% российских граждан не превышает 60 лет. Это самыйц неблагоприятный показатель среди всех промышленно развитых стран (данные за 1997 г). Самые высокие показатели у Японии (80 лет), Канады и Исландии (по 79 лет), Германии (более 77 лет).

Потери российской экономики  от коррупции составляют около 15 млрд.  долларов в год. В конце 1999 – начале 2000 г. в экономике происходили положительные тенденции. Конечно же принципиальное изменение тенденций в области экономической безопасности будет обусловлено переменами в области экономической политики, повышением производительной активности бизнеса, трудовых коллективов. Но многое можно сделать и по каналам самой системы обеспечения экономической безопасности. Для этого нужно в полной мере задействовать институциональные ресурсы защиты экономики.

 

Институциональные основы системы экономической                              безопасности.

Реализация роли и  функций системы экономической  безопасности  невозможна без четкой организационной структуры с обоснованным распределением функций и полномочий различных органов по вертикали и горизонтали государственной власти.

В структурах исполнительной власти система институтов обеспечения  экономической безопасности имеет  разветвленный характер, входя частично в сферу компетенции Президента Российской Федерации, частично в сферу компетенции Правительства России.

Согласно Конституции  Российской Федерации во главе всей системы национальной безопасности стоит Совет Безопасности, руководимый Президентом и осуществляющий координацию деятельности всех органов и институтов, входящих в эту систему.

Долгое время государственный  механизм управления сферой национальной безопасности был в значительной мере разрегулирован.

В принципе, Совет Безопасности может выполнять три важные функции:

-стратегическое планирование; определение приоритетов национального  развития.

-подготовку принципиальных  решений Президента по ключевым  вопросам текущей политики;

-координацию действий  министерств и ведомств по выполнению решений Президента.

В действующем Положении  о Совете Безопасности, так определены его главные задачи и функции:

 

Основными задачами Совета Безопасности являются:

  • определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
  • разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
  • подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества, государства и др.

 

Основными функциями  Совета Безопасности являются:

  • рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества, государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решение стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий;
  • подготовка решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военнно-технического сотрудничества, введения экономических санкций, разработки стратегии обеспечения и мер по охране независимости и государственной целостности Российской Федерации;
  • рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;
  • рассмотрение вопросов создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности, а также вопросов их деятельности.
  • рассмотрение и оценка информации о состоянии безопасности Российской Федерации и факторах, угрожающих ей;
  • организация подготовки федеральных целевых программ обеспечения безопасности, осуществление контроля за ходом их реализации и др.

Совет Безопасности в  соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются основными рабочими органами Совета Безопасности.

Постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям государственной политики.

В случае необходимости, выработки  предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий и другим вопросам, Советом Безопасности могут создаваться временные межведомственные комиссии. В число постоянных межведомственных комиссий входит и комиссия по экологической безопасности. Деятельность Совета Безопасности обеспечивается аппаратом Совета Безопасности. Часть органов, отвечающих за экономическую безопасность, подчиняется непосредственно Президенту. В структурах ФСБ функционирует служба экономической контрразведки. В составе МВД имеется управление по борьбе с экономической преступностью. Специальными проблемами обеспечения финансовой безопасности занимается такая специализированная силовая структура, как Федеральная служба налоговой полиции. В структурах Министерства юстиции имеются подразделения, ответственные за обеспечение экономической безопасности в области интеллектуальной собственности.

Головной структурой, которая отвечает за политику в области экономической безопасности, является Министерство экономического развития и торговли.

Вопросы валютной безопасности, связанные  с золотовалютными резервами, регулированием валютного рынка и, соответственно, валютного курса, находятся в компетенции Центробанка России. Валютный контроль осуществляется также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Вопросы продовольственной безопасности в значительной мере обеспечиваются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Таким образом,  система институтов обеспечения экономической безопасности имеет глубоко разветвленный характер и охватывает все основные ее направления и разновидности.


Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»