Контрольная работа по дисциплине «Микро и макро экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в исследовании рынка товара и изучения влиянии различных факторов на него; применение и закрепление полученных знаний в виде макроэкономического анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
на основе конкретного товара, провести полный макроэкономический анализ и охарактеризовать его;
применить теоретические знания на практике в виде решения поставленных задач контрольной работы;
научиться проводить анализ рынка, выбор оптимального варианта работы предприятия, закрепи полученные знания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 рыночная характеристика насосного оборудования 4
1.1 Потребности, которые удовлетворяет насосное оборудование. 4
1.2 Классификация насосного оборудования как продукта. Тип товара. 4
1.3 Эластичность спроса и предложения. 6
1.3.1 Ценовая эластичность спроса. 6
1.3.2 Эластичность спроса по доходу. 7
1.3.3 Ценовая эластичность предложения. 7
1.4 Субституты и комплементарные товары. 8
1.5 Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение насосного оборудования. 9
1.6 Издержки. 10
1.7 Типы рыночных структур. 11
1.7.1 Характеристики рынка производства насосного оборудования в Республике Беларусь. 11
1.7.2 Характеристики рынка реализации насосного оборудования в Республике Беларусь. 13
2 расчетная часть практического задания 14
2.1 Анализ рыночного равновесия и последствий отклонения от него 14
2.2 Анализ воздействия неценовых факторов на рыночное равновесие 21
2.3 Анализ эластичности спроса и предложения 24
2.4 Анализ издержек производства и сравнительный анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции и монополии 27
2.4.1 Анализ издержек производства 27
2.4.2 Анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции 29
2.4.3 Анализ поведения фирмы в условиях монополии 33
2.5 Анализ вариантов ценовой политики фирмы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Файлы: 1 файл

Микро и макро экономика КР.docx

— 319.97 Кб (Скачать файл)

     - стоимость сертификации Системы  менеджмента качества (СМК) на  соответствие стандартам ISO 9000. (СМК разрабатывается под конкретную структурную схему предприятия с указанием должностей и производственных процессов; при изменении параметров производства либо видов выпускаемой продукции требуется повторная сертификация и сертификат действует ограниченное время);

     - стоимость сырья для изготовления  приспособлений и инструмента  в процессе производства специфического  насосного оборудования под конкретный  заказ.

     1.7 Типы рыночных структур

     1.7.1 Характеристики рынка производства насосного оборудования в Республике Беларусь

     Для определения типа рыночной структуры, в которой производится насосное оборудование, рассмотрим основные признаки рыночных структур.

     а) количество продавцов (производителей). Число производителей на данном рынке ограничено такими фирмами, как ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» (все возможные типы насосного оборудования) и ЗАО «Гидродинамика» (насосы для перерабатывающих и добывающих предприятиях нефтяной и газовой отрасли, в пищевой, холодильной и химической промышленности, на топливозаправочных станциях и ядерных энергетических установках средней мощности).

     б) Рыночная доля продавца. Рыночные доли продавцов сильно отличаются. По данным анализа за 2010 год, на долю фирмы ЗАО «Гидродинамика» приходилось не более 1% белорусского рынка, фирма ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» - 99%.

     в) Количество покупателей: не большое.

     г) Степень замещения и дифференциации продукта. Продукт не дифференцирован (что отражено выше), внутриотраслевая степень замещения очень низкая (более 99% потребителей приобретают  продукт одной торговой марки).

     д) Доступность рыночной информации: низкая. Состав и технология производства почти не доступен (за исключением некоторых деталей) всего насосного оборудования. При наличии достаточных финансовых средств повторение производства любого насосного оборудования, представленного на рынке, не возможно.

     е) Барьеры на входе и выходе. Для  того чтобы начать производство насосного  оборудования не достаточно иметь финансовые средства на закупку оборудования, сырья, материалов и подготовленное помещение, но и обязательно необходимо иметь технологию производства такого оборудования. Также необходимо получить сертификат на собственное производство, который свидетельствует о соответствии помещений, оборудования, персонала  и т.д. установленным требованиям. При этом производство может быть мелкосерийным и его легко  перепрофилировать на производство другого оборудования (например, инструмента). Исходя из всего вышеописанного, экономический и технологический барьеры на входе являются непреодолимыми.

     ж) Характер взаимодействия продавцов. С  одной стороны, среди производителей насосного оборудования нет сознательного  сотрудничества и координации действий с целью укрепления своего положения  на рынке, но с другой стороны, каждый производитель вынужден изучать действия конкурентов в своем ценовом сегменте и реагировать на них. В принципе, не существует никакой стратегии действий каждого производителя т.к. на рынке Республики Беларусь ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» занимает практически все 100% рынка.

     з) Тип конкуренции. Каждый производитель  предлагает на рынке продукты в различных  ценовых категориях. В то же время производители не пытаются с помощью рекламы дифференцировать свой продукт, от продуктов других производителей показывая его уникальные свойства. Поэтому можно сказать, что конкуренция – несовершенная, как ценовая, так и не ценовая.

     Все указанные выше признаки рыночных структур принадлежат монополии.

     1.7.2 Характеристики рынка реализации насосного оборудования в Республике Беларусь

     Реализация  насосного оборудования осуществляется через одного продавца в Москве и  собственно самого производителя. Для  определения типа рыночной структуры, в которой происходит реализация насосного оборудования, рассмотрим основные признаки рыночных структур применительно к рынку насосного оборудования, в котором роль продавцов играет производитель, а роль покупателей – конечный потребитель, т.е. мы рассматриваем рынок розничной торговли, на котором производитель сам предоставляет некую услугу, продавая конечному потребителю товар и получая за эту услугу деньги в виде торговой наценки на каждый товар.

     а) Количество продавцов: очень мало;

     б) Рыночная доля продавца: очень малая;

     в) Количество покупателей: не большое.

     г) Степень замещения и дифференциации продукта: продукт (услуга по продаже  товаров) не дифференцирован (см. анализ типов конкуренции) и степень замещения низкая.

     д) Доступность рыночной информации: частичная. Известны цены, ассортимент, правила  реализации и т.п., но не известна технология производства.

     е) Барьеры на входе и выходе: на входе барьеры носят экономический  и технологический характер и  их можно считать существенными. Получение лицензии на розничную  торговлю – очень незначительный барьер. Если обратить внимание на то, что мелкие торговые точки не появляются вовсе, то можно сказать, что существуют не преодолимые барьеры.

     ж) Характер взаимодействия продавцов. Никакого взаимодействия нет в силу того, что огромная часть рынка принадлежит одному предприятию.

     з) Тип конкуренции: несовершенная  как ценовая, так и неценовая  за объем продаж. Примеров неценовой  конкуренции абсолютно не видно. Производители продукции устанавливают  собственную цену реализации продукции  конечным потребителям, поэтому по торговым маркам между производителями  не существует конкуренции.

     Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют  о том, что реализация насосного  оборудования осуществляется в условиях монополии.

Расчетная часть практического  задания

Исходные  данные практического задания:

y – 86;  z - 22;  x – 26

Округлять до 1-ого знака после запятой.

2.1 Анализ рыночного равновесия и последствий отклонения от него

Исходные  данные: 

     а) Уравнение рыночного спроса D=(250+z)-2P

          Уравнение рыночного предложения S=(-50+z)+4P 

     б) Далее проиллюстрировать графически и оценить последствия следующих действий государства:

     - установления цены на товар  на у/4% выше равновесной

     - установления цены на товар  на у/5% ниже равновесной 

Решение. Часть А.

     Приравниваем  функции спроса и предложения:

D=S       (250+22)-2P=(-50+22)+4P       272+28=2P+4P      6P=300      P=50

     Подставим равновесную цену в уравнение  спроса:

D= 272 – 2 · 50=172

     Подставим (для проверки) полученную равновесную  цену в уравнение предложения:

S= - 28 + 4 · 50=172

     Для того чтоб спрос и предложение  согласовались с предложенными  уравнениями, возьмем среднее значение между объемами и получим 172 единицы товара.

     Следовательно, на рынке анализируемого товара равновесная цена составит 50 денежных единиц и по этой цене будет реализовано 172 единицы товара.

     Узнаем  «запретительную цену», для этого приравняем уравнение спроса к нолю:

0=272 – 2 · P         2P=272         P=136

     Цена в 136 денежных единиц характеризует величину «запретительной цены», начиная с которой и выше спрос на данный товар отсутствует.

     Теперь  узнаем максимальный спрос (емкость  рынка) на данный товар для этого в уравнение спроса цену на товар берем за ноль:

D= 272 – 2 · 0 = 272

     Количество  товара в 272 единицы характеризует величину максимального спроса, который отражает то количество товара, на которое будет предъявлен спрос при нулевой цене на данный товар.

     Для расчета «точки бегства» фирмы нам  необходимо уравнение предложения  прировнять к нолю:

0= - 28+4P       28=4P        P=7

     Цена  в 7 денежных единиц характеризует величину «точки бегства», начиная с которой и ниже предложение данного товара на рынке будет отсутствовать.

     Для расчета суммарной выручки необходимо равновесную цену умножить на равновесное количество товара:

TR0 = PE · QE = 50 · 172 = 8600

       Суммарная выручка равна 8600 денежным единицам.

Рис. 1. График спроса и предложения на заданном рынке

     Для расчета всей прибыли, необходимо узнать площадь прямоугольного треугольника S∆LKM. Длинна отрезка KM будет равняться спросу (D), на данном рынке и изменяться при каждом новом значении цены (Рис. 1. Отрезок KM). Поскольку, выручка от реализации продукции это количество товара проданного по текущей цене, то каждое значение объема реализуемой продукции необходимо умножать на текущую цену, следовательно (KM = D · P).

     Нам необходимо узнать, сколько значений может принимать цена данного  товара. Для этого необходимо от «запретительной цены» отнять значение «точки бегства» (Рис. 1. Отрезок KL):

KL = 136 – 7 = 129

     Рассчитываем  площадь прямоугольного треугольника ∆LKM, следует помнить, что реализация продукции начнется не с нулевой цены, а с минимальной цены перекрывающей все издержки производства фирмы т.е. с «точки бегства», поэтому значение начальной цены должно быть в виде (P+7), исходя из этого рассчитываем максимальную суммарную выручку:

TR0 = S∆LKM = == 832 910

     Вся прибыль будет равна 830 910 денежным единицам. 

Решение: Часть Б.

     Рассчитываем  изменение равновесной цены в  результате вмешательства государства:

P1 = P + y/4%        P1 = 50 + 86/4 % = 50 + 21,5% = 60,8 ≈ 61

P2 = P – y/5%        P2 = 50 – 86/5 % = 50 – 17,2% = 41,4 ≈ 41

     Новые цены на товар составят 61 денежных единиц и 41 денежная единица соответственно.

     Поскольку цена Р1 стала больше равновесной цены Р, то можно сказать, что имеет место политика ценового пола, уровень которого устанавливается выше уровня рыночной равновесной цены. Использование данной политики государства связанно с желанием государства поддержать мелких товаропроизводителей, которых крупные фирмы могут вытеснить с рынка, устанавливая на свою продукцию более низкие цены. Кроме того, ценовой пол может вводиться с целью защиты национальных товаропроизводителей от дешевой импортной продукции, а также с целью защиты продавцов качественной продукции от фальсифицированной и контрафактной.

     Поскольку цена Р2 стала меньше равновесной цены Р, то можно сказать, что имеет место политика ценового потолка, уровень которого устанавливается ниже уровня рыночной равновесной цены. Такая политика может быть оправдана в следующих случаях: при установлении цены на социально значимые товары; в кризисных ситуациях (войны, стихийные бедствия и т.п.); в отношении цен на продукцию предприятий-монополистов.

     Рассмотрим  государственную политику ценового пола. При установлении минимальной цены выше равновесной, производители предлагают на рынке QS единиц товара, а покупатели согласны приобрести QD единиц товара.  Причем величина предложения при этой минимальной цене будет превышать величину спроса (QS > QD), а формируемый товарный излишек составит (QS – QD).

     Чтоб  узнать величину товарного излишка, необходимо рассчитать изменившиеся показатели спроса и предложения в результате вмешательства государства. Для  этого подставляем в уравнения  спроса и предложения минимально установленную цену на товар: 

QD1(60) = 272 – 2 · 61 = 150

QS1(60) = - 28 + 4 · 61 = 216

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Микро и макро экономика»