Курс лекций по "Экономике торговли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:06, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Экономике торговли"

Файлы: 1 файл

Экономика торговли часть2.doc

— 760.50 Кб (Скачать файл)
 

Раздел  IV. Основные показатели деятельности торгового предприятия 

ТЕМА 1.  Оборот розничной  торговли  

    1. Понятие, состав и значение ОРТ
 

     Оборотом  розничной торговли называется продажа  потребительских  товаров населению  за наличный расчёт независимо от каналов реализации. В состав ОРТ может быть также включена:

  • продажа по безналичному расчёту продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения (больницам, д/с, санаториям и др.);
  • продажа товаров юридическим лицам за наличный расчёт с использованием кассовых аппаратов.

       Продажа товаров может осуществляться:

  • юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки, павильоны и пр.);
  • юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);
  • физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

     ОРТ учитывается в ценах фактической  реализации строго за отчётный период на основе первичных документов –  товарно-денежного отчёта и прилагаемых  к нему документов. ОРТ показывается с учётом стоимости стеклопосуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращённой стеклотары, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.

     ОРТ подразделяется на оборот предприятий  торговли и оборот предприятий общественного  питания.

     В состав ОРТ в соответствии с п.2.12. Инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30.11.2001 года № 89) включается:

  • стоимость потребительских товаров, проданных населению:
      • за наличный расчёт;
      • по кредитным карточкам;
      • по расчётным чекам банков;
      • по перечислениям со счетов вкладчиков;

    -     стоимость проданных по почте  товаров;

    -     стоимость товаров, проданных  в кредит в объёме полной  стоимости товаров;

    -     стоимость товаров, сданных на комиссию;

  • стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счёта-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
  • полная стоимость товаров, проданных некоторым категориям покупателей со скидкой (лекарств, топлива и т.п.);
  • стоимость проданных по подписке печатных изданий без учёта стоимости доставки;
  • стоимость упаковки, не входящей в цену товара;
  • стоимость проданной порожней тары.
 

     2. Оптовый оборот 

     Оптовый оборот характеризует объём продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Оптовый оборот представляет собой промежуточную стадию реализации товаров, в результате которой товары закупаются и продаются крупными партиями для последующей перепродажи и не выходят за пределы сферы обращения.

     Оптовая реализация может осуществляться со склада предприятия, или, минуя склад, непосредственно покупателям. В  зависимости от форм товародвижения различают складской и транзитный оптовый оборот.

     Складской оборот формируется при складской форме товародвижения, за счёт оптовой реализации товаров со складов. Транзитный оптовый оборот характеризует посредническую роль оптового предприятия в отношениях между поставщиком товара и его покупателем. Сумма складского и транзитного оптового оборота составляет валовой оптовый оборот. 

     3. Показатели оптового  и розничного оборота 

     Оптовая и розничная реализация товаров  на предприятиях торговли характеризуется  четырьмя основными показателями:

    1) общий объём ОРТ:

      piцена за единицу реализованной продукции i-го вида;

      qi – количество реализованной продукции i-го вида.

    2) объём ОРТ в  сопоставимых ценах

      Ipиндекс цен.

    3) состав ОРТ характеризует соотношение отдельных видов и форм ОРТ в общем их объёме (например, продажу товаров за наличный и безналичный расчёт);

 

    4) товарная структура ОРТ характеризует соотношение отдельных товаров и товарных групп в общем объёме ОРТ.

 

    Товарная структура  непродовольственных товаров состоит  из следующих ассортиментных групп:

        • хозяйственное мыло и синтетические моющие средства;
        • туалетное мыло и парфюмерия;
        • галантерея;
        • товары культурно-бытового и хозяйственного назначения;
        • трикотажные и чулочно-носочные изделия;
        • одежда, бельё, головные уборы и меха;
        • ткани;
        • обувь;
        • другие непродовольственные товары.

    Товарная структура  продовольственных товаров состоит  из следующих ассортиментных групп:

        • хлеб и хлебобулочные изделия;
        • мука, крупа, макаронные изделия и пищевые концентраты;
        • картофель, овощи, плоды, грибы;
        • мясо и мясные товары;
        • рыба и рыбные товары;
        • молоко и молочные продукты;
        • яйца куриные и пищевые жиры;
        • сахар и кондитерские изделия;
        • соль;
        • вкусовые товары;
        • другие продовольственные товары.
 

    4. Факторы формирования  оборота розничной  торговли 

     Формирование  оборота розничной торговли осуществляется под влиянием факторов, которые можно  объединить в следующие группы:

  1. Факторы, связанные со спросом населения: численность и состав обслуживаемого населения, денежные доходы и их дифференциация по группам населения, структура расходов различных социальных групп населения, достигнутый уровень удовлетворения спроса населения на товары и др.
  2. Факторы, связанные с товарным предложением: развитие производства потребительских товаров в регионе, технический уровень производства, качество товаров, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей.
  3. Факторы, связанные с ценовой политикой: уровень розничных цен на товары в торговой сети, конкуренция на региональных рынках, государственное регулирование цен.
  4. Факторы, связанные с организацией торговли: формы и методы продаж, реклама, организация товароснабжения, состояние МТБ, режим работы, квалификация работников и т.д.

     ОРТ  - это  показатель, характеризующий мощность торгового предприятия, т.к. по его величине можно судить об объёме деятельности предприятия. Также ОРТ используется для расчёта трудоёмкости, производительности труда, фондоотдачи и фондоёмкости.

     Развитие  розничного ТО должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.

     I соотношение обеспечивает сбалансированность спроса и предложения:

     ТРпоступления товаров > ТРОРТ > ТРТЗ > ТРD

     II соотношение обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия:

     ТРБП > ТРОРТ > ТРФОТ > ТРЧ

    или

     ТРR > ТРПТ > ТРср.ЗП одного работника

     Главной целью деятельности торгового предприятия  в современных рыночных условиях является получение максимальной прибыли при условии удовлетворения потребительского спроса населения. Для достижения данной цели необходимо увеличивать объем продаж, причём в большей степени, чем увеличиваются издержки обращения. Только такой рост приведёт к увеличению суммы прибыли и рентабельности торгового предприятия.

      По  классификации ООН, ОРТ относится  к показателям, отражающим уровень  жизни населения. Для характеристики уровня жизни анализируют уровень  потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, обеспеченность жильём и благоустройство быта, качество медицинского обслуживания и др. 
 

 

Задания для практической работы

      Задание 1. Пользуясь таблицей, проанализируйте динамику продажи товаров в магазине по кварталам, а также изменение удельного веса по каждому кварталу по сравнению с прошлым годом и с планом.

 
 
Квартал
Прошлый год Отчётный  год Отклонение, %
 
Сумма, тыс. руб.
 
УВ, %
План Факт  
От  плана
От  прошлого года
Сумма, тыс. руб. УВ, % Сумма, тыс. руб. УВ, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
I 4760 25,8 4915 25,6 5058 25,7 +2,9 +6,2
II 4483 24,3 4685 24,4 4822 24,5 +2,9 +7,6
III 4317 23,4 4454 23,2 4566 23,2 +2,5 +5,8
IV 4890 26,5 5146 26,8 5234 26,6 +1,7 +7,0
Итого: 18450 100 19200 100 19680 100 +2,5 +6,7

Информация о работе Курс лекций по "Экономике торговли"