Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:06, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Экономике торговли"
Раздел
IV. Основные показатели
деятельности торгового
предприятия
ТЕМА
1. Оборот розничной
торговли
Оборотом розничной торговли называется продажа потребительских товаров населению за наличный расчёт независимо от каналов реализации. В состав ОРТ может быть также включена:
Продажа товаров может
ОРТ
учитывается в ценах
ОРТ подразделяется на оборот предприятий торговли и оборот предприятий общественного питания.
В состав ОРТ в соответствии с п.2.12. Инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30.11.2001 года № 89) включается:
- стоимость проданных по почте товаров;
- стоимость товаров, проданных в кредит в объёме полной стоимости товаров;
- стоимость товаров, сданных на комиссию;
2.
Оптовый оборот
Оптовый оборот характеризует объём продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Оптовый оборот представляет собой промежуточную стадию реализации товаров, в результате которой товары закупаются и продаются крупными партиями для последующей перепродажи и не выходят за пределы сферы обращения.
Оптовая реализация может осуществляться со склада предприятия, или, минуя склад, непосредственно покупателям. В зависимости от форм товародвижения различают складской и транзитный оптовый оборот.
Складской
оборот формируется при складской
форме товародвижения, за счёт оптовой
реализации товаров со складов. Транзитный
оптовый оборот
характеризует посредническую роль оптового
предприятия в отношениях между поставщиком
товара и его покупателем. Сумма складского
и транзитного оптового оборота составляет
валовой оптовый оборот.
3.
Показатели оптового
и розничного оборота
Оптовая и розничная реализация товаров на предприятиях торговли характеризуется четырьмя основными показателями:
1) общий объём ОРТ:
pi – цена за единицу реализованной продукции i-го вида;
qi – количество реализованной продукции i-го вида.
2) объём ОРТ в сопоставимых ценах
Ip – индекс цен.
3) состав ОРТ характеризует соотношение отдельных видов и форм ОРТ в общем их объёме (например, продажу товаров за наличный и безналичный расчёт);
4) товарная структура ОРТ характеризует соотношение отдельных товаров и товарных групп в общем объёме ОРТ.
Товарная структура
непродовольственных товаров
Товарная структура
продовольственных товаров
4.
Факторы формирования
оборота розничной
торговли
Формирование оборота розничной торговли осуществляется под влиянием факторов, которые можно объединить в следующие группы:
ОРТ - это показатель, характеризующий мощность торгового предприятия, т.к. по его величине можно судить об объёме деятельности предприятия. Также ОРТ используется для расчёта трудоёмкости, производительности труда, фондоотдачи и фондоёмкости.
Развитие розничного ТО должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
I соотношение обеспечивает сбалансированность спроса и предложения:
ТРпоступления товаров > ТРОРТ > ТРТЗ > ТРD
II соотношение обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия:
ТРБП > ТРОРТ > ТРФОТ > ТРЧ
или
ТРR > ТРПТ > ТРср.ЗП одного работника
Главной целью деятельности торгового предприятия в современных рыночных условиях является получение максимальной прибыли при условии удовлетворения потребительского спроса населения. Для достижения данной цели необходимо увеличивать объем продаж, причём в большей степени, чем увеличиваются издержки обращения. Только такой рост приведёт к увеличению суммы прибыли и рентабельности торгового предприятия.
По
классификации ООН, ОРТ относится
к показателям, отражающим уровень
жизни населения. Для характеристики
уровня жизни анализируют уровень
потребления продовольственных и непродовольственных
товаров на душу населения, обеспеченность
жильём и благоустройство быта, качество
медицинского обслуживания и др.
Задания для практической работы
Задание 1. Пользуясь таблицей, проанализируйте динамику продажи товаров в магазине по кварталам, а также изменение удельного веса по каждому кварталу по сравнению с прошлым годом и с планом.
Квартал |
Прошлый год | Отчётный год | Отклонение, % | |||||
Сумма, тыс. руб. |
УВ, % |
План | Факт | От плана |
От прошлого года | |||
Сумма, тыс. руб. | УВ, % | Сумма, тыс. руб. | УВ, % | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I | 4760 | 25,8 | 4915 | 25,6 | 5058 | 25,7 | +2,9 | +6,2 |
II | 4483 | 24,3 | 4685 | 24,4 | 4822 | 24,5 | +2,9 | +7,6 |
III | 4317 | 23,4 | 4454 | 23,2 | 4566 | 23,2 | +2,5 | +5,8 |
IV | 4890 | 26,5 | 5146 | 26,8 | 5234 | 26,6 | +1,7 | +7,0 |
Итого: | 18450 | 100 | 19200 | 100 | 19680 | 100 | +2,5 | +6,7 |