Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:01, курс лекций

Описание работы

Эволюция экономической роли государства и экономические функции государства.
Важнейшим звеном совокупной экономики, как мы уже видели, является
конкурентный рынок. Однако существует немало проблем, порожденных
функционированием рынка, которые требуютгосударственного вмешательства в решениеэкономических проблем.
Строго говоря, даже в глубокой древностигосударство выполняло определенные функции в экономике. Традиционно сферамигосударственного регулирования были денежное обращение, налоговая система, таможенная политика. В конце XIX - начале XX вековгосударство начинает вмешиваться в распределительные отношения, заниматься предпринимательской деятельностью, проводить антимонополистическую политику. Но только после второй мировой войны государственное регулирование рыночной экономики становится постоянным и целенаправленным.

Файлы: 1 файл

Ekonomika_kak_obekt_gosudarstvennogo_regulirov.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)
  1. Экономика как объект государственного регулирования

 

Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена ипотребления.

 

  1. Эволюция экономической роли государства и экономические функции государства.

Важнейшим звеном совокупной экономики, как мы уже видели, является 
конкурентный рынок. Однако существует немало проблем, порожденных 
функционированием рынка, которые требуютгосударственного вмешательства в решениеэкономических проблем. 
Строго говоря, даже в глубокой древностигосударство выполняло определенные функции в экономике. Традиционно сферамигосударственного регулирования были денежное обращение, налоговая система, таможенная политика. В конце XIX - начале XX вековгосударство начинает вмешиваться в распределительные отношения, заниматься предпринимательской деятельностью, проводить антимонополистическую политику. Но только после второй мировой войны государственное регулирование рыночной экономики становится постоянным и целенаправленным.

Пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнить  мерамигосударственного регулирования. 
Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа английского экономиста Дж.М. Кейнса. "Общая теория занятости, процента и денег", вышедшая в 1936 г. Идеи этой книги надолго определили механизм государственного вмешательства в экономику, которое превратило ее в смешанную экономику, основанную на рыночной конкуренции и макроэкономическом регули-ровании.

 

Экономические функции государства многообразны и сложны. Можно выделить следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:

• поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды, защита конкуренции через  антимонопольное законодательство;

• перераспределение  дохода и богатства, корректировка  распределения ресурсов с целью  изменения структуры национального  продукта, стабилизации экономики посредством  контроля над уровнем занятости  и инфляции;

• ограничение  действия некоторых элементов рыночного механизма. Так, жесткое ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере распределения бюджетных ресурсов на поддержание и охрану общественного порядка, национальную оборону, транспортную систему, обслуживание инфраструктурных комплексов, водоснабжение и т. д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания. Государственные и региональные органы обеспечивают функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля с учетом рыночных и общественных интересов;

• достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике. Эти функции государство осуществляет посредством развития способности национальных фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

Государство осуществляет свои функции через  правительство, т.е. через властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных органов, посредством которых осуществляются управление и контроль над соблюдением конкурентных правил, законов, нормативов и т. д.

 

 

 

 

  1. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.  «Фиаско  рынка» и «фиаско государства».

Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические  функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения  и т.п.). Однако в ХХ веке роль и  функции государства существенно изменились, государство стало полноправным субъектом экономических отношений. 
         Современная рыночная экономика - это экономика, в которой наряду с частным предпринимательством имеется государственный сектор и государственное регулирование. Государство производит около 20% национального продукта, контролирует перераспределение доходов в обществе, регулирует многие экономические процессы. 
        Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с "провалами" (фиаско) рынка - случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным и не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества. Напомним, что к "провалам" рынка относят: 
 
монополизацию экономики (преобладания рынков несовершенной конкуренции); 
 
неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды; 
 
нерациональное распределение ресурсов общества; 
 
отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ; 
 
отсутствие механизмов, учитывающих внешние эффекты; 
 
неравномерность в распределении доходов; 
 
нестабильность макроэкономического развития и др. 
 
      "Провалы" рынка, а также ряд внешних факторов (соревнование с существовавшей в недалеком прошлом социалистической системой, распад мировой колониальной системы, усиление конкуренции на мировых рынках) и обусловили активизацию участия государства в экономической жизни общества. 
     Сглаживание, предотвращение негативных последствий действия рыночных регуляторов и решение острых социально-экономических проблем общества - основная цель экономической деятельности государства. Стремясь к достижению этой цели, государство внедряется в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные меры административного и экономического характера, обеспечивающие условия для достижения основных макроэкономических целей.

"Фиаско" Государства 
      Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства. 
 
        Причинами фиаско (провалов) государства может быть: 
 
ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса; 
 
несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор; 
 
наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом; 
 
неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений; 
 
наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации. 
 
         Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране. 
        В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике - не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной "медали" - смешанной экономики. 
         При этом сочетание рынка и государства в разных странах может быть разным.

 

       Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка) — это такая рыночная ситуация, при которой равновесие нарынке не является эффективным по Парето.

        Авторы классической экономической школы, сформулировав принципы свободного рынка, доказали его эффективность.

         Но последующее теоретизирование и наблюдение за реальной экономикой привели экономистов-теоретиков к мысли, что предпосылки, требуемые для достижения эффективного равновесия, достаточно легко нарушаемы, поэтому современная экономическая наука в основном изучает ситуации с фиаско рынка. Причины, по которым фиаско рынка является основным объектом современной науки, представлены ниже:

  • Это наиболее часто встречающаяся ситуация в реальном мире (в противовес совершенно конкурентной ситуации безвнешних эффектов)
  • Это более сложная для изучения ситуация, поэтому более интересная (все простые ситуации были изучены раньше)

         Само по себе «фиаско» рынка — это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений, с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.

 

  1. Необходимость сочетания рыночных и административных механизмов регулирования экономики.

В современной рыночной экономике  существует немало социально- экономических  проблем, неподвластных рынку и  требующих государственного вмешательства.

Строго говоря, понятия рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде, нет, и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Современная отечественная мысль  не без помощи и участия зарубежных авторитетов, по существу, подменила  понятие экономической системы понятием "рыночная система", или просто "рынок". И хотя заявлений, отождествляющих эти понятия, нет, но большинство в своих научных построениях и рекомендациях исходят из такого отождествления.

Рынок — это не экономическая  система в целом, а лишь один из механизмов координации поведения экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.

одним из главных аргументов работодателя в случае, если не удается договориться с рабочими о величине заработной платы, является его заявление о возможности закрытия и перемещения предприятия в другую страну, с более дешевой и более сговорчивой рабочей силой. Противостоять такого рода аргументам в условиях недостаточной развитости международной солидарности трудящихся, на фоне общего кризиса профсоюзного движения, различий в уровне экономического развития разных стран и уровне жизни рабочих очень сложно. Поэтому под давлением страха потерять работу рабочие часто соглашаются на более низкую заработную плату и худшие условия труда.

Государство, в свою очередь, не всегда готово и не всегда заинтересовано в том, чтобы противостоять этой тенденции. Оно в лучшем случае может  заявить о нейтральной позиции  и не противодействовать свободному перемещению капитала, а в худшем — соглашается на сокращение государственных инвестиций и социальных расходов под предлогом их неэффективности или увеличения дефицита государственного бюджета. В этом смысле изменение экономических функций государства представляется величиной, зависящей от большого числа переменных, включающих не только изменения в системе материального производства.

Таким образом, эволюцию экономических  функций государства недостаточно рассматривать только с позиции тех изменений, которые происходят в материальном производстве по мере развития общества. Не менее значимым как в теоретическом, так и в практическом плане является анализ эволюции экономических функций государства с позиции его роли в качестве института политической власти и того влияния, какое этот институт оказывает на экономическое развитие, т. е. с позиции диалектики экономики и политики.

 

  1. Административные и экономические методы государственного регулирования экономики. Диалектика их взаимодействия в конкретных исторических условиях.

Свои регулирующие функции государство  выполняет посредством административных (прямых) и экономических (косвенных) методов. Для командной экономики  характерно преобладание административных методов регулирования. Система  государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

Государственное регулирование экономики  непосредственно связано с экономической  политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым  рыночная система предъявляет определенные требования.

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное  директивное планирование, натуральное  распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. п.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим, за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Информация о работе Лекции по "Экономике"