Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:01, курс лекций
Эволюция экономической роли государства и экономические функции государства.
Важнейшим звеном совокупной экономики, как мы уже видели, является
конкурентный рынок. Однако существует немало проблем, порожденных
функционированием рынка, которые требуютгосударственного вмешательства в решениеэкономических проблем.
Строго говоря, даже в глубокой древностигосударство выполняло определенные функции в экономике. Традиционно сферамигосударственного регулирования были денежное обращение, налоговая система, таможенная политика. В конце XIX - начале XX вековгосударство начинает вмешиваться в распределительные отношения, заниматься предпринимательской деятельностью, проводить антимонополистическую политику. Но только после второй мировой войны государственное регулирование рыночной экономики становится постоянным и целенаправленным.
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος
Важнейшим звеном совокупной экономики,
как мы уже видели, является
конкурентный рынок. Однако существует
немало проблем, порожденных
функционированием рынка, которые требуютгосударственного вмешат
Строго говоря, даже в глубокой древностигосударство выполняло определенные
функции в экономике. Традиционно сферамигосударственного регули
Пришло понимание того, что рыночный
механизм развития необходимо дополнить
мерамигосударственного регулир
Теоретическим обоснованием этого вмешательства
стала работа английского экономиста
Дж.М. Кейнса. "Общая теория занятости,
процента и денег", вышедшая в 1936 г. Идеи
этой книги надолго определили механизм государственного вмеш
Экономические функции государства многообразны и сложны. Можно выделить следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:
• поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство;
• перераспределение
дохода и богатства, корректировка
распределения ресурсов с целью
изменения структуры
• ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. Так, жесткое ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере распределения бюджетных ресурсов на поддержание и охрану общественного порядка, национальную оборону, транспортную систему, обслуживание инфраструктурных комплексов, водоснабжение и т. д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания. Государственные и региональные органы обеспечивают функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля с учетом рыночных и общественных интересов;
• достижение
и сохранение национальных конкурентных
преимуществ в мировой
Государство осуществляет свои функции через правительство, т.е. через властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных органов, посредством которых осуществляются управление и контроль над соблюдением конкурентных правил, законов, нормативов и т. д.
Государство всегда, в любые исторические
периоды, выполняло определенные экономические
функции (защита частной собственности,
сбор налогов и таможенных пошлин,
организация денежного
Современная
рыночная экономика - это экономика, в
которой наряду с частным предпринимательством
имеется государственный сектор и государственное
регулирование. Государство производит
около 20% национального продукта, контролирует
перераспределение доходов в обществе,
регулирует многие экономические процессы.
Усиление экономической
роли государства в рыночной экономике
связывают, как правило, с "провалами"
(фиаско) рынка - случаями, когда рыночный
механизм оказывается несостоятельным
и не обеспечивает эффективное распределение
ограниченных ресурсов общества. Напомним,
что к "провалам" рынка относят:
монополизацию экономики (преобладания
рынков несовершенной конкуренции);
неспособность к сохранению невоспроизводимых
ресурсов и охране окружающей среды;
нерациональное распределение ресурсов
общества;
отсутствие заинтересованности рынка
в производстве общественных благ;
отсутствие механизмов, учитывающих внешние
эффекты;
неравномерность в распределении доходов;
нестабильность макроэкономического
развития и др.
"Провалы" рынка,
а также ряд внешних факторов (соревнование
с существовавшей в недалеком прошлом
социалистической системой, распад мировой
колониальной системы, усиление конкуренции
на мировых рынках) и обусловили активизацию
участия государства в экономической
жизни общества.
Сглаживание, предотвращение
негативных последствий действия рыночных
регуляторов и решение острых социально-экономических
проблем общества - основная цель экономической
деятельности государства. Стремясь к
достижению этой цели, государство внедряется
в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные
меры административного и экономического
характера, обеспечивающие условия для
достижения основных макроэкономических
целей.
Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка) — это такая рыночная ситуация, при которой равновесие нарынке не является эффективным по Парето.
Авторы классической экономической школы, сформулировав принципы свободного рынка, доказали его эффективность.
Но последующее теоретизирование и наблюдение за реальной экономикой привели экономистов-теоретиков к мысли, что предпосылки, требуемые для достижения эффективного равновесия, достаточно легко нарушаемы, поэтому современная экономическая наука в основном изучает ситуации с фиаско рынка. Причины, по которым фиаско рынка является основным объектом современной науки, представлены ниже:
Само по себе «фиаско» рынка — это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений, с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.
В современной рыночной экономике существует немало социально- экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства.
Строго говоря, понятия рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде, нет, и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.
Современная отечественная мысль не без помощи и участия зарубежных авторитетов, по существу, подменила понятие экономической системы понятием "рыночная система", или просто "рынок". И хотя заявлений, отождествляющих эти понятия, нет, но большинство в своих научных построениях и рекомендациях исходят из такого отождествления.
Рынок — это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации поведения экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.
одним из главных аргументов работодателя в случае, если не удается договориться с рабочими о величине заработной платы, является его заявление о возможности закрытия и перемещения предприятия в другую страну, с более дешевой и более сговорчивой рабочей силой. Противостоять такого рода аргументам в условиях недостаточной развитости международной солидарности трудящихся, на фоне общего кризиса профсоюзного движения, различий в уровне экономического развития разных стран и уровне жизни рабочих очень сложно. Поэтому под давлением страха потерять работу рабочие часто соглашаются на более низкую заработную плату и худшие условия труда.
Государство, в свою очередь, не всегда готово и не всегда заинтересовано в том, чтобы противостоять этой тенденции. Оно в лучшем случае может заявить о нейтральной позиции и не противодействовать свободному перемещению капитала, а в худшем — соглашается на сокращение государственных инвестиций и социальных расходов под предлогом их неэффективности или увеличения дефицита государственного бюджета. В этом смысле изменение экономических функций государства представляется величиной, зависящей от большого числа переменных, включающих не только изменения в системе материального производства.
Таким образом, эволюцию экономических
функций государства
Свои регулирующие функции государство
выполняет посредством
Государственное регулирование экономики
непосредственно связано с
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет определенные требования.
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. п.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим, за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.