Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 00:17, курс лекций

Описание работы

В курсе лекций дана характеристика основных школ экономической теории, изложены общие основы экономического развития общества, теоретические вопросы микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики, особенности экономики России. Теоретические вопросы увязаны с практической деятельностью в России. Приводимые примеры отражают преимущественно российскую действительность. Содержание построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения.

Файлы: 1 файл

Экономика - Макет.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

В.В. Коршунов

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИКА

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

 

УКД 330.1

ББК 65.01

К70

 

Коршунов  В.В.  Экономика:  Курс лекций. – М.:, ФИМА, 2012. К70 – 162 с.

ISBN  978-5-89492-017-7

 

В курсе лекций дана характеристика основных школ экономической теории, изложены общие основы экономического развития общества, теоретические вопросы микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики, особенности экономики России. Теоретические вопросы увязаны с практической деятельностью в России. Приводимые примеры отражают преимущественно российскую действительность. Содержание построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения.

Четкие и  конкретные формулировки определений экономических терминов, категорий, законов, убедительная аргументация, ясность и логическая последовательность изложения учебного материала делают его понятным читателю. Краткая форма изложения в сочетании с полнотой содержания позволяет в короткий срок систематизировать материал и подготовиться к успешной сдаче зачета и экзамена.

Предназначено для студентов вузов, обучающихся по неэкономическим направлениям и специальностям.

ББК 65.01

 

 

Рецензент: Алексахин  А.В., кандидат экономических наук, доцент

 

Учебное издание

 

Коршунов  Владимир Владимирович

Экономика:  Курс лекций

 

Оригинал-макет, корректура и редактирование автора

ООО «ФИМА» 121248 Москва, Украинский бульв., д.3/5 корп. 2

http://pub-fima.narod.ru, pub-fima@yandex.ru

 

Подписано в печать 30.01.2012 г. Формат 60´90/16. Бумага офсетная. Объем 10 печ. л. Тираж 210 экз. Заказ № 223

Отпечатано в  цифровой типографии «Буки Веди»  на оборудовании Konica Minolta

ООО «Ваш полиграфический  партнер», Москва ул. Ильменский пр-д, д. 1, корп. 6

Тел.: (495) 926-63-96, www.bukivedi.com, info@bukivedi.com

 

ISBN  978-5-89492-017-7 ã Коршунов В.В., 2013

ã «ФИМА», Обложка, 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение  в экономическую науку ..6

1.1. Основные школы развития экономической мысли ..6

1.2. Предмет экономической  теории 12

1.3. Метод экономических исследований 14

1.4. Частное и народное хозяйство 16

2. Производство  и труд 17

2.1.Сущность общественного  производства 17

2.2. Ресурсы и факторы производства. Необходимость экономического

выбора оптимального использования ограниченных ресурсов 19

2.3. Общественное разделение труда 21

2.4. Структура производства и ее совершенствование 22

2.5. Производительность  и интенсивность труда 23

3. Собственность  и система экономических отношений 25

3.1. Собственность  как экономическая категория.  Юридическое 

содержание собственности 25

3.2. Экономические отношения и экономические интересы 27

3.3. Формы собственности 28

4. Формы общественного хозяйства. Теории стоимости. Деньги 34

4.1. Натуральное хозяйство и товарное производство 34

4.2. Товар и его свойства 35

4.3. Величина стоимости товара 37

4.4. Развитие форм стоимости и возникновение денег 42

4.5. Функции денег 42

5. Закономерности  развития экономических систем. Рыночная

система экономики 45

5.1. Экономическая система общества 45

5.2. Типы экономических систем 46

5.3. Рынок и рыночная экономика 52

5.4. Конкуренция 55

5.5. Антимонопольное регулирование 59

5.6. Преимущества и недостатки рыночной системы экономики 60

5.7. Построение  рыночной экономики в Российской Федерации 60

5.8. Особенности  экономической системы Российской Федерации  64

6. Спрос  и предложение в рыночной экономике 67

6.1. Закон спроса 67

6.2. Закон предложения 68

6.3. Рыночная  цена равновесия и механизм ее установления 68

6.4. Теория эластичности 70

7. Капитал 73

7.1. Историческая эволюция понятия капитал 73

7.2. Промышленный капитал. Накопление капитала 74

7.3. Кругооборот и оборот капитала. Основной и оборотный капитал 75

7.4. Физический и моральный износ основного капитала.

Амортизация 77

8. Издержки  и прибыль 79

8.1. Марксистская  концепция издержек производства  и прибыли 79

8.2. Неоклассическая  концепция издержек производства  и прибыли 80

8.3. Межотраслевая  конкуренция и образование средней  нормы 

прибыли 83

9. Виды  капиталов и доходов 84

9.1. Торговый  капитал. Издержки обращения и торговая прибыль 84

9.2. Ссудный капитал.  Ссудный процент и предпринимательский 

доход 84

9.3. Акционерное  общество и акционерный капитал 86

9.4. Финансовый  капитал и финансовая олигархия 88

10. Рента 92

10.1. Сущность и виды земельной ренты 92

10.2. Арендная плата. Цена земли 93

10.3. Рента в добывающей промышленности 93

10.4. Аграрный  сектор экономики 94

10.5. Эволюция аграрных отношений и их последствия в России 95

11. Рынок  капиталов 97

11.1. Виды рынка капиталов 97

11.2. Фондовая биржа 99

12. Рынок  труда .101

12.1. Сущность  и субъекты рынка труда  .101

12.2. Занятость .101

12.3. Безработица, ее формы и типы .103

12.4. Регулирование  занятости в Российской Федерации .104

12.5. Заработная  плата: сущность, формы, системы, 

дифференциация .105

12.6. Уровень и качество жизни населения .106

13. Национальная экономика .109

13.1. Сущность  национального воспроизводства .109

13.2. Показатели  измерения национального объема производства .110

13.3. Национальное  богатство .113

14. Экономический рост .115

14.1. Экономический  рост: понятие, факторы, типы 115

14.2. Потребление, сбережения, накопление 117

14.3. Инвестиции 119

14.4. Модели экономического роста 122

14.5. Проблемы  экономического роста в Российской Федерации 123

15. Циклическое развитие экономики 127

15.1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Общее

экономическое равновесие 127

15.2. Экономический цикл 130

15.3. Основные  концепции цикла 132

15.4. Теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева  134

16. Кредитно  – финансовая система 136

16.1. Денежная  система 136

16.2. Кредитная  система  137

16.3. Кредитно-финансовые  организации. Банковская система 138

16.4. Финансовая  система: сущность, функции, структура 139

16.5. Государственный бюджет 141

16.6. Инфляция  и антиинфляционное регулирование 142

17. Государственное регулирование рыночной экономики 144

17.1. Объективная необходимость и сущность государственного

регулирования экономики 144

17.2. Теоретические  концепции государственного регулирования

экономики 147

17.3. Методы государственного  регулирования экономики 148

17.4. Формы и инструменты государственного регулирования

экономики 150

18. Мировая экономика 151

18.1. Мировое хозяйство,  его структура и субъекты 151

18.2. Международная торговля 152

18.3. Международное  научно-техническое и производственное 

сотрудничество 153

18.4. Межгосударственная миграция капитала 155

18.5. Миграция  рабочей силы, ее причины и последствия 156

18.6. Мировая валютная  система: сущность и основные  этапы

развития 157

18.7. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве 159

18.8. Россия в интеграционных группировках 160

Библиографический список 162

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ

1.1. Основные  школы развития экономической мысли

 

Элементы экономических знаний накапливались с глубокой древности. Термин «экономика» в научный оборот был введен представителями древнегреческой экономической мысли (Ксенофонтом) в IV веке до нашей эры. Дословный перевод термина означает: искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. Под домашним хозяйством понималось хозяйство отдельного лица, семьи, общины, цеха, отдельного городского или рабовладельческого хозяйства (т.е. частного хозяйства).

Экономические знания древних  мыслителей содержали представления о хозяйственном устройстве, методах управления хозяйством в условиях частного хозяйства. Но возникновение экономики как науки, т.е. систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономических систем, относят к ХVII – ХVIII в., периоду становления капитализма, характеризовавшегося:

– зарождением мануфактуры, углублением общественного разделения труда и эволюции частной собственности, что привело к динамичному  развитию товарно-денежных, т. е. рыночных отношений; 

– расширением внутренних и внешних рынков при интенсификации денежного обращения;

– формированием национальных государств, ставших одним из главных субъектов экономики, приведшим к качественным изменениям в развитии экономической жизни общества;

– усложнением хозяйственных  процессов и формированием новой социальной структуры общества с характерными для нее экономическими интересами.

Эти процессы вели к становлению  рыночной системы хозяйствования, образованию  народного хозяйства, что требовало  научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей, вызвало появление первых научных экономических школ, к которым относятся:  меркантилизм, школа физиократов, классическая школа, марксизм, маржинализм.

Меркантилизм – первая экономическая школа (представители А. Монкретьен, Т. Мен, Ж.Б. Кольбер, Дж. Локк). Теория возникла в период зарождающегося капитализма, раннего этапа первоначального накопления капитала. Начиная с ХIV в. до начала ХVII в. в экономике происходило постепенное вытеснение натурального хозяйства товарным. Решающее значение в обществе приобретает торговый капитал. Меркантилисты (ХV – ХIХ вв.) выражали интересы торговцев.

Антуан Монкретьен ввел в  научный оборот термин «политическая  экономия» с выходом его книги «Трактат политической экономии» в 1615 г. Политическая экономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства (не в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве). Появление данного термина в то время обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и во внешней торговле. Меркантилисты обосновывали необходимость протекционистской роли государства по отношению к отечественному купечеству. Приток денег в страну на основе неэквивалентного обмена, по их мнению, требовал поощрения и поддержки со стороны государства, а их отток из страны – ограничения. Основными объектами исследования меркантилистов были сфера обращения, торговля, а экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источник богатства у меркантилистов – внешняя торговля, за счет неэквивалентного внешнеторгового обмена, т.е.  сфера обращения. Само богатство они отождествляли с золотыми и серебряными деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо меркантильный в переводе означает денежный. Меркантилисты – первооткрыватели категории капитал. Торговый капитал был первой обособленной свободной формой капитала, приносящей и товары и доход.  Они отождествляли деньги и капитал.

Поздние меркантилисты уже  понимали значение внутреннего производства (обрабатывающей промышленности) для процветания страны: стимулирование национального производства активизирует внешнюю торговлю.  

С развитием капитализма  торговый капитал перестал быть преобладающим в жизни общества, а торговля перестала считаться главным источником богатства. Ее место заняла сфера производства. С середины ХVII века капиталистическая экономика переходит с мануфактурной на машинную основу развития. Не все мыслители-экономисты считали деньги единственной формой богатства, а их источником – сферу обращения, торговлю.  Экономическая мысль стала обращаться к анализу производства.

Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо, П. Буагильбер). «Физиократия» – власть природы. Школа физиократов сформировалась во Франции в середине ХVIII в.  Основатель этого направления Франсуа Кенэ (1694 – 1774), основная работа «Экономическая таблица» (1758). Источником богатства физиократы считают производство, а не обмен. Но сферу производства они отождествляли лишь с сельским хозяйством и перенесли исследование о происхождении прибыли из сферы обращения в сферу сельскохозяйственного производства. Сила природы и труд свободного крестьянина являются создателями богатства. Истинным богатством являются не деньги, а сырые продукты, пригодные для пользования человека. Деньги для них выполняли лишь функцию обращения, сами по себе они «бесплодны». Ремесленников и промышленников они считали непроизводительным классом, т.к. те лишь преобразовывали продукты сельского хозяйства и не участвовали в создании «чистого продукта», т.е. нового богатства. Взгляды физиократов на капитал отражали эпоху раннего мелкотоварного производства при определяющей роли земли и сельскохозяйственного труда: это средства, вложенные в сельскохозяйственное производство.

Классическая  политическая экономия окончательно и всеобъемлюще перенесла исследования в сферу производства, положила начало трудовой теории стоимости. Предметом исследования становится материальное производство и повышение его эффективности. Наиболее яркие представители – Уильям Петти (1623 – 1687), Адам Смит (1723 – 1790), Давид Риккардо (1772 – 1823). Их основные работы – У. Петти «Трактат о налогах и сборах» (1662), А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) – сформировали экономику как науку, заложили основы современной экономической теории.

Адам Смит вошел  в историю как основоположник классической политической экономии. Он заложил основу трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда, как условия повышения его производительности, создал учения о доходах, принципы построения налоговой системы. Классическая политэкономия в лице Адама Смита определила капитал как часть запасов, от которых ожидают получить доход. Производственный капитал – это капитал, занятый в материальном производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве. Он считал богатством совокупность предметов, удовлетворяющих потребности людей, основным источником богатства – труд человека, а капитал – существенным условием для «применения труда». 

Информация о работе Лекции по "Экономике"