Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 00:17, курс лекций
В курсе лекций дана характеристика основных школ экономической теории, изложены общие основы экономического развития общества, теоретические вопросы микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики, особенности экономики России. Теоретические вопросы увязаны с практической деятельностью в России. Приводимые примеры отражают преимущественно российскую действительность. Содержание построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения.
Субъект исследования: человек, группа, государство.
Экономическая теория – это система знаний о многообразии явлений экономической жизни общества. Она изучает экономические категории, законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ в обществе, что дает возможность (в экономических категориях, законах, принципах, отношениях) увидеть определенный порядок, причинно-следственную зависимость в деятельности людей по созданию благ и воздействовать на эту деятельность.
Существует разветвленная система наук, изучающих экономическую жизнь общества. Экономическая теория дает теоретическую базу для обоснования целей и путей развития общества, являясь научной основой для разработки экономической стратегии и политики. Эта наука изучает не все, а лишь главные процессы экономической жизни общества и человека в нем. Различные отдельные стороны экономической жизни общества изучаются разными конкретными экономическими науками. Все они стоятся на основе экономической теории.
1.3. Метод экономических исследований
Предмет науки характеризуется тем, что она изучает, метод – как исследуется. Метод науки (или методология) – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. От принятого метода исследования зависит реальность результатов.
Экономическая наука основана на общей методологии естественных и общественных наук и отражает подходы мировой науки к исследованию экономических явлений и процессов. Общенаучными методами познания (это диалектико-материалистические принципы) и методами экономической теории являются следующие методы.
Метод научной абстракции. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что существенно и постоянно повторяется. При этом наблюдении явления экономической жизни обобщаются в абстрактных понятиях: потребности, производство, распределение, обмен и др.
Диалектический метод предполагает единство количественного и качественного анализа экономических явлений, которые рассматриваются в их развитии (возникновение, зарождение, зрелость, отмирание), в борьбе противоположностей, разрешении противоречий.
Исторический (практический) метод дает возможность понять, как возникает тот или иной процесс или явление, как они развиваются, в каких формах проявляются в современной жизни. Хозяйственные процессы и явления исследуются в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими.
Логический (теоретический) метод предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т.е. отвлечение от второстепенных свойств. Помогает выстроить и применить формы научного мышления, прийти к объективным научным выводам.
Системный подход дает возможность исследовать всю совокупность связей между блоками, звеньями и элементами сложной экономической системы.
К частным методам познания относятся: наблюдение, обработка полученного материала посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции; проведение экспериментов; конструирование моделей, их математическая формализация; конструирование системы законов и категорий и т.п.
Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности.
Синтез – соединение отдельных частей в единое целое и воссоздание целостной картины.
Индукция – умозаключение, идущее от частного (особенного) к общему: вывод общих положений, теории из фактов и наблюдений.
Дедукция – умозаключение, идущее от общего к частному: формирование гипотез и подтверждение их фактами.
Экономический эксперимент – искусственное воспроизведение явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.
Метод
экономико-математического
Экономические категории и законы. Экономика как наука – это системное описание действительности на основе отражения и абстрактного обобщения ее основных характеристик посредством определений, понятий, представленное как закон, правило или модель хозяйственной жизни. Для раскрытия сущности экономических явлений используют экономические категории – определенные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества. Например: производство, потребление, благо, спрос, предложение, собственность, заработная плата, прибыль, рынок, кредит, деньги, цена, полезность и др.
Экономические законы – это существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Это законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей, форма выражения экономических отношений, в которые вступают люди в процессе этой деятельности. Они действуют независимо от воли и сознания людей там, где осуществляется экономический процесс, относятся к общественным законам, носят исторически ограниченный характер. Так в рыночной экономике действуют закон спроса и предложения, стоимости, денежного обращения. Но также есть общие экономические законы, действующие во всех формациях: закон повышающейся производительности труда, закон экономии времени.
1.4. Частное и народное хозяйство
Хозяйство – это определенный круг деятельности всех лиц, входящих в него, связанных общими интересами и определенными общими правилами ведения этой деятельности. Хозяйственная деятельность, направленная на добывание средств существования или на получение дохода, носит название частного хозяйства. Это относится к отдельному лицу, семье, общине, предприятию, городу. В Древнем Мире и Средневековье (в условиях натурального производства) были домашние, городские, рабовладельческие хозяйства, хозяйства общин, цехов, но не было народного хозяйства. Эти самостоятельные частные хозяйства не представляли собой народного хозяйства, так как не были связаны взаимной зависимостью в хозяйственной деятельности, едиными правилами хозяйствования и общностью интересов.
Народное хозяйство появляется с развитием общественного разделения труда и появлением национальных государств, формирующих единые правила ведения хозяйства всеми хозяйствующими субъектами (частными хозяйствами) на всей территории страны.
Общественное разделение труда представляет собой специализацию частных хозяйств на производстве определенной продукции для продажи другим хозяйствам. С развитием общественного разделения труда происходит постоянный широкий обмен разнообразными продуктами. В результате все частные хозяйства оказываются связанными между собой – все производители становятся продавцами и покупателями, зависят друг от друга.
Кроме такого естественного объединения частных хозяйств на основе общественного разделения труда происходит еще их соединение на основе установленных государством правовых норм в хозяйственной сфере. Государство определяет единую для страны денежную систему, земельную, торговую и промышленную политику, налоги, политику в области образования, военного дела. Таким образом, государство оказывает влияние на каждое отдельное частное хозяйство и преобразует разрозненные хозяйства в народное хозяйство на основе общих интересов.
Следовательно, народное хозяйство – это исторически сложившееся в определенных территориальных границах система общественного производства. Термины «народное хозяйство», «экономика страны», «национальная экономика» – это синонимы.
2. ПРОИЗВОДСТВО И ТРУД
2.1. Сущность общественного производства
Для удовлетворения потребностей люди добывают необходимые природные ресурсы и перерабатывают их в блага. Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека, удовлетворения его потребностей. Марксистская политэкономия различает производство материальное – включает отрасли по производству материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство и т.д.) и нематериальное – связано с оказанием нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование, культура, искусство и др.). Эти два вида производства взаимосвязаны, существуют только вместе.
Уровень жизни человека в обществе зависит от возможности производства материальных и нематериальных благ. Возможность создания благ зависит от уровня развития материального производства, преобразующего природные ресурсы в необходимые материальные продукты. Следовательно, материальное производство является материальной основой жизни общества и его развития.
В условиях народного хозяйства производство носит общественный характер. Каждый человек работает индивидуально, затрачивая свою рабочую силу, но процесс труда протекает в обществе, которое должно признать продукт его труда. Производители связаны между собой посредством обмена продуктами труда – товарами, услугами, опытом, навыками. Общественное производство существует только в единстве с распределением, обменом и потреблением благ.
Распределение – это процесс определения доли, количественной пропорции, в которой каждый хозяйствующий человек принимает участие в произведенном продукте. Распределение осуществляется собственником средств производства.
Обмен осуществляется продуктами деятельности как процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей. Обмен осуществляется также опытом и навыками.
Потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
Совершение производства дает импульс для возникновения новых потребностей, а рост потребностей вызывает рост производства, определяет его объем и пропорции.
Общественный продукт состоит из множества предметов, которые можно разбить на две главные группы:
1) средства производства предназначены для производственного потребления;
2) предметы потребления предназначены для личного потребления людей.
Средства труда и предметы труда образуют средства производства.
Предмет труда – это вещество природы, на которое направлен труд человека; представляет собой материальную основу будущего готового продукта. Предметы труда, которые раннее подвергались его воздействию, называются сырьем (добытая руда) и материалами (металлы в машиностроении).
Средства труда – это средства, с помощью которых человек воздействует на предметы труда, создавая готовый продукт (машины, инструмент, оборудование и т.п.). К ним относятся и все материальные условия, без которых труд не может совершаться (здания, сооружения, трубопроводы, транспортные коммуникации, средства связи и т.п.).
Человек приводит в движение средства производства – с помощью средств труда воздействует на предмет труда и создает продукт. Взаимодействие рабочей силы и средств производства реализуется посредством технологий и организации производства. Технология представляет собой способ воздействия человека на предметы труда и отражает техническую сторону производства. Организация обеспечивает единство взаимодействия работников, участвующих в производстве, а также распределение работ между работниками и средствами производства.
Средства производства и люди, производящие материальные блага, образуют производительные силы.
В процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ люди вступают во взаимосвязи и отношения друг с другом, которые называются производственными отношениями. Совокупность производительных сил и производственных отношений составляет способ производства.
Наиболее подвижной стороной общественного производства являются производительные силы: непрерывно совершенствуются средства производства, повышается уровень знаний и квалификации людей. Воздействуя с помощью средств труда на предметы труда люди накапливают опыт и знания, изменяются сами. Это дает новые возможности для развития средств труда, улучшения технологий, роста производительности труда. Качественный состав средств труда и технологий определяют требования к уровням компетентности самих работников.
Производственные
отношения развиваются под
Производственные отношения включают производственно-технические и социально-экономические. Производственно-технические отношения выступают как отношения по поводу совместного труда участников производства. Эти отношения связаны с организацией производства. Их основой является разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, производственных единиц и обуславливают необходимость налаживания между ними производственных связей.
Социально-экономические отношения между людьми определяются характером и формой общественного присвоения средств производства, т.е. отношениями собственности. Экономические интересы реализуются через право собственности на средства производства. Социально-экономические отношения – важный элемент создания единства экономических интересов общества, коллектива и отдельных работников в достижении высшей эффективности производства.
Процесс производства непрерывен, т.к. необходимо постоянно возобновлять потребленные продукты. Постоянно повторяющийся процесс общественного производства называется общественное воспроизводство. Экономическая система воспроизводит все элементы производства: средства труда, рабочую силу и производственные отношения.
2.2. Ресурсы и факторы производства. Необходимость экономического выбора оптимального использования ограниченных ресурсов
Источником производства продукции являются ресурсы, которыми располагает государство. Экономические ресурсы – совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ. По роли в процессе производства и структуре их разделяют на группы: