Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................... 5
1.Основные понятия и показатели макроэкономики(система национальных щетов)................ 7
2. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели AD/AS....... 16
3.Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики........27
4.Модель IS/LM в экономике………………………………………… 47
5.Налоговая система РБ и пути её совершенствования……………….57
Заключение…………………………………………………………79
Список использованных источников……………………81

Файлы: 1 файл

курсач макро.docx

— 5.18 Мб (Скачать файл)

 

Правовые основы, функционирования налоговой системы  Республики Беларусь

 

Экономические отношения  в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства.

Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.

Налоговая система  Республики Беларусь первоначально, в  1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

Задачи подъема  и развития приоритетных отраслей экономики - на базе научно-технического прогресса, увеличения экспортного потенциала республики требуют переориентации на их решение всего хозяйственного механизма, и прежде всего налоговой системы. Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воздействие на отраслевые пропорции, инвестиционную активность, расширение малого и среднего бизнеса, оживление предпринимательской инициативы. В этой связи назрела необходимость реформирования налоговой системы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь.

Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

Налоговый кодекс не допускает  введение налогов, сборов, пошлин либо дифференциацию их ставок в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, места происхождения уставного капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут также быть основанием для установления налоговых льгот.

Налоговая система  включает в себя множество элементов, каждому из которых в Налоговом кодексе дается четкое и однозначное определение. К ним относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налогов, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др. Налоговый кодекс является документом прямого действия. Он закрепляет те положения, которыми должны руководствоваться все субъекты налоговых отношений. Изменения в состав республиканских налогов, сборов и пошлин или в порядок их исчисления могут вноситься лишь при утверждении бюджета на следующий финансовый год либо при внесении поправок в закон о государственном бюджете на текущий год. Таким образом обеспечивается сочетание стабильности налоговой системы и гибкости ее реакции на изменения экономической ситуации в республике.

Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения  налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому, органу - меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматривать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным законным основанием для отчуждения собственности юридических и физических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества. Равенство налогоплательщиков перед законом выступает как экономическое равенство, когда за основу размеров налоговых изъятий принимается фактическая способность к уплате платежей путем сравнения базовых показателей. Уплата налогов с учетом платежеспособности юридических и физических лиц оставляет им свободу действий за пределами налогового обязательства, побуждает зарабатывать больше доходов для себя и для государства в обусловленной законом доле.

В Налоговом кодексе  устанавливается четкая презумпция правоты налогоплательщика, позволяющая ему принимать наиболее выгодные с точки зрения минимизации налогов решения в организации бизнеса. Помимо фискальных целей в нем закладываются функции, регулирующие и стимулирующие развитие приоритетных для государства отраслей экономики и отдельных производств. Таким образом, налоговый кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния.

 

Структура налоговой  системы Республики Беларусь

 

Налоговая система  Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой  системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

  1. однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  2. оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  3. одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  4. установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  5. четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  6. обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  7. стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность  нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.

В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются  специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

При принятии решения  по налоговым льготам учитываются  интересы трех субъектов:

  • государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;
  • юридических лиц, чтобы не сократилось производство;
  • населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.

Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя  налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

a) взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;

b) уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;

c) уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.

В современных  условиях финансовой нестабильности и  высоких темпов инфляции существует проблема достижения оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых ресурсов, которая приобрела особое значение. Зарубежная налоговая практика выработала несколько методов налогового регулирования:

  • закрепление различных видов налогов за определенными бюджетами разных уровней;
  • установление твердой доли конкретного налога, отчисляемого в нижестоящий бюджет;
  • распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней в форме трансфертных платежей.

 

Анализ налогов, уплачиваемых в Республики Беларусь

 

Налоги, сборы и пошлины  объединяются в категорию платежей в соответствии с едиными характеризующими их признаками:

  1. они являются источникам формирования республиканского и местных бюджетов (внебюджетных фондов) Республики Беларусь;
  2. имеют обязательный, безэквивалентный и безвозмездный характер.

Таблица 5.1 Налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами Республики Беларусь

 

Платежи, уплачиваемые из выручки  от реализации по факту ее получения (косвенные налоги)

Платежи,включаемые в себестоимость  продукции,работ,услуг

Платежи, уплачиваемые из прибыли

1. Налог на добавленную стоимость

1.Налоги и отчисления, начисляемые  на фонд заработной платы

1.Налог на недвижимость

2.Акцизы

2.Чрезвычайный налог для ликвидаций  последствий катастрофы на чернобыльской  АЭС

2.Налог на доходы

3.Отчисления в республиканский  бюджетный фонд поддержки производителей  сельскохозяйственной продукции  и продовольствия

3.Целевой сбор на содержание  детских дошкольных учреждений

3.Налог на прибыль

4.Отчисления в местный бюджетный  целевой фонд стабилизации экономики  производителей сельскохозяйственной  продукции и продовольствия

4.Отчисления в фонд социальной  защиты населения 

4.Налог на приобретение транспортных  средств

5.Целевые сборы на финансирование  расходов по содержанию и ремонту  жилищного фонда

5.Отчисление в фонд содействия  занятости.

5.Транспортный сбор

6.Налог  на продажу виноводочных  и табачных изделий

6.Отчисления в республиканский  дорожный фонд

6.Сбор с мелкорозничной торговой  сети

7.Таможенные сборы

7.Отчисления в дорожный фонд  средств пользователями дорог

7.Местные налоги и сборы 

8.Налог с продаж автомобильного  топлива

8.Плата за проезд по автомобильной  дороге Брест-Минск-граница РФ

8.Финансовые санкции

 

9.Плата за проезд по автомобильным  дорогам общего пользования тяжеловесных  и крупногабаритных транспортных  средств

 
 

10.Прочие налоги и отчисления

 
 

11.Платежи за землю

 
 

12.Налог за пользование природными  ресурсами (экологический налог)

 
 

13.Госпошлина

 
 

14.Отчисление в ведомственные  фонды

 
 

1.Отчисление в инновационный фонд

 

Информация о работе Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики