Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................... 5
1.Основные понятия и показатели макроэкономики(система национальных щетов)................ 7
2. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели AD/AS....... 16
3.Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики........27
4.Модель IS/LM в экономике………………………………………… 47
5.Налоговая система РБ и пути её совершенствования……………….57
Заключение…………………………………………………………79
Список использованных источников……………………81

Файлы: 1 файл

курсач макро.docx

— 5.18 Мб (Скачать файл)

a) значительно увеличить необлагаемый минимум доходов, установив так называемый "нулевой интервал" хотя бы на уровне бюджета прожиточного минимума, с тем, чтобы в целях социальной справедливости исключить из обложения доходы наиболее низкооплачиваемых слоев населения и освободить их от подачи налоговых деклараций;

b) существенно расширить сферу действия этого налога за счет включения в облагаемую базу всех видов постоянно получаемых доходов (от работы по найму, индивидуальной предпринимательской деятельности и от собственности), пересмотра системы льгот и введения общепринятой в мировой практике налоговых вычетов;

c) пересмотреть прогрессивную шкалу ставок налога.

Однако нельзя решать этот вопрос однозначно в пользу установления по примеру РФ плоской единой ставки подоходного налога на уровне 13%. Необходим  взвешенный подход и учет реально  складывающейся динамики уровня и структуры  доходов населения. Сейчас в Беларуси применяется сложно-прогрессивная  шкала, когда каждый прирост дохода, превышающий 240 среднемесячных базовых  величин, облагается по повышенным налоговым  ставкам. При этом минимальная ставка налога в размере 9% применяется только к облагаемому доходу до 240 среднемесячных БВ, максимальная составляет 30%. Такая  структура ставок основана на предпосылке, что люди, имеющие более высокие  доходы, должны не только платить больше в абсолютных суммах, но и отдавать в виде налогов большую долю своих  доходов. Но на практике это не приводит к заметному увеличению поступлений  от названного налога в бюджет или  повышению той доли поступлений, которую обеспечивает население  с высокими доходами. И не только в связи с незначительным удельным весом таких групп населения, но и в основном из-за ухода высоких  доходов в теневую экономику. При прогрессивной шкале даже людям со средними доходами невыгодно  иметь дополнительные доходы, поскольку  нередко почти весь их прирост  фактически уходит в налоги.

Пропорциональные ставки, безусловно, более просты и удобны в применении. Главным их преимуществом  считается выравнивание условий  налогообложения для различных  слоев населения и снижение негативного  воздействия налогов на стимулы  к трудовой и инвестиционной активности.

Помимо этого, снижение прогрессивности  в подоходном налогообложении и  переход к пропорциональным ставкам  часто имеет и эффект увеличения бюджетных поступлений. В США, например, в результате реформы 1986 года доля налоговых  поступлений от населения с высокими доходами увеличилась с 35% до 44%, при  этом средние реальные процентные ставки (рассчитываются как отношение фактических поступлений к реально облагаемому доходу) для малообеспеченных и средних слоев населения сократились, и в среднем по всем группам населения реальная ставка осталась на прежнем уровне - 13% от облагаемого дохода.

Но нельзя однозначно утверждать, что пропорциональные ставки лучше  прогрессивной шкалы. Многое зависит  от реальной экономической ситуации, складывающейся дифференциации населения  в зависимости от уровня получаемых доходов и, главное, от того, насколько  комплексно проводится реформа. То есть, изменяются ли подходы к определению  общего объема и состава доходов, подлежащих налогообложению, какие  налоговые вычеты и льготы применяются  при подсчете облагаемого дохода, каковы размеры необлагаемого минимума доходов, используются ли механизмы  индексации доходов и вычетов  на инфляцию и т.д.

С учетом этого наиболее приемлемым для Беларуси является введение вместо действующей сложно-прогрессивной  шкалы ставок двухуровневой пропорциональной шкалы с нижней ставкой на уровне 10% и верхней - на уровне 15%.

 

Отчисления на социальное страхование

 

В первую очередь необходимо придать им статус налога, как это  сделано в развитых странах, а  сейчас и в России, и пересмотреть соотношение ставок платежей между  нанимателями и работниками (при  существующей схеме - 35% и 1% соответственно). Сохранив общий размер тарифа, целесообразно  увеличить ставку платежей для работников хотя бы до 10 - 12% с тем, чтобы усилить  их целевой, возвратный характер и создать  основу для последующего постепенного введения добровольного индивидуального  социального страхования (в частности, пенсионного). Одновременно ставку взносов  для нанимателей логично сократить  вначале до 23 -25%, что позволит только за счет перераспределения снизить  налоговое давление на предприятия. Действующий излишне высокий  уровень обложения фонда зарплаты (с учетом чрезвычайного налога почти  двукратный) не только завышает себестоимость  и соответственно снижает ценовую  конкурентоспособность продукции, но и подрывает стимулы к созданию новых рабочих мест. Кроме того, должны быть разработаны эффективные  механизмы координации деятельности налоговых органов и администрации  социального страхования как  в обеспечении сбора этих платежей, так и в ведении необходимого учета и документации.

 

Имущественные налоги

 

К ним, в частности, относятся  налоги на собственность (накопленное  богатство) в таких конкретных формах, как земельный налог, налог на имущество (недвижимость), рентные платежи  и в определенной мере экологические налоги. При общих принципах выбора объектов и субъектов налогообложения, небольших ставках и механизмах изъятия конкретные модели этих налогов существенно различаются по странам. Как правило, эти налоги составляют основу местных бюджетов, поскольку только местные власти могут обеспечить действительно эффективный контроль за накопленным имуществом, полноту его учета, оценку специфики и соответственно наиболее результативный сбор таких налогов.

То есть для белорусских  реалий в качестве первоочередных реформ можно выделить: преобразование налога на недвижимость в налог на имущество  с соответствующим пересмотром  субъектов и объектов налогообложения, уточнением налоговой базы и ставок; существенное повышение ставок и  модернизацию применяемого порядка  взимания земельного налога и налогов  с пользователей природных ресурсов.

Целесообразно провести необходимую  дифференциацию и упорядочить состав всех рентных платежей, куда входят налоги с пользователей недрами, водный налог, лесной доход и попенная плата, налоги с пользователей объектами  растительного и животного мира. В целом в состав местных налогов  и сборов должны войти налоги на имущество, земельный налог, налоги с пользователей природных ресурсов, налог на рекламу, налог на игорный  бизнес, местные лицензионные сборы.

Учитывая принятый в Беларуси курс на постепенное реформирование и становление рыночных отношений  с социальным уклоном, реформу налоговой  системы также следует осуществлять поэтапно. Но направления и ориентацию такой реформы должны определять именно механизмы  преодоления системных  и методологических искажений в  налоговой системе страны.

В перспективе в рамках доработки проекта Особенной  части Налогового кодекса реформирование налоговой системы предполагается по следующим основным направлениям:

  • значительное сокращение количества применяемых налогов и сборов за счет полной отмены сборов и отчислений, взимаемых непосредственно с выручки от реализации, упорядочения местных налогов и сборов, а также регистрационных и лицензионных сборов;
  • улучшение налоговой структуры на основе повышения роли подоходного налогообложения и налогов на доходы и прибыль предприятий;
  • снятие действующих ограничений в системе НДС по налоговым вычетам и законодательное закрепление ставок акцизов;
  • реформа с учетом российского опыта индивидуального подоходного налога и отчислений на социальное страхование;
  • повышение роли и реформирование экологических налогов и сборов.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Налоги как один из важнейших  экономических инструментов государственного регулирования экономики могут  быть либо предпосылкой, либо преградой  на пути к благополучию страны. Они  не только являются основной формой доходов  государства, но и используются государственной  властью в качестве одного из важнейших  регуляторов в экономике, политике, социальной сфере.

Во все времена налоговые  инструменты активно применялись  для обеспечения эффективного использования  природных ресурсов, регулирования  экономических и других процессов  в жизни общества.

Сегодня налоги - это обязательные платежи, уплачиваемые субъектами экономической  деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государства для  удовлетворения общественных потребностей по ставкам, установленным в законодательном  порядке.

В теории налогообложения  выделяется, как правило, несколько  функций налогов: распределительная, фискальная, стимулирующая и контрольная.

Общеизвестно, что главной  отличительной особенностью системного налогообложения развитых стран  является его тесная взаимосвязь  со структурой экономики, реально складывающимися  экономическими пропорциями, а также  ориентация на цели экономического развития. Такой подход лежит в основе выработки  экономической политики, в том  числе и в области налогообложения.Поэтому  при разработке налоговой политики необходимо ясно сознавать ее целевую  направленность. Либо мы ставим во главу  угла кратковременное увеличение притока  денег в казну посредством  усиления налогового давления, либо ориентируемся  на налогообложение, стимулирующее  экономический рост и инвестиции.

Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С  одной стороны, рост налоговых поступлений  в доходах бюджета создает  реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные  процессы. Правительство получает денежные средства для ускорения процессов  разгосударствления и приватизации, стимулирования роста объемов производства и его реструктурирования и т.д.С  другой стороны, рост налогового бремени  имеет отрицательные последствия, которые проявляются непосредственно, воздействуя на экономические мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя  общие, макроэкономические условия  воспроизводства.

Необходимо отметить, что  изменение микро- и макроэкономической ситуации может быть предопределено использованием конкретного вида налогообложения. Так, повышение ставки налога на прибыль  сопровождается снижением: нормы прироста капитала, что может отразиться на размерах капиталовложений, совокупного предложения; налога на потребление - сокращением потребления, включая импортные товары, что отразится на распределении ресурсов; налога на экспорт - уменьшением спроса на внешних рынках и притока иностранной валюты в страну, если эти изменения повлияли на цены экспортной продукции, снижением заинтересованности отечественных предпринимателей в производстве данной продукции, а возможно, и сокращением внутреннего предложения.

Практика также свидетельствует, что попытка правительств за счет высокого налогообложения решить проблему наполнения бюджета даже в условиях развитого рынка приносит успех  в ограниченном промежутке времени. Действительно, вначале рост ставок сопровождается увеличением налоговых  поступлений в бюджет (тем более  в условиях роста инфляции). Но в  дальнейшем большой налоговый пресс  обусловливает спад деловой активности, свертывание производства, усиление инфляционных тенденций, снижение совокупного  спроса и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения  страны,но несмотря на многовековую модификацию  видов и форм взимания налогов, сохранилась. И сегодня налоги - это обязательные платежи, уплачиваемые субъектами экономической  деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государства для  удовлетворения общественных потребностей по ставкам, установленным в законодательном  порядке.

Следовательно из данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

  1. Для наиболее эффективного существования, любая налоговая система должна придерживаться определенных принципов.
  2. Основными налогами, которые присутствуют в налоговой системе, являются косвенные и прямые.
  3. Кроме пополнение бюджета, налоги выполняют стимулирующую, регулирующую, фискальную функцию.
  4. Основные принципы налогообложения установлены и регулируются налоговым кодексом Республики Беларусь.
  5. Наибольшие поступления в бюджет Республики Беларусь поступают от косвенных налогов.
  6. Среди всех косвенных налогов наибольшее поступление приходится на НДС.
  7. Налоговая система Республики Беларусь не совершенна и содержит ошибки и неточности, которые необходимо исправлять.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Ивашутин А.Л., Коган А.А. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики.
  2. Статистический сборник РБ в цифрах.
  3. Коган А.А., Ивашутин А.Л. Макроэкономика.

4.       http://www.tutref.com

 


Информация о работе Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики