Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................... 5
1.Основные понятия и показатели макроэкономики(система национальных щетов)................ 7
2. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели AD/AS....... 16
3.Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики........27
4.Модель IS/LM в экономике………………………………………… 47
5.Налоговая система РБ и пути её совершенствования……………….57
Заключение…………………………………………………………79
Список использованных источников……………………81

Файлы: 1 файл

курсач макро.docx

— 5.18 Мб (Скачать файл)

 

В налоговой системе Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Активное использование в отечественной практике налогообложения этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфраструктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов.

В связи с этим главной особенностью некоторых  косвенных налогов, действующих в Республике Беларусь, является их целевая направленность.

В Беларуси лидирующее положение по количеству налогов занимают кумулятивные многоступенчатые сборы, или так называемые оборотные налоги (платежи из выручки без НДС) (приложение Б). Причем четко прослеживается тенденция к постоянному увеличению их доли как в доходах консолидированного бюджета, так и в ВВП. Во многом такой рост вызван как введением новых оборотных налогов (с 2000 г. введены отчисления в местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд), так и переходом в эту группу целевых сборов на содержание детских дошкольных учреждений.

Что касается некумулятивного  платежа - налога на добавленную стоимость, то его доля в доходах бюджета и в ВВП сохраняется практически на неизменном достаточно высоком уровне - в пределах 1/4 всех доходов бюджета, что в определенной мере сопоставимо с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями.

Вместе с тем  оценка места и роли НДС в экономике  Беларуси неоднозначна. Практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнюю фискальность, необработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. Последние считают, что данный налог не адаптирован к экономике Беларуси на этапе ее перехода к рынку, чем объясняются недостатки в формировании налогооблагаемой базы, технике исчисления НДС, и что, как следствие, вызывает недовольство налогоплательщиков.

В Республике Беларусь в условиях обретения государственности налоговая система и соответственно методология взимания НДС формировались форсированными темпами. В результате вплоть до 2000 г. в Беларуси применялся метод «бухгалтерских отчетов», который противоречит мировой практике и доказал свою неэффективность в республике.

В условиях развития рыночных преобразований, активизации реальных экономических связей республики со странами СНГ проблемы совершенствования взимания НДС приобрели особую актуальность. Применяемый до 2000 г. метод исчисления НДС стал тормозом позитивных экономических процессов и глобализации межгосударственного экономического сотрудничества. Поэтому на основе теоретического опыта и методологических разработок в странах Европейского сообщества, Российской Федерации, собственного научного потенциала в Беларуси с начала 2000 г. стала внедряться общепринятая в международной практике зачетная модель взимания НДС.

В Республике Беларусь применяются также и одноступенчатые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг). При этом на долю акцизов приходится около 10% доходов бюджета, а удельный вес налогов с розничного оборота незначителен.

В настоящее время  консолидированный бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.

Налоговая система республики значительно отягощена различного рода целевыми сборами из выручки. Но проблема состоит в том, чтобы найти этим доходным источникам бюджета эффективную замену как с точки зрения выполнения фискальной задачи, так и с позиций обеспечения финансовой устойчивости предприятий. Однако на сегодняшний день говорить о полной отмене указанных налогов преждевременно, поскольку без принятия соответствующих компенсационных мер это может обернуться существенными потерями бюджета и утратой стабильности его формирования.

В связи с этим сокращение роли косвенных налогов  в формировании доходов бюджета скорее всего займет несколько лет и может быть осуществлено лишь по мере их замены иными источниками финансирования государственных затрат. Одним из таких источников могут стать прямые налоги.

В налоговой системе  Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета. На долю имущественных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 2,3 - 3,4% доходов бюджета. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения - стоимости основных фондов, меняющейся из года в год в зависимости от результатов их переоценки.

В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения между ставкой налога и величиной дохода. В данном случае налоги делятся на:

  • прогрессивные (по мере роста дохода ставка налога увеличивается);
  •   регрессивные (по мере роста дохода ставка налога уменьшается);
  •   пропорциональные (ставка налога не зависит от величины дохода).

В Беларуси по прогрессивной  шкале взимается только подоходный налог, причем с 1998 г. наблюдается некоторое снижение его роли в формировании доходов бюджета. Основная же масса подоходных налогов являются пропорциональными, и их удельный вес как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным.

В Беларуси среди  прямых налогов лидирующее положение  занимает налог на прибыль юридических лиц, за счет которого формируется 12 - 13% доходов бюджета. Большинство отечественных предприятий платит указанный налог по ставке 30%, вместе с тем для малых предприятий предусмотрена пониженная ставка - 15%.

Наряду с налогом  на прибыль подоходный налог с  граждан является одним из важнейших прямых налогов, на долю которого приходится более 8% доходов бюджета

В Беларуси подоходный налог взимается по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30%, что вполне сопоставимо с уровнем налоговых ставок в отдельных развитых зарубежных странах. Однако если учесть невысокий уровень доходов населения (средний процент изъятия подоходного налога - 10 - 11%) и широкое распространение практики нелегальной выплаты заработной платы, то становится очевидной необходимость снижения налоговой нагрузки как на фонд заработной платы, так и на доходы населения.

Подоходный налог  с физических лиц исчисляется  и уплачивается в соответствии с  Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон  Республики Беларусь «О подоходном налоге с граждан» от 9 марта 1999 года.

Плательщикам  налога в соответствии с Законом  являются физические лица:

  • граждане Республики Беларусь;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь. К иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые в целях исчисления подоходного налога рассматриваются как постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь, относятся иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь 183 дня либо менее, а также находящиеся на территории республики ни одного дня на протяжении календарного года.

Объектом налогообложения  является совокупный доход физических лиц в денежной (денежных единицах Республики Беларусь и иностранной  валюте) и натуральной форме, полученный в течение календарного года плательщиками  от источников в Республике Беларусь: заработная плата, премии и вознаграждение, сумма арендной платы, дополнительные доходы от индексации и т.п. [2]

В Республике Беларусь смешанные налоги можно разделить  на две группы: социальные платежи и прочие налоги и сборы. При этом смешанных налогов на протяжении всего существования новой системы налогообложения постоянно снижалась, что связано с переходом некоторых из них в группу косвенных налогов (отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений). К смешенным налогам относятся:

  1. Социальные платежи
  2. Чрезвычайный налог
  3. Отчисления в государственные фонды содействия занятости
  4. Единый платеж от ФЗП в размере 5%
  5. Отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений
  6. Земельный налог
  7. Налог на добываемые из природной среды ресурсы
  8. Отчисления в фонд охраны природы
  9. Отчисления в другие целевые бюджетные фонды
  10. Экологический налог за переработку нефти
  11. Налоги за пользование лесными фондами

Плата за землю  обязательна для физических лиц, у которых земельный участок  находится во владении, пользовании  или собственности, кроме физических лиц, имеющих право на льготы по этому  налогу. Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит  от результатов хозяйственной и  иной деятельности землевладельца, землепользователя  и собственника земли.[2]

Земельный налог  удерживается в виде ежегодных фиксированных  платежей за гектар земельной площади. Ставки земельного налога, утвержденные Законом Республики Беларусь «О платежах за землю», применяются с учетом деноминации белорусского рубля  и ежегодно пересматриваются Советом  Министров Республики Беларусь путем  применения коэффициентов, учитывающих  уровень инфляции к декабрю предыдущего  года. Районный, городской и сельский Советы (исполнительные и распорядительные органы) в пределах своей компетенции  могут повышать или понижать ставки земельного налога, но не более чем  на 50 процентов.

 

Проблемы и  пути совершенствования налоговой  системы

Республики Беларусь

 

Налоговая система Беларуси за последние двенадцать лет существенно  изменилась. Тем не менее, по своим  основным характеристикам она значительно  отличается от применяемой в экономически развитых странах.

Эти отличия носят как  системный, так и методологический характер. К системным, в частности, можно отнести:

a) Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. Кроме того, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику. Предусматривая многократное налогообложение одних и тех же элементов стоимости товаров и услуг, так называемые оборотные налоги к тому же не учитывают наличия у предприятий реальной прибыли, необоснованно завышают цены и уменьшают конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешних рынках.

Практически все страны, включая Россию, давно отказались от таких налогов. Наличие в Беларуси оборотных налогов и платежей (к ним, в частности, относятся  целевые сборы в местные бюджетные  фонды стабилизации экономики (ставка 1%); отчисления в республиканский  фонд поддержки производителей сельхозпродукции (ставка 1%); налог с пользователей  автомобильных дорог (ставка 1%); целевые  сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и  ремонтом жилищного фонда (ставка 1%), и на финансирование жилищно-инвестиционных фондов со ставкой 0,5%, как раз и  является одной из причин снижения рентабельности и увеличения числа  убыточных предприятий, скопления  остатков готовой продукции на складах, сокращения экспорта из-за ценовой  неконкурентоспособности белорусских  товаров.

Помимо этих платежей излишнее налоговое давление создают и  отчисления в инновационные фонды, сфера использования которых  постоянно расширяется и ставки колеблются от 3 до 30%, а также многочисленные и высокие налоги на фонд заработной платы (в частности, чрезвычайный налог) и мелкие специальные сборы в  отдельных отраслях (например, отчисления в фонд строительной науки). Как правило, в соседних странах таких сборов и отчислений нет. Требует серьезного упорядочения и сокращения и применяемая  система регистрационных и лицензионных сборов. И по количеству, и по размерам в других странах эти сборы  обычно меньше.

Существенные проблемы для  ценовой конкурентоспособности, создает  и такой местный сбор, как налог  с продаж в розничной торговой сети, который сейчас приобрел фактически универсальный характер. В экономически развитых странах одновременное  применение двух универсальных (т.е. охватывающих все товары и услуги) налогов с  оборота, тем более с высокими ставками, никогда не практикуется. Введение в 2003г. наряду с НДС со стандартной  ставкой в размере 20% еще и налога на продажу в розничной торговой сети практически на все отечественные  и импортные товары с дифференцированными  ставками (2, 5, 10 и 15%) имеет значительные инфляционные последствия.

b) Вторым важным системным отличием являются существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т.д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции.

Информация о работе Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики