Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................... 5
1.Основные понятия и показатели макроэкономики(система национальных щетов)................ 7
2. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели AD/AS....... 16
3.Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики........27
4.Модель IS/LM в экономике………………………………………… 47
5.Налоговая система РБ и пути её совершенствования……………….57
Заключение…………………………………………………………79
Список использованных источников……………………81

Файлы: 1 файл

курсач макро.docx

— 5.18 Мб (Скачать файл)

Учитывая способы и  возможности переложения налогов, нельзя считать прямые налоги более  эффективными или полезными для  экономики, чем косвенные. Тем не менее, прямые налоги позволяют сглаживать колебания экономической конъюнктуры  без внесения изменений в налоговое  законодательство. Их высокая доля в налоговой структуре как  раз и делает налоговые системы  экономически развитых стран высокоэластичными  и более нейтральными по отношению  к экономике.

Кроме того, применяемые  в этих системах модели косвенных  налогов (а это только НДС или  идентичный ему налог с розничных  продаж в США и акцизы) также  построены таким образом, чтобы  не мешать, а способствовать росту  производства и инвестиций, и никогда  не предусматривают в качестве объекта  налогообложения общую стоимость  продаж (выручку от реализации).

Преобладание в налоговых  системах стран с переходной экономикой различных типов и моделей  косвенных налогов связано в  основном с тем, что их гораздо  легче собрать, а возможности  уклонения весьма ограничены. Следует  также учитывать, что помимо значительных административных издержек по сбору  налогов введение высокодоходных прямых налогов требует первоначального  создания необходимой экономической  структуры на основе рыночных преобразований: собственности, труда, капитала и т.д.

Тем не менее, в большинстве  стран Восточной Европы и в  России благодаря проводимым реформам в последние годы отмечается тенденция  к увеличению доли прямого подоходного  налогообложения в общих налоговых  поступлениях.

Однако такие системные  преобразования, как значительное сокращение количества применяемых налогов  и сборов и доведение его до стандартного минимума, а также улучшение  структуры налоговой системы  за счет повышения доли прямого подоходного  налогообложения, не могут быть реализованы  как одноразовый акт и требуют  времени, а главное - последовательного  проведения рыночных реформ.

К отличиям методологического  характера налоговой системы  РБ от оптимальной относятся прежде всего различия в конкретных моделях  построения и механизмах взимания каждого  из применяемых налогов и сборов. Соответственно для их изменения  надо рассмотреть все основные налоги.

 

Налог на добавленную  стоимость

 

Международная практика применения этого налога весьма успешна, тогда  как у нас, несмотря на переход  к зачетной системе взимания НДС, он продолжает вызывать нарекания. Причина заключается как раз в допущенных искажениях общепринятой модели зачетной системы.

Согласно классической европейской  модели НДС - это универсальный (охватывает все товары и услуги), многоступенчатый (распространяется на производство, оптовую  и розничную торговлю) налог на чистое потребление (предусматривает  обязательный вычет сумм налога, уплаченных за производственные ресурсы). При этом закрепленный в директивах ЕС тип  НДС предусматривает именно полный вычет налога на все покупки производственного  назначения, включая капитальное  оборудование. На каждой стадии производства и распределения налогом облагается только та часть стоимости товара или услуги, которая добавляется  предприятием к стоимости закупленных  им производственных ресурсов. Таким  образом, через механизм зачета налог  взимается только с потребительских  товаров и не распространяется на инвестиционные (сырье, материалы, топливо, оборудование) независимо от того, были ли они полностью использованы в  производстве за данный отчетный период. Именно этим обеспечиваются нейтральность (невмешательство) налога по отношению  к производству, реальное стимулирование инвестиций, новых технологий и экономического роста.

Три перечисленных признака являются обязательными условиями  любой формы НДС. Они составляют основу этого налога, определяют его  преимущества и особенности. К таким  особенностям, в частности, относятся: количество и уровни применяемых  ставок налога, правила освобождений, принципы взимания во внешней торговле, техника сбора налога. Конкретные значения этих характеристик, конечно, могут различаться по странам, но обычно используются следующие решения:

  1. чаще всего применяются три ставки НДС - пониженная для товаров первой необходимости, повышенная для предметов роскоши и стандартная для всех остальных товаров и услуг. Средний уровень стандартной ставки по странам ОЭСР - не более 14%, пониженной - 5-7%, повышенной - до 20%;
  2. используются две формы освобождений от НДС - прямое освобождение от начисления налога и нулевая ставка налога (валовая сумма налога по продажам равна нулю и предприятию возвращаются все суммы налога, уплаченные при покупках производственных ресурсов). Нулевая ставка обычно применяется только к экспорту товаров и услуг. Прямые освобождения имеют достаточно узкую сферу применения и, как правило, устанавливаются для финансовых и страховых услуг, услуг связи и транспорта, образования и здравоохранения;
  3. при налогообложении внешней торговли все европейские страны применяют принцип страны назначения товара (экспорт освобождается от налога на основе нулевой ставки, а импорт облагается налогом по действующим в стране-импортере ставкам);
  4. все страны используют счет-фактурную технику сбора налога и специальный налоговый учет.

На основе этого обзора общепринятой системы НДС отметим  следующие искажения, допущенные в  белорусской модели этого налога, не позволяющие полностью реализовать  его конкретные преимущества:

  • прежде всего, нарушается одна из трех главных характеристик НДС-- полный и немедленный зачет всех сумм налога, уплаченных при покупках производственных ресурсов. По действующему законодательству об НДС суммы налога, уплаченные при приобретении и (или) ввозе основных средств и нематериальных активов, принимаются к зачету только в размере 1/12, а при осуществлении капитального строительства - после ввода объектов в эксплуатацию. Кроме того, суммы налога, уплаченные при приобретении и (или) ввозе производственных ресурсов, принимаются к вычету не в полном объеме, а в пределах сумм налога, исчисленного по реализации товаров (работ, услуг). Предусмотрен также очень сложный и длительный механизм возврата излишне уплаченных сумм налога. Такие искажения существенно снижают роль НДС в стимулировании инвестиций и технического прогресса;
  • предусмотрены широкие льготы по НДС, т.е. прямые освобождения (причем не от начисления, а от уплаты налога), особенно в отношении сельскохозяйственных товаров, что существенно сокращает налоговую базу и уровень доходности НДС;
  • соответственно применяются более высокие ставки налога - стандартная (18%) и пониженная (10%);
  • техника сбора налога не основана на счет-фактурах и только частично предусматривает ведение специального налогового учета, что делает НДС весьма сложным в применении; при налогообложении внешней торговли используется смешанная система - принцип страны происхождения товаров в торговле с Россией и Грузией и принцип страны назначения в торговле со всеми остальными странами. В результате этого белорусский бюджет несет ощутимые потери, которые с 1 июля 2001года фактически переложены на налогоплательщиков путем уменьшения налоговых вычетов при нулевой ставке НДС к экспорту товаров на усредненную величину в размере 4%. Безусловно, такое решение снижает конкурентоспособность белорусского экспорта. В этом же направлении действует и то обстоятельство, что нулевая ставка НДС применяется только к экспорту товаров. Экспорт работ и услуг, за исключением транспортных услуг, строительных работ и услуг по переработке сырья на давальческих условиях, облагается налогом по действующим ставкам.

Понятно, что постепенный  отказ от этих искажений и определяет конкретный механизм реформирования этого  налога.

 

Акцизы

 

Акцизные сборы на отдельные  виды товаров применяются во всех странах. Обычно в перечень подакцизных  товаров входят товары, вредные для  здоровья человека и окружающей среды, т.е. табак, алкогольные товары, нефть  и нефтепродукты. Основные принципы построения акцизов: равные условия  налогообложения для отечественных  и импортных товаров; применение механизма зачета сумм акцизов, уплаченных на предыдущих стадиях производства и обращения; налогообложение импорта  и освобождение от акциза экспорта товаров; умеренные и стабильные ставки. При этом рекомендуются более  доходные и не подверженные инфляции адвалорные (процентные) ставки.

Из всех этих принципов  в белорусской модели акцизов  нарушается в основном последнее  требование. Применяются, как правило, специальные ставки в евро или  белорусских рублях. Причем уровень  ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно  меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что  не позволяет производителям подакцизных  товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в  бюджете плана по поступлениям акцизов.

Очевидно, что в реформировании этого налога главной задачей  является введение механизма законодательного утверждения стабильных ставок. Целесообразно  рассмотреть вопрос о замене специальных  ставок на адвалорные.

В мировой практике эти  налоги аналогичны налогу на прибыль (нераспределенную и распределенную в виде дивидендов) корпораций, который применяется  только к фирмам, имеющим корпоративную  структуру собственности (акционерным  обществам и компаниям). Учитывая существенные различия в организации  производства и структуре собственности  фирм, действующих в экономически развитых странах, по сравнению с  предприятиями стран с переходной экономикой, в целом принятую в  РБ модель этих налогов как прямых налогов на реально получаемые юридическими лицами доходы и прибыль, можно признать приемлемой. Во всяком случае, на период до завершения постепенного реформирования госсобственности. Тем не менее, исходя из опыта России и других стран  с переходной экономикой, можно выделить в качестве необходимых следующие  начальные преобразования этих налогов:

а) четкое определение субъектов, попадающих в сферу действия этих налогов. Они должны отвечать двум обязательным условиям: во-первых, осуществление  любых видов коммерческой (т.е. направленной на извлечение прибыли) деятельности; во-вторых, наличие юридического лица, основанного на принципе ограниченной ответственности, т.е. выступающего либо в форме акционерного общества, либо в форме унитарного государственного предприятия. Кроме того, налогоплательщики  должны разделяться на резидентов и нерезидентов с четким закреплением правил налоговой юрисдикции государства;

b) расширение налоговой базы, в том чесле за счет сокращения вычетов из облагаемого дохода и уточнения состава издержек по осуществлению коммерческой деятельности. Для налогоплательщиков-резидентов в облагаемые доходы (прибыль) должны входить все их доходы из источников в РБ, а также доходы от инвестиционной деятельности и финансовых операций из всех источников (т.е. как в Беларуси, так и в других странах). Налогоплательщики, не являющиеся резидентами, платят налог только на доходы от источников в РБ. Включение инвестиционного и финансового доходов в налоговую базу, даже если они получены из иностранных источников, очень важно, поскольку оно препятствует утечке инвестиционного капитала за границу;

c) сохранение единых унифицированных для всех видов деятельности и налогоплательщиков (резидентов и нерезидентов) порядка взимания и ставок налога на прибыль. В частности, действующие повышенные ставки налога на прибыль (доходы) банков и страховых организаций следует уравнять с применяемыми для всех остальных видов деятельности. Пониженная ставка может быть сохранена только для предприятий малого бизнеса;

d) введение и законодательное закрепление упрощенных схем начисления амортизации и индексирования на инфляцию по официально объявленным коэффициентам;

e) уточнение и законодательное закрепление правил ведения учета затрат и условий применения кассового метода и метода начислений.

 

Подоходный налог.

 

Для стран с развитой рыночной экономикой - это основной налог, обеспечивающий преобладающую долю налоговых поступлений, что также обусловлено сложившейся  структурой собственности. Этим налогом  облагаются все виды доходов всех групп и слоев населения. При  этом прибыль на вложенный капитал  рассматривается так же, как любой  другой вид дохода. К тому же этот налог позволяет лишь немногие вычеты из облагаемого дохода. Главным из них является вычет издержек, которые  необходимы для получения облагаемого  дохода. Но при этом в такой доход  не входит тот средний минимум  годового дохода, который получают низкооплачиваемые слои населения. Для стран с развитой рыночной экономикой он, как правило, достаточно высокий. Учет требований равного и  справедливого налогообложения  обычно делает систему индивидуального  подоходного налога довольно сложной. Для создания равных стимулов к различным  видам предпринимательской деятельности максимальная ставка подоходного налога должна быть равна ставке корпорационного  налога.

Очевидно, что конкретная модель подоходного налога всегда зависит  от реально достигнутых уровня и  структуры доходов в экономике, а также форм организации предпринимательской  деятельности.  С этих позиций  в качестве первоочередных реформ этого  налога в Беларуси можно предложить следующие меры:

Информация о работе Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики