Маржинальный анализ. Затраты и расходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:58, реферат

Описание работы

Главной целью и финансовым результатом деятельности любой коммерческой организации является прибыль. Она представляет собой разницу между полученными доходами и произведенными расходами.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации» доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением поступления вкладов участников – собственников имущества.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации» расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Файлы: 1 файл

Затраты и расходы.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на:

  • расходы данного (текущего) отчетного периода;
  • отложенные расходы.

Расходы данного (текущего) отчетного периода – это расходы, обусловленные фактами хозяйственной жизни текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода.

Отложенные расходы – это расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем. Это условные расходы, поскольку они не признаны в текущем отчетном периоде и в отчете о прибылях и убытках. Они отражаются в качестве активов на балансе организации.

Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

расходы по обычным видам деятельности;относится возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизированных активов, осуществляемое в виде амортизационных отчислений.

Прочие расходы подразделяют на:

  • операционные расходы;
  • внереализационные расходы;
  • чрезвычайные расходы.

Операционными расходами являются:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, а также прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитной организацией;
  • отчисления в оценочные резервы, а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • прочие операционные расходы.

К внереализационным расходам относятся:

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • суммы уценки активов;
  • перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
  • прочие внереализационные расходы.

 Чрезвычайные расходы возникают в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной жизни (стихийным бедствием, пожаром, аварией, национализацией имущества и т.п.).

Порядок формирования расходов организации представлен на рис. 1.

Налоговым кодексом РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты и убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Обоснованными считаются экономически оправданные затраты. С этой целью по некоторым затратам для целей налогообложения устанавливаются лимиты (нормы расхода), в пределах которых они подлежат признанию, – по командировочным и представительским расходам. В бухгалтерском учете подобные расходы признаются по фактическим затратам.

В налоговом учете расходы организации подразделяются на:

  • расходы, связанные с производством и реализацией;
  • внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

  1. расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

 

 

Рис. 1. Формирование расходов организации в соответствии с ПБУ 10/99

 

 

  1. расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
  2. расходы на освоение природных ресурсов;
  3. расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
  4. расходы на обязательное и добровольное страхование;
  5. прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Остальные расходы организации относятся к внереализационным.

Порядок формирования расходов для целей налогообложения представлен на рис. 2.

Таким образом, определение расходов содержится только в ПБУ 10/99. В Налоговом кодексе РФ расходы отождествляются с затратами, определения которых нет ни  в одном из этих двух документов.

В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 года № 94н раздел 3 «Затраты на производство» начинается словами: «Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации…». Это служит свидетельством, что в бухгалтерском учете также не проводится различия между понятиями «затраты» и «расходы».

Основной составляющей расходов организации являются расходы по обычным видам деятельности. Их формируют:

  • расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
  • расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг;

 


Рис. 2. Формирование расходов для целей налогообложения

  • расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг) и товаров.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

В целях налогообложения признание расходов (а также доходов) осуществляется по выбору организации методом начисления или кассовым методом.

Методом начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты.

Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов – в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);
  • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) – для услуг (работ) производственного характера.

Амортизация признается в качестве расходов ежемесячно исходя из суммы ее начисления.

Расходы на оплату труда признаются ежемесячно исходя из суммы начисления заработной платы.

Организации имеют право на определение даты осуществления расхода (получения дохода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Расходами организации признаются затраты после их фактической оплаты. Материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета организации, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.

Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный период. При этом допускается амортизация только оплаченного амортизируемого имущества, используемого в производстве.

Расходы на оплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты.

Для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно. На основе учета расходов по статьям затрат исчисляется себестоимость продукции.

В действующих нормативных документах нет определения себестоимости продукции. Такое определение содержится в «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552. Хотя данное «Положение» утратило силу с 1 января 2002 года в связи с введением главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», оно не потеряло своего методологического значения.

В соответствии с указанным «Положением» себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В ПБУ 10/99 отмечается, что для целей формирования финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности,  признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды.

Таким образом, в себестоимость проданной продукции включаются расходы по обычным видам деятельности, связанные с производством и продажей продукции, реализованной в данном отчетном периоде. При этом не имеет значения, в каких отчетных периодах реально осуществляются затраты – в текущем, предшествующих или даже в будущих. Главное условие их включения в себестоимость проданной продукции – то, что они имеют прямое или косвенное отношение к данной продукции.

      1. Порядок формирования затрат и отнесения их к расходам текущего периода

Затраты – это стоимость ресурсов, использованных на определенные цели. Главная цель деятельности коммерческой организации – получение прибыли – достигается путем решения конкретных задач: производства и продажи продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, осуществления капитальных вложений, функционирования служб и подразделений и т.п. При это организация использует материальные, трудовые, финансовые, информационные и другие ресурсы. Расход производственных ресурсов может быть выражен в натуральных и трудовых измерителях, но только денежные единицы обеспечивают единство их измерения.

Хозяйственный цикл производственного предприятия состоит из повторения трех основных стадий – заготовления, производства и продажи произведенной продукции. На стадии заготовления производственных ресурсов возникают затраты на заготовление. Они осуществляются путем выплаты денежных средств за приобретенные материальные ресурсы или путем обмена на другие (неденежные) активы. В этом случае одни активы обмениваются на другие без изменения их общей суммы. Предприятие может также приобретать ресурсы в долг. Тогда затраты приводят к увеличению суммы активов и появлению дополнительной кредиторской задолженности перед поставщиками.

На стадии производства происходит использование приобретенных материальных ресурсов. При этом к их стоимости добавляются затраты на обработку (заработная плата производственных ресурсов с начислениями на нее, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования), а также общецеховые и общехозяйственные расходы. Затраты на обработку также осуществляется путем выплаты денежных средств (например, заработной платы), обмена на неденежные активы или в долг. В совокупности со стоимостью потребленных материальных ресурсов они образуют затраты на производство.

Затраты на производство формируют производственную себестоимость готовой продукции, по которой она передается на склад. При выполнении организацией работ или оказании услуг такая операция отсутствует.

До момента продажи продукции (товаров, работ, услуг) затраты на производство отражаются в балансе в составе активов предприятия (незавершенное производство, готовая продукция). После продажи они переходят в расходы и находят отражение в отчете о прибылях и убытках в составе себестоимости проданной продукции.

На стадии продажи формируются затраты на продажу, которые, как правило, полностью списываются в расходы в том же отчетном периоде и отражаются в отчете о прибылях и убытках как коммерческие расходы. Вместе с производственной себестоимости проданной продукции они образуют ее полную себестоимость.

Расходы отчетного периода связываются с доходами данного периода. Доходы – это приток денежных средств и дебиторской задолженности (счетов к получению) в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг). Доходы приводят к увеличению капитала предприятия. Расходы – это отток ресурсов, необходимых для получения доходов. Они уменьшают капитал предприятия. Разница между доходами и расходами за отчетный период составляет прибыль предприятия.

Отнесение затрат к расходам текущего отчетного периода происходит следующим образом. Предприятие вступает в отчетный период с определенными ресурсами – активами на начало периода. В течение отчетного периода оно приобретает новые ресурсы, пользуется услугами других организаций и физических лиц, использует труд наемных работников, то есть осуществляет затраты на заготовление, производство и продажу. В процессе этой деятельности предприятие использует ресурсы как те, что имелись у него на начало текущего периода, так и приобретенные в данном периоде. Возникшие при этом затраты могут быть отнесены либо к расходам отчетного периода, либо к активам на конец данного периода.

Информация о работе Маржинальный анализ. Затраты и расходы