Механизм функционирования мировой валютной системы: эволюция и современный этап развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Главная задача международной валютной системы - регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран. Международная валютная система является одним из важнейших механизмов, который может содействовать расширению или, наоборот, ограничению международных экономических отношений, а также в значительной мере влиять на внутреннее денежное обращение. При написании работы я обратила внимание на ряд моментов, а именно: формирование мировой валютной системы, особенности формирования и функционирования Европейского валютного союза и особенности валютной системы Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1 Понятие мировой валютной системы…………………………………..5
Мировая валютная система: сущность, виды, элементы…………5
Валютный курс и факторы, влияющие на его величину………..10
Формирование и эволюция мировой валютной системы…………..14
От золотомонетного к золото-девизному стандарту…………….14
От Генуэзской к Бреттон-Вудской валютной системе…………..19
Ямайская валютная система………………………………………27
Европейская валютная система…………………………………...31
Тенденции и перспективы развития валютной системы
Республики Беларусь …………………………………………………36
Анализ валютной системы Республики Беларусь………………..36
Перспективы развития валютной системы
Республики Беларусь……………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………...48
Список использованных источников…………………………………….49

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 107.52 Кб (Скачать файл)

Поскольку объем эмиссии  СДР незначителен, ежегодно развивающиеся  страны, при поддержке ряда развитых стран, поднимают вопрос об их дополнительном выпуске. В 1997 г. внесена поправка в  Устав Международного валютного фонда, дающая право выпустить еще 21,4 млрд СДР. В связи с принципом распределения выпущенных СДР между странами пропорционально их взносу в капитал Международного валютного фонда на долю развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, в том числе «семерки» — более половины, США получили около 23%, столько, сколько развивающиеся страны, что вызывает недовольство последних.

Развивающиеся страны и некоторые  развитые страны предлагают ввести принцип  связи распределения СДР с  оказанием помощи, финансированием  развития.

Важной проблемой СДР  является их обеспечение, поскольку  в отличие от золота они лишены собственной стоимости. Вначале (с 1970 г.) единица СДР приравнивалась к 0,888671 г золота, что соответствовало  золотому содержанию доллара того периода. Отсюда их первоначальное название «бумажное  золото». Поэтому условная стоимость  СДР зависела от изменения цены золота. С 1 июля 1974 г. в связи с переходом  к плавающим курсам валют было отменено золотое содержание СДР, так  как привязка к золоту затрудняла их использование в расчетах между  центральными банками, поскольку золото оценивалось по нереальной заниженной официальной цене. С 1 июля 1974 г. курс СДР определялся на основе валютной корзины — средневзвешенного  курса вначале 16 валют стран, внешняя  торговля которых составляла не менее 1% мировой торговли. С 1 июля 1978 г. состав валютной корзины был скорректирован с учетом усиления валют нефтедобывающих  стран (ОПЕК). С января 1981 г. валютная корзина сокращена до 5 валют, чтобы  упростить формулу расчета условной стоимости СДР. В их числе доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский  франк, фунт стерлингов. С 1999 г. марка  ФРГ и французский франк заменены евро. Речь идет о валютах стран, имеющих наибольший объем экспорта товаров и услуг и долю в  официальных резервах стран —  членов Международного валютного фонда. Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые 5 лет. Международный валютный фонд ежедневно определяет стоимость СДР в долларах с учетом изменения его плавающего курса.

Валютная корзина придала  определенную стабильность СДР по сравнению  с национальными валютами. Но вопреки  замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным  резервным и платежным средством. Практика их использования не соответствует  целям, зарегистрированным в измененном в 1978г. Уставе Международного валютного фонда. В 1998 г. (май) к СДР были прикреплены лишь 4 валюты против 15 в 1980 г. СДР в основном применяются в операциях Международного валютного фонда как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

Вне Международного валютного фонда СДР используются в ограниченных сферах: 1) например, вместо франка Пуанкаре и франка жерминаля в разных международных конвенциях; 2) на мировом рынке ссудных капиталов некоторые счета, облигации, синдицированные кредиты номинированы в СДР; 3) более 10 международных организаций получили право открывать счета в СДР; в 80-х годах были сняты ограничения по ним на счетах при операциях «своп», срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СДР могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами.

Поэтому, хотя и без особого  успеха, в отличие от ЭКЮ, а с 1999 г. — евро, развиваются частные  СДР. Рынок частных СДР оценивается  примерно в десяток миллиардов в  основном в форме банковских депозитов, отчасти депозитных сертификатов и  международных облигаций.

СДР как международное  средство накопления валютных резервов применяются незначительно. Их доля в мировых валютных резервах колеблется от 9,2% в 1971 г. до 3,4% в 1992 г. и 2,1% в 1998 г.

В зависимости от сальдо проценты по счетам платит либо Международный валютный фонд (если взносы превышают заимствования), либо страна-заемщик. Поскольку сальдо уплаченных и полученных процентов нулевое, то Международный валютный фонд не несет затрат.

Роль СДР по сравнению  с ЭКЮ остается скромной. При наличии  ряда позитивных моментов в СДР, что  делает возможным их использование  как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. Маловероятно использование СДР в качестве главного международного резервного актива и превращение их в полномасштабную мировую валюту. Концепция стандарта СДР утратила смысл в 90-х годах, и предстоит изменение этого структурного принципа Ямайской валютной системы.

Режим плавающих валютных курсов. Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в  большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным  обеспечить выравнивание платежных  балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих» денег, валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. Поэтому  страны предпочитают режим регулируемого  плавания валютного курса, поддерживая  его разными методами валютной политики. Возврат к твердым валютным паритетам  маловероятен. Вместе с тем обязательства  стран—членов Международного валютного фонда по регулированию валютных курсов расплывчаты и декларативны, хотя устав Фонда предусматривает введение стабильных, но регулируемых паритетов.

Таким образом, проблемы Ямайской валютной системы порождают и  объективную необходимость ее дальнейшей реформы. Прежде всего речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется их стремлением усовершенствовать мировой валютный механизм, который является одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. Но соперничество трех центров лежит в основе валютных противоречий.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕС создали собственную международную (региональную) валютную систему в  целях стимулирования процесса экономической  интеграции.

 

2.4 Европейская  валютная система

Предпосылки создания ЕВС

Причины развития процессов  валютной интеграции в ЕЭС неотделимы от структурных изменений в мировой  капиталистической системе хозяйства  и эволюции ее валютных систем с  начала 70-х годов.

В 50-х и начале 60-х годов  Бреттон-вудская валютная система  была относительно стабильна, так как  ее механизм соответствовал структуре  мирового капиталистического хозяйства  и расстановке сил на международной  арене. В 50-е годы экономическое могущество США поставило все другие капиталистические  государства в полную экономическую  и финансовую зависимость.

Однако изменение соотношения  сил в капиталистическом мире в пользу стран Западной Европы и  Японии, рост их экономической мощи привели к выступлениям против валютной гегемонии США, которые злоупотребляли статусом доллара как резервной  валюты, поощряя внешнеэкономическую  экспансию американских монополий . На сегодняшний день ЕС насчитывает 15 стран-участниц (см. рис.1)  с суммарным населением в 370 миллионов человек и ВНП составляет 6 миллиардов ЭКЮ, что на 10 % выше аналогичного показателя  США и на 64% Японии.

Непосредственный толчок планам создания ЕВС дали Ямайские соглашения о реформе международной  валютной системы (1976-1978 гг.), основные принципы которой не отвечали интересам  западноевропейских стран:

- страны ЕЭС не были  удовлетворены функционированием  системы СДР и ее тесной  связью с американским долларом;

- страны ЕЭС были недовольны  введением плавающих курсов, отрицательно  сказывающихся на их внешней  торговле и функционировании  уже созданных интеграционных  процессов ЕЭС.

С 13 марта 1979 года начала функционировать  Европейская Валютная Система в  составе 8 стран “Общего ранка”(Германия, Франция, Бенилюкс, Италия, Ирландия, Дания).[12, с.50]

Механизм работы ЕВС

Механизм ЕВС образуют три элемента: европейская валютная единица - ЭКЮ; режим совместного  колебания валютных курсов - “суперзмея”, Европейский фонд валютного сотрудничества.

ЭКЮ - составная валюта, ее поддерживает корзина национальных валют стран Сообщества, причем доля каждого участника зависти от веса страны в совокупном валовом  продукте и взаимной торговле. Квоты  выглядят следующим образом:

32,7 %  Немецкая марка

20,8 %  Французский франк

11,2 %  Английский фунт

10,2 %  Голландский гульден

7,2 %  Итальянская лира

8,7 %  Бельгийский и люксембурский франк

4,2 %  Испанская песета

2,7 %  Датская крона

1,1 %  Ирландский фунт

0,7 %  Португальское эскудо

0,5 %  Греческая драхма

Ежедневно определяется расхождение  между рыночным и центральным  курсами каждой валюты в ЭКЮ. Рыночный курс валюты может достигнуть “порога” отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за пределы его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот “сигнальный ” механизм призван заранее предупреждать страны о приближающимся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.

Действующий механизм обменных курсов стран ЕС ограничивает изменения  валют в пределах 2,25 процента одна относительно другой и в диапазоне  не более 15 процентов.

            Сетка паритетов и ее связь  с ЭКЮ является основой валютных  интервенций  и системы взаимного  кредитования и расчетов. Обычно  интервенции проводятся  одновременно  банками стран, курсы валют  которых достигли противоположных  допустимых пределов взаимных  отклонений. Банк сильной валюты  покупает слабую валюту, а банк  слабой валюты продает сильную.  Однако покупка сильной валюты  означает для страны со слабой  валютой затрату валютных резервов, что вынуждает прибегать к  ужесточению денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок. Эта  система дает односторонние преимущества  странам с сильной валютой.

            Введение механизма поддержания  валютных курсов и системы  валютных интервенций повлекло  за собой создание системы  кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие  элементы:

1.   Система кредитов  типа “своп” между центральными  банками, чьи курсы валют достигли  допустимых пределов.

2.   Фонд краткосрочного  кредитования (14 млрд. ЭКЮ в 1985 году). Для каждой страны определены  величина взноса в этот фонд  и объем допустимого кредита  на срок от 3-х до 6-ти месяцев  с правом продления до 9 месяцев.

3.   Фонд предоставления  среднесрочных кредитов на срок  от 2 до 5 лет (в размере 11 млрд. ЭКЮ в 1985 году).

        Краткосрочное  кредитование проводилось центральным  банком без каких-либо условий,  а среднесрочные кредиты предоставлялись  при условии проведения экономической  политики, одобренной Советом Министров  ЕЭС на уровне министров финансов.

        Позднее,  фонды краткосрочного и среднесрочного  кредитования были преобразованы  в

Европейский Валютный Фонд, который заменил Европейский  фонд валютного сотрудничест-

ва, созданный в 1973 году в период первой попытки сообщества достичь экономического и

валютного союза.

В решении о создании ЕВС  предусматривалось, что ЭКЮ станет:

1.   основой для расчетов  в рамках механизма, определяющего  валютные курсы;

2.   основой для определения  показателя отклонений курса  какой-либо из денежных единиц, входящих в эту систему от  среднего показателя по странам-членам  ЕЭС;

3.   средством осуществления  валютных интервенций, заключения  сделок и предоставления кредитов;

4.   средством расчетов  между центральными банками стран-членов, а также между валютными органами  ЕЭС;

5.   реальным резервным  активом.

В рамках ЕВС роль золота как резервного актива значительно  повысилась: оно используется в качестве частичного обеспечения ЭКЮ, создан крупный межгосу- дарственный фонд золота. Страны ЕЭС обладают примерно 40% мировых золотых запасов.

     Нынешний механизм  эмиссии ЭКЮ, обладающий определенной  гибкостью, не позволяет, однако, превратить ЭКЮ в реальное  платежное и резервное средство. Главный его недостаток заключается в том, что основные факторы, воздействующие на объем эмиссии - цена на золото, курс доллара - не поддаются регулированию, что приводит к бесконтрольным колебаниям эмиссии в отрыве от реальной потребности в ЭКЮ, так как эмиссия ЭКЮ обеспечивается на 50% национальными валютами стран ЕЭС, а на 50%  1/5 частью золотодолларовых резервов стран ЕЭС.

     Нерешенным  остается и вопрос о распределении  ЭКЮ. Пока страны-члены получают  ЭКЮ пропорционально их золотодолларовым  резервам. Однако в рамках ЕВС  стоит задача сглаживания региональных  диспропорций и оказания помощи  наименее развитым странам сообщества. В решение этой проблемы могло  бы внести вклад распределение  ЭКЮ на основе показателя национального  дохода на душу населения. На  практике это означает, что “богатые”  страны должны безвозмездно передавать  менее развитым странам часть  своих денежных накоплений.[13, c. 10]

Информация о работе Механизм функционирования мировой валютной системы: эволюция и современный этап развития