Отвечая за бесперебойную
работу мировой валютной и
платежной системы, Фонд уделяет
особое внимание состоянию ликвидности
в мировом масштабе, т.е. уровню
и составу резервов, имеющихся
у государств-членов и предназначенных
для покрытия торговых и платежных
потребностей. Одной из важных
функций Фонда является также
предоставление дополнительных
ликвидных средств членам Международного
валютного фонда за счет распределения
специальных прав заимствования (СДР).
Став членом Международного валютного
фонда в 1992 году (сейчас в Международный
валютный фонд входит 182 страны), наша республика
внесла взнос в счет причитающейся ей
квоты, составляющей 280,4 млн. СДР (около
393,4 млн. долларов США), которая впоследствии
была увеличена до 386,4 млн. СДР (около 542,1
млн. долларов США).
Можно также определить
три основных направления деятельности
Международного валютного фонда
в Беларуси, важнейшим из которых
является сотрудничество с Правительством
и Национальным банком Беларуси
при подготовке программ экономической
политики с акцентом на нижеследующие
макроэкономические вопросы:
w налогово-бюджетная и денежно-кредитная
политика;
w обменный курс;
w торговая политика с целью
достижения значительного экономического
роста, низкой инфляции и устойчивости
платежного баланса.
Проводимый Международным
валютным фондом анализ в этих
областях служит вводной информацией
для рекомендаций по вопросам
политики, разрабатываемых Национальным
банком. Группы сотрудников Банка
и Международного валютного фонда
проводят регулярные консультации,
и сотрудники Банка принимают
участие в работе миссий Международного
валютного фонда для консультаций
в соответствии со Статьей
IV. Это обеспечивает согласованность
рекомендаций по вопросам политики,
разрабатываемых обеими организациями.
Развитие отношений
с Международным валютным фондом
служит сигналом для зарубежных
государств и иностранных инвесторов
для выделения кредитов по
межправительственным линиям и
масштабных прямых иностранных
инвестиций.
Республика Беларусь
за период членства с 1992 года
дважды использовала финансовые
ресурсы Международного валютного
фонда, которые полностью были
погашены в феврале 2005 года.
Одним из важных шагов по
дальнейшему развитию сотрудничества
с Фондом в 2001 году стало присоединение
Республики Беларусь к разделам 2, 3 и 4
статьи YIII Статей соглашения Международного
валютного фонда (отказ от ограничений
по текущим операциям платежного баланса),
что является фактором, подтверждающим
стабильность и возможность конвертации
национальной денежной единицы, свободно
и без ограничений проводить платежи и
переводы по текущим валютным операциям.
Цикл проведения консультаций
с Республикой Беларусь составляет
12 месяцев. Тринадцатая консультация
по Статье IV была проведена 29 мая
2006 года. Впоследствии состоялся
визит сотрудников Фонда 7–14 февраля
2007 года.
В ходе проведения
данной консультации Национальный
банк Республики Беларусь выразил
уверенность в том, что он
может сохранить жесткую фиксацию
курса (и достичь свой целевой показатель
по инфляции) даже в условиях сохранения
высоких темпов роста кредита, что было
отмечено положительно. Также указав на
расхождение между показателями цен, перерыв
в дедолларизации и рост дефицита счета
текущих операций, сотрудники Фонда высказали
мнение, что изменение внешних условий
и мягкая экономическая политика привели
к ослаблению спроса на белорусские рубли.
Таким образом, необходимо было проводить
более осторожную кредитную политику.
Сотрудники Фонда придерживаются
того мнения, что для жизнеспособности
режима фиксированного обменного
курса требуется ужесточение
экономической политики. При ограниченности
прогресса в области структурных
реформ предложение в экономике
может оказаться не в состоянии
удовлетворить оживленный спрос,
учитывая текущие планы властей
в отношении экономической политики.
Это, в свою очередь, повышает
потребности во внешнем финансировании
и давление на жесткую фиксацию
курса. Чтобы держать это под
контролем и укрепить доверие
к обменному курсу как номинальному
якорю, определяющие политику
процентные ставки не должны
снижаться в ближайшем будущем,
а целевое кредитование следует
сдерживать, в то время как
политику заработной платы и
налогово-бюджетную политику необходимо
ужесточить. [11]
Роль отношений Республики
Беларусь с Международным валютным
фондом очень велика. Дальнейшее
их развитие увязывается с
проведением широкомасштабных реформ
в стране. В настоящее время
в качестве условий для получения
республиканских кредитов выдвигаются
следующие основные цели, согласованные
с Правительством:
- разгосударствление (приватизация), демонополизация;
- либерализация валютного курса;
- реформа системы ценообразования (и параллельное проведение обновленной программы социальной защиты населения);
- реформирование сельского хозяйства и другие.
Также широко обсуждались
вопросы о вступлении Беларуси
в союз с Россией. Беларусь
— не единственная страна, рассматривавшая
возможность присоединения к
валютной зоне другой страны,
на что указывают долларизация
ряда стран Латинской Америки и дискуссии
по созданию валютных союзов в некоторых
регионах Африки и на Ближнем Востоке.
Вступление в союз, несомненно, обеспечило
бы существенные выгоды, но оно также влекло
за собой значительные риски и проблемы.
Так последствием такой
валютной интеграции для Беларуси
стала бы возможная необходимость
внесения существенных изменений
в Основной закон государства,
значительно ущемляющих его суверенитет,
потеря независимости в выборе
и проведении самостоятельной
денежно-кредитной политики.
Основной прямой выгодой
от создания валютного союза
и введения единой валюты является
сокращение трансакционных издержек
и уменьшение валютных рисков. Увеличение
масштаба денежно-кредитного обращения
также способно повысить эффективность
единой валюты как меры стоимости и средства
обращения. Введение единой валюты способствует
мобилизации и более эффективному распределению
ресурсов, качественной перестройке работы
кредитных институтов. При этом выгоды
валютного союза прямо пропорциональны
степени экономической взаимозависимости
объединяющихся стран.
В целом, введение
единой валюты и формирование
общей банковской системы является
достаточно сложным процессом,
требующим необходимых общеэкономических
предпосылок. В настоящий момент
до сих пор не реализованы
отдельные важнейшие мероприятия,
предусмотренные Договором о
создании Союзного государства,
и идет речь о фактической
денонсации Договора.
С 2004 года Республика
Беларусь обрела общие границы
с Европейским союзом. Необходимо
отметить также, что страна
имеет как очень тесные экономические
и политические связи с Россией,
так и прочные экономические,
в особенности торговые, взаимоотношения
с европейскими странами. Несмотря
на то, что речь о вступлении
Беларуси в Евросоюз сегодня
практически не идет, теоретически
это возможно. Однако чтобы Беларусь
смогла на равных вести диалог
с расширяющейся Европой, ей
очень важно достичь экономического
уровня развития как минимум
новых членов Европейского союза.
В то же время нельзя отрицать,
что быстроменяющиеся экономические
и политические мировые процессы могут
создать условия для возможного участия
Беларуси в европейском интеграционном
процессе.
Таким образом, чтобы
на равных конкурировать на
международном рынке, наша страна
не должна уступать по своему
экономическому развитию западным
партнерам. Поэтому в дальнейшем
необходимо регулярно и тщательно
изучать экономические процессы в Беларуси
и европейских странах с целью дальнейшего
развития страны и адаптации в мировую,
и, прежде всего, европейскую экономику.
Заключение
Международные валютно-кредитные
и финансовые отношения - составная
часть и самая сложная сфера
рыночного хозяйства. В них фокусируются
проблемы национальной и мировой
экономики, развитие которых исторически
идет параллельно и тесно переплетаясь.
По мере интернационализации хозяйственных
связей увеличиваются международные потоки
товаров, услуг и особенно капиталов и
кредитов.
Большое влияние на международные
валютно-кредитные и финансовые
отношения оказывают ведущие
промышленно развитые страны, которые
выступают как партнеры-соперники.
Последние десятилетия отмечены
активизацией развивающихся стран
в этой сфере.
Развитие международных
валютных отношений обусловлено
ростом производительных сил, созданием
мирового рынка углублением международного
разделения труда, формированием мировой
системы хозяйства, интернационализацией
хозяйственных связей.
Состояние валютных отношений
зависит от развития экономики - национальной
и мировой, политической обстановки
соотношения сил между странами
и двух тенденций, присущих международным
отношениям, - партнерства и противоречий.
Поскольку во внешнеэкономических
связях, в том числе валютных,
переплетаются политика и экономика,
дипломатия и коммерция, промышленное
производство и торговля, валютные отношения
занимают особое место в национальном
и мировом хозяйстве. Включение мирового
рынка в процесс кругооборота капитала
означает превращение части денежного
капитала из национальных денег в иностранную
валюту и наоборот. Это происходит при
международных расчетных, валютных, кредитных
и финансовых операциях.
В целом, необходимо отметить,
что в Республике Беларусь создана
и эффективно функционирует институционально-правовая
и организационная структура
валютной системы, в основном, соответствующая
современным требованиям, позволяющая
осуществлять операции с иностранной
валютой как на внешнем, так и на внутреннем
валютном рынке различным субъектам. Однако,
несмотря на позитивные тенденции в его
развитии предстоит ещё огромная работа
по совершенствованию его функционирования,
увеличению объема совершаемых на нём
сделок. Особо сложным этапом на пути развития
национального валютного рынка стало
воздействие мирового финансово-экономического
кризиса: возникли определенные проблемы
и наметились новые тенденции, решение
и регулирование которых возможно путем
использования государством инструментов
валютного регулирования.
Таким образом, функционирование
валютной системы Республики Беларусь
имеет свою специфику, которая определяется
высокой степенью централизованного
валютного регулирования со стороны
государства.
Список использованных
источников
- Деньги. Кредит. Банки: Учебник./ Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 484 с.
- Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под редакцией академика РАЕН Е.Ф. Жукова. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 600 с.
- Абрамов В.Л. Мировая экономика: учебник/ В.Л. Абрамов .-М., Дашков и К0., 2004.
- Красавина Л.Н ”Международные валютно-кредитные и финансовые отношения”: учебник/ Л.Н. Красавина - М. ,Финансы и статистика,1994.
- Семенов К.А. “Международные экономические отношения ”: учебник/ К.А.Семенов.- М., Гардарика.,1999.
- Малинин А.С. Развитие Мировой валютной системы и международная торговля/ Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь- 2006, №2, с16-24
- Вожжов А.П. О тенденциях и противоречиях развития мировой валютной системы/ А.П. Вожжов, М.Г. Коновалова Финансы и кредит - 2009, №31, с19-26
- Экономическая энциклопедия. М., 1999, С.275.
- Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З / ред. От 11.11.2002. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2000. -№.106. -2/219).
- О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Республики Беларусь от 22.06.2003 г., № 226-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2003. - № 25. – Ст.2/978.
- Макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь и проблема отрицательного сальдо: учеб. пособие / П.Г. Никитенко, В.Ф. Медведев, А.И. Лученок. – Мн.: Право и экономика, 2001.– 235с.
- Крайний В. Валютный союз по-европейски / В. Крайний: Интерфакс-АиФ. - 1996 №16
- Ширрефф Д. Европейский валютный союз: взгляд из Европы, Америки, Азии / Д. Ширрефф: Деловая Сибирь 1997 №2
- Погорелый М. Евро - валюта “Соединенных Штатов Европы” / М. Погорелый: Ревизор 1996 №9
- Валовая Т.Д. Европейская валютная система/ Т.Д. Валовая. 1986
- Никитенко П.Г. Макроэкономическое регулирование в белорусской институциональной модели: учеб. пособие / П.Г. Никитенко. – Минск: Право и экономика, 2008. – 220с.
- Пупликов С.М. Валютные операции. Методология и методика валютных операций в трансформационной экономике: монография / С.М. Пупликов. – Минск: Экоперспектива, 2002. – 280с.
- Национальная экономика Беларуси: учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2006. – 751с.