Механизм функционирования мировой валютной системы: эволюция и современный этап развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Главная задача международной валютной системы - регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран. Международная валютная система является одним из важнейших механизмов, который может содействовать расширению или, наоборот, ограничению международных экономических отношений, а также в значительной мере влиять на внутреннее денежное обращение. При написании работы я обратила внимание на ряд моментов, а именно: формирование мировой валютной системы, особенности формирования и функционирования Европейского валютного союза и особенности валютной системы Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1 Понятие мировой валютной системы…………………………………..5
Мировая валютная система: сущность, виды, элементы…………5
Валютный курс и факторы, влияющие на его величину………..10
Формирование и эволюция мировой валютной системы…………..14
От золотомонетного к золото-девизному стандарту…………….14
От Генуэзской к Бреттон-Вудской валютной системе…………..19
Ямайская валютная система………………………………………27
Европейская валютная система…………………………………...31
Тенденции и перспективы развития валютной системы
Республики Беларусь …………………………………………………36
Анализ валютной системы Республики Беларусь………………..36
Перспективы развития валютной системы
Республики Беларусь……………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………...48
Список использованных источников…………………………………….49

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 107.52 Кб (Скачать файл)

Планы создания Европейского валютного союза

Новый этап в развитии западноевропейской интеграции - программа создания валютного  и экономического союза, разработанная  комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года.

            План “Делора” предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия.

            На основе “плана Делора” к декабрю 1991 года был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.

            Первый этап фактически начался  в июле 1990 года одновременно с  полной отменой валютных ограничений  по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделено сближению  уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и  сокращению бюджетного дефицита.

            Второй начался с января 1994 года  созданием Европейского валютного  института во Франкфурте-на-Майне  в составе управляющих центральными  банками стран-членов. Целью создания  Европейского валютного института  была подготовка к организации  Европейской системы центральных  банков и эмиссии банкнот ЭКЮ.

            Европейский совет, проходивший  в декабре 1995 года в Мадриде,  подтвердил решение о введении  единой европейской валюты с  1 января 1999 года, что станет третьим  заключительным этапом. Участники  совета решили отказаться от  названия “ЭКЮ”, приняв вместо  него евро. По замыслам совета  евро станет не параллельной, наднациональной валютой каковой является ЭКЮ, а именно единой, общей для всех членов Евросоюза валютой, которая окончательно заменит марки, фунты, франки...[14, c. 18]

            Для введения единой европейской  валюты страны Европейского союза   должны удовлетворять следующим  критериям:

1. Уровень инфляции не  должен превышать более чем  на 1,5 % средний уровень трех стран-членов  ЕС с наиболее низким уровнем  инфляции.

2. Государственная задолженность  должна составлять менее 60 % от  ВНП.

3. Государственный дефицит  должен составлять менее 3 % от  ВНП.

4. На протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕС.

5. Долгосрочные процентные  ставки не должны превышать  более чем на 2 % средний показатель  для трех стран с наиболее  низким уровнем инфляции.

      Условия действительно жесткие, но без их выполнения, убеждены финансисты, переходить на единую валюту бесполезно, ибо попросту начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее процветающие, за чем последует обесценивание и в перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.

Выбор среди стран ЕС тех, кто станет членом Европейского валютного  союза, должен быть сделан в начале 1998 года на основе экономических показателей  нынешнего года. По предварительным  оценкам страны, удовлетворяющие  квалификационным требованиям, составляют половину от общего числа стран ЕС. Это - Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Австрия, Ирландия и, возможно, Финляндия.

            Технический переход предусмотрен  в три этапа. На первом, с  1 января 1999 года по 1 января 2002 года, на евро переводятся безналичные  взаиморасчеты банков и корпораций, идет пересчет кредитов и вкладов,  долгосрочных финансовых обязательств. В этот период вводится фиксированный  курс обмена валют стран-участниц  союза. На втором этапе - первое  полугодие 2002 года - в наличном  обращении появляются банкноты  евро и разменные монеты. В  это время нынешние национальные  деньги обращаются параллельно  с евро, но идет постепенный  их обмен и выведение из  обращения.

После 1 июля 2002 года, на третьем  этапе, единственным законным платежным  средством в федерации европейских  государств останется только евро.

            Эмиссия и контроль за обращением наличных евро - ответственность будущего Европейского центрального банка. Пока подготовку к его введению и некоторые функции ЕЦБ выполняет Европейский финансовый институт во Франкфурте.

            Цель общей валюты: создание зоны  экономической стабильности, облегчение  обменов и согласование экономических  политик. Соблюдение установленных  сроков позволит ответить на  вопрос о готовности Старого  Света создать противовес влиянию  США: доллар используется в  60 % мировых торговых операций, притом что ВНП США составляет 20 % мирового ВНП.

            Нестабильность обменных курсов  внутри действующей европейской  валютной системы приводит к  тяжелым последствиям для экономик  стран-участниц, которые вынуждены  страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит  гражданам и предприятиям ежегодно  экономить 8 млрд. долларов благодаря  исчезновению этого риска в  Западной Европе.

            Следует отметить то, что совершенно  нереально, чтобы все страны-члены  ЕС достигли намеченных критериев  конвергенции до 2000 года. Самая важная  и трудноразрешимая проблема  для большинства западноевропейских  стран лежит в области бюджетного  дефицита. Здесь положение скорее  ухудшается, чем улучшается. Таким  образом, практическим следствием  Маастрихтского договора является  запрограммированность раскола стран-членов ЕС. При этом может возникнуть опасность того, что более слабые страны еще сильнее отстанут в развитии от своих партнеров по ЕС, если последние действительно извлекут выгоду от участия в ЕВС. Кроме того, валютные связи в рамках ЕС могут стать полностью непредсказуемыми.[15, c. 35]

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тенденции и перспективы развития валютной системы

Республики Беларусь

3. 1 Анализ валютной  системы Республики Беларусь

Национальная валютная система  Республики Беларусь представляет собой  государственно-правовую форму организации  и регулирования ее валютно-кредитных  и финансовых взаимоотношений с  другими странами. Она является составной  частью денежной системы страны. Эта  система находится в процессе становления и окончательно еще  не сформировалась. В настоящее время  институциональный валютный механизм Республики Беларусь по основным параметрам практически приблизился к критериям, присущим странам Запада.

Национальная валютная система  Республики Беларусь образована с учетом структурных принципов мировой  валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в международные  финансовые механизмы.

Основные элементы национальной валютной системы Республики Беларусь: валютная политика; режим валютного  курса; организационно-правовая форма  валютного регулирования.

Основой валютной системы  является национальная денежная единица  – белорусский рубль, введенный  в обращение в 1992 г. В начале он обращался вместе с советским рублем и использовался лишь в наличных расчетах. В марте 1993 г. Белорусский рубль начал котироваться на межбанковском валютном рынке, а с августа 1993 г. – на Межбанковской валютной бирже (МВБ) [18, c.623].

Соответственно, Национальный банк Республики Беларусь с 1993 г. Перешел  от установления фиксированного коммерческого  курса к единому курсу на основе торгов на МВБ. Тем самым было завершено  обособление национальной денежной и валютной систем Республики Беларусь от денежных и валютных систем республик  бывшего СССР, в обращении которых  до введения национальных денежных единиц оставались советские рубли.

В 1 полугодии 2005 г. Белорусский  рубль укрепился в номинальном  выражении практически ко всем валютам  стран – основных торговых партнеров. Укрепление белорусского рубля по отношению  к доллару США и российскому  рублю преимущественно было обусловлено  тенденциями во внешней торговле.

Переходным этапом в становлении  валютной системы Беларуси в начале 1990-х годов явился валютно-финансовый механизм, уходивший своими корнями  в плановую экономику. Определяющую роль в валютном механизме играл основной принцип – равновесие цен на основе сбалансированности спроса и предложения. В структуру валютного механизма входили четыре элемента: валютные методы, валютные рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение.

Мировая практика безопасности проведения расчетов по внешнеторговым операциям, валютно-обменным сделкам  выделяют несколько групп рисков при осуществлении дат валютирования. В основу разработок систем хеджирования рисков при проведении внешнеторговых, валютно-обменных операций, как правило, участники внешнеэкономических  связей закладывают алгоритмы известных  рейтинговых агентств, либо собственные  методики

[17, c.77].

Под устойчивостью национальной валютной системы понимается неподверженность основных элементов валютной системы  колебаниям, валютным кризисам, и наличие  механизмов минимизации их последствий  на экономику страны в целом. При оценке устойчивости национальной валютной системы мы также должны исходить из того, что в 2007 г. Начался переход России к так называемым равно подходным ценам на газ для внутреннего и внешнего рынков, с тем, чтобы обеспечить российскому Газпрому равный интерес, как к экспортным поставкам, так и снабжению внутреннего рынка. Цена газа в России будет равна цене в Европе за минусом расходов на транспорт и логистику [16, c.187].

Выделим группы рисков, специальных  факторов, влияющих на устойчивость белорусской  валютной системы [16, c.190]:

- первая группа – риск  кредитования;

- вторая группа – риск  рынка;

- третья группа – операционный  или системный риск;

- четвертая группа –  риск ликвидности;

- пятая группа – факторы  случайности.

Частота подверженности того или иного участника внешнеэкономических  связей на всех сегментах финансового  рынка вышеуказанным рискам регистрируется в информационных базах мировых  аудиторских организаций (рейтинги). Наличие рисков при проведении внешнеторговых операций является важным обстоятельством, влияющим на поступление экспортной выручки и на стабильность валютной системы. Многоликость групп рисков при проведении расчетов по внешнеторговым операциям и валютно-обменным сделкам, естественно, требует как со стороны  центральных банков, так и со стороны  коммерческих банков и небанковских участников рынка применения современных  способов их хеджирования на основании  результатов как фундаментального, так и технического анализа [17, c.190].

Рассмотрим методологические аспекты технического анализа рисков для Республики Беларусь.

Технический анализ – это  совокупность методов оценки риска  и выбора способов его минимизации. Состав методов технического анализа  в трансформированной экономике  Республики Беларусь можно определить двумя уровнями.

Первый уровень может  быть представлен методом интуитивного характера.

Второй уровень технического анализа – метод прогнозирования  изменений и тенденций всех сегментов  финансового рынка посредством  анализа графика.

Для любой страны с трансформированной экономикой, особенно для стран, испытывающих недостаток собственных природных  ресурсов, возникает объективная  необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Уровень развития рыночных производственных отношений  определяет как направление валютного  регулирования, так и источники  финансирования дефицита платежного баланса. Наличие дефицита платежного баланса  в течении пяти и более лет позволяет делать вывод о неоптимальном выборе направления валютного регулирования в нашей стране. В Республике Беларусь с учетом того, что обеспеченность рублевой массы валовыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования в 1996-2006 гг. составляло 63,6 %, необходимо применение элементов, механизма валютного контролинга с эволюционным переходом к либеральному механизму валютного регулирования, что создаст предпосылки для минимизации проблемы отрицательного сальдо торгового баланса [16, c.193].

Ситуация на всех сегментах  белорусского валютного рынка в  начале 2007 г. Также требует применения механизма валютного контролинга.

Учеными сформулированы принципы как директивного, так и либерального направлений валютного регулирования, которые нашли применение при  организации валютных отношений  в белорусской валютной системе. Национальными органами валютного  регулирования и контроля используются следующие принципы директивного валютного  регулирования:

1) принцип обеспечения  гарантии выполнения обязательств  по внешнеэкономическим контрактам  нерезидентами в пользу резидентов  Республики Беларусь при осуществлении  последними предварительной оплаты  в форме банковского перевода;

2) принцип определения  сферы введения валютного контролинга;

3) принцип монопольного  положения банков при проведении  валютных

операций;

4) принцип декларирования  цели и необходимости проведения

Информация о работе Механизм функционирования мировой валютной системы: эволюция и современный этап развития